Фрески, которыми в 1363 году был расписан храм, ни разу не поновлялись, и занимали площадь порядка 350 кв. м – в общей сложности как минимум две сотни фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Храм имел небольшие размеры – около 9 м от пола до сводов, 15,36 м от пола до купола, ширина стен около 6,6 м, длина – около 7,2 м, глубина апсиды – 2,1 м, её ширина – 3,6 м. Фигуры нижнего, 9-го регистра, располагались на уровне вошедшего в храм прихожанина и имели наименьшую высоту – 165 см максимум. По мере подъема вверх, изображения постепенно увеличивались – фигуры пророков в барабане купола (третий регистр) удостоились 230 см. Орнаментами были расписаны и оконные откосы, и даже старинные дубовые связи, сохранившиеся в алтаре. К началу XX века, в отличие от благополучного состояния сюжетной целостности росписей, сохранность красочного слоя оставляла желать лучшего – нижние регистры живописи за много лет покрылись слоем копоти, повсеместно наблюдалось меление красочного слоя и присутствие высолов и плесени на поверхности, а самое опасное, на некоторых участках произошло отслоение штукатурного грунта с фресками. Стенопись требовала грамотной расчистки, укрепления и реставрации.
Ценность архитектурного памятника была столь высока, что даже при Советской власти ему уделялось колоссальное внимание – в 1920-х годах здесь работали художники-копиисты, а десять лет спустя была создана специальная комиссия из высококлассных ученых и реставраторов, которая летом 1931 года приступила к первому после Октябрьского переворота комплексному обследованию Успенской церкви и её фресок. Уже через год были начаты первоочередные реставрационные работы, продолжавшиеся вплоть до 1941 года, в ходе которых в 1932-1936 годах были расчищены и укреплены фрески, а затем, в 1940 - начале 1941 годах, храму был возвращен исторический архитектурный облик – разобраны позднейшие надстройки и колокольня, восстановлена первоначальная фигурная кровля. К маю 1941 года Успенский храм на Волотовом поле вновь стал таким, каким его задумал и создал далёкий, неведомый древний зодчий… Не сохранилось ни одного фото 1931-1941 годов – все новгородские музейные архивы и фототека уничтожены. Спустя полтора месяца началась война. В канонаду от сотрясения стен сначала отслоилась и обрушилась штукатурка, расписанная фресками, а позже рухнули и сложенные из камней стены, похоронив под собою уникальную живопись.
На протяжении десяти послевоенных лет руины храма представляли собой печальный апофеоз войны. Сейчас, в наши дни, на его месте – новодел, возведенный в 2003 году. Красивый, качественный, пронзительный – но патины времени в нём нет и не будет. А тогда, в 1955 году, Леонид Егорович Красноречьев начал работы по расчистке завалов Волотова – на первых порах казавшиеся безнадежной тратой времени и сил. Территория вокруг остатков стен была освобождена от груд строительного, растительного и бытового мусора – после чего над периметром стен возвели защитный футляр четырехметровой высоты, дабы уберечь фрагменты древних фресок, оставшихся под ним, от дальнейшего разрушительного воздействия осадков, корней растений и расхищения ”черными археологами”. Уже тогда был начат кропотливейший труд по выборке вручную из завалов многочисленных осколков стенописей, которые бережно очищались и сохранялись в надежде на чудо. Мелкие пестрые кусочки штукатурки (на тот момент их было 3033) уложили в специально подготовленные лотки-контейнеры, с обязательным точным указанием конкретного места, в котором они были найдены, и оставили на хранение в фондах Новгородского музея, где они ждали своего часа.
За полвека до катастрофического разрушения, в государстве с другим названием, другим общественным строем, другим уровнем культуры, другой системой ценностей – на волне возрождающегося в то время интереса к истории, архитектуре и живописи древней Руси, в Волотове работал профессор Императорской Академии Художеств и член Археологической комиссии Владимир Васильевич Суслов, по настоянию которого в 1894-1895 годах была проведена фиксация ”на прозрачный коленкор” стенописей Успенской церкви. За два года молодым и ”очень способным к этому делу” художником-графиком Филаретом Фоминым “в высшей степени добросовестно” были выполнены 184 контурные кальки тушью и 7 копий лучших фресок в масляных красках, часть из которых опубликована в изданной Сусловым в 1911 году книге ”Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Волотове, близ Новгорода”.
