ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Новый Афон. Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1875 и 1896.
Архитектор:Н.Н. Никонов
Адрес:
Абхазия, Гудаутский район, г. Новый Афон, Курортная ул.

Координаты:43.087407, 40.820955




Добавить фотографию
Сортировка:


Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
29 января 2017
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Максим Шелякин
23 августа 2016
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 января 2015
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 января 2015
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 января 2014
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Вид с Иверской горы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 января 2014
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
chapai-2
8 сентября 2013
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Вид на монастырь с Царской дороги (она же "дорога грешников")
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Вид на монастырь (южный фасад) от ворот
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Дмитрий Кураев
24 июля 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
ИЛЬЯ
21 августа 2006
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Катя Филатова
август 2003
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 января 2014
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Колокольня, вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Западная стена монастыря
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Западный братский корпус
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фрагмент западного фасада монастыря
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pchelka
20 июля 2008
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Монастырский дворик
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Дворик у западного входа в Пантелеймоновский собор
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Монастырский вид с запада
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
ИЛЬЯ
21 августа 2006
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Храм расположенный в северо-западном углу монастырской стены
Дионисий
28 июля 2006
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фрагмент западного фасада колокольни
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Дионисий
28 июля 2006
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
chapai-2
8 сентября 2013
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
chapai-2
8 сентября 2013
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
chapai-2
8 сентября 2013
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
chapai-2
8 сентября 2013
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Иванов Дмитрий
8 сентября 2012
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Ворота монастыря. Вид снаружи.
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Монастырские ворота. Вид из монастыря.
Наталия
10 августа 2007
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Вид на Симоно-Кананитский монастырь с Иверской горы от церкви св. Феодора.
Дионисий
28 июля 2006
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Катя Филатова
август 2003
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_007578144/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1901
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/UR/17/sam11.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/UR/17/sam11.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/UR/17/sam11.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита - Новый Афон - Абхазия - Прочие страны
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_007578057/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1897




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Катя Филатова,  23 февраля 2004

Симоно-Кананитский монастырь, расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подошвы Афонской горы.

Узкая асфальтированная полоса шоссе в густой тени кипарисов выводит к главным воротам монастыря. Мощные стены с бесконечными рядами окон, над которыми поднимаются голубые маковки монастырских церквей, широкая, выложенная разноцветной плиткой дорога, уводящая под высокую арку ворот, светло-коричневый контур Пантелеймоновского собора, кружево листвы деревьев, голубизна небес, серый "ковер" каменной вымостки двора - таковы первые впечатления посетителя, надолго остающиеся в памяти.

Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 году монахами со Старого Афона. В Новом Афоне монастырские корпуса с церквами строились в 1883 - 1896 годах. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами - братьями Оловянниковыми.

В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов; высота центрального - 40 метров. Длина собора - 53,3 метра, ширина - 33,7. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX века. Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненному, по некоторым данным, рукой известного русского художника М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы. Собор - крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В нем может одновременно поместиться более трех тысяч человек.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

Монастырь также известен фактом участия в его строительстве императора Александра III в 1888 году. Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа - Святого апостола Симона Кананита. Святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  20 марта 2007

