Первое документальное свидетельство о деревне Вантеево относится к 1576 году - в те времена она принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Потом ею владели московские патриархи, а в ХVIII и ХIХ веках Вантеево переходило из рук в руки в среде купцов и богатых промышленников, развивавших здесь фабричное производство. Одна из очередных владелиц, вдова купца Евреинова, по имени Прасковья Васильевна, решила в память о муже построить в деревне храм. В Вантеево давно уже был молельный дом, а церкви не было, крестьяне ходили к литургии в соседнюю деревню Пушкино. Получив согласие на строительство церкви у властей, Прасковья Васильевна неожиданно встретила сопротивление со стороны священника из Пушкино от отца Кирсана - он считал, что появление собственной церкви у вантеевских крестьян лишит его значительного источника дохода. Вдова, как могла, постаралась убедить священника, что его доход не пострадает, что в Вантеево собираются только служить, а совершать требы крестьяне по-прежнему будут в Пушкино. Отец Кирсан сдался, и в 1756 году в Вантеево был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
В конце ХVIII столетия Вантеево перешло к купцам Баташёвым, которые владели заводами во многих российских губерниях. Деревянный храм к этому времени почти разрушился, и Баташёвы задумали построить новый, каменный, благо средства позволяли. Елизавета Осиповна Баташёва получила в Москве у церковных властей разрешение на строительство и тут же закаказала проект храма архитектору Бакареву. Александр Никитич Бакарев был учеником самых знаменитых московских архитекторов - Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова. Бакарев сам курировал строительство церкви, которое началось в 1803 году с торжественного освящения закладного камня, а закончилось спустя пять лет, в 1808 году, освящением храма во имя Всемилостивого Спаса. Престольный праздник, который в народе называют первым, или медовым Спасом, приходился на 1 августа.
Храм соединялся с двухъярусной колокольней, увенчанной каменным шпилем. Стены были выполнены из красного кирпича и белого камня, что придало церкви нарядный, праздничный вид. Снаружи она казалась небольшой, однако внутри недостатка пространства не ощущалось. Зодчий спроектировал даже хоры - не только для певчих, но и для знатных прихожан, не желавших стоять внизу вместе со всеми. Полы в храме были обустроены при помощи чугунных половых плит, которые выплавили на одном из заводов Баташёвых. Внизу, под центральной частью храма, в специальном подвальном помещении находились духовые печи для обогрева. Основными прихожанами храма были крепостные крестьяне, работавшие на фабрике Баташёвых, и привезённые с той же целью из других мест рабочие. Вновь прибывшие селились поближе к храму, и постепенно вокруг него вырастало всё больше изб и домов. Так Спасская церковь стала центром будущего рабочего посёлка, а затем и города. К началу ХХ века Спасская церковь стала центром духовной жизни всего уезда. Население Вантеевки и её окрестностей за это время сильно увеличилось благодаря росту прмышленности: количество рабочих и крестьян вместе с семьями достигло нескольких тысяч человек.
Небольшой храм с трудом вмещал верующих. Начались разговоры о возможном расширении храма путём пристройки к нему двух боковых приделов. Если бы этот план был воплощён, площадь храма увеличилась бы в два раза, и он смог бы вмещать 2300 человек. Пока чертежи рассматривались и утверждались в Московской духовной консистории и строительном отделении губернского правления, прошло время. Наконец положительное решение было получено - в январе 1917 года. Планам не суждено было воплотиться - произошедшая через месяц Февральская революция, а за ней и Октябрьская, перевернула весь уклад мирной деревенской жизни. Началась новая, наиболее печальная глава в истории вантеевской церкви.
В декабре 1921 года Центральный исполнительный комитет издал постановление "О изъятии церковных ценностей", а спустя два месяца - аналогичный декрет. Согласно новым указам, вся церковная утварь, все богослужебные предметы, многие из которых были золотыми или позолоченными, все ризы, украшенные драгоценными камнями, должны быть отняты в фонд помощи голодающим. На самом деле церковные реликвии отправлялись в Гохран, где скопилось ценностей на два с половиной миллиарда рублей, из которых только один миллион был потрачен на закупку продовольствия для голодающих - остальные деньги предназначались "на мировую революцию". Не миновала горькая участь и Ивантеевку (именно это название укрепилось за селом после революции). 6 мая 1922 года в Спасскую церковь во время литургии ворвались красноармейцы и принялись "проводить изъятие ценностей", отвечая ударами на возражения прихожан. Священник отец Виктор Горитовский пытался заступиться за церковное имущество, был сразу же арестован, а через несколько дней расстрелян. Невинно убиенного священника похоронили у стен храма, и его могила оказалась последним захоронением на церковном кладбище - через несколько лет оно было стёрто с лица земли.
