ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Феофилова Пустынь (Николаево). Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Феофила Омучского
Год постройки:1824.
Адрес:
Псковская область, Струго-Красненский район, д. Феофилова Пустынь (Николаево)

Координаты:58.266618, 29.4591


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Вадим Павлов
22 июля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Анастасия Лазарь
1 октября 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Михаил Владимиров
26 августа 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Вид с востока
Наталия
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фундамент после раскопок в 2008г.
Ольга Валерьевна
1 мая 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Михаил Владимиров
26 декабря 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Наталия
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Наталия
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Наталия
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Главный купол 2007г
Ольга Валерьевна
26 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
17 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
17 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 августа 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Феофилова Пустынь (Николаево) - Струго-Красненский район - Псковская область
Фото из Журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  26 февраля 2005

Около 1395 г. на речке Омуге преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Не случайно она до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм стал приходской церковью. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление. В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского. В предреволюционные годы село Феофилова Пустынь стала местом благотворительных учреждений. Здесь был земский врачебный приемный покой, сельская община сестер милосердия и дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища.

В 1923 г. Феофилову Пустынь переименовали в село Николаево. В 1930-е гг. Успенскую церковь закрыли, а во время войны ее наполовину разрушили немцы. Развалины этого храма в Николаеве сохраняются и сейчас.

http://pskovcity.ru/hron20023.htm


Статью добавил(а): Михаил,  3 августа 2009

Обитель была основана в 1396 году на реке Омуга преподобными Феофилом и Иаковым, пришедшими из Коневецкой обители, что на Ладожском озере. Их трудами и возникла обитель Успения Пресвятой Богородицы. Оба подвижника Русской православной церкви приняли схиму, дожили до глубокой старости. После кончины старец Феофил был погребен у стен храма обители. По некоторым источникам тут же похоронен и Иаков. Незадолго до закрытия монастыря его наместником был старец Мардарий, почитаемый верующими до настоящего времени. В 1764 году по Указу Императрицы Екатерины II обитель была упразднена, но вопреки царской воле продолжала существовать: рядом с ней образовалось село Феофилова пустынь, где действовала приходская церковь во имя Успения Божией Матери, в которой стоял рака с Мощами старца Феофила. Обитель посетил император Александр I и, исцелившись от простуды ноги, в благодарность за это повелел на собственные средства возвести вместо деревянного каменный храм. Император лично присутствовал на освящении храма в 1824 году. В октябре 1827 года на почтовой станции села Феофилова пустынь останавливался поэт Александр Пушкин.


Статью добавил(а): Барин Волков,  7 августа 2011

Дату основания Феофиловой пустыни и одноименного села относят к 1396 году, когда на берегу болотистой речки Омуги (Омучи) преподобный Феофил и его сотаинник преподобный Иаков заложили небольшую Успенскую пустынь. Первое печатное свидетельство об этом встречается в «Истории Российской иерархии» (СПб., 1881. Т.6, ч. 2. С. 848—849), где отмечается, что «Феофилова Успенская пустынь мужская, упраздненная в 1764 году, находилась в Новгородской епархии, ныне Псковской, в Шелонской пятине, в Порховском уезде, в Демьяновском погосте, на берегу реки Омуги, расстоянием от Порхова к северу в 65, от Новограда к западу в 78, от Пскова к северо-востоку в 95 верстах». В другом источнике читаем, что «Феофилова пустынь находится в 200 верстах от Петербурга и в 56 верстах от Луги. Называется она по имени бывшей здесь до 1764 года мужской пустыни, основанной преподобным Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу реки Омуги, впадавшей в Плюссу» (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.9. СПб., Лужский уезд, 1885).

