ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липицы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь


Липицы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1735.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Серпуховский район, д. Липицы

Координаты: 54.849402, 37.480766



Сортировка:

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
МОРПЕХ879
24 сентября 2017
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
20 февраля 2024
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Липицы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Липицы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь
Mutaborr
2 октября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2019
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
13 марта 2019
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
МОРПЕХ879
24 сентября 2017
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Харченко Геннадий
20 декабря 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Владислав Яровинд
30 августа 2011
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2005
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 октября 2004
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1999
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
20 февраля 2024
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
20 февраля 2024
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
20 февраля 2024
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
20 февраля 2024
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2019
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Сергей
13 сентября 2016
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
25 октября 2011
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1989
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, часовня<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
часовня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
3 мая 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, часовня близ церкви<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
часовня близ церкви
Андрей Агафонов
1 октября 1999
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Собственная съемка<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 апреля 1989
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Собственная съемка<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 апреля 1989
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Собственная съемка<br>, Липицы, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 апреля 1989



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Российский  23 декабря 2008

«Дома большого села двумя порядками протянулись вдоль старой, укрытой асфальтом дороги, одолевающей в Липицах крутой подъем окского берега. На краю старой части села, слева от дороги, обращает на себя внимание странное, большое и громоздкое кирпичное здание. Не сразу можно признать в нем бывший храм. Дело даже не в утратах, которых, к сожалению, не избежал памятник. Облик его и в самом деле непривычен. Не случайно же возникла местная легенда о том, что якобы владелец Липиц граф Головкин строил здесь себе каменный дом, но, когда постройка его приближалась к концу, графу дом не понравился и он решил переделать его под церковь.

Однако достаточно обратиться к планировке здания, которая имеет ярко выраженный культовый характер, чтобы отнести легенду к области народной фантазии. Церковь, освященная в 1735 году, имеет традиционную, архаичную для своего времени композицию: на единой оси здания размещены граненая алтарная апсида, двусветный четверик собственно храма, трапезная и колокольня (перестроена в 1853 г.). Но размеры этих частей поражают своей величиной: внутреннее помещение простого сельского храма в плане имеет размеры 10 Х 10 м, трапезная – 10,4 Х 19,8 м. Вызывает недоумение и крайняя упрощенность, суровость и даже примитивность архитектурного решения. Все это тем более удивительно, что заказчиком сооружения был знаменитый деятель петровского времени – государственный канцлер граф Гаврила Иванович Головкин. И среди его многочисленных вотчин (граф был богатейшим человеком своего времени) Липицы не просто одна из многих; окрестности Серпухова были родиной его предков, в Никольской церкви Высоцкого монастыря обрели они вечный покой, и там же, согласно его воле, был похоронен и он сам - в 1734 году, всего за год до освящения Благовещенской церкви в Липицах, достроенной уже его младшим сыном, также известным дипломатом Михаилом Гавриловичем Головкиным.

Надо полагать, Липицы вместе с соседним селом Тешиловым отошли во владение Г.И. Головкина в самом начале XVIII века и получены были им в качестве награды за службу от самого Петра, при особе которого он почти постоянно находился, сопровождая царя во всех его многочисленных дальних и ближних путешествиях. Можно с уверенностью сказать, что подарок этот был особенно по сердцу канцлеру: с ним он обретал на родине своих предков прочное и достойное место, которого до сих пор не имел: отец его, обязанный своим появлением среди русской знати исключительно родству с Нарышкиными (он был двоюродным дядей и крестным отцом матери Петра I) имел за собой близ Серпухова только пять крестьянских дворов. Одним словом, предпринятое Головкиным большое строительство в Липицах было для него делом значительным…» «Однако, как заказчик храма в Липицах, Головкин обнаружил на первый взгляд странные художественные вкусы. Архаичная по архитектуре Благовещенская церковь рождена в художественной среде, сознательно не принявшей новое в искусстве, активно воспротивившейся петровскому переустройству его на западноевропейский лад. И вот что примечательно, даже парадоксально: до реформ такого мелочного противления западному влиянию в русском искусстве не было. Появилось оно, видимо, как реакция на демонстративность петровских преобразований, на попытку Петра противопоставить новую Россию старой Руси.

