ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Уборы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1690 и 1697.
Архитектор:Яков Бухвостов (подрядчик)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Московская область, Одинцовский район, c. Уборы, ул. Парковая, д. 1

Координаты:55.72661, 37.10062
Проезд:от ст. м. Тушинская авт. №549 до ост. "Петрово-Дальнее" - 21 км, местным автобусом - 8 км, пешком около 1 км


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Grisha
29 августа 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 марта 2013
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Grisha
29 августа 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
27 марта 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Ева
22 мая 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Ева
22 мая 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
strusto
8 ноября 2004
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Андрей Семенов
1 октября 1982
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Опоясывающая храм галерея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Наличники окон первого яруса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Южный входной портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Grisha
29 августа 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Ева
22 мая 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 февраля 2004
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Hramsohran
8 сентября 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Ева
22 мая 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Эта церковь в конце 40х прошлого века
avtor
1 июня 1948
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
avtor
1 июня 1948
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1920 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Уборы - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
[Кавелин Лев Александрович] Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении с 5-ю литографическими изображениями замечательнейших церквей. Архимандрита Леонида. Москва. В Синодальной Типографии. 1878.
Лобготт Пипзам
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Бондарева Наталья Андреевна,  17 августа 2003

Уборы - древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г. как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева. В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа - деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева - Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим. Под конец жизни боярин Шереметев на месте прежней возводит новую, каменную, Спасскую церковь. Строительство поручено крепостному архитектору М.Ю.Татищева - Якову Григорьевичу Бухвостову. В 1690 г. он со своей артелью возводил монастырскую стену и надвратную Входоиерусалимскую церковь в Новом Иерусалиме, а затем приступает к возведению храма в Уборах.

Строительные работы было велено завершить в 1695 г. Но зодчий, строивший одновременно собор в Рязани, не справлялся с возложенными на него обязанностями. Боярин Шереметев обратился с жалобой на Бухвостова в "Приказ каменных дел". Архитектора изловили и посадили в "колодническую палату за решётку". Судьи вынесли суровый приговор "бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать". Шереметев, предчувствуя свой близкий конец - пошёл на попятную, просил государя освободить Бухвостова от наказания. Церковь была закончена на исходе 1697 г., уже после кончины боярина. Спасский храм, выстроенный в стиле московского (нарышкинского) барокко, благодаря высоким архитектурно-художественным достоинствам по праву считается шедевром древнерусского искусства. Его часто сравнивают с храмом Покрова в Филях в Москве, и даже называют более совершенным.

Спасская церковь - ярусный храм "под звоном", имеет лепестковый план. На нижний ярус (вытянутый по вертикали четверик), с пониженными полукружиями притворов и алтаря, опираются убывающие по размеру восьмерики. Завершено здание миниатюрной главой. Этот четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Здесь каменная резьба необыкновенно скульптурна, пластична и объёмна. Будто это и не камень вовсе, а лепнина, рельефно выступающая на фоне терракотовых стен. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в ширинках парапета, заполненных барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы). Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки. Традиционные для барокко полуколонки - здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Великолепны сложные по рисунку наличники окон и обрамления порталов с фигурными очельями.

Вот уже 300 лет Спасская церковь, стоящая вдалеке от оживлённых дорог, будто жемчужина на зелёном бархате лугов, радует глаз. Жаль только, что всё ближе храм обступают особняки, заслоняя собой вид на уникальный памятник архитектуры. Храм действующий.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  19 октября 2014

Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и в древности называлось Убора. В 1673 г. здесь был построен деревянный храм, по посвящению которого во имя Спаса Нерукотворного образа, село какое-то время называлось Спасским.

В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев (начальник Поместного приказа) решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Бухвостову «со товарищи» — Михаилом Тимофеевым и Митрофаном Семеновым. Сам заказчик, боярин П.В.Шереметев, не дожил до окончания строительства здания церкви всего несколько недель, он скончался в 1697 г. Еще три года ушло на то, чтобы сделать резной иконостас, позолотить его и написать иконы. Иконостас храма высотой 25 метров имел девять ярусов икон. Наконец, 17 сентября 1700 г., был выдан антиминс на освящение храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Уборы проходили французы, осквернившие и разорившие храм. После войны до 1833—1836 гг. церковь находилась в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища. В 1840 г. настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 г. В 1842 г. был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Известно прошение от 1849 г. произвести ремонт церкви, окраску стен, замену ветхих оконных переплетов и поновление икон.