В 1938 году рабочий посёлок Ивантеевка получил статус города. В эти годы церковь ещё худо-бедно действовала, хотя полноценной приходскую жизнь можно было назвать с трудом. Верующие находились под неусыпным надзором властей. Для того чтобы получить разрешение собираться в своём родном храме, надо было подать заявление с подробным перечнем всех участников общины, имени, возраста, адреса и занятий каждого, и подписать официальное соглашение с властями о праве пользования храмом. В Великий пост 1938 года Спасская, или как часто называли её в народе Смоленская церковь в Ивантеевке была закрыта окончательно. Кресты и колокола сброшены, остатки церковного имущества сложены в подвале, а затем расхищены. Тогда же пропала и местночтимая икона Божией Матери "Смоленская", благодаря которой церковь получила своё второе название. Храм попытались переоборудовать под пионерский клуб - закрасили настенную роспись, повесили плакаты, поставили скамейки, на месте алтаря устроили сцену. На колокольне развевался красный флаг.
Во время Великой Отечественной войны здание церкви приспособили под склад, а на колокольне устроили пункт противовоздушной обороны. Но, к сожалению, в последующее мирное время церковь пострадала гораздо больше, чем в военные годы. Прекрасное здание постепенно разрушалось, а на месте бывшего кладбища рядом с церковью устроили летнюю эстраду, на которой играл оркестр, тут же кружились пары, по соседству разровняли землю и устроили футбольную и волейбольную площадки, у самых церковных стен поставили тир... В 1960-е годы храм чуть не снесли, считая, что его разрушающиеся стены угрожают безопасности местных жителей. Лишь силами беззаветных энтузиастов, любителей и знатоков старины, удалось отстоять храм и после десятилетней бюрократической волокиты добиться его реставрации в 1970-е годы. К Олимпиаде в 1980 году храм тоже подновили снаружи, но внутри царили разорение и запустение. Наконец, в 1989 году представители местной администрации согласились на встречу с жителями города, в ходе которой стало известно, что решение о возвращении церкви верующим вроде бы принято, но в то же время ни ключей от храма, ни каких-либо полномочий они получить не могут. 10 августа (28 июля по ст. стилю), в день Смоленской иконы Божией Матери, люди собрались на площади перед храмом и молились со слезами на глазах. А через месяц в Ивантеевку приехал вновь назначенный священник, отец Иоанн Монаршек. Разобравшись в ситуации, он дал благословение на то, чтобы сбить замок с дверей храма и войти внутрь без содействия городских властей.
Дальше рассказывает участница событий Таисия Афанасьевна Марковская: "Открыли мы дверь в храм и что увидели! На половине пола кое-где синяя с голубыми плитка, на другой половине - песок. Доски уложены до потолка. На окнах стёкол нет - забиты листами железа. Фрески сохранились только под куполом, остальные смыли, соскребли. В алтаре грязь и мусор. Увидели мы всё это и начали убирать". Желание поскорее восстановить свой храм и горячая молитва придавала людям силы. Буквально за сутки им удалось привести церковь в порядок. 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, во вновь обретённой церкви была отслужена первая после полувекового перерыва литургия! А вскоре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заново освятил храм после многих лет поругания.
Спасская (Смоленская) церковь выполнена в стиле классицизма с элементами псевдоготики - подобное сочетание было характерно для работ её создателя, арзитектора Алексея Никитича Бакарева. Насыщенность и разнообразие декоративно-художественных элементов придают зданию церкви праздничный вид, а чёткая геометрия форм подчёркивает его строгую торжественность. В плане храм имеет форму креста. Храмовые окна относятся к нескольким разным типам. Наиболее легко узнаются стрельчатые, состоящие из двух дуг и напоминающие о готических образцах. Окна с трёхлопастными арками образованы тремя полукружностями, которые зеркально повторяют друг друга. Храм завершён низкой ротондой и куполом с люкарнами, то есть окнами в верхней части здания, расположенными в одной плоскости с фасадом. Наряду с готическими мотивами архитектор использовал основные элементы классицизма - порталы и полуколонны коринфского ордера. Здесь мы видим тонкие колонны коринфского ордера с изящными капителями и почти полное отсутствие портика. А теперь посмотрим на элементы декора... Дентикулы, или как их иначе называют сухарики, - это небольшие прямоугольные выступы, расположенные в виде орнамента на карнизе здания. Они могут служить в качестве декора или подчёркивать определённую часть здания - шатёр, фронтон, окно, арку. "Сухарики" Смоленского храма особенно привлекают к себе внимание за счёт цветового контраста - белый камень ярко выделяется на фоне красного кирпича. Также в декоре Смоленского храма представлены в основном стрельчатые арки, одна из них в данном случае выступает в качестве обрамления для иконы.
В 1992 году во дворе Смоленской церкви были построены крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и административный корпус, в котором разместилась воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 году неподалёку от церкви был открыт памятник святителю Николаю, особенно почитаемому на Руси. Каждое воскресенье рядом с ним служится водосвятный молебен с акафистом угоднику Божию.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №255, 2017 г.