ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

Богородично-Казанская Площанская пустынь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1613.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела

Координаты:52.521275, 34.468349
Проезд: Если вы едете в Площанскую пустынь на автомобиле, то следуйте по трассе М-3 (Москва — Киев); на 438-м километре (ближайший крупный населенный пункт до этого — Навля) — поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь»; до монастыря от поворота еще три километра. Своим ходом добираться удобнее всег ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Если вы едете в Площанскую пустынь на автомобиле, то следуйте по трассе М-3 (Москва — Киев); на 438-м километре (ближайший крупный населенный пункт до этого — Навля) — поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь»; до монастыря от поворота еще три километра. Своим ходом добираться удобнее всего от Брянска (куда из Москвы, от площади Киевского вокзала, ходят автобусы) — автобусом на Севск, Комаричи, Локоть или Белгород до остановки «Пост ДПС “Локоть”». От остановки придется около трех километров пройти пешком.




Добавить фотографию
Сортировка:


Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Сергей Меркулов
15 апреля 2018
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
10 ноября 2013
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Вид на монастырь со стороны озера,с восточной стены.
Фотиния
21 ноября 2009
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Анатолий В
8 марта 2016
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Анатолий В
8 марта 2016
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Воссоздание колокольни Казанского собора
Татьяна Ивановна
25 мая 2013
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Воссоздание колокольни Казанского собора
Татьяна Ивановна
25 мая 2013
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
КОЛОКОЛЬНЯ
Пивовар
9 октября 2007
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 мая 2004
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Вход в монастырь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 мая 2004
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
10 ноября 2013
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
на территории монастыря
Татьяна Ивановна
29 августа 2012
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1900
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь - Пчела - Брасовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  15 мая 2004

Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь "Сад во время зимы". Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.

В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 км от обители. Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами, огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками.

В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие. В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера. В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. В обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века, до этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло поднятие из-под спуда мощей старца XIX века иеромонаха Василия (Кишкина).

Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца иеромонаха Василия (Кишкина).

Использованы материалы сайта www.ploschan.debryansk.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 марта 2007

Площанская Богородицкая пустынь, заштатная, в Севском уезде, на берегу озера Площанского, в 12 верстах от села Брасова. Существовала в XVI веке; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 году иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святителя Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Федоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из монастыря для поклонения в селе Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Дионисий,  19 июля 2007

Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918). Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода.

Информация взята из статьи "Царственные соседи обители" в брошюре "Благодатная пустынь. Казанская Богородицкая Площанская пустынь" (Издательство "Отчий дом", Москва, 2005)


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 апреля 2019

Один из знаменитых древних монастырей Брянщины, основанный в ХVI веке как мужская пустынь, расположен в южной части посёлка на возвышенном берегу Площанского озера. Богородицкая Площанская мужская пустынь является крупным монастырским комплексом, архитектура которого была выдержана в стиле классицизма. В течение пяти столетий обитель занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. В Смутное время монастырь был разорён. По преданиям, сохранившимся в самой Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, в начале ХV века возникла Николаевская обитель в древней Комаричской волости.

Настоятель пустыни игумен Серапион в своём отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновения святой обители писал так: "Площанская пустынь, по справке о ней в церковном книгохранилище, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами". Возобновлён иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Прокопием и пришедшими с ним двумя монахами из Киева. Отец Прокопий, увидев удивительной красоты уединённую местность, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келью. Пришедшие вместе с ним монахи последовали его примеру и устроили себе келии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для свершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.

Притеснения со стороны недовольных крестьян комаричской волости и разбойников, прятавшихся в Брянских лесах, вынудили Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Фёдоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Они были радушно приняты и получили у царя дозволение на возобновление обители и построение святого храма, на что была дана Его Святейшества храмозданная грамота с приложением к ней личной печати патриарха Московского Филарета. На благословение новосоздаваемой обители Государь даровал две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - заступницы земли Русской в Смутное время. По возвращении из Москвы Прокопий с помощью иноков строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на том месте, где иеромонаху было видение Богородицы, которая и указала место для будущей обители. После того как храм был построен, в него перенесли все дары от московского царя, а вскоре храм дополнили Никольским приделом. Государь Михаил Романов передал в вечное владение на пропитание новоустроенной обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен (2856,6 га и 315 кв. м). Так было положено начало возобновления Площанской пустыни.

До второй трети ХVIII века строения были деревянными, в середине века развернулось каменное строительство, построены Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова. До конца ХVII века сооружаются ограда и надвратная церковь Всех Святых, хозяйственный корпус с квасоварней, бондарней. К началу ХIХ века относится строительство тёплой церкви Святого Духа и корпуса братских келий. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения великого князя Георгия Романова, а после его смерти эти земли перешли к его брату, великому князю Михаилу.