В такой сложной, исполненной подлинного драматизма идейно-художественной атмосфере, когда параллельно существуют два потока искусства: древнерусского и нового времени, - зодчие-традиционалисты неизбежно обрекли себя на творческую изоляцию, неизбежно прибегли к методу архаизации, к консервации традиций. Едва ли не дальше других пошли по этому пути серпуховские мастера, настойчиво стремившиеся возродить в XVIII веке формы старой московской архитектуры.

Впрочем, само по себе наличие в ближайшем к Липицам городе Серпухове архитектурной школы, ориентированной на развитие древнерусских традиций, не более как хорошая предпосылка появления архаической архитектуры Благовещенской церкви. Выбор сделал заказчик – граф Головкин, которому вовсе не обязательно было обращаться к местным мастерам, у него была практически неограниченная возможность через свои многочисленные дипломатические каналы привлечь к строительству в Липицах крупного европейского архитектора, не говоря уже о тех из них, кто работал в то время в обеих русских столицах. Так отчего же эти возможности оказались попросту нереализованными?

В реальной жизни, наверное, причин тому было много, но главные заключены в своеобразии русской культуры начала XVIII века, в ее типологической пестроте, в смешении крайне несходных культурных элементов. Традиционное мировоззрение часто уживалось в ту пору с новыми бытовыми привычками, старинные нравы – с начатками европейских знаний, и наоборот. Знаменательно, что и личность самого государственного канцлера отличалась столь характерным для времени «нестройным» культурным составом. На привыкших к роскоши и расточительству европейцев он производил впечатление человека скупого. Скромную обстановку, окружавшую Головкина в его частной жизни, и сам строгий размеренный уклад ее принимали они либо за проявление «извинительной слабости», либо всепоглощающей дурной страсти. Тем не менее современники, дававшие канцлеру самые противоречивые, подчас весьма нелестные оценки, единодушно отмечали его «большое влияние между старыми русскими ханжами и особенно между духовенством».

Как видно, Головкина не захватила полная внутренняя перестройка – то культурно-психологическое перевоплощение, к которому стремился Петр. Всю свою жизнь отдал петровский канцлер тому гигантскому делу, которое мы называем теперь преобразованием, но множество срочных экономических, военных, политических и других насущных задач, которые приходилось решать ему, не сделалось для Головкина самодовлеющим, главным. Оказавшись в самой гуще событий времени, он сохранил живую связь с культурой, мировоззрением, а следовательно и искусством Древней Руси».

«В пору, когда строилась Благовещенская церковь в Липицах, работал над своими московскими дворцами молодой Растрелли. То, что выходило из-под его талантливой руки приводило в восторг современников, ибо олицетворяло праздник жизни и радовало глаз. Ко всему этому старый, уставший от бесконечного петровского «поспешания» канцлер оставался совершенно безучастным; по-старому сдержанная и строгая архитектура была ему ближе».

Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2014

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку, и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы.

О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг. в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской обл.), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре.

В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта. В целом же положение липицкого храма в середине XIX в. было критическим, например, в 1849 г. с его обветшавшей колокольни сняты колокола, а в начале следующего года из-за аварийного состояния здания приостановлено богослужение. С 1852 г. к храму Благовещения в Липицах был приписан Никольский храм села Лукьяново, строители которого помещики Степановы в 1854 г. пожертвовали 3000 руб. на поддержание причта при липицком храме и, возможно, также позаботились о его ремонте — в 1853 г. была перестроена колокольня и увеличена трапезная. В 1880-1881 гг., на средства церковного старосты крестьянина деревни Михайловки Николая Филипповича Игумнова, при участии царскосельского 2-ой гильдии купца Федота Афанасьевича Медкова и других лиц, в храме с. Липицы устроен северный Никольский придел, освящённый 18 октября 1881 г. В 1889 г., на средства же Н. Ф. Игумнова обновлена церковная кровля. В 1893-1894 гг. на пожертвования Н.Ф. Игумнова, Ф. А. Медкова и других в основном храме тульским иконописцем Павлом Климентьевичем Григорьевым был возобновлён иконостас и исполнены стенные росписи. В 1897 г. «мастером Григорьевым» были поновлены иконостас и стенная живопись в Троицком приделе, а также иконостас Никольского придела. Тогда же взамен старых печей устроено духовое отопление.

