ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кондопога. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Кондопога. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1774.
Год утраты:2018 (сгорела)
Адрес:
Республика Карелия, г. Кондопога

Координаты: 62.175637, 34.286354



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://rkna.ru/exhibitions/church/view.html<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото с сайта http://rkna.ru/exhibitions/church/view.html
Андрей Агафонов
1956
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из Архива финских вооруженных сил  SA-kuva<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Святые врата. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Святые врата. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Небо. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Небо. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер и убранство. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Интерьер и убранство. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер и убранство. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Интерьер и убранство. Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Успенская церковь, в центре колокольня, справа Церковь Рождества Богородицы.(1857 г. — зимняя) с сайта http://likirussia.ru/index.php?id=1044&option=com_content&task=view<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Успенская церковь, в центре колокольня, справа Церковь Рождества Богородицы.(1857 г. — зимняя) с сайта http://likirussia.ru/index.php?id=1044&option=com_content&task=view
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1903
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Дмитрий Островский
29 сентября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Инга Томан
11 июня 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, южный фасад<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, вид с запада<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
30 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Южный фасад<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Южный фасад
Наталия
14 августа 2003
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юга<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Вид с юга
Наталия
14 августа 2003
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
JohnIngham
23 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
JohnIngham
23 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, нижние венцы с западной стороны со следами многолетнего воздействия ледовых торосов<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
нижние венцы с западной стороны со следами многолетнего воздействия ледовых торосов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, восьмерик основного объема, южная сторона<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
восьмерик основного объема, южная сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент западной стены со стороны озера<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Фрагмент западной стены со стороны озера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, северо-западный угол трапезной<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
северо-западный угол трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Небо<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Небо
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас и алтарь<br>, Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Иконостас и алтарь
Сидоров Григорий
7 июля 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
SmartCat
18 июля 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия
strusto
8 августа 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  11 ноября 2007

Успенская церковь расположена на узком мысу на Чупской губе. Высота церкви 45 м – небывалая для сооружений того времени. В старые времена не раз внушала она надежду путникам, сбившимся с пути, звоном колоколов или ярким светом на колокольне. На срубе четверика расположены два рубленых восьмерика – один на другом. Верхний шире нижнего и соединяются они плавным промежуточным повалом. Над ним тянется фронтонный пояс из резных досок. Верхний восьмерик также переходит в повал, еще более энергичный и широкий, а на нем пятнадцатиметровый шатер, увенчанный главкою с крестом. Это главная вертикаль сооружения, воплотившая его главную архитектурную идею – высотность. Здание хоть и строгое, но живописное, легкое, стройное. С востока к основному четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, перекрытая бочкой с главкой, а с западной стороны - обширная трапезная с сенями под общей двускатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два изящных висячих крыльца. Наряден декор церкви: фронтонный пояс, резные столбики крыльца, ажурные карнизы.

Трапезная кондопожской церкви просторная и очень простая. Вдоль стен тянутся лавки, а потолок опирается на два резных столба. Столбы крепкие, массивные, перетянутые витыми жгутами-перехватами, образующими слегка выпуклые «дыньки». От столбов к потолку ответвляются полукруглые фигурные кронштейны. Церковь удивительно вписывается в окружающий пейзаж.

Источники: А.В. Ополовников «Русский север», М.: «Стройиздат», 1977. Путеводитель «Карелия», М.: ИД «Симон-пресс», 2003.


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 ноября 2011

В 1774 г. на далеко вдающемся в Онежское озеро мысе у Чупа-губы возводится традиционная, покрытая шатром, 42-метровая башнеобразная церковь. Она как бы поднялась из глубины зеркальных вод. Чтобы сильнее подчеркнуть ее высоту, архитектор использует давно известный в западноприонежской культовой архитектуре прием, не применявшийся в строительстве с начала XVII в.,— уширение сруба главного объема кверху. Подобное решение можно видеть в существующей и поныне на Лычном острове озера Сандал церкви Петра и Павла, построенной в 1620 г. Однако автор церкви в Кондопоге, вероятно, вдохновлялся другой постройкой, по силуэту и пропорциям наиболее близкой к ней,— Никольской церковью в Линдозере (1634 г.).

Главный, башнеобразный объем Успенской церкви, так же как и церкви в Линдозере, состоит из двух восьмериков, поставленных на венцы повала четверика, расположенного на высоком подклете. Верхний восьмерик шире нижнего и выложен, в свою очередь, на повале первого. Еще более сильно выраженный повал второго восьмерика несет на себе пятнадцатиметровый шатер, завершающий церковь.

Весьма интересная деталь этой церкви — дощатый фронтонный пояс, который отделяет объем верхнего восьмерика от нижнего и размещается над повалом. Такие горизонтальные пояса характерны для высотных объемов в заонежской культовой архитектуре. Они имеются на Петропавловской церкви на Лычном острове и на Покровской церкви в Кижах, они были на Никольской церкви в Линдозере и в церкви села Деревянского.

Фронтонные пояса не только украшают постройку, но, как это свойственно всей древнерусской архитектуре, имеют и утилитарное назначение. В данном случае они защищают наиболее уязвимые места сруба от загнивания. Каждый фронтончик образует как бы миниатюрную двухскатную кровлю, в основании которой, с уклоном наружу, устроены небольшие водолеи, вынесенные далеко за пределы фасадной линии. Таким образом, дождевая вода не попадает на поверхность сруба восьмериков, а отводится вниз на землю или крыши прирубов. Наличие ряда гнезд в венцах над повалом четверика, идущих по ломаной пинии, наводит на мысль, что главный объем Успенской церкви имел и второй фронтонный пояс с такими же водоотливами, как и верхний.

Основной четверик Успенской церкви имеет два прируба. Восточный — алтарный покрыт бочкой и увенчан главкой, западный прируб представляет собой клеть, состоящую из сеней и квадратной в плане трапезной, балки потолка которой поддерживаются двумя столбами, прорезанными «дыньками» и полосами жгутов с фигурными подкосами.