В 1938 г. советские власти разграбили церковь. Единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен в центре храма. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Облачения священников пошли на пошив кепок. Сохранился только большой подсвечник, который вновь стоит у иконы апостолов Петра и Павла. Храм пустовал много лет, потом в нем хранили сено.

Летом 1995 г. храм вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление храма и приходской жизни. С тех пор проводятся богослужения и ремонтно-реставрационные работы.

rublevka.lonru.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  24 декабря 2017

Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Уборы, Спасском тож.

Село Спасское до построения в нем церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа в начале XVII ст. имело название «деревня Уборы, на реке Москве», состоявшая, как видно из писцовых книг Звенигородского уезда Городского стана за 1624-25 гг., «за Иваном Петровичем Шереметевым, что дала ему теща его – вдова Степанида Елизарьевская, жена Вылузгина в 1610 г; в ней было 2 двора крестьянских, 2 двора бобыльских и 4 двора беглых крестьян, сбежавших в 1611 гг.

Боярин И.П. Шереметев приданую вотчину своей жены Марфы Васильевны, урожденной княгини Волконской, в 1647 г. отказал своему сыну Василию, а в 1672 г. перешла от Василия к его сыну Петру Васильевичу Шереметеву.

В деревне Уборы около 1673 г. была построена церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа и деревня стала называться селом по церкви Спасским. Первое сведение о новопостроенной Спасской церкви имеется в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1674 г. под Звенигородскою десятиною: «…прибыла вновь церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Уборы; дани 3 алтына, 2 деньги, заезда гривна, и 15 декабря 1673 г. взято, платил староста поповский поп Иван».

За последующие 1675-1740 гг. Спасская церковь писалась в тех же книгах под Звенигородскою десятиною с обозначением дани 6 алтын с деньгою, заезда гривна, а с 1715-40 гг. – рубль, 6 алтын с деньгою. В 1678 г. в селе Спасском, Уборы тоже, с деревнею Дубец находилось: 3 двора боярских, 8 дворов людских, 12 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских и всего в них 71 человек.

После боярина П.В. Шереметева имение досталось в 1679 г. его вдове Татьяне Афанасьевне с детьми Алексеем и Иваном. В переписных книгах Звенигородского уезда под 1705 г. значится: «за Алексеем и Иваном Петровичами Шереметевыми село Спасское, Уборы тож, а в селе церковь спаса Нерукотворенного образа, у церкви во дворе поп Назар, во дворе пономарь Афанасий Иванов, во дворе просвирница Аграфена, да в селе двор вотчинников, в нем живет приказчик, двор скотный и двор птичий, и деревня Дубцы, от села в 1 версте».

От Алексея Петровича Шереметева село Спасское-Уборы переходит во владение к его родному брату Ивану Петровичу по разделу в 1724 г. с его невесткою, женою Алексея Петровича – вдовою Анною Яковлевною; а в 1788 г. находится во владении у Петра, Александра и Бориса Владимировичей Шереметевых.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  7 мая 2019

История храма Спаса Нерукотворного Образа села Уборы неразрывно связана с историей этого подмосковного населённого пункта и с древним родом знатных русских бояр Шереметевых. На левом берегу Москвы-реки, у впадения в неё речки Уборки, расположено старинное село Уборы. Оно возникло вблизи Звенигородской дороги, знаменитой тем, что русские цари ездили по ней на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и игравшей важную стратегическую роль на подступах к Москве. Звенигородская земля всегда славилась по красоте природными ландшафтами, густыми сосновыми лесами и заливными лугами, и издавна места эти назывались "Русской Швейцарией". Впервые упоминание об этих землях встречается в Разъезжей грамоте великого князя Ивана III Васильевича своему сыну Юрию Ивановичу (1480-1536) на города Дмитров, Рузу, Звенигород, составленный летом 1504 года. Иван III послал князя В. И. Голенина и дьяка М. Горина, чтобы они "розъезд учинили... от Московских станов и волостей Дмитровским и Рузским и Звенигородским станом и волостем". После смерти Юрия Ивановича его земли отходят Московскому княжеству.

