В селе Гусевский Погост( ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать.
В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли...
К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников. В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика.
По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»
Гусевской погост, принадлежавший до 1779 г. к Владимирской епархии, упоминается в списке с писцовых Владимирских книг князя Василия Крапоткина 1637 – 48 гг., где описывается «Погост на реке Гуси, на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и другая церковь Николы чудотворца, деревянные…».
Построение, вместо деревянной Преображенской церкви, упоминаемой в XVII ст. и сгоревшей в 1777 г., как видно из описи Николаевской церкви, составленной в силу присланного из духовной преосвящ. Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, Консистории указа, ныне существующей каменной, настоящей, холодной, также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми: направо – в честь иконы Божией Матери Казанской и налево – в честь пророка Божия Илии – начато в 1784 г.
В 1794 г. придельные храмы окончены были постройкою и к освящению состояли в готовности, как видно из описи новостроящейся в селе Гусевском погосте Преображенской церкви, составленной благочинносмотрителем г. Касимова соборным иереем Сергием Яковлевым, в которой показано: «В храме Казанской Божией Матери иконостас столярной работы с резьбою, в оном иконостасе на правой стороне – Образ Нерукотворенный Господа Иисуса Христа, врезанный в доску, небольшой, на нем венец серебряный позлащенный. Образ Николая Чудотворца, на нем венец с цатою серебряные, позлащенные, шапка вынизана жемчугом хорошим и камением простым. На левой стороне – Образ Преображения Господня большой, на Спасителе венец и риза серебряные; а прочие образа в иконостасе и в клеймах все греческого писания. В храме св. пророка Илии иконостас столярной работы с резьбою пристойною, в дереве – белый. В иконостасе местные образа и в клеймах все греческого писания. Храмовый образ пророка Илии обложен и в середине того образа во облочном сиянии оклад обложен и по краям серебряным широким чеканным окладом». О Преображенской церкви замечено, что она «выкладена в половину окошек каменем белым». Из рапорта благочинного видно, что освящение настоящей придельной церкви совершено было г. Касимова соборным протопопом Поликарпом 21 октября 1829 г.
От 24 июня 1822 г. причт и прихожане в прошении своем к епархиальному начальству прописывали: «так как в каменной Преображенской церкви, которая еще не освящена, из двух приделов Казанского и Ильинского, освященных, последний оказался планом испорчен – выдался против Казанского придела на 4 аршина, то они и испрашивали дозволение, не касаясь церковной суммы, на свои средства, выдавшуюся стену в алтаре сломать и устроить по плану», что и было разрешено.
В 1883 г. приделы в трапезной церкви были значительно распространены и устроены по плану архитектора Войницкого, из коих придел Казанский освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г. Вместо прежде бывшей деревянной, каменная Никольская церковь построена в 1771 г. При обеих церквах одна каменная колокольня…
Церковного капитала в процентных бумагах в 1889 г. состояло 4860 руб., в пользу священно-церковно-служителей имеется 2460 руб. К зданиям, составляющим церковную собственность, принадлежат: деревянный двухэтажный дом, в нижнем этаже которого помещаются церковные сторожа и бесприютные старцы, и шестиместный полок для торговцев, устроенный в 1876 г. Земская школа существует с 1875 г., в которой священник Сергий Стефанович Былинский состоит безмездным законоучителем, а до того времени обучением детей занимались члены местного причта.
В состав причта, кроме села Гусевского погоста, входят деревни: Белясева, Барсукова, Степанова, Кольтина, Белькова, Забелина, Петрушева, Полухина и Левина, в коих числится муж. пола 2595 душ, жен. пола 2757 душ. В причте по штату 1873 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.
Комментарии и обсуждение