В 1894 г. в приходе с. Липицы основано общественное попечительство под председательством священника Алексея Петровича Троицкого. Помимо имевшегося с 1876 г. училища Министерства народного просвещения, в 1895 г., в доме, приобретённом почётным членом приходского попечительства Ф. А. Медковым, в селе открыта церковно-приходская школа; в следующем году она преобразована в специальную женскую школу — которая, ввиду наплыва учащихся, сразу оказалась тесной. В 1899 г. попечитель Ф. А. Медков начинает строить по соседству с храмом новое школьное здание. В 1781 г. в приходе с. Липиц было 160 дворов; в 1798 г. — 183 двора, 803 души мужского пола; в 1812 г. — 175 дворов, 985 душ мужского пола и 1040 — женского пола. Около 1895 г. при храме числилось более 1000 прихожан и 1174 прихожанки. В 1920-х гг. членами местного «религиозного общества» записался 61 верующий. Храмовый причт со 2-ой половины XVIII в. был двухкомплектным, то есть включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей. В приход входили деревни Михайловка, Банино, Селино, Вечери; с конца 1852 г. присоединено село Лукьяново.

Приходская деревня Селино в 1890-х гг. была центром старообрядчества (имелась «раскольничья молельня»), там же сказывалось и влияние сект («хлыстовщина»). Для противодействия всему этому, с 1896 г. второй священник села Липиц Иоанн Щеглов посещал Селино, служа всенощные накануне воскресных и праздничных дней и проводя затем религиозно-нравственные беседы в доме крестьянина Ивана Полишина; приходское духовенство хлопотало о строительстве в деревне Селино школы, которая служила бы также православным молитвенным домом

С середины XIX в. по 1930-е гг. с Липицами связана замечательная династия священнослужителей Троицких. Настоятелями сельского храма последовательно были глубоко чтимый народом священник Пётр Троицкий, его сын Алексей и внук также Алексей, расстрелянный за своё служение в 1937 г. Ещё раньше пострадали братья последнего — Димитрий, в монашестве Даниил, с 1921 г. епископ Болховский, викарий Орловской епархии, а с 1931 г. епископ Брянский (умер в тюрьме в 1934 г.) и Владимир, в монашестве Илларион, с 1920 г. архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (скончался в 1929 г. по пути в ссылку, канонизирован в лике новомучеников Российских).

Богослужение в с. Липицы совершалось, по крайней мере, до конца 1934 г., когда 29 ноября Серпуховской горсовет постановил снять с местной колокольни колокол весом в 400 пудов (= 6 400 кг!) – и заменить его другим, в 3-4 пуда. Позже Благовещенский храм был закрыт; его здание использовалось как сельский клуб и спортивная школа. С 1998 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2007 г. перестроен основной объём храма, в настоящее время завершается строительство колокольни.

Архитектура липецкого храма ныне представляет собою спорный случай возрождения церковно-исторического памятника. Здание 1733-1735 гг. при огромных размерах отличалось предельной простотою, почти скудостью украшения. В современном своём виде храм, талантливо спроектированный архитектором Виктором Владимировичем Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей — тем не менее, воплощает скорее художественный идеал Святой Руси, чем реальные обстоятельства достопамятной истории Благовещеской церкви в селе Липицы.

Пилипенко А.Д., старший научный сотрудник СИХМ

tsobor.ru/?p=1480


Анонимный участник  12 апреля 2015

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с часовней в усадьбе "Липицы" по адресу: Серпуховский район, пос. Липицы, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов, 12 апреля 2015 г.


