ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1192.
Адрес:
Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь

Координаты:58.587097, 31.393722
Проезд: В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит ав ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит автобус №121. На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка. Вам нужно налево, на Монастырскую улицу. Она-то и выведет вас к обители.




Добавить фотографию
Сортировка:


Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Харченко Геннадий
25 апреля 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Матишо
4 июня 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Матишо
4 июня 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Сидоров Григорий
1 октября 2007
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Сергей
1 июля 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2004
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2004
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
ноябрь 2000
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Фотиния Светлана
7 августа 2013
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
обитель Варлаама Хутынского
Фотиния Светлана
7 августа 2013
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Ma
8 марта 2013
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Варлаамо-Хутынский женский монастырь
sofija7
15 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Харченко Геннадий
25 апреля 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Святой источник преподобного Варлаама Хутынского у стен монастыря.
Матишо
4 июня 2011
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Святая горочка.
Василий Вострухин
21 октября 2008
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Если почва добрая - будет урожай!
Зайцев Олег Семенович
11 мая 2008
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Сидоров Григорий
1 октября 2007
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Вход в обитель Варлаама Хутынского
Фотиния Светлана
7 августа 2013
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Ma
8 марта 2013
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Харченко Геннадий
25 апреля 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Харченко Геннадий
25 апреля 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
strusto
30 июня 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Андреева Ирина
11 июня 2012
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Колодец преподобного Варлаама.
Михаил Владимиров
19 февраля 2006
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003922991/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1899
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1889
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1889
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1889
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1882
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1880
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь - Хутынь - Новгородский район - Новгородская область
Вид из деревни Савино
Роман Фабричный
14 мая 2016




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  29 октября 2002

Основан в 1192 г., был одним из богатейших православных монастырей. Место первого упокоения Г.Р. Державина. Был сильно разрушен, ныне реставрация завершена.


Статью добавил(а): Катерина,  8 января 2006

На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 году и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря.

Мощи святого Варлаама (преставился в 1192 году) считаются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве.

Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 году, увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. Хутынский монастырь является местом паломничества новгородцев и жителей окрестных деревень. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.


Статью добавил(а): Наталия,  9 сентября 2006

Преображенский собор представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение. Он завершается пятью куполами. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю.Особенно примечательна западная паперть собора с крыльцом, декорированная изразцами. Собор сильно пострадал во время великой Отечественной войны. Восстановлен.

Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которыхзавершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.

По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  19 марта 2007

Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 году пр. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 г.) и Покровским приделом, в серебряной раке, устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте.

В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа. В монастыре погребен поэт Г.Р. Державин.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Вадим кр,  5 мая 2016

Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь.

Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божи-ей Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пелусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин († 9 июля 1816 г.).

В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г. В 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены.

Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.). Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения.

После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря - крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.

С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством - приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

Святыми местами монастыря являются колодец всегда с чистой водой, ископанный вручную прп. Варлаамом и горочка прп. Варлаама, которую, по преданию, наносил своей скуфьею преподобный. На горочке служатся молебны, до колодца проводится крестный ход. С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=novgorod&page=52


Статью добавил(а): anatoli,  24 сентября 2016

На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 г. и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама считаются нетленными.

В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице.

Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.

Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божией Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пслусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершалсякрестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г.

Во 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.).После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма является иеромонах Макарий.

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде.

Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 г. он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь. К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время.

Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен. Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием. В 1540 г. Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше. Спустя несколько десятилетий, в 1611 г., Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра. Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Все эти бедствия... незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».

В 1642 г. была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус. Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII-XVI вв. книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.

Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября ст. ст.) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову.

Особым почитанием горожан пользовалось то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 г. хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом). Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 г. в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать. В 1764 г. Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее.

С конца XVIII века, после пожара 1787 г., в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор. В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. В 1880 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников.

В 1919 г. решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, в 1920 г. окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х гг. последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области, затем здания достались психиатрической лечебнице. Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова), его расстреляли в 1937 году.

Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось.

Комментарии и обсуждение

История с бежавшим от источавших пламя мощей св. Варлаама Московским Великим князем относится, понятное дело, не к Ивану Грозному, а к его деду, Ивану III Великому. Обычно упоминают 1471 г. В 1462 Иван только-только взошёл на престол. На месте, до которого бежал Великий Князь, была впоследствии построена Казанская часовня.
27 апреля 2012, Михаил Владимиров.

«Пятеро с неба» — советский чёрно-белый полнометражный художественный фильм о Великой Отечественной войне, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1969 году режиссёром Владимиром Шределем. Съемки фильма проходили в Новгороде и на территории Хутынского монастыря. Можно увидеть постройки до реставрации.

4 мая 2016, Вадим кр.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.