ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Петра и Павла, Рождества Христова
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:Между 1802 и 1868.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.

Координаты:55.055613, 41.160253


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Вид с востока
Щёлоков Олег Олегович
23 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
RaFaeL
25 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
27 июня 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Hramsohran
14 июня 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 марта 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
1 июля 2006
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
1 июля 2005
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
lapfan
2 января 2005
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Храмовая икона над западным входом
oldboy
12 апреля 2014
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
колонны-башенки с юго-восточной стороны ротонды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
6 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
стены облицованы коралловыми известняками позднекаменноугольного возраста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
6 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Михаил Маслов
25 сентября 2011
Церковь Троицы Живоначальной - Гусь-Железный - Касимовский район - Рязанская область
Гусь Железный Рязанской области
dir43
23 апреля 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  16 ноября 2003

Гусь-Железный. Троицкая церковь. XIXв., архитектор неизвестен, заказчик - владелец местных заводов Баташев.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  21 марта 2011

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.

При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г.), но по смерти заказчика (1825 г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г.) и во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.). В 1847 г. на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, главный Троицкий престол освящен в 1868 г.

Внутренний вид храма был богат. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряно вызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого. Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов).

Троицкая церковь колоссальна. Она сложена из кирпича и облицована белым камнем. Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». Авторам церковь напоминала Воскресенскую церковь в Почаеве Черниговской области, построенной Деламотом (1765-1771). От классики - спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики - стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы. Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С. Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

http://www.ryazeparh.ru/


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  22 марта 2012

13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена - райфинотделу предложено переисчислить местные налоги в соответствии с циркуляром № 68. В 1934 г. облисполком закрыл за долги Троицкую церковь в с. Гусь-Железный Меленковского района, председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст! (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 258-260) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 133

Протокол № 1 заседания Комиссии по вопросам культов при Президиуме Мособлисполкома (16/4. - 37 г.). п. 4. Удовлетворить ходатайство о закрытии церкви в п. Гусь-Железный. Просить Президиум Мособлисполкома утвердить данное решение. Составить подробную опись имущества и передать в РайФО для зачисления в Госфонд. 10 августа 1937 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановление президиума Московского облисполкома от 27/5. - 37 г. о закрытии церкви в п. Гусь-Железный Бельковского района под клуб (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1149. Л. 9; Д. 47. Л. 25).


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 января 2017

Троицкий собор - помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, - вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями. И, конечно же автором никак не мог быть иногда называемый И. Гагин, о котором высказывали некоторые исследователи этого касимовского архитектора-самоучки, единожды нашедшего себя в классицизме. В Троицком храме, от правомерного классицизма - лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершённый ясной формы полусферическим куполом.

В документе, хранящемся во Владимирском областном архиве, есть указание на то, что гусевский храм спроектировал "знаменитый" зодчий, но имя его не называется. Всё-таки, вероятнее всего, это был Василий Баженов - этот мастер, с его свободным полётом фантазии и потрясающей переимчивостью, оборотной стороной которой являлась самобытность, вполне мог причудливо соединить как бы несоединимые элементы, принадлежавшие сразу трём архитектурным стилям. Второй стиль - барокко, продиктовавшее основную структуру здания - это, по сути, дополненный с трёх сторон полукруглыми "лепестками" четверик с водружённым на него восьмериком. Наконец, третий стиль - готика (псевдоготика), особенно ярко прявившаяся в уникальном декоре постройки, в её усточиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проёмы верхних ярусов колокольни. Удивительное сочетание! А поставлена церковь на пригорке, подчёркивающем её - опять же "псевдоготическую" - устремлённость ввысь; Троицкий храм словно парит над окружающей местностью. И со средневековым замком баташёвскую усадьбу современники сравнивали не в последней степени благодаря облику её храма, "боковыми" своими корнями уходящего в средневековую европейскую архитектуру. Отчётливо готическими смотрятся и нижний ряд карниза, и стрельчатые окна, и фронтоны, "вырастающие" из восьмерика. Но есть и более характерные детали - это прежде всего пинакли (остроконечные башенки) в верхней части здания, напрямую отсылающие нас к готическим храмам Европы, и сандрики больших окон восьмерика, "рифмующиеся" с фронтонами и норовящие превратиться в вимперги (готические остроконечные щипцы над порталами и окнами). Мощный восьмерик, поставленный на четверик, "стремится" приобрести круглую форму и в этом смысле приближается к классической ротонде. По сторонам света он продолжен большими стрельчатыми фронтонами; грани между ними украшены стрельчатыми фронтонами меньшего размера. В барабане прорезано шестнадцать окон: под большими фронтонами - по три; под малыми - по одному. Над большими фронтонами устроены главки - "намёк" на классическое пятиглавие. Фасады трапезной разделены на условные "прясла" чуть заметными широкими лопатками, меж которых расположены окна. "Лепестки" основного четверика оформлены более сложно - их украшают трёхчетвертные колонны, упирающиеся в профилированный карниз. В нижнем ярусе колокольни, кроме того, имеются стрельчатые ниши, перекликающиеся со стрельчатыми же окнами. Колокольню Троицкого храма вернее всего будет определить как четырёхъярусную, за нижний ярус считая фрагмент, поднимающийся до карниза здания, - его под углом пересекает лестница, ведущая на второй этаж. Планировка колокольни не вполне обычна и представляет собой равноконечный крест. Второй и третий ярусы снабжены стрельчатыми проёмами, частично ложными, четвёртый ярус и завершение исполнены в барочном духе.