Существует проект восстановления церкви, разработанный под руководством известного исследователя северного деревянного зодчества А.В. Ополовникова. По его проекту в недалеком будущем должна быть воссоздана маленькая шатровая звонница храма, исчезнувшая в XIX в.

Поскольку церковь находилась на оживленном водном пути, она была своеобразным маяком. Со звонницы, возможно, подавались световые и звуковые сигналы судам, идущим по Онежскому озеру.

Интерьер церкви сохранился достаточно хорошо, но в нем сосуществуют элементы первоначального убранства с более поздним. Очень скромная порезка тесовых лавок трапезной, традиционная яркая роспись «неба» четверика, тябла старого иконостаса, расписанные растительным орнаментом, по всей вероятности, ровесники самой церкви; раскраска же столбов, балок, дверей в бирюзовый, киноварно-красный и коричневый цвета — очевидно, была выполнена в XIX в. К этому же времени относится и нынешний иконостас.

И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 июня 2016

Церковь Успения в Кондопоге впервые упоминается в 1563 году. Относилась к Никольскому Шуйскому погосту.

Конец XVI века для северо-западных рубежей России был очень трагичным. Поражение в Ливонской войне коснулось и Кондопоги. В писцовой книге за 1582-1583 годы говорится о пустом церковном месте и убитых крестьянах. Но кондопожане быстро оправились от шведского набега, и в 1585 году уже стоит новая Успенская церковь. К сожалению, и второй храм простоял не очень долго, погиб в пожарах Смутного времени. В земельных книгах 1616-1619 годов находится описание уже третьего Успенского храма: «тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной..., в звоннице — колокола». Эта церковь простояла довольно долго и была разобрана, по-видимому из-за ветхости.

В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь. К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан. В 1829-1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году.

Колокольня была разобрана в 1930 году, зимний храм — в 1960-е годы.

http://www.kondopoga.ru/1951-uspenskaya-cerkov-v-kondopoge.html


Марина Зуйкова  28 августа 2017

Успенская церковь, 1774 г.

Церковь, построенная на берегу губы Онежского озера, представляет шатровую церковь прионежского типа в наиболее развитом виде. Церковь хорошо сохранилась и снаружи и внутри. Необшитая, даже со следами раскраски кровель (зелёная бочка алтаря с красными подзорами и желтый шатёр), она потеряла лишь маленький бочечки-теремки, украшавшие переход от углов четверика к восьмерику. Внутри интересна трапезная с резными столбами и «опушенными» резным тёсом лавками по стенам. Под существующим иконостасом (18 — н. 19 в.) сохранились первоначальные расписные тябла. Отдельно стоящая шатровая колокольн, несколько грузная и тяжелая по пропорциям, сгорела в 1927 г. Сохранилась. Последний раз реставрировалась в 1999 г. Является филиалом городского музея, по праздникам в храме проходят богослужения.

http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 февраля 2018

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена на земле, некогда принадлежавшей нескольким богатым семьям - Фёдоровым, Грузовым, Вангиным и Селионтьевым. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, "у погоста на середке у ручья Лутьяновская". Тогда в территориальном делении царила неразбериха, и, как следствие этого, крестьяне разных погостов считали землю с Успенской церковью своей. По церковным документам храм числился "выставным", то есть "филиальным" - от Никольского Шуйского погоста. Лишь в 1714 году Кондопожскую волость выделили в самостоятельную административную единицу - с четырьмя десятками крестьянских домов. Сделал это сподвижник Петра I генерал-майор Михаил Афанасьевич Матюшкин, отправленный в Карелию для составления описаний граничащих со Швецией земель.

Но вернёмся на полтора столетия назад. Конец ХVI века для Русского Севера - времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582-1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян. Через два года храм отстроили заново - у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда "верх шатром". Но эта церковь сгорела - в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616-1619 годов новый кондопожский храм описывался как "тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной... на колокольне колокола". Спустя десять лет писец Никита Панин и подъячий Семён Копылов составили подробную опись обстановки, икон, утвари и колоколов, принадлежавших Успенскому храму. Известно, что в местных приходах крестьяне считали за правило строить избушки-приюты для сирот, вдов и инвалидов. Заботились об обитателях этих приютов всем миром. У стен Успенской церкви стояло две таких избушки. Во второй половине ХVIII века в Карелии открыли месторождения мрамора. Его добычей здесь старались заниматься все - от крестьян, подряжавшихся на ломку, до купцов, доставлявших камень в Петербург. Кондопога тогда превратилась в перевалочный пункт, что способствовало её оживлению. В это время строится новая Успенская церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что её было проще разобрать, чем ремонтировать. В 1774 году в Кондопоге возводят четвёртую по счёту Успенскую церковь. Ставят её "на средства и тщанием" прихожан. В "Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви", составленной в 1875 году, подчёркивается, что храм "в вышину восемнадцать сажен" имеет колокольню "тож деревянную, осьмигранную", а стоит эта колокольня "отдельно от церкви на расстоянии шести сажен, в вышину имеет восемнадцать сажен, главы как на церкви, так и на колокольне обиты белым железом".

Сохранилось ещё одно описание Успенской церкви того же времени. Его привёз из поездки в Карелию архитектор Л.В. Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: "В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая... Над олтарем - крыша овальная, над папертью - два ската. Вход в паперть с двух сторон - северной и южной, по крыльцам 18 ступеней". К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение - неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; "Епархиальных ведомостей" тогда ещё не издавалось.

Ко второй половине ХIХ века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей - солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла - через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили - и дёрнули... К моменту уничтожения она уже была "безголосой" - пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. Тёплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием "Культура". Но и она богоборческих времён не пережила - храм снесли в 1960-е годы, в хрущёвскую волну гонений на религию. В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, - два серебряных набора для евхаристии.

После революции, согласно большевисткому декрету "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" и последующей инструкции по его применению, всё имущество храмов (и карельских в том числе) должно было перейти в ведение Отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Таким образом, далее Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов её изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как "наследие проклятого прошлого", а напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали - в 1927 году, потом ещё раз - через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану. Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога вместе с большей частью Карелии была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужения, причём - поразительный факт! - не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времён в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена ещё вместе с зимним пятиглавым храмом.

