ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Анискино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородице-Рождественская церковь


Анискино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Алексия, митрополита Московского, Николая Чудотворца
Год постройки:1759.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Щелковский р-он, с. Анискино, ул. Центральная, 21

Координаты: 55.908198, 38.100682
Проезд:ст. Метро "Щелковская", Автовокзал, далее автобусы 320, 320к, 378, 371, 321 и маршрутные такси тех же номеров до остановки Анискино (35-40 минут).



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег  26 ноября 2007

Главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы(21 сентября н.ст.), северный придел - свт. Алексия митрополита Московского и всея Руси(25 февраля, 2 июня н.ст.), южный придел - свт. Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца (22 мая, 19 декабря н.ст.). В храме как престольный праздник почитается память св. вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (8 ноября н.ст.), так как в начале ХVШ в. на месте нынешнего каменного храма стояла деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом в честь этого святого. Село Анискино на реке Клязьме Кошелева стана Московского уезда с пустующей “церковной землей Дмитрия Солунского” в 1638 году принадлежало думному дьяку М. Данилову, а в 1671 г. было приписано к землям Потешного дворца.

В 1687 году село значится в вотчине А.В. Плещеева. Его сын Ф.А. Плещеев в 1722 году построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Богородицы с Дмитровским приделом. Храмозданная грамота на строительство существующего каменного храма выдана в 1738 году по прошению полковника А.Г. Плещеева.

На месте деревянного храма стал возводиться белый каменный цветок “московского барокко”. Первоначальному строительному периоду принадлежат главный храм, апсида и трапезная. Эти части здания выложены из одинакового кирпича и имели некогда сходное декоративное убранство, впоследствии уничтоженное. Колокольня с притвором построена в 1808 году - уже в стиле Х1Х в.

В 1835 году территория храма была обнесена оградой на каменных столбах с трехчастными воротами и часовней. На погосте до последних лет сохранялись надгробия разного времени, в том числе над могилами владельцев: Плещеевых, Четвериковых.

Храм является памятником архитектуры ХVIII в.Метрика 1887 года фиксирует облик церкви, вероятно, еще до перестроек: “... приделы - на правой стороне во имя Святителя Николая, а на левой - во имя Святителя Алексия..., алтарь по окны облицован белым камнем;... подзоры деревянные;... кресты медные, вызолоченные, восьмиконечные;... пол в храме и приделах чугунный, а в алтаре - лещадный; ... иконостас нового устройства с колоннами, резной, на белом поле, о пяти ярусах, в приделах в один ярус...; церковь расписана живописным письмом частями...” Покров Божией Матери долго сохранял храм.

В церкви Рождества Богородицы богослужения были прекращены только в 1938 году. Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду - по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых.

Страшно было смотреть на развалины храма но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма - после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года - в самом храме.

Текст с официального сайта храма http://www.aniskino.orthodoxy.ru/


Кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1738-1742 гг. (по другим данным, 1758 г.) на средства полковника А.Г.Плещеева вместо прежних деревянных, существовавших в XVI-XVIII вв. на соседнем Дмитриевском погосте. От этого периода сохранился основой объем типа "восьмерик на четверике" с алтарной апсидой. В 1808-1813 гг. были выстроены трапезная с приделами свт.Николая Чудотворца (южный) и свт.Алексия Митрополита (северный), а также колокольня со шпилем, в стиле ампир, тогда же изменен декор первоначальной части. В 1938 г. (по другим данным, в 1941 г.) церковь была закрыта, до 1970-х гг. использовалась в производственных целях. Затем здание было заброшено и разрушалось. В 1989 г. церковь была возвращена верующим и ныне восстановлена. Святынями храма являются иконы, привезенные из Иеруалима и со Святой горы Афон, частицы мощей святых угодников Божиих.

Использованы материалы сайта "Храмы России".