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии, на берегу Черного моря, в 25 верстах от города Сухума, на левом берегу реки Псыртсхи (древняя Апсара), на месте Генуезской колонии (XIII век) Анакопии (Никопсия). Он основан в 1875 году русским Пантелеимоновым монастырем на Афоне, на случай возможного в будущем переселения Афонского монастыря в Россию, а также с целью просвещения туземных жителей светом Христианской веры. Предствляя собой как бы отделение Афонского Пантелеимонова монастыря, он обладает полной самостоятельностью. По своему топографическому положению он разделяется на верхнюю или нагорную часть, видимую с моря издалека, и нижнюю часть, начинающуюся от морского берега. На вершине высокой, так называемой, Иверской горы резко выделяется на фоне неба блестящая крыша Иверской часовни и рядом с ней развалины древней римской крепости (III века) — Апсара. Несколько ниже ее, на склоне гор, защищающих весь этот благословенный уголок от северных ветров, на обширной искусственно выровненной террасе, среди богато разросшихся вечно зеленых пород, величественно вырисовывается грандиозное белое трехэтажное здание нового монастыря, построенного в виде громадного четырехугольника с главным фасадом, обращенным к морю. Над этим фасадом возвышаются увенчанные золоченными крестами куполы трех церквей: посередине, над главными воротами, трехкупольный храм Вознесения, над восточным углом — святого апостола Андрея Первозванного и над западным углом — святых угодников Афонских. Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 году собора во имя святого великомученика Пантелеймона с 4 приделами. Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находится большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. Ниже Покровской церкви, у самого берега моря, окаймленного набережной, возвышается красивая часовня, воздвигнутая в память 17 октября 1888 года. Налево от пристани расположена целая система пресных прудов, обсаженных тополями и плакучими ивами; эти пруды представляют из себя один из красивейших уголков обители. Сюда направляются обыкновенно в праздники крестные ходы, сопровождаемые водоосвящением. В долине реки Псыртсхи стоит древняя заново реставрированная в 1882 году византийской архитектуры церковь святого апостола Симона Кананита. В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при чем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности. С 1889 года в монастыре находится чудотворная икона, именуемая «Избавительницею», на которой Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток. Относительно этой святой иконы (написанной в XVII веке) известно, что она в начале XIX века хранилась у афонского подвижника Констанция Феодула, а после его кончины у его ученика старца Мартиниана, пришедшего на Афон из Греции в 1821 году. В 1841 году Мартиниан отправился со святой иконой в Элладу и здесь в том же году жители селения Мавронии (в епархии Спарты), по молитвам перед святой иконой Мартиниана, были избавлены от вредоносной саранчи, опустошавшей их поля и леса, а живший в том же селении мальчик, умиравший от тяжкой болезни, чудесно был возвращен к жизни; святая икона также прославилась чудесными исцелениями бесноватых и других недужных, с верою притекавших сюда и с горячими молитвами обращавшихся к Богоматери перед Ее чудотворным образом. Около двух лет прожил здесь Мартиниан, а затем возвратился опять на Афон, где вскоре и скончался, а святая икона перешла в драгоценное наследие Афонского Пантелеимоновского монастыря. В 1889 году настоятель этого монастыря, архимандрит Макарий, пожертвовал эту святую икону в благословение Ново-Афонскому монастырю, где она и пребывает поныне. Эта святая икона, представляющая собой поясное изображение, покрытое дорогой золоченой ризой с эмалью, вделана в другую, большую икону, на которой изображены святой апостол Симон Кананит и святой великомученик Пантелеймон, стоящими во весь рост и как бы держащими в руке икону Богоматери. Празднование в честь святой иконы Богоматери, именуемой «Избавительница», совершается 4 апреля и 17 октября. Все службы в монастыре весьма продолжительны; ежедневно иноки заняты молитвою часов 7 — 8, а в праздники еще более; всенощные, совершаемые только на кануне больших праздников, продолжаются от 8 часов вечера до 3 часов ночи. Вообще монастырь устроен по Афонскому уставу и чиноположению. При монастыре школа для абхазских бедных мальчиков и сирот с содержанием их от монастыря, две больницы с аптекой, книжная и иконная лавки, странноприимный дом и разные мастерские. Монастырь является насадителем совершенно новых у нас высших культур — апельсинов, лимонов и мандаринов, первым занявшись этими культурами, которые в настоящее время распространились уже по всему южному побережью Кавказа; кроме лимонных и апельсинных рощь, при монастыре разведены оливковые плантации и имеется прекрасный ботанический сад. К монастырю причислен Пицундский храм (в 60 верстах от монастыря), находившийся во времена святого Иоанна Златоуста в пустынном месте, называющемся Питиусом, куда доблестный святитель был послан в заточение. Этот храм, основанный в VI веке, в царствование императора Юстиниана, был восстановлен в 1885 году. При нем устроен скит для желающих более уединенной жизни. Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге подворье с храмом во имя чудотворной иконы Божией Матери, находящееся на углу Забалканского проспекта.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Наталия,  1 октября 2007

Выбор стиля для ансамбля Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря определялся традицией его духовных связей с Афоном. Обитель в Абхазии была основана выходцами из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в 1875 году. В 1888 году архитектору Н.Н. Никонову, который ранее участвовал в проектировании и строительстве подворий монастыря в Петербурге, был заказан проект не только главного храма св. Пантелеймона, но и всего монастырского ансамбля, включающего кельи монахов, другие храмы, колокольню и хозяйственные помещения. Работе над проектом монастыря и его осуществлением зодчий посвятил более пятнадцати лет.
По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта. Стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских.
Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа.
Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра Ш, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911 – 1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова.

