Дармштадт — бывшая столица великого герцогства Гессен-Дармштадтского — вошел в русскую историю, прежде всего, как родина последней Императрицы Александры Феодоровны, причисленной к лику святых вместе с супругом и детьми. Здесь родилась не только она, но и ее старшая сестра вел. кн. Елизавета Феодоровна, тоже канонизированная как мученица. Выйдя в конце 1894 замуж, Александра Феодоровна потом не раз навещала в Дармштадте своего брата — правящего герцога Эрнста-Людвига и гостила в родном замке. Приняв Православие, она захотела иметь в Дармштадте русскую церковь, чтобы молиться в ней во время своих приездов. 24 июля 1897 Николай II утвердил проект этой церкви.
Закладку семейной церкви на холме Матильденхёэ совершил 4 октября 1897 придворный протопресвитер Иоанн Янышев вместе с прот. Сергием Протопоповым из Висбадена, откуда на торжество прибыл и церковный хор. Для церемонии была разбита большая палатка, украшенная зеленым балдахином с Императорской короной. Храм закладывали на земле, привезенной из России, и на участке, подаренном Николаю II великим герцогом, в старинном парке, который планировалось частично застроить виллами и студиями художников.
На торжестве присутствовали Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна, великий герцог Гессен-Дармштадтский с супругой, принцы Иосиф и Людвиг Баттенбергские с супругами, дипломаты и городские власти. После того как были произнесены молитвы и положен закладной камень, «профессор Бенуа подал Их Величествам и Их Королевским Высочествам Великому Герцогу и Великой Герцогини по камню с высеченными и позолоченными монограммами Высочайших Особ, и после иерейского благословения эти камни были уложены на закладной камень Императором, Императрицей, Великим Герцогом и Великой Герцогиней».
Заложенная церковь была посвящена св. Марии Магдалине в память об Императрице Марии Александровне (1824–1880), супруге Александра II, которая была дочерью Людвига II, великого герцога Гессен-Дармштадтского, и бабушкой Николая II. Императрица Александра Феодоровна приходилась ей внучатой племянницей. По желанию заказчиков церковь должна была походить на русский храм в Бад-Гомбурге. Первоначальный проект в декабре 1896 был создан Н. В. Султановым по указаниям вел. кн. Елизаветы Феодоровны, но он был отклонен.
Окончательный проект церкви, которую из-за небольших размеров немцы именуют «русской капеллой», составил известный петербургский архитектор акад. Л. Н. Бенуа, а за строительством, производимом каменных дел мастером Л. Ридлингера, наблюдал вначале дармштадтский зодчий Густав Якоби, затем его помощник — Фридрих Оллерих. Здание возводилось из песчаника и желтого облицовочного кирпича. Земляные работы исполнила фирма братьев Мейер из Росдорфа; работы из шлезвигского песчаника — берлинская фирма О. Плегер под руководством каменных дел мастера П. Кана. На постройку и отделку было истрачено из личных средств царя 310 тыс. руб. (первоначальная смета составляла 180 тыс.), поэтому первые пять лет церковь считалась его личной собственностью.
Бенуа спроектировал однопрестольный храм в московско-ярославском стиле XVII века, поставив его на насыпном возвышении и обильно оформив архитектурно-декоративными деталями. Основной кубический объем украшен пилястрами, килевидными арками, наличниками из песчаника, орнаментальным фризом из светло-зеленой майолики и бортом, вырезанным из меди и позолоченным. Здание стоит на цоколе из шведского гранита и увенчано золоченой главкой с ажурным крестом. Такие же, но малые главки возвышаются на звоннице и апсиде. Крыша покрыта медью. Монументально выглядит притвор — он обрамлен витыми колоннами и золоченым бортом, перекрыт на два ската и завершен треугольным щипцом, в котором размещена большая мозаика. Боковые фасады и звонницу украшают майоликовые и три мозаичные иконы, изготовленные по эскизам Н. А. Бруни. Майоликовые сделала гончарная фабрика Харламова.
В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: переработан вид звонницы, деревянные перекрытия заменены железными, фриз сделан из майолики, главки — из песчаника, богаче стал декор. Резной из темного дуба одноярусный иконостас подарила храму вел. кн. Мария Александровна. Девять образов в нем написал акад. Т. А. Нефф. Прежде иконостас, изготовленный в 1878 по эскизу Д. И. Гримма, находился в домовой церкви Марии Александровны в Лондоне, а потом в Готе. Перед установкой он был полностью отреставрирован и модернизирован придворным мебельщиком И. Глюкертом, иконы обновил Ф. Крех. Из той же церкви происходят резная плащаница, хоругви, подсвечники и бронзовое паникадило-хорос на 24 свечи.
По образцам лондонской церкви престол, жертвенник и аналои сделала в Москве фирма «Ф. Ионов и В. Евстифеев» (она же из парчи сшила праздничные облачения). Мастерские П. А. Овчинникова и А. М. Постникова в Петербурге, по эскизам Гримма от 1875 года и Бенуа, изготовили из золоченого серебра церковные сосуды и семисвечник, которые оплатил Государь. Колокола были отлиты на заводе В. М. Орлова в Петербурге — главный из них весил 40 пудов. Столярные работы выполнял В. Крист, кузнечно-слесарные — фабрикант И. Дейч, металлические — завод Г. Кнодта из Франкфурта, малярные, позолоту и штукатурные — фирма братьев Новер. Кресты и двери сделал Ф. Брехенмахер. Майолику и метлахские плитки для пола поставила фирма Виллеруа и Бох, цветные стекла — Ф. Энднер, мебель — И. Глюкерт. мрамор привезли с Кавказа.