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Щелковский район, с.Анискино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов. 21 мая 2015 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 мая 2018

В XVI ст., на берегу реки Клязьмы, на большой Стромынской дороге, от Москвы в 25 верстах, в Кошелеве стану Московского уезда, находилась церковь во имя Димитрия Солунского, которая была уничтожена, но когда и по какому случаю – неизвестно. Церковная земля, принадлежавшая Дмитриевской церкви, отдавалась на оброк и писалась в приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. так: «с церковной земли Дмитрия Солунского, в Кошелеве стану, на думном дьяке Михаиле Данилове, за оброк данью 8 алтын 2 деньги».

В 1671 г. 20 июля, по указу великого государя, Дмитровская церковная земля взята его великого государя к потешному двору к деревне Соколовой, к пустоши Вольновой с церковными землями Воскресенскою да Георгиевскою, а оброку платить с тех пустошей, по указу великого государя, погодно». 9 февраля 1681 г. церковная Дмитриевская земля отдана на оброк погоста Покровского попу Еремею, а оброку на год 26 алтын 4 деньги».

7 мая 1687 г., по указу патриарха и по помете на выписке казначея Андрея Владыкина, велено на церковной Дмитриевской земле Якову Потапову и подьячему Гавриилу Булгакову пашню и сенные покосы, и всякие угодья описать и измерить в десятины, а по описным и мерным их книгам та земля в Кошелеве стану, на берегу реки Клязьмы, на той земле кладбища 20 сажень, около кладбища церковной земли пашни паханной 20 дес., лесной поросли 1 дес., сенных покосов по реке Клязьме 100 копен, и та церковная земля, пашня и сенные покосы, по отводу Алексея Васильевича Плещеева да вдовы Татьяны Григорьевны жены Васильева сына Плещеева с ее детьми, обмежевана и по меже учинены столбы и грани. 30 июня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Анисима Федорова, а по челобитью Алексея Плещеева и вдовы Татьяны с детьми Плещеевых, «церковная Дмитриевская земля отдана на оброк им на 1687 г. и впредь до указу, оброку им платить по 10 рублев в год, а пошлин, по указу, тех денег платить половину Алексею Плещееву, а другую половину - вдове Татьяне с детьми, и тою землею владеть им пополам и друг друга ни в чем не изобижать, и в платеже оброчных денег и в очистке земли взять по них поручные записи. Оброчные деньги на 1687 г. 10 рублев взяты».

4 сентября 1719 г., по указу великого государя и по помете на выписке дворецкого Алексея Владыкина, а по челобитью капитана Федора Алексеевича Плещеева, велено ему на Дмитриевской церковной земле построить вновь церковь во имя Иверской Пресвятой Богородицы, да в приделах: Алексея митрополита и св. Димитрия Солунского и оброчные деньги велено из оклада выложить и вместо оного положить дань и в приходную книгу жилых церквей внесть».

Церковь освящена в 1722 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В книгах же казенного приказа за 1720 – 21 гг. писалось: «церковь Иверской Пресвятой Богородицы с приделами Алексея митрополита и Димитрия Солунского в вотчине капитана Федора Плещеева, дани 2 руб. 15 алтын». Под 1722 г. отмечено: «писать церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделы тех храмов, с того числа, как о освящении той церкви указ отпущен в селе Тимофееве, Калинино тож, в вотчине Плещеевых».

Тимофеево, Калинино тож, в 1623 г. – пустошь, находившаяся Московского уезда в Кошелеве стану, в поместье за князем Михаилом Козловским, а в 1678 г. значится сельцо Тимофеево, Калинино тож, на реке Клязьме, поместье Алексея и Григория Васильевичей Плещеевых, да в сельце 2 двора помещиковых с деловыми людьми, у них же, Плещеевых, находилась во владении деревня Аничкина с 6 дворами крестьян и бобылей, в них 37 чел.

По смерти Алексея и Григория Плещеевых имением владели в 1704 г. их дети: Федор Алексеевич, Алексей, Михаил, Федор и Андрей Григорьевичи, в сельце Тимофееве состояло 2 двора вотчинниковых с 13 чел. дворовых людей и в деревне Аничковой – 14 дворов крестьянских с 60 чел.

