ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Ляличи. Церковь Екатерины.


Церковь. Действует.  
Престолы:Екатерины великомученицы, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1797.
Архитектор:Дж. Кваренги
Адрес:
Брянская область, Суражский район, с. Ляличи

Координаты:53.009703, 32.541263


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Покрасили...
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 апреля 2008
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Очередная попытка реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 сентября 2011
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Cергей Б.
26 августа 2008
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Cергей Б.
26 августа 2008
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 апреля 2008
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Алексей Гуня
6 апреля 2007
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Вид с юго-востока
Сергей Меркулов
25 июня 0016
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Вид с юга
Сергей Меркулов
25 июня 0016
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1983
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1983
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1973
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
На почтовой открытке начала ХХ века из личной коллекции
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
На почтовой открытке начала ХХ века из личной коллекции
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фото 1962 года
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Остатки росписи в куполе, 1962 год
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фото 1980-х годов
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фото начала ХХ века
Cергей Б.
??
Церковь Екатерины - Ляличи - Суражский район - Брянская область
Фото иконостаса начала ХХ века
Cергей Б.
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Дмитрий Васильков,  3 августа 2007

Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  8 марта 2010

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном.

От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад.

Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики. Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи под-пружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в плане ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, в которой находилась лестница на хоры. Последние занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста.

Алтарную часть также перекрывал коробовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично).

Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М., Наука, 1997


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 апреля 2019

Ляличи впервые упоминаются в первой половине ХVII века как владение шляхтича Абрамовича; с 1654 года местечком владеет мглинская ратуша, затем старинный род черниговских бояр - Бороздны. Деревянный храм Флора и Лавра в этом селе значится с 1721 года (разобран в конце ХVIII века). С 1775 года - имение фаворита Екатерины II графа П. В. Завадовского, при котором село получает название Екатеринодар в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами. В разное время граф Завадовский занимал видные должности - члена Государственного Совета, управляющего заёмными банками, председателя комиссии составления законов, министра народного просвещения. Как отмечали современники, обаятельное обращение и случай выдвинули провинциала на видное место и сделали обладателем колоссального богатства. В пожалованных императрицей Ляличах Завадовский развернул масштабное строительство. Кирпичи для стройки доставлялись из соседнего Мглина. Живая цепь из крестьян, передающих их друг другу, была растянута на 22 километра. За семь лет были построены трёхэтажный дом-дворец, многочисленные хозяйственные помещения, церковь Екатерины, а также разбит парк с английским садом и созданы три рукотворных озера. Говорят, во дворце было 365 комнат, ровно по количеству дней в году. Усадьба представляла изумительный по красоте и гармонии ансамбль, здания которого, выдержанные в стиле зрелого классицизма, органически вписывались в окружающий пейзаж. После смерти графа дворец переходил из рук в руки, начиная со смерти Петра Васильевича в 1812 году. В начале ХХ века он попал к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно пришёл в упадок.

В годы революции дворец сгорел, и всё внутреннее убранство погибло. В настоящее время из многочисленных строений усадьбы сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (частично - стены нижнего этажа здания с колоннами дворцового портика), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжереи, переделанный в конюшню, и усадебная церковь Св. Екатерины. Парк, площадь которого достигала 150 га, во многих местах вырублен и сильно запущен. Как и любую старинную усадьбу, поместье Завадовского окружают легенды. Местные говорят, что по вечерам возле дворца можно услышать цокот копыт и женский смех. А ещё перед храмом нет-нет да и промчится золочёная карета. Сказывают, что это императрица наконец приехала в гости к своему фавориту. Сохранилась усадебная церковь Св. Екатерины, возведённая в знак почтения и благодарности императрице. В парадном и строгом убранстве её фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развёрнутые с западной стороны. Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. Размеры же его более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую".

Монументальный храм в стиле зрелого классицизма построен по проекту выдающегося зодчего Джакомо Кваренги в 1793-97 гг. Екатерининская церковь в Ляличах - это уникальный храм с объёмно-пространственной композицией: основной объём в форме куба, увенчанный пятью куполами (центральный-доминирующий) и украшенный с востока мощной полукруглой апсидой, а с запада - восьмиколонным портиком, который соединён открытыми колоннадами - переходами с двумя симметрично расположенными колокольнями. Эти колоннады являлись прообразом других величественных колоннад, применённых Кваренги с большим блеском в Александровском дворце в Царском Селе (1792-96) и позже, в 1804 году, в композиции Аничкова дворца в Петербурге. Перед центральным корпусом, во всю ширину его, - восьмиколонный портик с парадной лестницей входа. Объёмное построение здания, выполненное с блестящим мастерством, производит впечатление грандиозности, хотя размеры храма сравнительно невелики. Центральный объём - господствующий в композиции масс. Над ним главенствует купол с изящно разработанным световым барабаном. Небольшие декоративные купола по углам зрительно уравновешивают и "закрепляют" главный купол, как ось композиции, подчёркивают его величину. Расходящиеся по сторонам от центрального объёма колоннады объединяют его с боковыми колокольнями в одну импозантно раскинувшуюся группу, широкую и торжественную. Такое построение композиции делает её богоатой и интересной с разных позиций восприятия. Если со стороны главного (западного) фасада особенно сильно "звучит" тема оригинального тосканского портика и колоннад, то с восточной стороны основную роль играет пластика объёмов - алтарной апсиды и пристроек совместно с куполами основного объёма. Крупные детали членений, редкие большие проёмы и ниши, немногочисленные, но тщательно прорисованные детали, богатый пластикой силуэт, тонко найденные соотношения целого и всех элементов, классическая строгость и чистота стиля - всё это придаёт величие архитектуре церкви.

Храм Св. Екатерины функционировал до 1937 года, после этого никак не использовался. Имение графа Завадовского стало памятником культурного наследия федерального значения ещё в 1974 году. Но это не помогло сохранить разрушающийся исторический памятник. К 1980-м годам церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х годах проведена частичная реставрация памятника. По подсчётам специалистов, только на полное восстановление церкви Св. Екатерины необходимо около 300 млн. рублей. В 2012-13 гг из областного бюджета на реставрацию храма выделено 25 миллионов рублей. Этого хватило на ремонт фасада церкви, замену крыши, окон и ступеней, золочение куполов. Однако, к 2013 году восстановительно-реставрационные работы были свёрнуты, объект законсервирован.

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.