В «Энциклопедическом словаре», изданном в начале XX столетия под редакцией профессора И.Е. Андреевского, приводятся следующие краткие сведения «Феофилова пустынь — село Санкт-Петербургской губернии, Лужского уезда, на Варшавском шоссе, в 57 верстах от уездного города. До 1764 года здесъ находился монастырь — Успенская-Коневская-Феофилова пустынь, основанная преподобным Феофилом и Иаковом в 1396 году. Под спудом мощи основателей» (Энциклопедический словарь. С.-Петербург Типография Акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1904. С. 932). В то время местность входила в состав Шелонской пятины Великого Новгорода.

Пустынь просуществовала три с половиной века, будучи приписанной вначале к Посолодинскому, а затем к Розважскому монастырям. В 1577—1589 годах она называлась Успенская и Богоявленская Феофилова пустынь. По записке 1580 года «Феофилова пустынь была ружною 2 на нее отпускали 6 рублей, 3 алтына и 4 деньги» (Времен. Общ. Истории. Кн.24. С. 38, 39).

По переписи 1628 года, в Феофиловой пустыни стояла деревянная церковь без священнодействия, то есть службы в ней не проходили. Крестьян насчитывалось шесть душ бобылей, записавшихся, из церковников. Когда она сгорела (в начале XVIII века), то на том же месте выстроили другую деревянную церковь с тем же наименованием. О дате ее освящения свидетельствовала надпись, что жертвенник (престол) освящен «при державе Петра Алексеевича... по благословению Иова... митрополита Новограда и Великих Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил ту церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним».

В 1764 году во времена царствования Императрицы Екатерины II из-за малочисленности братии обитель упразднили, а Успенский храм обратили в приходской. Приход здесь просуществовал вплоть до закрытия храма в конце 1930-х годов. Деревянная церковь, выстроенная в начале XVIII века, простояла 111 лет, после чего в 1823 году за ветхостью была разобрана. Тогда же «в 4 саженях к западу от нее» построили временную деревянную церковь меньшего размера, без колокольни, — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь, ворота и трапезная были срублены из теса. Позднее прилегающую территорию обнесли забором из красного кирпича.

К 1824 году помимо деревянной церкви на приходе бывшей Феофиловой пустыни был построен каменный храм с колокольней и тремя приделами. Центральный, или главный, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святого благоверного князя Александра Невского, и правый — в честь преподобного Феофила. Антиминсы 3 боковых престолов были освящены епископом Ревельским Григорием (Постниковым) 22 ноября 1823 года и подписаны митрополитом С.-ПетербургскимСерафимом (Глаголевским). Спустя полвека был освящен новый антиминс главного престола, подписанный 27 июля 1875 года епископом Ладожским Палладием (Раевым), будущим петербургским митрополитом. Храм был увенчан круглым барабаном со светло-голубым куполом, украшенным золотыми звездочками.

Временная деревянная церковь была освящена «при державе Императора Александра Павловича», по благословению митрополита Серафима наместником Александро-Невской лавры архимандритом Товией, который и наблюдал за постройкой церквей, в Успение — 15 августа 1824 года. На освящении храма присутствовал сам Император Александр I, ибо ранее, как гласит предание, «проезжавшего мимо этого места, Благословенного Государя Александра I простудный недуг поразил в ноги Император притекает к мощам преподобного Феофила и, коленопреклоненно молясь у раки с его мощами, получает исцеление» (Русский паломник. 1902. №24. С. 413—414), «емуже дивное от недуга даровал исцеление «Лужений чудотворец» (Преподобные Феофил и Иаков Омучские, Лужские. Листок № 20 1998 г. псковского храма Святого Благоверного Князя Александра Невского).

Средствами на построение храмов послужили 15 тыс. руб. ассигнациями, выданные из комиссии Духовных училищ, 30 тыс. руб. ассигнациями в билете — от купца Солодовникова; проценты от капитала Солодовникова и госпожи Глинкиной — 522 руб. 77 коп., от разных благотворителей — 172 руб.; от богомольцев собранные в дни освящения храмов — 500 руб. За оставшиеся после постройки материалы было выручено еще 500 руб. Всего было собрано средств на постройку церквей около 62 тыс. руб. ассигнациями, а истрачено несколькими рублями больше.

