Церковь великомученика Георгия Победоносца в бывшем селе Новоселки построена в конце XIX века на месте старинного храма, основанного еще в 1730-е годы усердием Ирины Федоровны Шереметевой, урожденной княжны Ромодановской. В советские годы небольшой деревянный храм в Ивантеевке не только не закрывался, но даже был расширен пристройкой с северной стороны. Чтимой святыней прихода является старинный подмосковный список Черниговской иконы Божией Матери.
Первое документальное упоминание о церкви великомученика Георгия в селе Новоселки на реке Песочне относится к 1574 году. Однако эта первая церковь простояла недолго, и вплоть до середины XVII столетия церковное место пустовало. В 1664 году вотчинники братья Иван и Киприан Бирдюкины-Зайцевы решили восстановить храм в Новоселках. В документах Патриаршего приказа 1680 года есть такое свидетельство о Георгиевской церкви: «В том селе на старом церковном месте построена церковь во имя св. муч. Георгия, а по сказке того села Новоселок старосты Фролка Лукьянова и всех крестьян: та-де церковь построена тому лет с шесть, а не освящена, стоит без пения, и попа де у той церкви и церковной земли и сенных покосов нет». С конца XVII столетия история села Новоселок и Георгиевской церкви стали связаны с представителями знатного рода Шереметевых. В 1684 году боярин Федор Петрович Шереметев (младший брат фельдмаршала Б. П. Шереметева) купил село Новоселки на средства тестя – гетмана войска Запорожского Ивана Самойловича. При Шереметеве в 1684 году церковь была обновлена. Сохранилось описание икон из Георгиевской церкви, сделанное в 1697 году священником соседнего села Пушкино Семеном Фроловым. В нем упоминаются образы Всемилостивого Спаса, Казанской Божией Матери, великомученика Георгия, Пресвятой Троицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В 1720 году боярин Федор Петрович Шереметев передал Новоселки по наследству своему племяннику – флотскому капитану Василию Васильевичу Шереметеву. Капитан неожиданно скончался в 1729 году, а уже через год его вдова Ирина Федоровна (урожденная Ромодановская) решила построить по обету в своей вотчине «селе Егорьевское Новоселки тож» новую деревянную церковь. Желание вотчинницы было удовлетворено духовными властями, однако строительство затянулось на долгие семь лет: лишь в 1737 году новое здание было освящено. Строительство церкви в Новоселках проходило на фоне тяжелого финансового положения Ирины Федоровны. Капитан флота Василий Васильевич Шереметев скончался в 1729 году в возрасте всего 38 лет. Вдова осталась без средств с малолетними детьми и, более того, с большими долгами, с заложенными деревнями и имениями.
О бедственном положении Шереметевой можно судить по тону ее собственного письма, которое она направила лично императору: «В нынешнем 1729 году июля 6 числа волею Божиею мужа моего не стало, а после него остались великие долги у разных чинов людей взяты, в которых им заложены его, мужа моего, вотчины под малыми деньгами, не против того, чего они стоят, и на те вышеописанные заложенные вотчины, приспевает по закладным мужа моего сроки в самом близком времени <…> и я, нижайшая, опасна, что по закладным мужа моего такие бы заложенные вотчины не отошли впредь и от детей моих <…> от чего мне, нижайшей, с детьми моими не придти в конечную нищету и разорение». Ирина Шереметева просила царя дозволить продать три вотчины: нижегородскую, симбирскую и подмосковную, а по другим, также заложенным, отсрочить срок платежа до совершеннолетия детей. Верховный тайный совет решил дело несколько иначе. Опекунство над малолетними сиротами Василия Васильевича Шереметева взяли на себя их дяди Иван Федорович Ромодановский и Иван Шереметев, а также дедушка Василий Шереметев. На оплату долгов было решено продать только одну нижегородскую вотчину и двор в Петербурге, а остальные имения закрепили за детьми до совершеннолетия.
Судебные тяжбы и жалобы в Сенат от разных лиц, связанные с долговыми векселями вдовы Шереметевой, встречаются в документах той эпохи вплоть до 1737 года, то есть уже тогда, когда церковь была освящена. Можно предположить, что из-за этих обстоятельств скромная деревянная церковь в Новоселках строилась так долго. Нищета и разорение, которых так опасалась Ирина Федоровна Шереметева, не коснулись ее детей. Младшая дочь Марфа (1724-1792) впоследствии стала фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. Она была выдана замуж за действительного камергера Петра Федоровича Балка. Свадьба состоялась при императорском дворе «при собрании всего генералитета придворных и знатных обоего пола персон, при игрании во время стола италианской вокальной музыки».