По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  29 мая 2008

Андрей Поздняев
Стародавние традиции Нового Афона
Святую гору Афон на побережье Эгейского моря с незапамятных времен принято было считать уделом Пресвятой Богородицы, твердыней православия, оплотом истинного монашества. Первые пустынники появились здесь еще на заре христианства. К XIII веку вся Афонская гора была покрыта монастырями, скитами, пещерными кельями. Утвердился на Афоне и Русский Пантелеимоновский монастырь. На долю его братии выпало немало превратностей судьбы, но русские иноки, верша свой молитвенный подвиг, стойко переносили все тяготы, невзгоды и притеснения.
В 1874 году возникла даже угроза закрытия обители. Греческое духовенство, стремившееся к господству на Афоне, предполагало тайно вывезти всю русскую братию на турецком корабле в Малую Азию и оставить насельников в каком-нибудь пустующем монастыре. Тогда-то игумен монастыря архимандрит Макарий и обратился к русскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями о "даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители".
27 ноября 1875 года последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".
Так сто тридцать лет назад на побережье Черного моря, в 20 верстах от Сухума начала зарождаться одна из самых величественных и красивых русских обителей – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.
Первые посланцы с Афона прибыли на берег Псыртсхи осенью 1875 года. Святогорская братия отрядила в Абхазию самых мастеровитых и искусных в строительных делах иноков. Особо выделялся среди них иеромонах Иерон, будущий настоятель обители, от Бога наделенный инженерным даром и талантом архитектора. В течение зимы иноки проводили необходимые подготовительные работы – рубили лес и кустарники, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья. Одновременно закладывались фундаменты для четырех монастырских зданий и первого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровский храм был освящен 1 октября 1876 года. Но недолго суждено было ему простоять: во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов он был почти полностью разрушен. С молитвой и помощью Божией все пришлось начинать заново. Братия трудилась денно и нощно, не покладая рук. Всего 4 месяца потребовалось инокам для восстановления разоренного храма Пресвятой Богородицы, и 3 февраля 1979 года в нем начались ежедневные богослужения. В прежнем благолепии восстал из руин и древний храм Симона Кананита. Буквально на глазах вырастали монастырские здания и хозяйственные постройки, пристань на прочных железных сваях. После завершения работ по обустройству прибрежной территории монастыря иноки приступили к самому сложному – возведению его нагорной части.
Строительство, даже по нынешним меркам, предстояло огромное. Основные тяготы легли, конечно, на плечи афонских иноков, которые в буквальном смысле слова сумели перевернуть горы. Но были еще десятки, сотни русских инженеров и специалистов, купцов и промышленников, простых верующих людей, внесших свою лепту в рождение на Кавказе Нового Афона.
Поднимали обитель, что называется, всем миром.
В марте 1896 года братия переехала в новоотстроенный нагорный монастырь, а спустя 4 года, 28 сентября 1900-го, состоялось освящение главного престола соборного храма.
На торжества собралось не менее 20 тысяч верующих. Молва о дивной обители под Сухумом разнеслась к тому времени далеко за пределы Абхазии. Ехали сюда со всех концов России. Чаще всего паломники добирались до Нового Афона по морю. С парохода пересаживались на гребные монастырские суда, сходили на берег, и тут перед взором каждого представала поистине сказочная картина. Под бездонным синим небом на зеленом фоне гор раскидывалась широкая панорама монастырских храмов и церквей, увенчанных сияющими на солнце крестами. К Святым вратам обители мимо цветущих оранжерей вела вымощенная камнем дорога, обсаженная пирамидальными кипарисами. Не менее красочный вид открывался и с верхней площадки у монастырского входа. С левой стороны к обители примыкала сосновая роща. А чуть выше ее – сад из вечнозеленых южных растений.
Но, пожалуй, самый живописный уголок Нового Афона расположен в глубоком ущелье, неподалеку от храма Симона Кананита. На одном из горных уступов, откуда сбегает вниз Псыртсха, иноки построили водопад, на который можно любоваться часами. Из нагорной части монастыря к водопаду ведет Царская аллея. Именно по этой тропе прошел пешком Александр III, когда в июне 1880 года царская семья посетила обитель.
Все, о чем мечталось императору, чудесным образом воплощалось в жизнь. На рубеже XIX – XX столетий Новый Афон стал одним из крупнейших православных монастырей. К 1917 году братия его насчитывала свыше семисот насельников. Благодаря их неустанным трудам на глазах крепло и разрасталось монастырское хозяйство. При обители работали самые разнообразные мастерские – медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, мастерская по выделке кожи, позолотная, переплетная и даже по ремонту часов. При монастыре действовал конезавод, на двух пасеках производился собственный мед, поля засеивались картофелем, кукурузой и другими хлебными злаками, огороды изобиловали овощами, а в садах выращивали не только яблоки и груши, персики и абрикосы, но также невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины.