Судьба Успенского храма сложилась, в общем, удачно - не в пример многим другим памятникам народного деревянного зодчества. Церковь не раскатали по брёвнышку в голодно-холодные революционные годы, не переделали в "сельский клуб" и не сожгли случайно брошенным по случаю какого-нибудь юбилея окурком, да и шальные молнии Бог отводил от 45-метровой деревянной башни, долгое время стоявшей без громоотвода.

В 1960 году государство взяло Успенскую церковь под свою охрану. А через тридцать лет храм вернули верующим. Его освящал архимандрит Мануил (Павлов)(ныне митрополит Петрозаводский и Карельский). На церемонии собралось огромное количество народа. Радости присутствующих не было предела. Потом пришло время очередных реставраций и ремонтов. Этими работами чаще занимаются специалисты из клуба "Скифы". Так, например, в 1999 году они привели в порядок внутреннее помещение над сводом, крышу и купола. Во время "раскопок" птичьего помёта внутри храма были обнаружены фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры ХIХ века. На следующем этапе потребовалось покрыть крышу и купола влагостойким составом. Совсем недавно Успенскую церковь оборудовали защитой от молний и громоотводами. А.В. Ополовников, реставрировавший Успенскую церковь в 1948 году, писал об этой церкви: "Нет её равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее..." Время пощадило не только Успенскую церковь, но и многое из его внутреннего убранства.

Кондопожский храм - единственный из действующих храмов, где сохранилось уникальное "Небо". "Небо" - это непременная деталь северных деревянных храмов; традиции такой росписи берут начало в ХVII века, когда местные мастера попытались устраивать в новых церквах подобные купола, характерного для каменных храмов. Интересен также церковный иконостас, как бы продолжающий идею "неба". Одна из главных святынь Успенского храма - Тихвинская икона Божией Матери. С ней связано чудо. Ещё на заре советской власти кто-то из богоборцев проткнул образ штыком. Потом икона вообще исчезла из церкви на несколько десятилетий. Чудесным образом она вернулась в Успенскую церковь в 90-е годы ХХ века, и теперь, отреставрированная, снова привлекает к себе многих верующих.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №105, 2014 г.


Лидия Басманова
 
Лидия Басманова  26 июля 2018

Во времена хрущевского правления, в Карелии, с лёгкой руки местного руководства, чуть было целенаправленно не превратили в дрова сотню с лишним деревянных памятников архитектуры: был составлен черный список из 116 церквей и часовен, готовящихся к сносу, и лишь оперативное и энергичное вмешательство просвещенной интеллигенции всей страны, в число которых вошли К. Паустовский, К. Чуковский, Л. Леонов, Д. Балашов, предотвратило трагедию. Кондопожскую церковь в этот список включить не рискнули – очень уж на виду – решили пойти другим путём.

В 1923 году, в двух километрах от тогда еще села Кондопога и Успенской церкви, по специальному постановлению Совета Труда и Обороны Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1921 года, подписанному В.И. Лениным, началось строительство бумажной фабрики. Население Кондопоги стало сначала строителями, а затем, с 1929 года, и работниками будущего промышленного монстра Карелии. В войну фабрику сровняли с землей, но в сталинское время это никого не останавливало - уже к 1951 году по выпуску газетной бумаги фабрика вышла на довоенный уровень, а с 1959 года пошёл процесс её превращения в промышленного гиганта всесоюзного масштаба. В 1965 году Кондопожскому целлюлозно-бумажному комбинату, гордости Карелии, стало тесновато за своим забором, и было решено, в целях расширения территории завода…перенести в другое место Успенскую церковь, которая, судя по всему, для авторов этой идеи (деятелей из Ленпромстройпроекта) гордостью Карелии не являлась.

Знатоки-ученые вновь забили тревогу, отзвуки регионального скандала докатились аж до Москвы, вмешался Минкульт, в котором, судя по результату, сидели адекватные люди. Официальный вердикт был следующим: “Уникальный памятник народного деревянного зодчества необходимо сохранить на том месте, где он был построен, поскольку окружающий природный ландшафт является его неотъемлемой частью. Министерство Культуры РСФСР просит Вас ориентировать проектировщиков на такое решение генплана расширения Кондопожского бумажного комбината, при котором Успенская церковь в Кондопоге сохранялась бы на месте”.

В 2015 году была проведена экспертиза технического состояния Кондопожской Успенской церкви. Заключение оказалось безрадостным: “Весь сруб церкви имеет наклон на север и деформации по продольной оси. Самая проблемная часть – это шатер. Основание шатра находится в тяжелом аварийном состоянии, просадка восьмерика относительно внутренних каркасных конструкций составила около 20 сантиметров. По наблюдениям 2012 г., шатер просто «висел» в воздухе, затем, видимо, произошло перераспределение нагрузок, и он опять «зацепился» за сруб. Успенская церковь имеет очень неравномерные и относительно небольшие повреждения сруба (не более 25% по оценке, произведенной без установки строительных лесов). Первоочередная задача сейчас – это разобрать шатер, поставить леса, сделать полное обследование бревен сруба и после этого принять окончательное решение о методе реставрации”.

Судя по тому, что на 15 июля 2018 года никаких лесов вокруг церкви не наблюдалось, а шатер стоял на своём месте – дело с мертвой точки не сдвинулось. Основных причин две, как и во всей нашей реставрационной сфере: дефицит квалифицированных специалистов и отсутствие средств. Причем если специалистов найти можно, созвав профессионалов из ЦНРПМ, “Спецпроектреставрации”, тех же Кижей (там есть своя высококлассная плотницкая артель), петрозаводского “Лада”, то средства (а речь, скорей всего, будет идти об астрономической сумме) найти значительно сложнее. По мнению экспертов, наученных горьким опытом Кижей, главными условиями, необходимыми для запуска успешного реставрационного проекта, является непрерывность его финансирования на протяжении всего периода работ, а также осуществление всего объема работ одним подрядчиком.


