ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Дубровицы. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Церковь Знамения в Дубровицах


Церковь. Действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Голицынское барокко
Год постройки:Между 1690 и 1704.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Московская область, Подольский район, село Дубровицы

Координаты:55.441359, 37.494459
Проезд:Расположена в 2 км от Подольска, на слиянии рек Пахры и Десны. Церковь находится фактически в пригороде Подольска и минуя город к ней не проехать. Если выезжать из Подольска по дороге на Обнинск, необходимо сделать правый поворот на светофоре за спорткомплексом «Нептун» (слева), далее все время по главной.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Дубровицы
Геннадий Сажин
1 ноября 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Вид на церковь с реки
Олег
5 января 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 июня 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Лобготт Пипзам
30 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Ярослав
12 июня 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
9 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Церковь Знамения в Дубровицах
Gardener
1 июля 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

occasionale
12 июня 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
KotelnikovR.
3 июня 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
HD KotelnikovR.
3 июня 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Hramsohran
1 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 декабря 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Олег Трегубов
21 сентября 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Олег Трегубов
21 сентября 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
oldboy
7 октября 2012
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Людмила Будылина
10 августа 2009
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Людмила Будылина
10 августа 2009
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
knignick
31 мая 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Ярослав
12 июня 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Скульптуры Иоанна Златоуста и Григория Богослова перед западным входом.
Михалыч
2 апреля 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

occasionale
12 июня 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Лера
1 июня 2004
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 декабря 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 декабря 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 декабря 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Лариса Седова
24 августа 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Лариса Седова
24 августа 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Храм Знамения Пресвятой Богородицы и колокольня (утрачена) 1930 год. Направление съемки:юго-запад с сайта https://pastvu.com/p/143528
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
31 января 1930
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
1927—1930 Направление съемки:запад с сайта https://pastvu.com/p/204263
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
31 января 1930
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
1910—1915,Направление съемки:северо-запад с сайта https://pastvu.com/p/204262
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
31 января 1915
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1883
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
В ночной подсветке
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 марта 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область
Скородумов Сергей
30 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Дубровицы - Подольский район - Московская область

Сидоров Григорий
4 февраля 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Валерий Пчелинцев,  14 апреля 2003

Храм Знамения сооружен в 17-18 веках в селе Дубровицы. Храм построен по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына в стиле барокко. Предполагается, что строительство вели мастера из Италии или Швейцарии. Сверху до низу храм покрыт белокаменной резьбой преимущественно растительного характера, большое количество барельефов и круглой скульптуры.


Статью добавил(а): Вадим Павлов,  8 ноября 2004

Первое упоминание о Дубровицах относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова - Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.

В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым четырёхлепестковым ярусом возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от "нарышкинского барокко". Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. И освящен был храм при высочайшем присутствии государя и царевича Алексея в 1704 году.

Церковь частично отреставрирована при советской власти, внутренние работы ведутся и сейчас, храм действует.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  12 июня 2014

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом.

Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа – святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней. Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

http://www.dubrovitsy-hram.ru/


Статью добавил(а): Вадим кр,  3 марта 2017

Прекрасная жемчужина подольской земли, одна из самых красивых церквей Подмосковья, уникальный памятник русской барочной архитектуры – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Церковь расположена среди холмов и лесов, том месте, где сливаются реки Пахра и Десна. Владелец Дубровиц, магнат и крупный землевладелец князь Борис Алексеевич Голицын, был одним из могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 г. он попал в опалу и удалился жить в загородную резиденцию, где и развернулось большое строительство и появилась задумка отстроить храм в лучших иностранных формах.

Храм возводился на месте бывшей деревянной церкви в период с 1690 по 1704 гг. По некоторым сведениям, к строительству привлекались итальянские мастера. Множество знаменитых гостей и даже сам Петр I присутствовали при освящении храма 24 февраля 1704 г. Освящение проводил местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан.

В архитектуре церкви прослеживается удивительный синтез русского искусства и традиций западноевропейского зодчества. Основанием центральной части церкви служит квадрат, к сторонам которого примыкают полукруглые трехлопастные части, ориентированные по сторонам горизонта – восточная служит алтарем, а три другие притворами. Нетрадиционное завершение трехъярусной восьмигранной башни золотой короной с крестом в сочетании с белокаменной резьбой по всему фасаду создают впечатление воздушности и легкости. В создании уникальной резьбы участвовали швейцарские мастера, специально для этого привезенные князем Голицыным. Ажурная резьба растекается сплошным орнаментом, изумительным и изысканным, по всему фасаду. Кроме резьбы фасад украшен рельефными скульптурами святых, апостолов, ангелов. По сторонам света расположены веерообразные лестницы. Рельефная скульптура и не менее великолепные орнаменты поражают и во внутреннем убранстве церкви. Особенно обильно барельефами украшено внутреннее пространство восьмигранной башни. Интересно, что изначально скульптурные композиции были сопровождены текстами на латыни, однако при реставрации церкви в середине XIX в. их заменили церковнославянскими. Авторский вариант был восстановлен в 2004 г. Настенная роспись отсутствует, в иконостасе сохранились иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.