Петр Федорович Балк родился в 1712 году в семье генерал-лейтенанта Федора Николаевича Балка – одного из любимых военных командиров Петра I. А его мать Матрена Ивановна Монс была родной сестрой известной петровской фаворитки Анны Монс, прозванной среди москвичей «Кукуйской царицей». Петр Федорович Балк служил пажом при Екатерине I, а в 1724 году после расправы Петра I над его дядей и ссылки матери в Сибирь и сам попал на время в опалу: был отправлен служить сержантом в одну из отдаленных провинций на границе с Персией. После смерти Петра Великого, Балк вернулся из ссылки и продолжил придворную службу при Анне Леопольдовне, а затем при Елизавете Петровне. Тогда-то в 1744 году и состоялся его брак с дочерью Ирины Федоровны Шереметевой – устроительницы церкви в селе Новоселки.
Деревянная Георгиевская церковь 1730-х годов, вероятно, сильно обветшала ко второй половине XIX столетия. Точная дата постройки сохранившегося до настоящего времени здания неизвестна, но по его композиции и художественным формам искусствоведы причисляют церковь к одному из типовых проектов псевдорусского стиля, который был распространен в конце XIX века. При этом кованые кресты на куполах и железные решетки на окнах древнее самого здания – они относятся к концу XVII и концу XVIII столетий, соответственно. Главной святыней Георгиевского храма является икона Черниговской Божией Матери. Это один из дореволюционных списков (1877) подмосковного чудотворного образа Богородицы, который хранился когда-то в подземной Михайловской церкви Пещерного отдела Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры.
Старинный образ Божией Матери был чудесно найден в 1957 году в окрестностях поселка Ашукино. Несколько жителей Ивантеевки работали на колхозных полях недалеко от закрытой в то время Смоленской церкви села Софрино. Когда подошло обеденное время, они стали искать доску, чтобы использовать ее в качестве стола. В заброшенной Смоленской церкви они обнаружили подходящую большую доску, но заметив на обратной стороне лик Богородицы, сообщили знакомому священнику Василию Решетину из Георгиевской церкви Ивантеевки – одной из немногих действовавших в то время в округе. Отец Василий без промедлений перевез икону в свой храм. Также стараниями отца Василия Решетина в 1959 году с северной стороны церкви была сооружена пристройка, которая не только расширила помещение, но и остановила оседание основного здания храма. За это «самоуправство» отважный священник был гоним властями: его сняли с прихода, надолго запретили служить, а семью лишили жилья. Впоследствии отец Василий смог вернуться к служению в другом храме, а благодаря его усердию чтимый список чудотворной иконы Божией Матери сохранился по сей день в Георгиевской церкви Ивантеевки. В 2022 году минуло ровно 285 лет со дня освящения храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Новоселках, построенного княгиней И.Ф. Шереметевой в 1730-1737 гг. Эта церковь предшествовала нынешнему зданию Георгиевского храма, перестроенного на прежнем месте в конце XIX века. Но свое летописное исчисление Георгиевская церковь начала еще в первой половине XVI столетия. Именно в это время в Московском уезде в сельце Новоселки Бохова стана на берегу речки Песочни появляется первый деревянный храм, посвященный «страстотерпцу Георгию». По свидетельству Писцовых книг, первое упоминание о существовании этой «клетцкой» церкви относится к 1574 г., а в 1585 г. при владельце Новоселковской пустоши Степане Васильевиче Годунове она уже значится «развалившейся».
В 1664 г. Иван Иванович Бирдюкин-Зайцев, владевший этой деревней с 1646 г., и его родной брат Киприан получили «благославенную грамоту» на строительство нового храма и владения церковной землей. Отстроена новая деревянная церковь была «на старом церковном месте» в 1674 г., уже при новом владельце Киприане Бирдюкине-Зайцеве, который получил имение от брата в 1666 г. Почти 10 лет новопостроенный храм стоял «без пения», оставаясь все это время неосвященным. Однако, после того как церковь была построена, с 1680 г. Новоселки становятся селом и именуются, по названию храма, также селом Георгиевским.
Лишь в 1684 г. при боярине Федоре Петровиче Шереметеве состоялось долгожданное освящение Георгиевской церкви и назначен церковный причт: священник Архип Меркульев, дьячок и пономарь. В марте 1697 г. по указу Патриарха Адриана священником Никольского храма из соседнего села Пушкино Семеном Флоровым была сделана первая опись церковного имущества Георгиевской церкви. Судя по этому описанию, Георгиевский храм имел весьма скромные размеры; колокольни у него не было — два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка» лежал в церкви. В эти годы в Георгиевском храме служили священники – о. Михаил Афанасьев (1692 г.), о. Иоанн Анкидинов (1697 г.), о. Никита Федоров (с 1704 по 1711 гг.), о. Никита Герасимов (с 1722 по 1725 гг.).