Сергей Ковров   10 августа 2018

Церковь утрачена. 10 августа 2018 года в Республики Карелия сгорел символ города Кондопога - церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIII века. Памятник архитектуры был построен в 1774 году на закате деревянного зодчества и долгое время был местной достопримечательностью. Храм был возведен в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания. Сама же церковь Успения Пресвятой Богородицы считалась одной из самых высоких на Русском Севере. Ее длина - 24 метра, ширина - 14,6 метров. Здание возвышалось на небольшом мысе.

Древняя постройка вспыхнула ранним утром. О пожаре сообщили местные жители. К месту ЧП тут же съехались сотрудники МЧС. Но деревянный храм выгорел за считанные минуты.

https://www.stav.kp.ru/daily/26867.7/3909259/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 июня 2019

Расположена к северу от Петрозаводска, в самом конце Чупа-губы Онежского озера. Церковь была построена в 1774 г. и по праву является вершиной шатрового деревянного зодчества.

Церковь расположена на самой высокой точке маленького скалистого полуострова. Но вся уникальность и прелесть ее видна не сразу. Если смотреть издалека, то может показаться, что храм совсем невысокий, но когда приближаешься к церкви, то сразу пропорции здания становятся длиннее и церковный шатер все быстрее и ярче появляется на горизонте. Изящный силуэт церкви устремлен вверх, что завершает раскинувшееся во все стороны пространство. Данного вида картина поражает законченностью расположенных на ней деталей. Именно в высотности данного архитектурного сооружения и заключена основанная его идея, которая заключалась в памяти и скорби по своим погибшим землякам, участвующим в Кижском восстании 1769-1771 г.г. Церковь символизирует веру в будущие победы. Успенская церковь, после своей постройки принадлежала прионежской школе шатрового зодчества. Церковь никогда не перестраивалась, но подлежала реставрации в 1927 г., в 1950-х г.г., а также в 1999 г. Летом в 1960 г. Совет министров РСФСР решил поставить церковь на государственную охрану.

Известно, что недалеко от церкви стояли два деревянных здания, но они исчезли во времена Советской власти. Это были: шатровая колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы. На протяжении 1829-1831 г.г. рядом с храмом была выстроена на деньги прихожан деревянная колокольня. В 1857 г. зимняя церковь. Но в 1930 г. построенная колокольня была разобрана, а зимний храм убрали в 1960-е г.г.

Что касается архитектурных особенностей Успенской церкви, то основной ее объем состоит из двух восьмерок с повалом, которые поставлены на четверик; присутствует прямоугольный алтарный прирубок и два висячих кольца. Высота церкви достигает отметки в 42 м, что ставит ее на первое место по высоте в ряде всех сохранившихся церквей того времени.

Успенска церковь несёт в себе типичный пример деревянных храмов, построенных в прионежской области. В основе всего здания имеются деревянные срубы, громадные тяжелые бревна, но они дошли до нас до сих пор. Несмотря на свою высоту, здание представляется стройным, легким и живописным. Два приподнятых высоко крыльца пристроены симметрично с севера и юга. Они ведут внутрь храма. Маленькие сени ведут в светлую и просторную трапезную, украшенную резными скамьями, а также двумя опорными внушающими столбами, которые поддерживают продольные подпотолочные брусья. Просторная трапезная умещала в себе немалое количество прихожан. Церковь украшена расписным потолком-небом и иконостасом. Иконостас выполнен в стиле барокко. Небесный потолок Успенской церкви является единственным образцом композиции «Божественная литургия» в этой церкви. На центральном медальоне неба изображен образ Христа.

Не представляется возможным перенести церковь в какое-либо другое место или сменить привычную для него обстановку, ведь тогда зрительные очертания разрушатся, изменив образ храма. Церковь не имеет украшений и всего того, что сможет отвлечь внимание от ее целостного образа. Раньше, когда еще не существовало города, путники, направляющиеся к пристани, видели эту церковь еще издалека, которая поражала своими величественными размерами.

В 2018 г. храм сгорел.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=4405


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 августа 2024

«…Успенская церковь, построенная в 1774 г. на берегу губы Онежского озера, представляет шатровую церковь прионежского типа в наиболее развитом виде. Поставленный на подклете высокий четверик церкви заканчивается повалом, на верхних венцах которого стоит восьмерик. На повале последнего стоит второй более широкий восьмерик, тоже заканчивающийся повалом и несущий шатер. Переход от нижнего восьмерика к верхнему декорирован нашивными фронтончиками из досок.

Эти фронтончики и расширение верхних частей сруба с помощью повалов являются характерными чертами прионежских шатровых церквей: Кондопожской, а также показанных ниже Линдозерской, Гиморецкой и Согинской церквей, и встречаются в ряде других церквей Прионежья: в с. Лычноостровском 1620 г., в с. Деревянском 1683 г., в с. Горне-Шелтозерском 1683, в с. Пидьме 1696 г. и в с. Рыборецком 1878 г.

Правда, в указанных зданиях эти фронтончики применялись всякий раз по-своему. В Линдозере и Деревянском они маскируют переход от четверика к восьмерику, в Гиморецком, Горне-Шелтозерском и Рыборецком — украшают середины восьмериков, не имеющих в этом месте повала-расширения, как в Кондопоге или Лычноостровском; и, наконец, в церквах в Согинцах и Пидьме, рубленых с самого н восьмериком пара фронтончиков увенчивает каждую из его граней, закрывая низ второго, менее широкого восьмерика, несущего шатровое покрытие.

С востока к четверику церкви примыкает прямоугольный алтарь, покрытый бочкой с главой, а с запада — обширная трапезная, потолок которой поддерживается двумя столбами. Маленькая паперть, примыкающая к трапезной с запада, выходит к самому берегу озера, почему входы в нее сделаны в виде двух висучих крылец, расположенных с севера и юга. Церковь хорошо сохранилась и с наружи и внутри. Не обшитая, даже со следами раскраски кровель (зеленая бочка алтаря с красными подзорами и желтый шатер), она потеряла лишь маленькие бочечки-теремки, украшавшие переход от углов четверика к восьмерику (следы их видны на стенах восьмерика).