Недавно уникальный храм был внесен в список погибающих памятников. К сожалению, здание храма разрушалось и разрушается под воздействием естественных причин. Кроме того, к разрушению храма приложили руку борцы с религией XX века. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_znameniya_bogorodicy_v_dubrovicah


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  29 декабря 2017

Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: "На реке Пахре, усть речки Десны... двор боярский, двор коровий с деловыми людьми... А в селе церковь Илии Пророка деревянна... а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница". Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце ХVII столетия переходит к воспитателю-"дядьке" Петра Первого - Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале ХIХ века, говорится, что Голицын - "муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества". Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего "дядьки", был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. "На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля", - так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге "Дубровицкие повести, легенды и были". По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему "дядьке": "Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!". Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос - кто строил, точного ответа нет.

В книге начала прошлого века "Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына" сказано, что "самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии". Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет "Коронование Богоматери". Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий "спрятал" свой портрет. Речь идёт о так называемой "маске мастера" - голове молодого человека над изображением сцены "Возложение тернового венца". Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге "К югу от Москвы" из знаменитой серии "Дороги к прекрасному" пишет: "В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других".

К концу ХVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), "при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ".

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир - царь Пётр обожал застолья. "По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение", - сообщается в книге "Дубровицы - знатное село". По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург - его ждали великие дела. Исследователи "подозревают" в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли "наши". И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает "резь" иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены "обобщённые образы людей необычайной внутренней силы". Внутри же здания мы видим "не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей". К середине ХIХ века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от "бесполезных" трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу - московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в "старорусском" стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) - всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, "под старину", да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.

Что только не размещалось в дубровицком храме после Октябрьской революции! После разграбления храма, помещение использовали в качестве склада, "квартировавших" в главном доме воспитанников детского дома, военных лётчиков, Института кормления домашних животных (с 1960-х годов - Всесоюзного НИИ животноводства). Лишь в 1990 году Знаменскую церковь вернули верующим. Конечно, помещение, столько лет служившее складом, требовало ремонта. Фронт работ был огромен - начиная с очистки цокольного этажа от груд строительного и прочего мусора и заканчивая просушиванием самой церкви. И позолота на короне требовала восстановления, и крест надо было реставрировать, и отопление с вентиляцией провести... Дубровчане рассказывают, что Знаменский храм трижды оказывался на краю гибели. Впервые - во время Отечественной войны 1812 года. Тогда в этих местах мародёрствовали французы, но дубровицкую церковь они не тронули - уж очень красивой она показалась "утончённым" оккупантам. По этой же причине храм - с минимальными утратами (в частности, он лишился колокольни) - устоял и в послереволюционные годы. В 1941 году, во время наступления гитлеровцев, на крыше Знаменского храма установили пулемёт. Она значилась в списках "приговорённых" к уничтожению. Однако, когда сапёры уже заминировали храм, у их юного командира язык не повернулся отдать приказ. Говорят, он тянул несколько дней, находя разные предлоги повременить со взрывом. К счастью, как раз в те дни немцев удалось остановить, и командир, ответственный за судьбу храма, попросил позвать кого-нибудь постарше. Приехал полковник, потом генерал, чей штаб располагался неподалёку. Последний, увидев необычную церковь и помолчав, произнёс: "Приказ приостанавливаю! Временно. А за неисполнение приказа - обоих..." Но в ту же минуту наши войска в наступление пошли... Так в третий раз церковь Дубровицкую спасла её красота.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №92, 2014 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  29 декабря 2017

Знаменский храм в Дубровицах - уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? "Построено в России" ведь не гарантирует "русскости". Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название "голицынского барокко". Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий - понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он - во многом искусственный. "Голицынское барокко", в отличие от того же "нарышкинского", не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль - это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое "петровское барокко" с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с "голицынским" казалось более русским - в нём сохранились традиционная планировка "храма-корабля", знакомая композиция "восьмерик на четверике". Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него - на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика - в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве "голицынское барокко" не получило, и это результат закономерный. Ярчайшие примеры этого стиля - храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово. Знаменский храм оригинален в плане - он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно "закамуфлированный": с каждой стороны к нему "примыкают четыре апсиды - каждая трёхлепестковой формы. План распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц" ("Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства" В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами. Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения - от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее - чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны - это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь - она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное - скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская "реплика" в 1703 году смотрелась более чем смело... Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они - небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей - Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно - его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация. Высота Знаменского храма с куполом - свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно - ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его "иностранном происхождении" у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма - чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.

Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: "Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях". К слову о регистровости композиции". Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы "башни" Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под "башней" помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Распятие Христово". В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - "Господь Саваоф". Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 92, 2014 г.

Комментарии и обсуждение

Подробное описание храма со множеством старых фотографий можно найти в журнале "Известiя Императорской Археологической комиссiи", 1910г.; вып.34, сс.55-71.

6 марта 2007, Михаил Мещанинов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.