В 1729 г. имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева, капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева — Ирине Фёдоровне Шереметевой, урожденной княгине Ромодановской. К этому времени Георгиевский храм вновь стал ветшать, и новая хозяйка села 3 июля 1730 г. подала в Синодальный казённый приказ прошение о построении новой деревянной церкви: «В нынешнем 730 году имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Бохове стану, в Радонежской десятине, село Егорьевское Новоселки тож, а в означенной моей вотчине церковь Божия обетшала, в которой невозможно исправлять службы, а по обещанию моему желаю я тое церковь в той вотчине построить вновь, а без указу тое церкви строить не смею, а оная церковь будет деревянная во имя великомученика Егория и дабы повелено было вместо обетшалой церкви построить вновь церковь во имя св. Егория и о том дать указ». В скором времени, прошение княгини Шереметевой было удовлетворено и одобрено по указу Ея Императорского Величества (императрицы Анны Леопольдовны) и по благословению Святейшего правительствующего синода:
17 июля 1730 г. Синодальный казенный выдал заказчице указ о строении означенной церкви. Новую деревянную церковь русские плотники вновь поставили на живописном, холмистом берегу речки Песчанки. Возведенный на каменном фундаменте деревянный купольный храм с одним престолом, с колокольней были вытянуты в плане по одной оси и покрыты железом. Спустя семь лет строительство Георгиевского храма было завершено, и Ирина Федоровна 12 декабря 1737 г. вновь обратилась в Синодальный казенный приказ с прошением о повелении освятить новопостроенную церковь – «дать указ и освященный антиминс выдать». В ответ на прошение, 16 декабря 1737 г. последовало распоряжение преосвященнейшего Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, о выдаче указа об освящении и «освященном антиминсе», и в тот же день Синодальный приказ назначил протопопа Никифора Иванова с братией из Большого Успенского собора Московского Кремля для исполнения указанного — освящения возведенной церкви.
Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви. С этого времени, и вплоть до 1918 г., в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом, в этот период, судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенскиим и пономарем Флегонтом Сокольским, а в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский.
В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г.
К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия.
Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились, однако в «Клировой ведомости» Сергиевской церкви села Комягино и приписной к ней Георгиевской церкви за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г.. Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и владыка посетил новопостроенную церковь для ее освящения. Таким образом, 1892 г. – год последнего посещения храма правящим архиереем, следует считать датой рождения последнего Георгиевского храма. По меньшей мере, четырежды возобновлялись храмы в истории Новоселок, но всегда традиционно возводились из дерева и неизменно посвящались покровителю христолюбивого воинства.
В мае 1922 г. представители комиссии по изъятию церковных ценностей, в присутствии настоятеля протоиерея Димитрия Александровича Боголепова, изъяли из Георгиевского храма часть богослужебных предметов из драгоценных металлов, общим весом в четыре пуда (примерно 65,5 кг). В середине 1930-х гг. с колокольни были сброшены и отправлены на переплавку колокола. Но, тем не менее, по воле Божьей, Георгиевской церкви суждено было уцелеть после событий 1917 г., она никогда не закрывалась, спасенная героическими усилиями своих мужественных прихожан.
На протяжении советской эпохи она оставалась единственным храмом-хранителем Православия в Ивантеевке и во всей ближайшей округе. И, конечно, помогали поддерживать святую веру в своих прихожанах настоящие пастыри ушедшего столетия, на долю которых выпало служение в это трудное безбожное время. Так, за самовольное возведение пристройки с северной стороны Георгиевского храма в 1959 г., которая не только расширила внутрихрамовое пространство, но и укрепила церковь, протоиерей Василий Решетин пострадал от властей и лишился прихода. Тяжела была пастырская жизнь и у других отцов-настоятелей Георгиевского храма: о. Гавриила Раевского и о. Серафима Голубцова, прошедших лагеря и ссылки, о. Владимира Ткаченко – участника Великой Отечественной войны, о. Иоанна Зайцева, о. Павла Москвина, о. Георгия Кондратьева и ныне здравствующего протоиерея о. Владимира Ильчука и почившего о. Зиновия Анисимова. В настоящее время в Георгиевском храме продолжают служение иереи — настоятель о. Алексий Барашков и о. Иоанн Ляхов.
Главные святыни Георгиевского храма — чудотворный образ Черниговской иконы Божьей Матери, чудесным образом обретенный в 1950-х гг. XX в., перед которым по средам служится молебен с акафистом и икона с частичкой мощей Святого великомученика и победоносца Георгия. Престольные праздники Георгиевского храма отмечаются 6 мая и 9 декабря.
С сайтов: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Георгиевская церковь в Ивантеевке/ и с сайта https://pobedonosec-georgy.ru/istorya-hrama/