Внутри интересна трапезная с резными столбами и ‹опушенными» резным тесом лавками по стенам. Под существующим иконостасом (ХV в. — начало ХХ в.) сохранились первоначальные расписные тябла. Расширенная средняя часть восьмерика является, видимо, подражанием навесным бойницам каменных крепостных башен и осуществлена точно так же, как и в надвратной башне Николо-Карельского монастыря конца ХVII в.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, несколько грузная и тяжелая по пропорциям, сгорела в 1927 г.

Высота церкви около 45 м, ширина четверика церкви около 7 м, а верхнего восьмерика — 8,5 м.

Церковь обмерена арх. Д. В. Милеевым. Чертежи хранятся в Музее ВАХ…»

Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 115

Русское деревянное зодчество : Забелло С. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 октября 2024

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге известна, прежде всего, как уникальный памятник деревянного зодчества. Множество исследований посвящено особенностям ее архитектуры и уникального местоположения на узком мысу, окруженном с трех сторон водами Онежского озера. «Лебединой песней» народного зодчества, «лучшей деревянной церковью России» называл реставрировавший ее А.В. Ополовников. В ее простых архитектурных формах – восьмерик на четверике, стройный шатер с главкой, приземистая трапезная с висячими крыльцами, крытый бочкой алтарный прируб – он видел некий итог «многовекового пути становления образа русского деревянного зодчества».

На Севере почти не осталось памятников, дающих такое полное представление о системе иконописного украшения деревянного храма. Весь комплекс «неба» дошел до нас целиком, в 2005–2006 гг. его иконы были отреставрированы. Но судить о первоначальном облике расписного потолка церкви мы не можем, пока иконы собраны не в авторской последовательности, а живопись тябл находится под толстым слоем темно–синей краски. Намного серьезней в военные и послевоенные годы пострадал иконостас: утрачен средник и находившийся слева от него образ пророческого ряда, неизвестно местонахождение пяти икон левой стороны праздничного. От первоначального местного ряда осталась лишь подписная Тихвинская икона 1709 г., происходящая, вероятно, из церкви–предшественницы, и северная алтарная дверь с изображением Архидиакона Стефана, находящаяся в фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее – МИИРК). Почти полностью под реставрационной заклейкой икона «Страшный Суд» («Образ страшного Христова пришествия»), помещавшаяся в северных храмах либо на западной стене наоса, либо, как в Успенской церкви, в трапезной.

Сведения о составе иконостаса существующего храма согласно Описи 1873 г. содержатся в статье В.Г. Платонова. Работа карельского исследователя особенно интересна тем, что на основании впервые опубликованных выдержек из Писцовых книг 1563, 1616/1617, 1628–1623 гг. восстанавливаются облики церквей–предшественниц нынешней постройки, композиции их иконостасов. Эти же архивные данные, но немного более подробно были опубликованы и несколько позже, в 1999 г., в статье И. Черняковой, В. Шевцова и Г. Пудышева. Авторы обеих статей приходят к выводу, что существующая церковь, четвертая по счету, была построена в 1774 г. Предположение о написании икон и «неба» в 1774 г. впервые высказал Л. Петтерссон, автору иконописного убранства Успенской церкви финский исследователь приписывал и создание местного ряда Преображенской церкви в Кижах. Его точка зрения была принята многими специалистами, изучавшими кижские памятники.

Живописная система каменного храма постепенно раскрывала картину Божественного домостроительства сверху, из купола, через паруса, подпружные арки, конху абсиды, вниз, на столбы, стены. В деревянной церкви подобной плавности не получается: в сравнительно небольшом помещении лишь два ярких, несущих на себе повышенную декоративную и смысловую нагрузку живописных центра – высокий иконостас и «небо». Возникновение живописных «небес» в северных церквах и часовнях исследователи относят к XVII в. и связывают с появлением новых типов храмов, с увеличением их объемов, с желанием создать подобие купола в интерьере, в подражание каменным церквам. Северный иконостас довольно традиционен, окончательно сформировавшийся к концу XVII в., он обычно состоял из четырех рядов, «сочетающих в сложном единстве ветхозаветную (пророческий чин), евангельскую (праздники), эсхатологическую (деисус), литургическую (царские врата, северная алтарная дверь…) тематику». По наблюдениям В.Г. Платонова, северный иконостас начал формироваться как двухрядный (местный и Деисус), позже появляются праздники, затем пророки.

В кондопожском иконостасе особо выделен размерами второй сверху, деисусный ряд (высота икон 116 см, высота икон праздничного ряда – 74 см). Все персонажи этого тринадцатифигурного чина, «относящегося к «апостольскому» типу», изображены в полный рост. Подобные «апостольского» типа Деисусы с Богоматерью Параклесис были в иконостасах обеих кижских церквей. В руках Богоматери белый свиток с надписью: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву Матере Своея, елико моляшися Тебе, презри на моление раб своих». На иконе, происходящей из кижской Покровской церкви, этот же текст, но в менее пространной редакции, он заканчивается словами: «Матере Своея». Надписи на свитках Богоматери Параклесис – это один из вариантов диалога Христа и Марии, который впервые встречается в «памятниках рубежа XI–XII вв. и существует затем в двух письменных традициях – греческой, и с начала XIV в. южно–славянской. В первой из них… обнаруживает редкую устойчивость на протяжении нескольких столетий… Славянские же памятники отличает значительная вариативность текста в зависимости от места и времени создания храмового ансамбля».