Строительство деревянного и каменного храмов осуществлялось при священнике Игнатии Васильеве, возглавлявшего приход в те годы. Он был сыном пономаря Порховского уезда и служил вначале пономарем, а позднее диаконом в Боротинском погосте. Утверждали, что Император Александр I во время посещения Феофиловой пустыни в 1824 году заходил к священнику отцу Игнатию и даже исповедовался у него.

Известно, что главной святыней двух храмов обители были мощи преподобного Феофила, который был игуменом этой пустыни и скончался около 1412 года, почивавшие под спудом под средним алтарем каменной церкви, а также мощи преподобного Иакова. Точные даты жизни и кончины последнего неизвестны, как и точное место упокоения его мощей на территории пустыни.

Согласно материалам «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (Т. 9. СПб., Лужений уезд, 1885), причт 4 храма до 1854 года состоял из священника и двух причетников, в связи с увеличением прихода была определена просвирня 5. Доходов получалось до 600 руб. на причт. Из них жалованье священника составляло 200 руб., псаломщиков — по 70 руб., просвирни — 30 руб. в год.

На конец XIX века в состав прихода входили две усадьбы, село Феофилова пустынь и девять деревень Лавровни, Селицы, Пахонь, Кирилково, Старищи, Звад, Дертины, Большие и Малые Льзи. Близлежащими приходами были Гагринский, Запольский, Уторгощский, Боротинский и Веленский. По соседству находились две земские школы при волостных правлениях в Заполье и Боротно, а также министерские школы в Гагрине и Веленях, в которых обучались дети местных крестьян. Прихожан насчитывалось 824 человека мужского пола и 919 душ — женского. Церкви принадлежали два ветхих деревянных дома для причта, сторожка и баня; 89 десятин 2, 022 сажени земли, в том числе под кладбищами и церквями — 1 десятина 1, 590 сажени, неудобной земли — 1 десятина 1, 270 сажени; 2250 руб. капитала церковного и 530 руб. на причт.Дом священника был выстроен в 1858 году из боковых флигелей телеграфного здания, находившегося на шоссе в шести верстах от церкви. Рядом находился дом причетника, переделанный из бывшего здесь же дома священника Романского. По преданию, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Товия, живший в этом доме в период строительства храмов, оставил его за долги священнику Игнатию Васильеву, а потом дом переходил от одного священника к другому через покупку.

До революции зажиточное село являлось центром ряда благотворительных учреждений. Из материалов того же журнала «Русский паломник» за 1902 год известно, что с 90-х годов XIX века под сенью храма Феофиловой пустыни приютился земский врачебный приемный покой, в 1899—1900 годах здесь возникла сель- екая община сестер милосердия с постоянным доктором. Устроителями общины являлись столичный (Санкт-Петербургский) священник отец И.С. Лебедев и местный священник отец А.Я. Смирницкий. В 1902 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) смотрителем Александро-Невского духовного училища иеромонахом Никодимом (Кононовым), будущим новомучеником, была организована первая постоянная дача для воспитанников-сирот и иностранцев, обучавшихся в столичном Духовном училище и не имевших возможности уезжать на летние, Рождественские и Пасхальные каникулы домой. На даче отдыхало до сорока учащихся под наблюдением отца-смотрителя и двух надзирателей-учителей А.П. Соловьевича и иеромонаха Филиппа. Кроме богослужения и занятий дети играли в лапту, мяч и городки, ходили на прогулки, пели в хоре, работали в саду. До этого времени сирот брал к себе на дачу знаменитый пастырь-благотворитель протоиерей Алексей Колоколов, по кончине отца Алексея его дача отошла под «женское богоугодное заведение» — общину сельских сестер милосердия. Поэтому смотритель училища под дачу сирот арендовал небольшое имение господина Эрина с двухэтажным домом, садом и огородом вблизи церкви и неподалеку от местной общины сестер милосердия.