В Синодальной казенном приказе производилось дело о построении в деревне Анискине новой каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами. Дело началось по прошению полковника Андрея Григорьевича Плещеева. В своем прошении, поданном в казенный приказ 3 июля 1738 г. он, Плещеев, писал: «в Московском уезде, в Кошелеве стану, на реке Клязьме, имеется церковная Дмитриевская земля, которая стоит на наших дачах с братом моим двоюродным Федором Алексеевичем Плещеевым; в прошлых годах по обещанию мать моя Татьяна Плещеева била челом на оной церковной земле построить церковь, токмо строение пресекла кончина матери моей, а я имел отлучку в службе; в небытность мою в прошлых годах, по челобитью показанного брата моего Федора Алексеевича, на той церковной земле построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая ныне весьма ветха и в священном служенье исправлять в ней никак невозможно, к тому ж оная церковь от деревень наших Анискина и Тимофеева та церковь от приходу стоит не в близости, отчего в той церкви от воровских людей напред сего бывали кражи и святые образа обирали, да и впредь в оной святой церкви за оным дальним от деревень наших расстоянием и за опасением воровских людей кражи церковной утвари умножить весьма опасно. А ныне я помянутой по обещанию своему желаю в показанной деревне Анискине вместо той обветшалой церкви построить вновь во имя того же храма Рождества Пресвятой Богородицы с приделы Николая чудотворца и Алексея митрополита каменные, ибо и священнослужители той церкви в той же деревне жительствуют; а под строение той церкви и под кладбище земля имеется церковная и священнослужителем в довольство будет прежде имеющаяся оная синодальная земля, и чтоб повелено было о строении показанной церкви и с приделы дать храмозданную грамоту».

Резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать храмозданную грамоту 1738 году июля 7 дня»; того же 23 июля выдан указ из Синодального казенного приказа о строении церкви полковнику Андрею Григорьеву сыну Плещееву, по его прошению, велено: в Московском уезде, в Кошелеве стану, на реке Клязьме, на имеющейся церковной Дмитриевской земле построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая весьма ветха и за ветхостью служить невозможно, построить вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая чудотворца и Алексея митрополита в деревне Анискине, буде спору от кого не возымется; пошлин 30 копеек с половиною взято».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 декабря 2023

Неподалеку от поселка Свердловский городского округа Лосино-Петровский находится старинное село Анискино. Церковь Рождества Богородицы была возведена 1738-1759 годах в стиле барокко, а в 1808 году были пристроены трапезная часть и колокольня в стиле ампир. В склепе у церкви Рождества Богородицы была погребена Варвара Ивановна Ланская – родственница поэта и декабриста А. И. Одоевского. В начале XX столетия на погосте храма в Анискино были также похоронены местные фабриканты и благотворители Четвериковы.

История прихода храма Рождества Богородицы в Анискино уходит корнями в XVI столетие. В то время на берегу реки Клязьмы на Стромынском тракте существовала деревянная церковь великомученика Димитрия Солунского. По какой-то причине этот древний храм был уничтожен, и следующие два столетия церковное место пустовало. В 1719 году майор Федор Алексеевич Плещеев начал строительство в селе Тимофеево на землях бывшей когда-то Дмитриевской церкви нового храма во имя Иверской иконы Божией Матери с приделами митрополита Алексея Московского и святого Димитрия Солунского.