К началу ХХ века Площанская пустынь по-прежнему считалась одной из самых известных и благоустроенных в России. Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трёхъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у настоятельского корпуса. На конном дворе, рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома, размещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, конюшня. Пустынь гостеприимно принимала всех паломников. Здесь подвизались ученики одного из "столпов" монашества ХVIII века Паисия Величковского - схимонах Афанасий Порщанский (в миру гусарский ротмистр Захаров), иеромонах Василий Кишкин, иеромонах Макарий Иванов. С Площанским Богородицким монастырём связано имя иеромонаха Льва (в миру Льва Наголкина), ещё при жизни почитаемого за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения. Впоследствии иеромонах Лев стал одним из столпов старчества в Оптиной пустыни.

Благополучная духовная жизнь монастыря была прервана Октябрьской революцией. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря организована коммуна "Пчела", которая в течение ХХ века превратилась в посёлок. В 1924 году обитель была разграбена и закрыта. В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от властей по окрестным деревням, были вскоре обнаружены сотрудниками ГПУ и подверглись аресту, позже сгинувшие в застенках сталинских лагерей. Из четырёх храмов уцелел только один - Святодуховской. Сохранились развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Знаменитой святыней пустыни была чудотворная икона Казанской Божией Матери, подаренная царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом. В 1996 году две прихожанки из посёлка Локоть вернули в храм главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессии эти женщины скрывали в своём доме площанского монаха, передавшего им икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда придут другие времена. И они пришли.

В 1994 году в разорённом состоянии здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. В настоящее время в обители активно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлена церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1815 году. В 2001 году возведена церковь Всех Святых. В 2012-м начато восстановление разрушенного Казанского собора. Это один из лучших в Брянской области образцов монастырского культового зодчества начала ХIХ столетия. Площанская Богородицкая пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.

Из книги: "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  2 апреля 2019

К началу XX века Площанская пус­тынь считалась одной из самых благо­устроенных обителей России. Из три­надцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду­щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур­ного просвещения России, неся христи­анскую истину во всей ее чистоте и це­лостности. В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло­жившегося к началу XIX века и орга­нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен­ных построек, а также внутреннего уб­ранства храмов. Вот каким во всей своей красе и вели­чии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в на­чале XX века.

Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом­ников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и пе­реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо­лагавшемся прямо на станции. До Пло­щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло­женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи­вописной и широкой.

С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, палом­ников встречала каменная часовня, воз­веденная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М. Е. Булгакова к 300-летию Дома Рома­новых в 1913 году. Пройдя вдоль длин­ной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед вели­чественными каменными Святыми вра­тами обители, над которыми возвыша­лась небольшая церковь во имя Всех святых. Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трехъярусной ко­локольней и старинными часами, отби­вающими даже минуты. Справа от со­бора взору открывалась средних разме­ров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором — малая По­кровская.

Величественные павлины разгулива­ли среди цветов и деревьев у одно­этажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, дли­ною более семидесяти метров брат­ский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Не­подалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйствен­ные постройки.

Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи. За восьмигранной водонапорной баш­ней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты­ря, а рядом с домом был флигель каз­начея.

В монастырской лавке торговали ико­нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид­цать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.

На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме­щались кучерская и шорницкая мастер­ские, кузница, каретный сарай, две ко­нюшни, навесы, сарай для землемерно­го инвентаря. На дворе для рогатого скота — коров­ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба­рами.

В большом фруктовом саду находи­лись три деревянных флигеля с мезони­нами, в которых были пчельня, порт­няжная и сапожная мастерские и мона­стырская больница для братии на де­сять коек.

За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, со­единенная с монастырем длинной дере­вянной галереей. Часовня была укра­шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе­ра были расположены деревянная мас­лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра­нения пойманной рыбы. К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса­рями. К плотине была пристроена мона­шеская купальня.

Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять­десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво­ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че­тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр­ском лесу находились дегтярный и кир­пичный заводы. Лес охранялся полесов­щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй­ственными постройками.

Казанский собор

Соборный теплый храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери, освящен­ный в 1748 году строителем Иоасафом, имел два придела: по правую сторону — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году), а по левую — в честь Киккской иконы Божией Мате­ри (освящен в 1828 году). В 1803 году была перестроена каменная колоколь­ня с боевыми часами, которая, благода­ря своей высоте, господствовала над обширной панорамой обители и всей округи. Звон десяти ее колоколов — большого, полиелейного, повседневно­го, «иоасафовского» и шести разновес­ных — был слышен за многие километ­ры от обители.