К оформлению вчерне готовой к 1899 церкви, за которым тщательно следила сама Императрица, был привлечен известный русский художник В. М. Васнецов. Он создал эскизы мозаик, которые были исполнены в петербургской мастерской В. А. Фролова и в 1903 поставлены на место. Особенно выразительны две большие мозаики: одна снаружи, во фронтоне над входом, изображает на фоне пейзажа св. Марию Магдалину, другая, внутри, в апсиде, — Божию Матерь с Младенцем, восседающую на престоле. По эскизам художника в Москве были сделаны также две кованые и шитые хоругви и (при участии Бенуа) — орнаментальные украшения на стенах церкви, написанные приехавшим в 1903 из Варшавы В. Т. Перминовым «кеймовскими красками», дабы они соответствовали «тону запрестольного образа». Одновременно Перминов написал на цинке три храмовых иконы: Нерукотворного Спаса и двух херувимов.
Для дармштадтской церкви из кладовых Зимнего дворца в Петербурге были переданы следующие иконы: Спаситель в терновом венце, Нерукотворный Спас, Казанская Божия Матерь, свт. Николай Чудотворец и св. мц. цар. Александра. Они были поднесены Императорской чете во время ее поездок по России. Голубой покров на аналой собственноручно вышила золотой нитью Императрица. Воздухи и ковры исполнили монахини в Новодевичьем монастыре Петербурга по эскизам рисовальной школы Общества поощрения художеств. Самая почитаемая икона в храме связана с именем вел. кн. Елизаветы Феодоровны. Это — икона Казанской Божией Матери в дорогом окладе, подарок святой княгини в Москве монаху Серафиму, который позже перевез ее останки из Пекина в Иерусалим и затем находился при них в Елеонском монастыре. Незадолго до своей смерти в 1959 архим. Серафим подарил эту икону шведской Королеве Луизе, которая передала ее принцу Людвигу Гессенскому, а тот поднес дармштадтской церкви.
Об основателях храма напоминают портреты Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, которые написаны в послевоенное время и висят в притворе. Рядом с ними находится икона Царственных Мучеников, в день гибели которых в церкви совершается торжественное богослужение. Государь с супругой присутствовал 26 сентября 1899 на освящении церкви придворным протопресвитером Иоанном Янышевым и участвовали в крестном ходе вокруг нее. Кроме того, на торжестве были: великий герцог Гессен-Дармштадтский с супругой, греческий королевич Георгий, вел. кнн. Кирилл, Борис и Андрей Владимировичи и П. И. Озеров, русский министр-резидент при гессенском дворе. На освящении пел под руководством Смирнова придворный хор, одетый в парадные малиновые камзолы.
По окончании церемонии последовало награждение участников строительства: Бенуа и Фролов получили гессенский, Оллерих — российский орден, его помощник — золотые часы, десятники и мастера — серебряные медали, а фабриканты — звание поставщиков двора. Одновременно Бенуа был назначен придворным архитектором.
В 1901 были устранены недоделки и недостатки и выстроена церковная сторожка. Когда в 1902 церковь, которая была «видна издалека не только по обилию в ней наружной позолоты, но и по своему господствующему над городом положению», оказалась на фоне построек в стиле модерн, возникла идея изменить ей внешний вид, но Бенуа этому решительно воспротивился.
Новую церковь, не имевшую прихода, приписали к храму в Висбадене. Служили в ней в основном во время посещений Дармштадта Императорской семьей, в царские дни и в престольный праздник. Богомольцы пропускались по специальным билетам. 24 сентября 1903 в церкви состоялось венчание греческого Королевича Андрея с принцессой Алисой Баттенбергской, на котором присутствовал Николай II с супругой и другие коронованные особы. Последний раз Царская чета молилась в церкви осенью 1910, когда гостила у великого герцога.
В начале 1904 содержать храм поручили Министерству иностранных дел. В 1914 зданию потребовался косметический ремонт, который был проведен под руководством Ф. Оллериха и обошелся в 10 тыс. марок. Однако вскоре разразилась Первая мировая война. Власти, закрыв церковь, конфисковали наружное золоченое убранство, колокола и витражи.
После революции храм перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей и в 1944 пострадал при бомбардировках города. В 1955 при ремонте купола были заново позолочены, в 1974 началась капитальная реставрация, закончившаяся 23 октября 1976 новым освящением епископом Штутгартским Павлом. При реставрации, стоившей 300 тыс. марок, были восстановлены утраченные витражи. Следующая реставрация проведена в 2003–2005; комитет по сбору средств возглавил ландграф Мориц, глава Гессенского Дома.
В 1959–1988 в городе действовала также домовая Казанская церковь, устроенная при доме для престарелых, иконостас для которой написал в Вормсе С. С. Юрьевич.
Приход в Дармштадте небольшой и включает всех православных города и окрестностей. Службы ведутся по расписанию, в основном один-два раза в месяц. После войны в церкви молилось много беженцев, прежде всего сербов, которых окормлял особый сербский священник. С 1994 в ней служит о. Иоанн Гринчук, настоятелем является архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Финансируется храм главным образом за счет пожертвований осматривающих его туристов.
Сегодня русская церковь на Матильденхёэ — одна из самых интересных достопримечательностей Дармштадта, исторические памятники которого были разрушены или сильно пострадали от англо-американских бомбежек. Утратив прежнее доминирующее положение, церковь стоит в обрамлении деревьев, перед ней расположен бассейн, а фоном служат выразительные здания в стиле немецкого модерна. Для русского гостя его главное значение заключается в священных воспоминаниях, связанных с Царственными Мучениками.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288670.html