По материалам «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (т. 9, СПб., Лужский уезд, 1885), в разное время священниками церкви Успения в б. Феофиловой пустыни были Исайя Васильев, служивший до 1788 или 1780 года; Петр Тимофеев, — с 1780 по 1797 год; Игнатий Васильев, — с 1797 по 1831 год. С 1831 по 1854 год священниками здесь служили Петр Григорьев, переведенный позднее в Лужский собор, и Димитрий Антонович Романский; с 1854 года — Иоанн Семенович Разумовский, переведенный из села Ветвеника Гдовского уезда. Перед революцией, в 1915 году настоятелем церкви служил священник Василий Михайлович Воинов. В 1937 году последний священник отец Василий уехал (предположительно в село Взвад Старорусского района Новгородской области).

В звании дьячков состояли Трифон Игнатьев — до 1801 года; Петр Екимович Голубев — с 1801 по 1806 год; Иван Васильев — с 1806 по 1838 год; Александр Каллиникович Смирнов — с 1844 по 1855 год; Иван Анисимович Лабецкий, переведенный в 1880 году в соседнее село Заполье; Андрей Андреевич Чужбовский с 1865 по 1867 год и переведенный в Дылицы; Иван Иванович Ильинский, а позднее перед революцией его сын — Алексей Иванович Ильинский, уроженец этого села. В декабре 1937 года Алексея Ивановича Ильинского, который в это время служил псаломщиком в соборе Воскресения Христова в городе Луге, расстреляли в Левашовской пустоши под Ленинградом. (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 14, ч. 2, статья «Из синодика новых мучеников Российских, православных клириков и мирян, расстрелянных в 1937 году», с. 97—100). Пономарями в разные годы служили Григорий Исаев, Иван Григорьев, Иван Каменоградский, Стефан Яковлевич Яновский и другие.

В начале 1920-х годов село Феофилова Пустынь переименовали в деревню Николаево. В 1931 году церковь закрыли, в здании храма устроили клуб. В 1940 году часть икон из закрытого храма порубили, оставшуюся часть вместе с остатками церковной утвари на лошадях вывезли в Струги-Красные. Тогда же разбили и огромную необыкновенной красоты люстру, которую не смогли осторожно снять. В период оккупации 1941-1944 годов в храме вновь шла служба. После освобождения псковской земли от немецких войск часть храмов (от трети до половины открытых миссионерами) вновь закрыли, но многие церкви и соборы остались действующими. Впоследствии многих священников и мирян, состоявших в Псковской Православной миссии арестовали и репрессировали, и они находились в советских лагерях и тюрьмах (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27). В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала в ходе ожесточенных боев за стратегически важный узел дорог. В 1941 году на колокольне находился наблюдательный пункт, с которого артиллерийскими наводчиками корректировался огонь батарей по наступающим немецким дивизиям, рвущимся к Луге. Особенно пострадала западная часть храма с колокольней. После войны местные жители продолжили разрушение храма, растаскивая его развалины на кирпичи.

К 1970-1980 годам от белоснежного каменного красавца-храма, стоявшего на развилке трех дорог, мало что осталось. Над лесом и селом возвышается лишь видная издалека центральная часть храма, увенчанная куполом, опирающимся на четыре столба. Стены и колокольня храма погибли от людского варварства. В послевоенные годы на территории пустыни поставили щеподралку, а позднее — пилораму. Прилегающее к храму кладбище сравняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но жительницы села не дали свершиться святотатству.