Первым владельцем деревни Уборы, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, становится думный дьяк Елизар (Елизарий) Данилович Вылузгин, выдвинувшийся в годы царствования Ивана Грозного. По всей видимости, за свои труды на ниве государевой службы он и получил от царя деревню Уборы. После смерти Елизара Вылузгина в начале ХVII века деревня Уборы переходит во владение его вдовы Стефаниды, которая в 1610 году выдаёт дочь Марию Вылузгину за стольника Ивана Петровича Шереметева, потомка в девятом колене Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка династии Романовых. В качестве приданого стольник получает за невестой звенигородские вотчины и деревню Уборы с пустошами, остававшиеся во владении рода Шереметевых в течение трёх столетий вплоть до 1917 года.

Пётр Васильевич Шереметев Меньшой (1650-1697), внук И. П. Шереметева, подражая примеру известных московских вельмож того времени, решает превратить Уборы в родовую вотчину и возводит здесь деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа. По законам того времени, строительство храма превращало деревню в село, которое начинает отныне именоваться в документах "селом Спасским Убора тож". Царь Алексей Михайлович Романов, при дворе которого П. В. Шереметев занимал важные государственные должности и был комнатным стольником, дарит храму в подарок две печатные богослужебные книги - "Триодь постную" и "Триодь цветную". По указу царя они были изъяты из его личной канцелярии Приказа тайных дел и вплоть до закрытия храма в 1930-е использовались на службах.

Занимая к 1693 году высокий пост руководителя Поместного приказа, П. В. Шереметев решает через некоторое время не просто заменить деревянный храм Спаса Нерукотворного каменным, но и построить такую домовую церковь, которая могла бы затмить расположенные по соседству храмы в пышных усадьбах, других знатных московских бояр. Поэтому возводить каменный Спасский храм в Уборах П. В. Шереметев приглашает известного архитектора Я. Бухвостова. В конце 1693 года начинаются подготовительные работы. 10 января 1694 года "Янко Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семеновым" подряжается до 1 сентября того же года построить каменную Спаса Нерукотворного Образа церковь в селе Уборы. Вместе с храмом Бухвостов должен был возвести и новые боярские хоромы. Ситуация осложнилась тем, что параллельно с Уборами Я. Бухвостов строил ещё два объекта, находившиеся друг от друга на расстоянии более 200 километров: Успенский собор в Рязани и здание Ново-Иерусалимского монастыря. Разумеется, при такой удалённости объектов и загруженности работой он никак не мог сдать в срок храм в Уборах, что послужило появлению судного дела, подлинник которого сохранился в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря этому сегодня можно в деталях проследить все перипетии сооружения каменной Спасской церкви и противостояния боярина и зодчего.

Началось всё с того, что, заключая подряд, Бухвостов знал, что нужные строительные материалы Шереметевым ещё не закуплены. Но надеялся использовать это обстоятельство в своих интересах и оттянуть начало работ в Уборах, сосредоточившись на завершении объектов в Новом Иерусалиме и Рязани. Проводя большую часть времени в Рязани, Яков не мог часто приезжать в Уборы и не знал, что туда к сентябрю 1694 года уже завезли весь необходимый материал. Строительные же работы так и не начались. Разгневанный П. В. Шереметев, видя, что архитектор относится к выполнению условий подряда спустя рукава, подал челобитную на имя совместно правивших тогда царей Иоанна V и Петра Алексеевичей. Он просил составить опись произведённых работ по возведению храма в Уборах, а Бухвостова с товарищами "сыскать и взять в Приказ каменных дел" для разбирательства. Подъячий и подмастерье Приказа каменных дел Д. Калинин, которому поручили осмотреть стройку в Уборах, подтвердил вину Бухвостова. Сам же архитектор сбежал поначалу от посланных за ним в Рязань приставов, имевших приказ о его аресте, затем вместе со своими товарищами добровольно явился к Шереметеву, признал свою вину и заключил с боярином новый договор о завершении строительства храма к 1 июля 1696 года. Он обещал выполнить все оставшиеся работы в срок и за свой счёт. При этом он давал своей постройке десятилетнюю гарантию, если "церковному строенью какая поруха учинитца...".