Молитвенное обращение Богородицы к Сыну о помиловании грешного человечества концентрирует в себе один из главных смыслов Деисуса. В кондопожском иконостасе монументальные пропорции фигуры Богоматери, как бы с трудом умещающейся на плоскости доски, особенно богато украшенная одежда подчеркивают Ее царственную природу. Это уже не просто «Заступница», «Молитвенница», «Утешительница», как переводили это греческое именование на русский, а Царица Небесная, ближе всех предстоящая Престолу Божию. Образ Иоанна Крестителя по левую руку от Христа должен уравновешивать композицию, но в кондопожском иконостасе его низкий поклон контрастирует с полной царственного величия позой Богоматери. Даже размеры его фигуры ощутимо меньше Богородицы, названной гимнографами «Ширшей небес». Интересно, что изображение Иоанна не центрировано, Креститель почти прижат к правому краю иконы, будто благоговейно останавливается, не подходя вплотную к Вседержителю. На свитке Предтечи слова из 1 главы Евангелия от Иоанна: «Сей Агнец Божий, вземляй грехи всего мира». Помимо сильного наклона вперед, в иконе из Успенской церкви обращает на себя внимание его благословляющий жест с пореформенным перстосложением. Подобная не совсем традиционная для деисусного ряда иконография встречается на Севере с конца XVI – начала XVII вв.: сильно наклонившийся вперед Иоанн со свитком в левой и благословляющий двумя перстами правой руки изображен в Деисусах, происходящих из Покровской церкви на острове Кижи (конец XVI в.), из деревни Тукса (XVI в.) и из села Челмужи (начало XVII в.).

Главная икона Деисуса – Спас в силах – центральный и самый большой образ иконостаса. К традиционному для «Спаса в силах» колориту, «построенному на сочетании двух основных цветов: красного и синего, символизирующих соединение во Христе антиномических начал – божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой…» – добавлена третья составляющая – золото, образ Нетварного Света. Это одна из немногих золотофонных икон этой мастерской и единственная из сохранившихся в кондопожском комплексе. Символическая модель вселенной, обозначаемая в произведениях данной иконографии двумя ромбами и овалом, написана как бы погруженной со всех сторон в золото Благодатного Света, пронизывающего ее и изнутри (нимб Христа, престол, ассист на одежде). Текст в раскрытом Евангелии призывает каждого лично стать причастным к этой благодати: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы, возьмите иго мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:28). Этот наиболее распространенный вариант текста в руках «Спаса в Силах» как нельзя лучше подходит для кондопожского Деисуса, в центре которого преображенная Христовым Светом вселенная.

Историческая значимость происходящего не только вербализована текстами, читающимися в руках трех центральных фигур, но и усилена изображением свитков и кодексов в руках апостолов и евангелистов. Эсхатологическая тематика деисусного чина, центральный образ которого представляет Христа в момент Его второго пришествия, в более пространном варианте раскрывается в иконе «Страшного суда», расположенной в трапезной. Этот огромный образ практически целиком под реставрационной заклейкой, свободна только самая верхняя его часть, изображающая Саваофа на престоле из огненных серафимов и херувимов, по сторонам от Него медальоны с Царицей Небесной и Собором Архангелов. Немного ниже написан многофигурный Деисус с ангельским воинством и апостолами, в руках Спасителя уже не раскрытое Евангелие со словами о Его кротости, а меч. По сравнению с более ранним «Страшным судом» этой же мастерской из Покровской церкви на острове Кижи, кондопожское «второе пришествие» более торжественное и трагическое. Кижская икона напоминает увлекательный рассказ о Конце Истории с множеством занимательных подробностей, таких как синелицые «арапляне», крылатые и рогатые черти, на ней несколько раз встречается жизнеутверждающий сюжет «ангел господень несет праведные души в рай». Было бы необыкновенно интересно сравнить эти два образа после реставрации кондопожской иконы. В поздней иконографии «Страшного суда» на Севере представлены практически все сюжеты иконописи данного периода, многочисленные детали помогают понять специфическую картину мироустройства, свойственную крестьянскому сознанию.

К сожалению, самый верхний пророческий ряд иконостаса Успенской церкви еще целиком под реставрационной заклейкой, а своеобразие икон праздничного ряда требует отдельного исследования. Поэтому для выявления иконографической программы наиболее интересным, на наш взгляд, будет анализ живописного «неба», недавно отреставрированного и установленного на своем историческом месте. Хотелось бы отметить, что во время монтажа первоначальная последовательность икон была нарушена. Как нам кажется, смысл композиции «неба» раскрывается только в своей исторической последовательности, поэтому, описывая иконографию, мы пользовались изначальным местоположением изображений, зафиксированным на фотографиях XX в. Точно такие же состав и расположение икон были и на более раннем «небе» Варваринской церкви в деревне Яндомозеро (1650 г.)

Самой распространенной программой росписей деревянных потолков Т.М. Кольцова называет изображения ангельских чинов, к более частному варианту этой иконографии она относит композицию «Божественная литургия». Единственное «небо» с подобным сюжетом, находящееся сейчас в храмовом интерьере, – «небо» Успенской церкви в Кондопоге. Изображение ангелов, несущих богослужебную утварь, на потолке кондопожской церкви исследователи определяли и как «Божественную литургию» (Э.С. Смирнова, М.А. Витухновская), и как «Великий Вход». Т.М. Кольцова считает «Великий Вход» разновидностью композиции «Божественная литургия». Как нам кажется, некоторые иконографические особенности, которые мы более подробно рассмотрим ниже, указывают на то, что здесь представлен «Великий Вход» во время Архиерейской Литургии, совершаемой Самим Христом.

На выстроенных по кругу трапециевидных досках «неба» Успенской церкви представлено шествие шестнадцати ангелов (над каждой фигурой чередуются надписи «Ангел» и «Господень»), облаченных в дьяконские и священнические одеяния. Это движение, несколько наивно, передано направлением их маленьких шагающих ножек в разноцветных сапожках. Шествие ангелов по кругу один раз меняет свое направление и дважды останавливается, и обе остановки происходят на центральной оси храма «запад – восток».

На традицию изображения ангелов служащими должно было повлиять само определение ангельской сущности. Систематизатор греческой патристики св. Иоанн Дамаскин так сформулировал представление об умных духах: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу». Еще в ветхозаветных текстах они различались между собой по степени совершенства и по роду своего служения. Наряду с посланничеством («ангел» в переводе с греческого «вестник»), они присутствовали и при совершении ветхозаветного жертвоприношения (два «херувима с распростертыми вверх крыльями» (Исх.37:9) были изображены на крышке Ковчега Завета).