19 сентября 2003 года «в актовом зале администрации района состоялась четвертая сессия районного Собрания депутатов... На сессии было рассмотрено ходатайство жителей деревни Николаеве Хрединской волости о возвращении деревне ее исторического названия — Феофилова Пустынь.  Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 октября 2002 года № 182 «О переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь» законодатели области поставили окончательную точку в вопросе восстановления прежнего наименования населенного пункта. В соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2003 г. № 375 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в ... Псковской, Ростовской и Саратовской областях» принято предложение Псковского областного Собрания депутатов, и на картах вновь появилось название, которому шесть с лишним веков.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  18 января 2018

Проезжая вдоль деревни Феофилова Пустынь (до недавнего времени деревня называлась Николаево) по шоссе Санкт-Петербург - Псков, можно видеть останки храма. Это остатки Успенского храма бывшей Феофиловой Успенской пустыни. Монастырь был основан в 1396 году на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погоста выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины существовавшая до этого три с половиной сотни лет обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую. Вокруг нее возникло село Феофилова Пустынь, память о преподобных не меркла. Однажды мимо проезжал государь России Александр I, у которого "простудный недуг поразил ноги". Император коленопреклоненно молился у раки Лужского чудотворца Феофила и в благодарность за исцеление повелел на свои средства возвести здесь новый каменный храм, что и было сделано в 1824 г. Император лично присутствовал при освящении храма. В каменном храме главный престол в честь Успения Божией Матери, правый придел - в честь преп. Феофила, левый - Александра Невского. Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери.

В предреволюционное время село стало местом целого ряда благотворительных учреждений. 3десь были земский врачебный покой, сельская община сестер милосердия и постоянная дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 году Феофилова Пустынь была переименована в Николаево. Каменный храм был закрыт в 1931 году, вместо него был открыт клуб. В период оккупации богослужения возобновились. В 1944 году храм сильно пострадал, а после войны местное население продолжило его разрушение, растаскивая кирпич для своих нужд. О судьбе деревянной церкви ничего неизвестно. Сейчас планируется построить здесь деревянную церковь.

http://www.strugi-edu.ru/SP_Feofil_nw.html

Успенская церковь в упраздненной Феофиловой пустыни

Феофилова пустынь находится в 200 вер. от Петербурга и в 56 вер, от Луги. Называется по имени бывшей здесь до 1764 г. мужской пустыни, основанной преп. Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу р. Омучи, впадавшей в Плюсу.

В Феофиловой пустыни, упраздненной в 1764 г., была деревянная церковь Успения, но в ней службы не было. Когда она сгорела, то построена другая, также деревянная и в то же наименование церковь. Об освящении её свидетельствует надпись на подпрестольном кресте, где говорится, что жертвенник (престол) освящен "при державе..., Петра Алексиевича., по благословению Иова... митрополита Новаграда и Вел. Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил тое церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним". Эта церковь за ветхостью разобрана в 1823 г. и в 4 саж. на запад от нее построена временная деревянная церковь, меньшого размера, без колокольни, во имя Успения. В 1824 г. кроме неё построен каменный храм. На подпрестольном кресте временной церкви написано, что она освящена при державе Императора Александра Павловича, по благословлению митр. Серафима, наместником Александро-Невской лавры архим. Товиею августа 15 1824 г. Временная церковь и каменный храм существуют до ныне. Средствами на построение этих церквей послужили: 15 т. р. асс. выданные из комиссии дух. училищ; 80 т. р. асс. в билете, от купца Солодовникова; процентов с капитала Солодовникова и г-жи Глинкиной (13,251) - 522 р. 77 к.; от разных благотворителей - 172 р.; от богомольцев собрано в дни освящения храмов 500 р.; за оставшиеся после постройки материалы выручено 500 р. Всего собрано было до 62 т. р. асс., а истрачено несколькими рублями больше. В каменном храме главный престол в честь Успения Божией Матери, правый придел преп. Феофила, левый - Александра Невского. Антиминсы боковых престолов освящены еписк. Ревельским Григорием 1823 г. ноября 22 и подписаны митр. Серафимом. Антиминс главного престола новый, освященный 1875 г. июля 27 еписк. Палладием.

Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери. Антиминс ее освящен июля 30 1818 г. митр. Михаилом.

В храмах достопримечательны: 1) мощи преп. Феофила, почивающие под спудом, под средним алтарем каменной церкви. Преп. Феофилу местно празднуют 29 декабря. Этот Феофил был игуменом здешней пустыни и скончался в 1592 г.; 2) мощи преп. Иакова, неизвестно когда жившего; неизвестно также и место, где они положены.