Прошло ещё полгода, но церковь в Уборах оставалась недостроенной. П. В. Шереметев вновь подаёт челобитную, в которой сетует на "великие уроны", которые он терпит от задержки в строительстве. Бухвостов был доставлен из Рязани в Москву и посажен в "колодничью палату за решётку", где на допросе 28 сентября 1696 года подробно описал все обстоятельства своих договорённостей с Шереметевым. Вскрылась ещё одна причина задержки строительства храма. Оказалось, что П. В. Шереметев самовольно изменил первоначальный проект церкви и решил увеличить высоту здания. Это не было оговорено в договоре и вызвало дополнительные затраты, нести которые Бухвостов не собирался. Неизвестно, как долго бы продолжалась тяжба влиятельного вельможи и крепостного архитектора, но судьба была милостива к выдающемуся зодчему. Шереметев совсем не жаждал его наказания, а хотел скорейшего окончания строительства храма. 23 декабря 1696 года, когда архитектор всё ещё находился в заключении, боярин подал новую челобитную царю Петру I, в которой писал, что "на него Янку тебе, великому государю, об наказанье не челобитчик". Желание Шереметева пойти на мировую царь исполнил. Бухвостова освободили, и он, не понеся наказания, вернулся на стройку храма в Уборах, который закончил в конце следующего 1697 года. К сожалению, заказчик храма боярин Пётр Васильевич Шереметев скончался за несколько месяцев до этого и не увидел воплощение своей мечты.

Освятили Спасскую церковь только в 1701 году. После кончины Петра Васильевича Шереметева Меньшого в 1697 году все его родовые и выслуженные вотчины, в том числе и село Уборы с построенным Спасским храмом, перешли по наследству двум его сыновьям - Алексею и Ивану. Братья Шереметевы полюбовно поделили отцовское наследство. Они редко бывали в родовой вотчине, так как в 1708 году по указу Петра I их послали в Англию для изучения мореходства, где они и служили во флоте вплоть до 1715 года. После постройки каменного храма увеличилась сумма церковного налога, взимаего в Патриарший казённый приказ, составлявшая в течение 1715-1740 годов ежегодно "рубль шесть алтын с деньгою". Иван Петрович, находясь после возвращения из Англии на службе в Москве, несомненно, часто бывал в родовой вотчине, наслаждался охотой и посещал службы в Спасском храме. При нём прошла и первая перестройка церкви.

Отечественная война 1812 года затронула подмосковное село Уборы, подвергшееся разорению французскими войсками. После Бородинского сражения 26 августа, Наполеон отправил свои основные силы на преследование русской армии по Большой Смоленской дороге, а два корпуса послал на Боровскую и Звенигородскую дороги для прикрытия флангов. Четвёртый (итальянский) корпус под командованием Эжена де Богарне двинулся через Рузу на Звенигород, а далее на Москву по Звенигородской дороге прямиком через Уборы. О страшных событиях осени 1812 года, когда французскими войсками был осквернён и опустошён Спасский храм и разграблена усадьба, в российских исторических архивах сохранились свидетельства местных жителей. Так, при появлении неприятеля в Уборах священник запер церковь и забрался на колокольню. Французы увидев его, стали... пугать выстрелами, батюшке ничего не оставалось делать, как слезть и отпереть церковь. Храм был варварски разграблен и осквернён. Сюда были загнаны лошади французских мародёров. Когда французы двинулись из Убор в Москву, по свидетельствам тех же очевидцев, они заставили священника везти повозку, нагруженную разными вещами... После осквернения храма солдатами французской армии церковь Спаса Нерукотворного Образа была повторно освящена только 13 февраля 1813 года. Проведённый после победы над французами ремонт существенно изменил внешний вид здания - исчезли важные архитектурные и декоративные детали.

В 1918 году всё имущество и недвижимость последнего владельца Убор Сергея Дмитриевича Шереметева были национализированы, а многие ценности просто изъяты. До Спасской церкви новые власти добрались в 1930-е годы. Тяжёлым потрясением для прихожан стало изъятие 29 апреля 1932 года в присутствии представителя верующих всех ценных вещей из храма, икон и более 180 древних богослужебных книг, в том числе уцелевших во время наполеоновского нашествия. Внутреннее убранство было уничтожено, уникальный девятиярусный иконостас ХVII века сожжён прямо в храме, а серебряные колокола отправлены на переплавку. Дошло до того, что деревенские жители после разгрома храма щеголяли в одеждах, пошитых из облачений священников. Тем не менее, Спасский храм в Уборах оставался действующим до 20 января 1941 года, когда было принято решение исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся об его окончательном закрытии и переоборудовании в клуб. После Великой Отечественной войны церковное здание приспособили под хранилище для сена. Храм в это время находился в плачевном состоянии: стены и резной орнамент были покрыты копотью и грязью, штукатурка частично обвалилась, барочные украшения окон восьмерика утрачены, стёкла в них выбиты, на крыше выросли кусты.