В 1722 году церковь была освящена и стала именоваться в документах не Иверской, а Богородице-Рождественской. Почти одновременно в 1738 году двоюродный брат упоминавшегося вотчинника полковник Андрей Григорьевич Плещеев подал прошение в Синодальный приказ о строительстве в другом месте семейной вотчины – в деревне Анискино – новой каменной церкви в честь Рождества Богородицы. Строительство церкви на реке Клязьме на церковной земле желала начать еще мать полковника – Татьяна Гордеевна Плещеева. Неожиданная кончина не дала ей совершить богоугодное дело, а сам Андрей Григорьевич находился тогда в отлучке по службе. Церковь Рождества Богородицы, построенная двоюродным братом Федором, за двадцать лет сильно обветшала, и, кроме того, имело неудобное расположение вдали от деревень прихода, где как раз проживали священнослужители. Из-за дальнего расположения церкви от служителей и прихожан она часто оставалась без присмотра. Воры многократно похищали из церкви и святые образы, и церковную утварь. По этим причинам Андрей Григорьевич Плещеев просил Синодальный приказ разрешить построить каменную церковь в более удобном месте – в Анискино. Новый храм имел посвящение Рождеству Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Придел Алексия Московского был освящен 8 сентября 1743 года воронежским епископом Львом. Отделка храма по какой-то причине затянулась почти на три десятка лет. Службы в это время велись, видимо, только в Алексеевском приделе, а главный престол и Никольский придел были готовы только к 1772 году. Освящал их протоиерей Сретенского собора Иоанн Ставровский.

В сборнике сведений о церквях Московской епархии 1874 года в селе Анискино указаны сразу две церкви: каменная Богородице-Рождественская 1759 года постройки и еще вторая – деревянная Знамения Божией Матери 1735 года. Возможно, имелась в виду Знаменская церковь в сельце Городищи (на месте нынешнего поселка Свердловский). Она была приписана к основной церкви в Анискино и состояла в том же приходе. Изначально это была домовая церковь в саду Петра Ивановича Измайлова. Действительный тайный советник Петр Иванович Измайлов был приближенным императора Петра III. Во время дворцового переворота 1762 года Измайлов убеждал солдат не присягать Екатерине II и оставаться верными законному царю. За это победившая в итоге императрица отправила Измайлова в отставку. Много лет спустя, уже после кончины Екатерины, император Павел вспомнил верность Петра Ивановича его убиенному отцу. 19 ноября 1796 года Павел назначил Измайлова действительным тайным советником и кавалером ордена святого Александра Невского. 21 февраля 1797 года Измайлову была пожалована одна тысяча крестьян в Московской губернии. За год до своей смерти помещик отпустил их в «вольные хлебопашцы». После смерти дочери Измайлова Знаменская церковь в Городищах, по-видимому, осталась в забвении. Антиминс был изъят из алтаря и хранился у благочинного. В 1822 году потомки Петра Ивановича Измайлова просили возвратить антиминс и возобновить богослужения. Московский митрополит оставил такую резолюцию: «Церковь, существующая пятьдесят лет, сперва в качестве домовой, а потом в качестве приписной, оставленной (в 1809) до рассмотрения, по личной и местной надобности и по неусмотрению до ныне от существования ее никаких злоупотреблений и беспорядков, оставить на прежнем основании».

В склепе у церкви Рождества Богородицы в Анискино в 1844 году была погребена двоюродная внучка Петра Ивановича Измайлова – Варвара Ивановна Ланская (княжна Одоевская). Она родилась в 1800 году в подмосковном имении родителей в Богородском уезде. Варвара рано лишилась отца и матери, поэтому ее детство прошло в Москве в семье родственников опекунов. В 1816 году молодая княжна переселилась в Петербург, где через несколько лет вышла замуж за будущего министра внутренних дел Сергея Степановича Ланского. Варвара Ивановна стала известна благодаря своей литературной и переводческой деятельности. В «Библиографическом словаре русских писательниц» отмечены несколько ее трудов. Например, перевод на французский язык «Беседы митрополита Филарета по освящении храма Пресвятой Богородицы «Взыскательницы Погибших», устроенного при замке пересыльных арестантов 23 декабря 1843 г. в Москве». Также по отзыву Пушкина В. И. Ланская перевела на английский язык исторический роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Исторический интерес представляла переписка Варвары Ивановны Ланской с Марией Аполлоновной Волковой, опубликованная в 1874-1875 годах в «Вестнике Европы». Письма Ланской отражали общество «Грибоедовской Москвы». Известно, что с перепиской Ланской и Волковой ознакомился Л. Н. Толстой, когда работал над романом «Война и мир». Толстого также интересовало, какие имущественные отношения связывали Варвару Ивановну Ланскую с ее двоюродным племянником – декабристом и поэтом А. И. Одоевским. Варвара Ивановна скончалась в Петербурге в 1844 году, однако, по завещанию, ее тело было погребено при Богородице-Рождественской церкви подмосковного села Анискино. Надгробный памятник В. И. Ланской на прежнем месте не сохранился. В советские годы, когда церковь была закрыта и заброшена, надгробие перевезли в город Чехов к Анно-Зачатьевской церкви. Справа от входа на территорию Богородице-Рождественской церкви в Анискино можно увидеть другой интересный надгробный камень, на котором начертаны имена Александры Александровны и Дмитрия Ивановича Четвериковых. Неподалеку от Анискино в уже упоминавшемся сельце Городищи братьями Иваном и Семеном Четвериковыми была создана суконная фабрика.