Кальки с фресок стали первыми, но не единственными документально зафиксированными копиями драгоценных стенописей. В 1909-1910 годах в Волотово, участниками художественно-археологической экспедиции, организованной Петроградским университетом, осуществлялись реставрационные работы по расчистке, исследованию и (главное, внимание!) фотофиксации древних фресок. Результатом работы молодых (24-27 лет) ученых-искусствоведов – В.К. Мясоедова, Н.П. Сычева, Л.А. Мацулевича, Н.Л. Окунева – стали подробнейшие описания системы росписей, как в целом, так и описания отдельных композиций, включающие пометки о расположении, сохранности, манере живописи, текстах надписей. Но самое ценное – были сделаны 133 негатива на стеклянных пластинках размером 13 х 18 см, и полтора десятка цветных снимков, изготовленных по новейшей на тот момент технологии Autochrome Lumière.
Волотовские древние росписи, привлекавшие к себе внимание как рядовых любителей-живописцев, так и профессиональных художников, к счастью, сохранились в многочисленных копиях - зарисовках, акварелях, этюдах, картинах, с разной степенью точности воспроизводящих оригинал.
Все упомянутые выше визуальные первоисточники – единственное, что уцелело в годы войны от стенописей Успенской церкви на Волотовом поле, близ Новгорода. Именно на них сейчас ориентируются специалисты научно-реставрационных мастерских в казавшейся поначалу безнадежной работе по возрождению из небытия древних фресок. Руководитель работ – Тамара Ивановна Анисимова, ныне заведующая Центром реставрации руинированной монументальной живописи Антоново в Великом Новгороде.
14 декабря 1992 года церковь Успения на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. В том же 1992 году была создана всесторонне продуманная, научно обоснованная программа по всеобъемлющей реставрации (читай, второму рождению) памятника живописи и архитектуры, финансирование которой осуществлялось через Отдел охраны культурного наследия Министерства культуры России. В 1993 году начались непосредственные работы на законсервированном с 1955 года объекте, заключавшиеся в тщательном разборе оставшихся с послевоенного времени завалов. Технология довольна проста – из завала выбирается определенный объем грунта, из которого сначала вынимаются остатки кирпичей и ракушечника, используемые впоследствии для реконструкции здания, а затем субстанция просеивается на крупноячеистом сите. Целью ставилось нахождение и выемка разнокалиберных фрагментов штукатурки с фресками. Процесс адски трудоёмкий, но действенный. Обнаруженные фрагменты укладывались на специальные планшеты с бортиками, размерами 30 х 40 см (общее количество планшетов за все годы работы составило 7000 штук), с указанием даты и участка, на котором была сделана находка – чтобы впоследствии облегчить взаимную компоновку разрозненных деталей. Общее количество извлеченных из завалов фрагментов фресок – 1 750 000. Один миллион семьсот пятьдесят тысяч осколков, размеры которых около 1-2 кв. см. Небольшая часть кусочков состыковывалась в единое изображение на месте. Оставшиеся фрагменты совмещались в лаборатории - поначалу вручную, а позже - с помощью специально созданной компьютерной программы, позволяющей произвести автоматический подбор пары фрагментов с максимально подходящей геометрической точностью стыковки.
Ушедшая в прошлое война постоянно напоминала реставраторам о себе – в процессе разбора завалов на территории храма, из земли и руин было извлечено около полутонны осколков бомб и снарядов, пробитая в двух местах советская каска, противогаз, целлулоидная куколка со впившимся в тельце острым куском смертельного железа, пластмассовые дужки очков и осколки посуды… Верующие люди бежали спасаться от бомбежек в храм, вот и несли сюда самое дорогое и необходимое.
В 2001 году, благодаря финансовой поддержке немецкого правительства, начались работы по реконструкции Успенского храма – авторами проекта стали Леонид Егорович Красноречьев и Нинель Николаевна Кузьмина, в 2004 году удостоенные за свой выдающийся труд Государственной премии в области литературы и искусства. В августе 2003 года возрожденный в исторических формах XIV века храм был торжественно открыт для доступа, после чего реставраторы приступили к монтажу на стенах и столпах кропотливо восстановленных из кусочков штукатурки фресок, в тех же местах, где они были написаны изначально – в 2008 году была установлена первая композиция.
На сегодняшний день 17 живописных композиций возвращены в Волотовский Успенский храм. В работе находятся 155 из 195 изображений, до войны украшавших стены церкви. Конечно, полностью восстановленной стенописи мы никогда не увидим – но возможность полюбоваться на архитектуру и, считавшуюся утраченной, живопись возвращенного из небытия древнего храма возрождает веру в чудо…