Распоряжением от 18 апреля 1950 года исполком Московского областного совета депутатов трудящихся разрешил Отделу по делам архитектуры произвести восстановительно-реставрационные работы фасадов памятника архитектуры бывшей Спасской церкви в селе Уборы. В 1952-57 годах восстановление храма проводила республиканская специальная научно-реставрационная производственная мастерская под руководством Е. Торжкова. На долгие годы Спасский храм в Уборах, получивший статус памятника архитектуры, был законсервирован. После съёмок режиссёром А. Кончаловским некоторых эпизодов для фильма "Дворянское гнездо" (по одноимённому роману И. С. Тургенева), Спасский храм попал и в другие кинокартины. Его можно увидеть в фильмах "Очи чёрные" (1987), "Сибирский цирюльник" (1998) Н. Михалкова и "Дубровский" (1988) режиссёра В. Никифорова. Попав в 1950-е годы под программу реставрации и консервации, шедевр нарышкинского барокко храм Спаса Нерукотворного Образа в Уборах избежал полного разрушения, но до начала 1990-х годов продолжал ветшать и разрушаться от времени и непогоды.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетив с пастырским визитом Уборы летом 1995 года, благословил восстановление церкви и начало приходской жизни. Храм вернули местной церковной общине. Возобновились и богослужения, но до 2006 года они проходили редко, так как постоянного священника в храме не было. Лишь в 2005 году в храм был назначен постоянный священник - отец Андрей Лейка, и приходская жизнь активизировалась. 3 июля 2006 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем церкви был назначен другой священник - Александр Сидоров, занимающий этот пост и сегодня. В 2008-09 годах внутри храма произведёны ремонтно-реставрационные работы: заделали многочисленные трещины, оштукатурили стены, вскоре появился новый иконостас, в новые киоты были вставлены старинные иконы, спасённые от уничтожения местными жителями. В феврале 2008 года на пожертвования благотворителей было установлено десять колоколов. Вес самого большого из них составил 1140 килограмм.

В январе 2017 года село Уборы и Спасский храм посетил прямой потомок Петра Васильевича Шереметева, стараниями и попечением которого в ХVII веке был построен Спасский храм, - граф Пётр Петрович Шереметев, проживающий ныне во Франции. Важнейшим событием, открывшим, без преувеличения, новую страницу в истории храма Спаса Нерукотворного Образа, стало состоявшееся 25 июня 2017 года Великое освящение храма, совершённое митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №337, 2019 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  7 мая 2019

Храм Спаса Нерукотворного Образа принадлежит к древнерусскому типу храмов "иже под колоколы", в котором верхний ярус храма играет одновременно роль звонницы. Более трёх веков Спасская церковь, находясь вдали от оживлённых дорог, на вершине пологого холма, словно парит над живописными подмосковными окрестностями стройным силуэтом. В композиции здания, базирующегося на традициях русского деревянного и каменного зодчества, выделяется четырёхлепестковая форма притворов. Разновеликие по объёму алтарь и притворы, строгая, устремлённая в небо высотность здания, привели зодчего Я. Бухвостова к необходимости дублировать в притворах как общую форму, так и детали очертания алтаря. Архитектор по максимуму расширил арки, соединяющие пристройки с храмом, сделал их очертания стрельчатыми, что органично связало пространство притворов с пространством храма.

Здание церкви состоит из двух разновеликих восьмериков на четверике, расположенном на крестообразной в плане основной части. Четверик играет роль доминанты. В открытых арках-пролётах второго восьмерика, украшенного шестигранным барабаном венчающей главы, установлены колокола. Нижний ярус храма опоясывает открытая и широкая терраса-гульбище. В традициях русского каменного зодчества ХVII века гульбища предназначались главным образом для того, чтобы приподнять храм над уровнем земли. В Уборах оно решает абсолютно противоположную задачу: возвышаясь над грунтом, гульбище органично связывает здание с окружающим ланшафтом. Спасский храм в Уборах резким убыванием пропорций, контрастностью цветовой гаммы в сочетании красных стен и белых резных деталей, в использовании элементов европейского ордера (фронтоны, арки, пилястры) демонстрирует характерные стилевые тенденции барокко. Его каменная резьба вызывает восхищение скульптурностью, пластичностью и объёмностью. Складывается впечатление, что это не твёрдый и холодный камень, а податливая лепнина, рельефно дополняющая фон терракотовых стен. Недаром Спасский храм сравнивают иногда с увеличенным во сто крат ювелирным изделием.