Андрей Семенов  8 августа 2016

Село Липицы стоит на правом берегу р. Оки на старой Московской дороге, в 85 в. от Тулы, в 40 в. от Каширы и в 4-х вер. от Московско-Курской ж. д. Из истории прихода села Липиц сохранилось не много сведений. Известно только, что село это было некогда дворцовою волостью, как это видно из пометки, сделанной на сохранившейся в церкви старой триоди в 1701 году рукою „попа Флора”. После этого село перешло во владение канцлера графа Гавриила Ив. Головкина, затем во владение Измаиловых и далее во владение менее известных помещиков. Название села, как можно полагать, произошло от множества лип, окружавших прежде господский парк, остатки которых, в виде двух больших липовых аллей, сохранились в этом саду и доселе.

Приход состоит из села и деревень: Селиной, Вичири, Михайловки, Баниной и села Лукьянова, присоединенного к приходу в 1852 году и принадлежавшего прежде приходу с. Лысцева Алексинск. уезда. Всех прихожан в приходе числится более 1000 душ м. пола и 1174 ж. пола: между ними есть, хотя и не особенно много, старообрядцы равных согласий. Гнездом старообрядчества в приходе служит дер. Селина, где у старообрядцев есть даже молитвенный дом. Кроме земледелия, многие занимаются отхожими промыслами, отправляются на заработки в Москву, Петербург и другие города. Кроме того, в селе развито образцовое садоводство, составляющее более видную отрасль добывающей промышленности, чем даже земледелие. Документальных сведений касательно истории приходского храма не сохранилось. Есть предание, что за Липицами находилось когда-то село Саларево, от которого в настоящее время никакого следа: только лес, находящийся верстах в 3-х от Липиц, носит название Саларево. В этом селе первоначально будто бы и существовал деревянный храм, о судьбе которого ничего неизвестно.

Настоящий храм в селе Липицах каменный, во имя Благовещения Божией Матери, с приделом в трапезной во имя св. Троицы, построен на средства графа Головкина в 1735 году. Рассказывают, что Головкин строил для себя каменный дом в селе Липицах, и когда постройка уже приближалась к концу, то графу дом этот не понравился, и он решил переделать его на церковь. Действительно, теплый трапезный храм, во имя св. Троицы, своим устройством скорее походит на залу, чем на храм в строгом смысле.

В 1881 году стараниями церковного старосты П.Ф. Игумнова в теплом храме, с левой стороны, устроен новый придел во имя св. Николая. Причт церкви состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Из причта с. Липиц, по сохранившемуся преданию в приходе, вышел знаменитый Платон, митрополит московский. Его отец был причетником в этом селе. Рассказывают, что, проезжая чрез село Липицы, он остановился здесь и велел пригласить к себе кого-нибудь постарше из семейств причта. Ему представлена была одна старушка, в сопровождении которой он посетил места, любимые им в детстве, и указал ей одну ветлу, на которую он лазил в детстве. Затем пожелал видеть сверстников своего детского возраста: ему представлены были братья Мурошкины. Благодушный святитель обласкал их и подарил им 50 рублей. Род Мурошкиных и до сих пор продолжается в селе.

На содержание причта получаются % с 4839 р. 50 к. и (вместе с церковью) с 373 руб. Церковной земли имеется: полевой 42 д. 1425 с., луговой 15 1/2 дес. С 1876 года в селе существует министерское училище.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 413


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 ноября 2016

При восстановлении усадебной церкви в Липицах, возведенной петровским канцлером Г.И. Головкиным в скромных формах нарышкинского стиля, ее архитектура была кардинально преобразована. Архитекторы-реставраторы "сфантазировали" формы завершений: были сделаны килевидные кокошники, на высокий барабан была "водружена" луковичная глава, выстроена превышающая высоту самого храма шатровая колокольня, которая в таком виде не существовала никогда. Здание полностью изменило свой облик, в котором трудно отыскать первоначальную подлинную архитектуру 1730-х гг.

По материалам сайта: http//arch-heritage.livejournal.com/html/Храмы России: возрождение или?



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.