При входе в арку центрального при­дела с левой стороны стояла Плащани­ца, на которой были вышиты изобра­жения Спасителя во гробе, Божией Матери, Иоанна Богослова, праведно­го Иосифа Аримафейского, Святителя Николая, жен-мироносиц и двух Анге­лов. Эта Плащаница, шитая по малино­вому бархату золотом и серебром, бы­ла изготовлена в Арзамасской Алексе­евской женской общине в 1825 году. Рядом располагался образ Спасителя в ризе, шитой по белому глазету золотом и серебром, в раме серебряной чекан­ной работы.

Иконостасы всех приделов располага­лись в одну линию. Главный имел пять ярусов, украшенных позолоченной резьбой. В первом ряду с правой сторо­ны от Царских врат стояли: образ Спасителя с благословляющей десни­цей в сребропозлащенной ризе, рядом с ним — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, далее — икона Покрова Богородицы.

В первом ряду с левой стороны от Цар­ских врат стояла чудотворная Казан­ская икона Божией Матери в богатой серебряной, позолоченной через огонь ризе. На челе Богородицы было утверж­дено украшение с бриллиантами в три ряда, в середину которого был вправлен большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звездочка из горного хрус­таля с бирюзой. Около лика Божией Матери края ризы были обнизаны крупным жемчугом, а на голове — убрус, вышитый мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе располо­жены изображения чудес от нее. Достойно памяти, что при пожаре в со­борной ризнице 16 ноября 1879 года все сгорело, даже потрескались потолки, а список чудотворной иконы Казанской Божией Матери был найден неповреж­денным.

В приделе Киккской (Кипрской) ико­ны Божией Матери находились местночтимая Киккская икона Божией Мате­ри, по преданию принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе.

Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов

Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была пост­роена в 1813-1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строите­ле иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценны­ми камнями.

Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чекан­ной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннад­цати мелких камней. На ризе была вы­бита следующая надпись: "Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спа­са, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пусты­ни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолю­бивых подателей при строителе сей пус­тыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов".

Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фун­тов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасите­ле и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем. В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоров-ския Богоматери святым великомуче­ником Феодором Стратилатом. В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Эта церковь была расположена между двумя вышеупомянутыми церквями, построена она была в 1752-1754 годах при строителе Пафнутии, который и был здесь захоронен. В 1780-1790 го­дах в этой церкви существовал придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Иоанна, построенный при строителе Серапионе. К началу XIX века Покров­ская церковь уже обветшала, и было ре­шено построить новую Свято-Духовскую церковь, а затем туда перенесли Иоанновский придел.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского

Деревянный храм с отдельной коло­кольней был построен вне стен монас­тыря, на кладбище, в 60-е годы XIX века. В храме находились художественной работы иконы Спасителя, Божией Ма­тери, Рождества Христова и молящего­ся преподобного Сергия Радонежского.

Надвратная церковь во имя Всех святых

Церковь была построена в 1783 году при строителе Серапионе и освящена Преосвященным Дамаскиным. Достой­ны внимания висящие во всю западную стену картины Страшного Суда и Всех святых, писанные масляными краска­ми. По каменной лестнице богомольцы могли подняться в храм над Святыми вратами и осмотреть панораму всего монастыря.

Монастырская библиотека с архивом находилась в специальном помещении под колокольней в соборе, на втором ярусе, и содержала 570 томов книг слу­жебного и назидательного характера старинной и новой печати. Печатные издания XVII века немногочисленны, количество их не превышало сотни книг. В библиотеке хранилось еще око­ло сотни книг очень древних, но без ти­тульных листов, что не давало возмож­ности определить их год издания. Было в книгохранилище более трехсот книг XVIII столетия, а оставшиеся относи­лись к XIX веку. Среди служебной литературы находился Большой требник митрополита Петра (Могилы), по кото­рому отправлялись службы. Очень мно­го было книг духовноназидательного содержания. Были в библиотеке и руко­писи, среди которых и собственноруч­но писанные книги старца Афанасия (Захарова) и старца Паисия (Величковского), переданные позже в Орловское историко-археологическое общество, а также «Келейные записки Преосвященнейшего Иеремии, уроженца Севского уезда, умершего и погребенного в Нижнем Новгороде». Текущие бумаги и дела по монастырю, тщательно подоб­ранные по годам, в отдельных связках хранились на полках в архиве.

http://ploshchanka.ru/historical-information.html

Комментарии и обсуждение

В день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, епископ Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в древнейшей духовной обители края - Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни.

Видеосюжет на телеканале СОЮЗ
18 апреля 2013, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.