В христианском богословии представление о том, что ангельские чины участвуют во время Евхаристии, складывается примерно в одно время с формированием текста Литургии. Самым знаменитым на Руси сочинением, «ставшим одним из главных источников для иконографии литургии», было «Слово откровение о святей службе истолковано», приписываемое св. Григорию Богослову. С. Муретов отмечал, что в этом произведении особенно наглядно выражена мысль о присутствии бесплотных сил при совершении литургии. Композиции, изображающие Великий Вход, появились в купольной части, а чаще в конхе абсиды русских каменных храмов в XVI в. Изображение ангелов на «небе» деревянных храмов Русского Севера связано с желанием воспроизвести систему купольных росписей каменных церквей. Но, как нам кажется, на северный вариант композиции «Великий Вход» большее влияние оказало почти дословное понимание херувимской песни, евхаристических молитв и действий клира, чем тексты толкований Литургии.

В самом начале исполнения херувимской песни дьяконы кадят храм, изображающие диаконов ангелы на кондопожском «небе» с кадилами как бы подготавливают путь для процессии. Каждение в народном сознании воспринималось не только как символ вознесения молитвы к Богу, но и как изгнание нечистых духов. В «Слове» Григория Богослова перед началом Литургии Верных ангел изгонял из храма злобного демона, «стоящего у дверей церковных, держа в зубах стрелу острую и скрежеща зубами». Следующий ангел–диакон стоит прямо над дверью, строго напротив алтаря, над головой он держит ярко–красный покров с крестом и буквами «Ю ХС» под титлами. Вероятнее всего, так изображен покровенный дискос, что опять дословно иллюстрирует чинопоследование Великого Входа. Тогда подходящий к нему ангел–священник с непокрытой Чашей изображает иерея, несущего потир. За ним следуют еще шесть ангелов–священников. В руках у них крест, лжица, копие, сосуд с пятью хлебами, большая свеча, плат со Спасом Эммануилом. Три первых предмета богослужебной утвари вполне традиционны для Великого Входа на литургии, в которой участвуют несколько иереев. Атрибут следующего ангела, на первый взгляд, не соответствует иконографии Великого Входа: он несет в чаше, наподобие широкого потира, пять круглых просфор, употребляющихся на проскомидии. Просфоры эти, из которых вынимаются частицы, символизирующие всех членов Церкви, и земной, и Небесной, написаны еще целыми.

Все предыдущие персонажи воспроизводили строгую последовательность Великого Входа во время соборного служения, а появление ангела с просфорами как будто нарушает чинопоследование. Но проскомиса–ние во время Херувимской песни – один из отличительных моментов епископского служения. «Вторая» архиерейская проскомидия появляется лишь в XVII в.: «древние чины ничего не говорят об изъятии частиц из просфор… перед великим входом; это поздний греч. обычай». Если в современной богослужебной практике нет единого сценария епископского проскомисания (от полноценной проскомидии до поминовения только живых и усопших и покрытия Даров на жертвеннике), то в XVIII в. должно было существовать еще больше вариантов изымания частиц предстоятелем. Поэтому, как нам кажется, ангел с пятью просфорами лишь символизирует архиерейскую проскомидию. Он мог быть изображен и в самом начале процессии, но мастер располагает его вслед за ангелом, несущим копие, которым и совершается заклание Агнца и изымание частиц.

Следующий ангел–иерей со свечой представлен прямо над треугольной доской, выполняющей в деревянном храме роль паруса, на которой написан евангелист Лука. Во время Великого Входа служитель выносит свечу перед Дарами, что иногда трактуется как символическое изображение Иоанна Предтечи, предварившего своим служением деяния Христа. На «небе» Успенской церкви ангел со свечой показан в самой середине процессии, но подобное местоположение может быть оправдано именно тем, что он изображен прямо над апостолом Лукой, начавшим свое благовествование с истории зачатия и рождения пророка Иоанна Крестителя.

Смысл двух следующих изображений также раскрывается при их рассмотрении в храмовом пространстве, при сопоставлении с образами иконостаса. Христос Эммануил, рождение которого было предсказано Исайей, написан прямо над иконой, изображающей этого пророка.

Над утраченным средником верхнего ряда стоит ангел, держащий Убрус. Фигура ангела с Нерукотворным образом обозначает некую паузу в движении шествия, он остановился прямо над центром иконостаса. Как неоднократно писали исследователи, треугольные иконы Евангелистов, соединяющие грани «неба» с углами здания, выполняют функцию парусов каменного храма. Традиция помещения Убруса в замке подпружной арки, возможно, восходит к преданию о том, что Мандилион и Керамион, перенесенные из Эдессы, были подвешены в особых золотых сосудах на арках в церкви Богоматери Фаросской. Наиболее древняя русская фреска на этот сюжет – «Спас Нерукотворный» во лбу арки Нередицкой церкви. С появлением в наших храмах высокого иконостаса, устанавливаемого чаще всего на уровне восточных столбов, Нерукотворный Образ оказывался написанным прямо над центром иконостаса. В северных храмах, где процесс формирования высокого иконостаса проходил несколько медленнее, в первой трети XVII в., «композиция иконостаса завершалась иконой Спаса нерукотворного».

Большой Московский Собор 1666–1667 гг. предписал «ставить наверху иконостаса вместо икон Спаса Нерукотворного или Саваофа деревянный крест с изображением на нем распятого Христа». В XVIII в. Нерукотворный Образ в завершении иконостаса практически не встречается, но северная иконопись, отличающаяся своим особым отношением к традиции, могла донести отголосок прежней иконографической программы. В кондопожской церкви ангел с Убрусом, стоящий строго над центром иконостаса, скорее всего, нес ту же символическую нагрузку, что и изображение Спаса Нерукотворного над высокой алтарной преградой или в центре подпружной арки. Ангел–священник с платом не только участвует в Великом Входе, но и венчает иконостас церкви.

Замыкают шествия четыре ангела–дьякона с трикириями и рипидами. Ангелы с рипидами присутствуют во многих композициях Великого Входа, они, как правило, находятся рядом с Агнцем или его символическим изображением. Помещение их в конец процессии может указывать не столько на непонимание автором росписи связи веянья рипидами над Дарами со словами серафимской песни, а скорее на соблюдение последовательности в иллюстрации Литургии. Дьяконы веют над чашей во время Пресуществления Даров, которое происходит после Великого Входа.