В 1873 году было основано «Товарищество суконной Городищенской фабрики Четверикова». Фабрика Четвериковых считалась одной из лучших в Богородском уезде и в Московской губернии в своей отрасли. В «Обозрении Лондонской выставки» о ней был дан лестный отзыв: «Сатин этой фабрики лучше и дешевле подобных изделий австрийских. Фабрика эта (в Городищах) приводится в движение водяным колесом, снабжена лучшими машинами, недавно выписанными от Гартманна в Геце; теперь она перестраивается и значительно распространяется; это, бесспорно, лучшая из собственно-русских фабрик». Дмитрий Иванович Четвериков – сын основателя Городищенской фабрики – слыл гуманным, образованным человеком и, кроме того, считался хорошим музыкантом. Четвериковы были попечителями Анискинского училища. Оно было основано крестьянским обществом и помещалось изначально в тесной церковной сторожке. В 1875 году почитатели памяти Ивана Ивановича Четверикова (отца Дмитрия Ивановича) построили новое просторное здание для школы. В 1882 году оно было расширено вновь за счет Товарищества Городищенской фабрики. Супруга Дмитрия Ивановича Александра Александровна Четверикова открыла в 1913 году первый московский туберкулезный санаторий в Сокольниках.

В советские годы Богородице-Рождественская церковь была закрыта и разорена. Городищенскую суконную фабрику Четвериковых национализировали, и впоследствии она получила имя Я. М. Свердлова. С тех пор бывшее сельцо Городищи переименовали в поселок Свердловский. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на все невзгоды советского времени, сохранилась и до сегодня. О начальной истории ее мы рассказывали выше. В 1808 к освященной в 1743 г. церкви были пристроены каменная колокольня и трапеза, соединившая ее с храмом, - жертвователи – крестьяне-прихожане и именитые купцы Губины радели об украшении и благолепии храма. «…Церковь Рождества Богородицы – кирпичная, выстроена в скромных формах барокко. Храм типа «восьмерик на четверике». По углам рустован лопатками. Фасады переделаны, расширены окна. Трапезная и трехъярусная колокольня в стиле ампир» - так скупо описывают архитектуру храма знатоки. «Ярким цветком московского барокко» назвал архитектуру храма автор заметки «Храм у дороги» в «Московском журнале» (1997 г.).

В трудные 1920-е годы из храма «на помощь голодающим» власти изъяли 400 кг ветного металла с серебром и золотом, пожертвованного многими поколениями прихожан для украшения святых икон. Продолжались начатые в 1918 г. гонения на священнослужителей, лишенных избирательных и ряда других прав (им запрещалось учить детей в школах и в институтах, они лишались огородной земли и подвергались конфискации части имущества), начались их аресты. В это время в храме служили священник Наумов Илья Васильевич, псаломщик Росляков Михаил Николаевич, в 1930 г. – о. Кудрявцев Сергей Дмитриевич.