Причт сперва состоял из священника и двух причетников. В 1854 г. с увеличением прихода определена просвирня. Прежними священниками были: Исаия Васильев, служивший до 1788 или до 1780 г. Петр Тимофеев (с 1780 по 1797 г.); Игнатий Василев (с 1797 по 1831 г.). Он был сын пономаря Порховского уезда и служил сперва пономарем, а потом диаконом в Боротинском погосте. При нем выстроен каменный храм. Говорят, что Император Александр I посещая Феофилову пустынь, заходил к о. Игнатью и даже исповедывался у него; Петр Григорьев, после переведенный к Лугскому собору и живущий еще и поныне; Димитрий Антоииев Романский из второразрядных студентов.

Ныне служит Иоанн Семенов Разумовский также из второразрядных студентов, перешедший сюда в 1854 году из Ветвеника (Гдовского у.).

В звании дьячков состояли: Трифон Игнатьев 1801 г., Петр Екимов Голубев (1801-1806), Иван Васильев (1800 - 1838), Александр Каллиников Смирнов (1844 - 1855), Иван Онисимов Лабецкий перемещенный в 1880 г. в Заполье; Андрей Андреев Чужбовский, служивший с 1865 до 1867 г. и переведенный в Дылицы; Иван Иванов Ильинский служить по настоящее время.

Пономари: Григорий Исаев, Иван Григорьев, Иван Каменоградский и Стефан Яковлев Яновский.

Церкви принадлежат: 1) два ветхих деревянных дома для причта, сторожка и баня; 2) земли 89 дес. 2,022 саж.; в том числе под кладбищами и церквами 1 дес. 590 саж.; неудобной 1 дес. 1,270 саж.; 3) 2,250 р. капитала церковного и 530 руб. на причт.

Дом священника построен в 1858 г. из боковых флигелей телеграфного здания, находившегося на шоссе, в 6 вер. от церкви; дом причетника переделан из бывшего здесь дома священника Романского. По преданию в этом доме жил Александро-Невской Лавры наместник, архим. Товия, наблюдавший за постройкою церкви. Дом этот Товия оставил за долг священнику Игнатью Васильеву, а потом он переходил от одного священника к другому через покупку.

Доходов получается до 600 р. с. на причт. Жалованья священник получает 200 руб., псаломщики по 70, просвирня 30 руб. Соседние приходы: Гагринский, Запольский, Уторгощский, Боротинский и Веленьский. Усадеб в приходе 2, деревень 10; это суть: Феофилова пустынь, Лавровна, Селицы, Пахонь, Кирилково, Старищи, Звад, Дертины, Большое и Малое Льзи. Прихожан м. п. 824, жен. 919.

В соседстве есть несколько школ. Так, при волостных правлениях в Заполье и Боротно есть земские школы; в Гагрине и в Веленях есть школы министерские. В этих школах и учатся дети здешних крестьян.

Прихожане часто посещают ближайшие церкви, особенно, где есть или волостное правление, или станция железной дороги.

По материалам "Памятной книги Санкт-Петербургской Епархии" за 1899 г. http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=6313

Комментарии и обсуждение

Это кажется невероятным: один из самых разрушенных храмов взялись восстанавливать. Территорию огородили забором, завезли стройматериалы, поставили часовню.
13 июля 2010, Вадим Павлов.

Хоть бы один храм оставили в назидание потомкам в том виде, в каком он вышел из-под большевиков (оставили же по разрушенному неприятелем дому в Сталинграде и Хиросиме), чтобы все помнили, что большевизм - страшнее атомной войны. Церковь Феофиловой пустыни лучше других могла бы служить таким памятником.
17 апреля 2013.

Таких памятников по стране не счесть. Самый яркий - калязинская колокольня.
31 августа 2013.

К сожалению, восстановление идет крайне медленно, совсем не видно следов какой либо деятельности по восстановлению...
17 июля 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.