О громадных размерах Торицкого храма можно составить представление, узнав, что в высоту он достигает 55 метров; колокольня же и того выше - 70 метров. В храме освящены шесть престолов: главный Троицкий - на втором этаже; ещё пять - на первом этаже. В трапезной - слева во имя преподобного Серафима Саровского, справа в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". В центральной части храма (слева направо) во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца. Вход на первый этаж осуществляется с южной стороны, правее колокольни. Через небольшой притвор мы попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят её на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами, подчёркнутыми коричневым цветом - сами своды при этом выкрашены голубой краской.

В трапезной освящены два крохотных придела северный - во имя преподобного Серафима Саровского, южный - в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Это - новые приделы; до революции их не существовало. Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную "лепестками", которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола. Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведёт крутая каменная лестница - на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее - во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого "барабана" и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит ещё выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук. Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением - вполне объяснимым стеснённым финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №212, 2016 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  3 апреля 2017

Село Веркуцы, известное больше под именем Гуся Баташевского, при р. Гусе и искусственном озере Гусьском, находится на границе Меленковского уезда с Рязанской губернией в 55-ти верст. от уездного города и в 140 от губернского.

До половины прошлого столетия это была незначительная деревушка. В 1758 г. известные заводчики Баташевы купили землю и устроили чугуноплавильный и железный завод; для работ на заводе устроили громадное искусственное озеро (7 вер. длины и от 2 до 5 вер. в ширину). Получив дворянство, Боташевы стали покупать себе в разных губерниях крестьян и селить их в частности на Гусевском заводе для работ на нем. Эти крестьяне не получили земельного надела, не могли поэтому заниматься хлебопашеством, а были горнозаводскими рабочими. Без земельного надела они были в 1861 году освобождены от крепостной зависимости, и в настоящее время, вследствие упадка работ на заводе, это безземельное население принуждено искать себе заработка на стороне, на других железный заводах.

По устройстве завода Баташевы в 1766 году построили здесь деревянную церковь во имя Св. пророка Иоанна Предтечи; эта церковь в 1812 году сгорела. При устройстве церкви в пользу причта Баташевыми приложено было пахотной земли по 15 четверти в поле и сена 15 копен.

В 1802 году начат был постройкой каменный двухэтажный храм; в 1825 г. за смертью храмоздателя Андрея Баташева работы приостановились. Главный храм к этому времени был доведен до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. В таком виде недостроенном церковь и оставалась до 1847 г. Между тем, в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 г., устроено в нем три престола и совершалось богослужение.

В 1847 г. на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы, и наружные и внутренние, были завершены окончательно, и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1868 г.), в нижнем во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.), Св. Николая Чудотворца (освящен в 1816 г.) и во имя св. апостолов Петра и Павла (освящен в 1818 году).

Утварью, ризницей, Св. иконами церковь снабжена довольно богато. Из Св. икон особенно чтима прихожанами Боголюбская икона Божией Матери. Икона эта пожертвована в церковь Боголюбивым монастырем в память того, что рабочие завода в 1865 г. с особенно горячим усердием принимали у себя чудотворную икону Боголюбской Божией Матери по случаю свирепствовавшей среди них эпидемической болезни. Пожертвованную икону рабочие украсили драгоценной серебряной вызолоченной ризой (ценою в 1300 руб.). Другая замечательная в церкви святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который вложены частицы св. мощей св. Иоанна Милостивого и других святых.

Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта от служб и требоисправлений получается до 1700 руб. в год.

При устройстве церкви, как выше было сказано, приложено было Баташевым пахотной земли по 15 четв. в поле и сена на 15 копен, но до 1871 г. эта земля находилась во владении Баташева. В 1871 г. опекунское управление над наследниками Баташева обменяло прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 дес. 1092 саж. При сем дома, построенные наследниками Баташева, поступили в собственность причта, при коем происходил обмен, и для отопления и ремонта домов дано 10 дес. строевого леса. Лес этот в настоящее время частью продан, а частью употреблен на ремонт домов причта.

Приход состоит из села Веркуц и деревни Чаура (8 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 2283 души муж. пола и 2443 женского.

В селе Веркуцах имеется несколько народных училищ: мужское начальное училище, открыто оно вотчинником Баташевым в 1812 г., учащихся в 1896 г. было 116; женская начальная школа, учащихся в 1896 г. было 59 и церковно-приходская школа (с 1884 г.), учащихся в 1896 г. было 35.

Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 23-25

Комментарии и обсуждение

При Баташове храм был заложен (в 1802 г.), но до смерти заказчика (в 1825 г.) доведен только до купола, а трапезная и колокольня — до карниза. Правда, в храме уже совершалось богослужение, однако окончен он был в 1847—1868 годах.
11 апреля 2006, Таратов Юрий.

Церковь имеет много общего с церковью в Быково Московской области. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин, или ученик Баженова Иван Таманский. Возможно, в создании храма участвовали и проекты самого Баженова.
<прим. модератора> Есть также мнения об авторстве М.Ф.Казакова или И.С.Гагина.
17 октября 2007.

Да, богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах по рассказу моего отца церковь горела от удара молнией.
                                                                                                          Андрей Портнов
16 марта 2012.

официальный сайт храма Живоначальной Троицы в п.Гусь-Железный Касимовского района Рязанской области http://hramvgusu.prihod.ru/настоятель о.Серафим
17 сентября 2012.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.