Историк архитектуры М. А. Ильин в монографии о Я. Бухвостове, выпущенной в 1956 году, указывал, что только одна церковь в Уборах достойна того, чтобы прославить имя своего создателя как лучшего русского архитектора конца ХVII века. Здание храма прочно стоит на открытой и широкой террасе-гульбище. Парапет украшен белокаменной фигурной резьбой, шарами и декоративными столбами по краям. Ленты цветочных гирлянд, обвивающих стволы колонн, изящная пластика растительных мотивов белокаменных вставок парапета-гульбища следует ритмам окружающей природы. Восьмигранные "лежачие" барочные окна (по два на каждой из сторон четверика) подчёркивают статичность этой части храма. В их декоративном убранстве также используются такие элементы, как стилизованные раковины и "петушиные гребни". В нижнем восьмерике поражают сложные по рисунку наличники окон и обрамления порталов, сочетающие традиции русского белокаменного зодчества и западноевропейской архитектуры. И. Э. Грабарь метко назвал их "петушиными гребешками". Сдвоенные колонны украшены спиралевидным рельефом, который повторяется в таких же колонках у входной двери. В открытых арках-пролётах верхнего восьмерика размещены колокола. Он завершается шестигранным глухим барабаном с луковичной главой, увенчанной крестом. Грани восьмерика обозначены затейливо украшенными колоннами, а на гребнях каждой из них находятся декоративные элементы в виде стилизованных раковин. В стиль барокко изящно вплетены висячие древнерусские гирьки, украшающие архивольты арочных проёмов.

Попадая во внутреннее пространство Спасского храма, нельзя не отметить, насколько оно просторно, полно воздуха и света. Объясняется это использованием Я. Бухвостовым технических нововведений при строительстве. Продолжая развивать тип четырёхлепесткового в плане храма, зодчий применил ряд функциональных улучшений общей композиции здания. Например, подъём на колокольню он устроил внутри западного притвора в непосредственной близости от главного входа, что, несомненно, придаёт лестнице парадность, а всему храму торжественность. Ещё нагляднее нововведения зодчего проявились в смелой "игре" верхними перекрытиями. Свободный размах основных подпружных арок, поддерживающих свод, Бухвостов довёл до семи с половиной метров (в других церквях, построенных этим архитектором, их высота составляет пять метров). Опорные столбы в Спасском храме не использованы, а сечение угловых столбов сокращено вдвое, что не мешает им в течение столетий выдерживать давление всей верхней части здания вместе с колокольней. Основание пяти угловых арок архитектор положил не на обрез восьмиугольных окон, а на разгрузочные арки оконной амбразуры, имеющие изнутри полуциркульное очертание. Революционно смотрится и конструкция врезанных друг в друга верхних сводов, перекрывающих сложное пространство наружных притворов. Композиционно внутреннее пространство производит такое же целостное впечатление, как и наружное. Бухвостов "сгладил" массивность стен храма тем, что удлинил арки и придал им стрельчатые очертания. Таким образом он объединил притворы с центральной частью храма и визуально расширил весь внутренний объём. В итоге через помещения притворов и широкие проёмы главных арок центральная часть храма будто взымает вверх, увлекая за собой и всё здание. Естественно, это не могло не сказаться на лёгкости и воздушности всего внутреннего объёма. Пятиярусный резной иконостас и иконы на стенах в результате не выглядят украшением громадного помещения, а сливаются вместе с ним в единую храмовую композицию, заставляя каждого, кто оказывается под сводами Спасского храма, благоговейно замирать в молитвенном предстоянии перед Господом.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №337, 2019 г.

Комментарии и обсуждение

Большая статья о храме опубликована в Московских епархиальных новостях, № 3 2004 г. (см. http://vedomosti.meparh.ru/2004_3/5.htm).
29 августа 2006, Игорь Демин.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.