Во главе каждого дела был поставлен монах, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон. Именно под его началом иноки сумели создать довольно сложную систему, состоящую из семи прудов. Устроена она была таким образом, что стекающая с гор вода из верхних прудов переливалась в нижние, откуда уже плавно уходила в море.
1 июля 1901 года монастырь стал освещаться электричеством: рядом с водопадом была построена гидроэлектростанция. Вслед за электричеством в обители появилась и своя… железная дорога. Протяженность у нее была небольшая – всего около версты, но этого было достаточно, чтобы доставлять в небольших вагонетках с низменности в нагорные склады все необходимое и спускать с крутого склона, где рос монастырский лес, дрова для отопления.
Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу.
Так было вплоть до 1924 года, пока монастырь не постигла та же участь, что и другие православные обители.
Осиротевший монастырь долгие годы пребывал в запустении. Потом в нем разместили турбазу. И лишь спустя семь десятилетий, в 1994 году, Новый Афон вновь услышал звон монастырских колоколов. Обитель стала постепенно оживать. Возобновились богослужения, потихоньку налаживается монастырское хозяйство, реставрируются фресковые росписи на стенах храмов. Братия пока малочисленна, но помогают прихожане, паломники и трудники, которые, как и встарь, потянулись в Новый Афон, особенно после того, как было восстановлено железнодорожное сообщение между Москвой и Сухуми.
Среди насельников обители преобладает молодежь. Да и нынешнему настоятелю, иеромонаху Андрею, нет еще сорока. Недавний выпускник Московской Духовной академии, он немало делает для того, чтобы возродить и сберечь прежние традиции монастыря.
В монастырской братии сегодня живут и трудятся абхазы, русские, украинцы. Седовласый ключарь обители – монах Геронтий (в миру – Юрий Корж) приехал в эти края из Днепропетровска еще в начале семидесятых. Кавказ манил его с юношеских лет. Юрий поселился в высокогорном ауле, где работал на пасеке. Так бы и жил, наверное, до конца своих дней – в уединении и покое, если бы не грузино-абхазская война, разразившаяся в 1992 году. Недолго раздумывая, Юрий пошел в добровольцы. В составе танкового батальона участвовал во многих боях, за мужество, проявленное в одном из сражений, был награжден медалью "За отвагу".
В апреле девяносто третьего Юрий получил тяжелые осколочные ранения и оказался в госпитале, который был развернут в Ново-Афонском монастыре. Пролежал здесь несколько месяцев, а после окончания войны решил остаться при монастыре. Поначалу, как и водится, был послушником, а затем принял монашеский постриг.
О своей необычной судьбе монах Геронтий поведал мне, когда октябрьским вечером этого года мы долго беседовали, сидя в его келье.
- Нет, не случайно обитель наша находится под Покровом Божией Матери, – сказал монах Геронтий, завершая разговор. – Сколько снарядов на Новый Афон упало, а в монастырь ни один не попал.
И, помолчав немного, добавил: - И я, раб грешный, ей, Владычице, жизнью своей обязан. Ведь когда ранило меня, один из осколков угодил в грудь, рядышком с сердцем. А там как раз в нагрудном кармане ее, Богородицы, образок лежал. Он-то и спас меня…
И мне невольно вспомнились слова незнакомой прежде молитвы, которую я услышал в Новом Афоне. Обращена она к Пресвятой Богородице: "…Покрой нас Вседержавным Покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего: пастырям нашим – ревность и бдение о душах, правителям и градоначальникам – мудрость и силу, судиям – правду и нелицеприятие, наставникам – разум и смирение, супругам – любовь и согласие, чадам – послушание, обидимым – терпение, обидящим – страх Божий, скорбящим – благодушие, радующимся – воздержание. Всем же нам – дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды".

http://www.gudok.ru/index.php/print/29665

Комментарии и обсуждение

Все храмы Абхазии на этом сайте www.abkhazian-churches.ru
14 декабря 2006.

Поклон со Святой Земли.
В этом монастыре жил монах Василий Невеселый (со временем он стал схимонахом Винодефой). Он когда-то гостил у нас в Киеве… Очень хочется найти связь с его духовными чадами. Отзовитесь! Благодарим заранее! innalele@gmail.com
7 августа 2012.

15 августа 2012, Т..

Был в монастыре дважды. Последний раз в 2010 году. На колокольне увидел металлическую полосу, закрепленную наверху на балке. Провожавший меня монах не знал, что это такое. А это старинное било, чудом сохранившееся на колокольне. Участвует ли оно в службах храма? Борис, звонарь из Питера.
16 ноября 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.