Троицкий собор - помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, - вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями. И, конечно же автором никак не мог быть иногда называемый И. Гагин, о котором высказывали некоторые исследователи этого касимовского архитектора-самоучки, единожды нашедшего себя в классицизме. В Троицком храме, от правомерного классицизма - лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершённый ясной формы полусферическим куполом.
В документе, хранящемся во Владимирском областном архиве, есть указание на то, что гусевский храм спроектировал "знаменитый" зодчий, но имя его не называется. Всё-таки, вероятнее всего, это был Василий Баженов - этот мастер, с его свободным полётом фантазии и потрясающей переимчивостью, оборотной стороной которой являлась самобытность, вполне мог причудливо соединить как бы несоединимые элементы, принадлежавшие сразу трём архитектурным стилям. Второй стиль - барокко, продиктовавшее основную структуру здания - это, по сути, дополненный с трёх сторон полукруглыми "лепестками" четверик с водружённым на него восьмериком. Наконец, третий стиль - готика (псевдоготика), особенно ярко прявившаяся в уникальном декоре постройки, в её усточиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проёмы верхних ярусов колокольни. Удивительное сочетание! А поставлена церковь на пригорке, подчёркивающем её - опять же "псевдоготическую" - устремлённость ввысь; Троицкий храм словно парит над окружающей местностью. И со средневековым замком баташёвскую усадьбу современники сравнивали не в последней степени благодаря облику её храма, "боковыми" своими корнями уходящего в средневековую европейскую архитектуру. Отчётливо готическими смотрятся и нижний ряд карниза, и стрельчатые окна, и фронтоны, "вырастающие" из восьмерика. Но есть и более характерные детали - это прежде всего пинакли (остроконечные башенки) в верхней части здания, напрямую отсылающие нас к готическим храмам Европы, и сандрики больших окон восьмерика, "рифмующиеся" с фронтонами и норовящие превратиться в вимперги (готические остроконечные щипцы над порталами и окнами). Мощный восьмерик, поставленный на четверик, "стремится" приобрести круглую форму и в этом смысле приближается к классической ротонде. По сторонам света он продолжен большими стрельчатыми фронтонами; грани между ними украшены стрельчатыми фронтонами меньшего размера. В барабане прорезано шестнадцать окон: под большими фронтонами - по три; под малыми - по одному. Над большими фронтонами устроены главки - "намёк" на классическое пятиглавие. Фасады трапезной разделены на условные "прясла" чуть заметными широкими лопатками, меж которых расположены окна. "Лепестки" основного четверика оформлены более сложно - их украшают трёхчетвертные колонны, упирающиеся в профилированный карниз. В нижнем ярусе колокольни, кроме того, имеются стрельчатые ниши, перекликающиеся со стрельчатыми же окнами. Колокольню Троицкого храма вернее всего будет определить как четырёхъярусную, за нижний ярус считая фрагмент, поднимающийся до карниза здания, - его под углом пересекает лестница, ведущая на второй этаж. Планировка колокольни не вполне обычна и представляет собой равноконечный крест. Второй и третий ярусы снабжены стрельчатыми проёмами, частично ложными, четвёртый ярус и завершение исполнены в барочном духе.
О громадных размерах Торицкого храма можно составить представление, узнав, что в высоту он достигает 55 метров; колокольня же и того выше - 70 метров. В храме освящены шесть престолов: главный Троицкий - на втором этаже; ещё пять - на первом этаже. В трапезной - слева во имя преподобного Серафима Саровского, справа в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". В центральной части храма (слева направо) во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца. Вход на первый этаж осуществляется с южной стороны, правее колокольни. Через небольшой притвор мы попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят её на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами, подчёркнутыми коричневым цветом - сами своды при этом выкрашены голубой краской.
В трапезной освящены два крохотных придела северный - во имя преподобного Серафима Саровского, южный - в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Это - новые приделы; до революции их не существовало. Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную "лепестками", которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола. Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведёт крутая каменная лестница - на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее - во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого "барабана" и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит ещё выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук. Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением - вполне объяснимым стеснённым финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №212, 2016 г.