О судьбе последнего мы расскажем немного. Отец Сергий родился 1 июля 1881 г. во Фрянове в семье псаломщика, вероятно, окончил духовное училище. В Щелковском горархиве в фонде церквей сохранилась его анкета 1930 г.: «в 1914 был на фронте Германской войны, с 1916 состоял священником …в Серпуховском уезде. С 25 июля 1930 г. состою священником на настоящем месте (в Анискино), обязанности священника выполняю по выбору (прихожан)». Ранее в храме служил его старший брат Николай - в 1911 дьяконом, затем – в июне 1912-1919 г. священником, затем, вероятно, в Покровской церкви села Воскресенского; в апреле 1925 он – священник Фряновской церкви Иоанна Предтечи. В 1930 сообщено, что он сослан «в северные края» и прихожане ждут его возвращения. Так что появление о. Сергия в Анискине в 1930 г. не было случайным. Ссылка брата и запугивания не изменили его убеждений, и без страха продолжил он его служение в нашем крае. Было у него трое детей (Ольга, Борис и Сергей 1909-1912 г.р.). Сегодня мы знаем, что брат его служил, вероятно, после ссылки священником в Демянском районе Ленинградской области и в числе многих тысяч священников-новомученников российских о. Николай был расстрелян за стойкость вере предков в 1937. Та же судьба постигла и их шурина, священника с.Фрянова, Никологорского Михаила Михайловича, в 2003 г. причисленного к лику святых-новомученников. Недавно выяснилось, что и сам о. Сергий был тоже расстрелян по скорому приговору советских властей (списки Саратовской епархии куда, вероятно он был сослан).

Таковы реальности тех злых лет. Арестами, высылками и расстрелами запугав народ, власти упорно стремились под разными предлогами закрыть церковь. Прихожане сопротивлялись, как могли. Но снова по разыгранному в нашем крае сценарию в храме производят хищения, затем следует внезапная проверка, назначается огромный штраф «за несохранность народного достояния», который надо уплатить в три дня и церковь закрывают. Из Москвы присылают “специалиста” по смыву позолоты с иконостаса. По акту от 18.04.1941 государству сдается позолота, смытая с иконостаса площадью 100 кв. м, 28.03.1941 – 28 серебряных предметов, 15.04.1941 – 1035 кг церковного металла. Храм передан райпромкомбинату. Проданы кирпичная ограда, гробница от святых мощей (за 15 руб.), за такую же сумму продан шкаф из церкви.

Власти пытались приспособить храм и подсклад, и под цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду - по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых. В конце 1980-х гг в Анискино стала складываться православная приходская община неравнодушных людей. Они то и обратились к местным властям с просьбой передать осквернённое полуразрушенное здание анискинской церкви верующим. После передачи здания Богородице-Рождественской церкви Московской епархии, с 1989 г. начались восстановительные работы в храме. «Страшно было смотреть на развалины храма, - написано в истории церкви, - но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи.

Осенью 1989 года в обезображенных руинах засияли лучи веры во всемогущество Божие, лучи надежды на Покров Божией Матери, лучи любви к дому Божию. Пришли первые верующие и с пением “Царице моя Преблагая” стали расчищать завалы. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма - после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года - в самом храме. В книге И. Сергиенко «Святыни Щелковского благочиния» отмечается, члены общины особо почитают членов семейства Романовых. Одна из святынь – икона преподобномученицы Елисаветы Федоровны с частицей ее мощей». 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Рождества Богородицы в Анискино и с сайта: https://bogorodsk-noginsk.ru/atlas/щёлковский/Г. В. Ровенский. Анискинский сельский округ/Храм у Стромынской дороги



Комментарии и обсуждение


Храм Рождества Богородицы с. Анискино Щелковского района Московской области.

В храме находятся семь мироточивых икон, перед которыми горят неугасимые лампады, ковчег с мощами многих святых со Святой Земли и Святой Горы Афон, икона святителя Николая Чудотворца с миром от его святых мощей, Кровоточивая икона Спасителя в Терновом Венце и чудотворная копия иконы Божией Матери “Троеручица”, привезенная со Святой Горы Афон, а также привезенная из Иерусалима икона прмц. Великой княгини Елисаветы с частицей ее мощей, явленная икона Божией Матери Киево-Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием.

12 декабря 2005, Михалыч.