Общая композиция «неба», построенная по принципу сужающихся окружностей, является как бы проекцией шатра церкви в интерьер, плотность изображений увеличивается ближе к центру, создавая иллюзию ракурсного сокращения пространства. Христос Архиерей, окруженный двумя кольцами херувимов и серафимов, становится не только центральной, но и самой высокой точкой всей композиции.

Еще в ранневизантийском искусстве изображение Пантократора в куполе стало почти каноном. «Христос как Вседержитель мира изображался в окружении «небесных сил»». Образ Христа на «небе» Успенской церкви буквально окружен кольцом из восьми пылающих херувимов. Вокруг этого кольца выстраивается еще одно, состоящее из серафимов и херувимов, написанных на самой узкой части каждой из досок с ангелами, под ногами которых также изображены крылатые силы, образующие третье ярко–красное кольцо. По наблюдениям Л.А.Щенниковой, в иконописи «отличительные признаки серафимов и херувимов соединяются, становятся общими для обоих чинов». Источник подобных изображений она видит в первой евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста, «в которой эпитеты «многоочитый» и «шести–крылатый» поставлены в конце – после обоих имен». Автор «неба» Успенской церкви называет красные головки, окруженные шестью крыльями, и «серафимами» и «херувимами», независимо от того, как он пишет их лица: фронтально или в профиль. Одной из функций херувимов, основанной на тексте видения пророка Иезекииля (10:1), было несение престола Божия; отголоском этого видения может служить изображение красных херувимов на центральном опорном кольце «неба», конструктивная роль которого заключается в креплении иконы «Христа Великого Архиерея за престолом».

Изображение Христа в образе Великого Архиерея, совершающего литургию, стоя за Св. трапезой, появляется в Греции в XIV в. Е. М. Саенкова пишет, что наиболее ранняя композиция этого типа представлена в алтаре церкви Богоматери Перивлепты в Мистре. На русских алтарных фресках XVI-XVII вв., изображающих Великий Вход, за престолом чаще всего представлены три святителя – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. По мнению исследователя, «изображения Великого Входа, размещенные за высокими алтарными преградами, больше предназначались для священнослужителей». «Небо», венчающее наос деревянного храма, было открыто взорам всех присутствующих на литургии, прихожане видели над собой уже не святителей, подражать которым призваны пастыри, а самого Христа за Св.трапезой. Спаситель оказывался и центром, и началом, и концом всей композиции: и благословлял начало шествия, и встречал его у престола. На греческих фресках Христа часто изображали дважды и у жертвенника, и у престола (монастырь Варлаама в Метеорах, в церквах Св.Феодоры и Св. Василия в Арте). В нашем случае Господь Архиерей написан один раз, Он центр, самая суть богослужебного круга, вокруг Него и к Нему движется ангельская процессия.

Композиция центральной иконы не совсем традиционна: сквозь окруженные облаками или клубами дыма распахнутые двери Царских врат виден благословляющий двумя руками Спаситель. Перед Ним на престоле, покрытом пурпурной и белой одеждами, лежат крест, покровенный потир, Евангелие и покровенный дискос. Наиболее близкой к этой композиции с Христом–Архиереем, стоящим за престолом, можно назвать центральную часть иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска «Иже херувимы тайно образующе» (1570–1580, ГТГ). Возможно, добавление к традиционной иконографии Спаса–Архиерея престола с Дарами связано, с одной стороны, с общей тенденцией усложнения иконографических типов в конце XVI – начале XVII в., с другой – с повышением иллюстративности, с желанием изобразить как можно подробней текст, лежащий в основе изображения.

Мысль о Первосвященстве Христа, заложенная в нескольких главах Послания апостола Павла к Евреям, легла в основу традиционных изображений Спаса–Архиерея. Звучащая в Послании идея первосвященнической жертвы, в качестве которой Господь приносит Сам себя, наиболее ярко выражена в песнопении, заменяющем Херувимскую песнь, в Великую Субботу: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…» В Варваринской яндомозерской церкви, «небо» которой, возможно, послужило образцом для кондопожского комплекса, на замковом кольце центральной иконы «Спас Архиерей» было написано именно это песнопение. Возможно и более упрощенное толкование этой композиции: Сам Христос благословляет дискос и чашу на престоле – происходит Пресуществление св.Даров, кульминация всей Литургии. До реставрации «неба» кондопожской церкви центральная икона была ориентирована в сторону алтаря. Хлеб и вино, возносимые над деревянным престолом, становились Телом и Кровью Бога–Сына, благословляемые Самим Первосвященником–Христом перед Престолом Небесным.

Живопись «неба» не просто иллюстрирует тексты Херувимской песни и евхаристических молитв, являет сослужение ангелов во время Великого Входа, но и показывает «идею мистического соединения в литургии Земной и Небесной Церкви». Сотериологическая тематика высокого иконостаса дополнялась и расширялась литургической идеей живописного «неба». В пространстве деревянного северного храма последовательно раскрывался Смысл Божественного Домостроения в исторических и богослужебных образах, т.е. участвующий в литургии человек понимал, что Спасение совершается не только в Библейской истории, но и в таинстве Евхаристии.

Источник: Кижский вестник. Выпуск 13: Сборник статей // Под науч. ред. И.В.Мельникова, В.П.Кузнецовой. Карельский научный центр РАН. - Петрозаводск. 2011

По материалам статьи: Тарасова М.А. «Особенности иконографической программы росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге» на сайте музея-заповедника «Кижи»

https://kizhi.karelia.ru/library/kizhskij-vestnik-vyipusk-13-sbornik-statej/1100.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 декабря 2024

«…Высшим достижением северной шатровой архитектуры является Успенская церковь 1774 г., построенная на территории проживания карел-людиков в г. Кондопоге.

В этой церкви с наибольшей полнотой воплощена характерная для памятников прионежской школы схема четверик и два расширяющихся кверху восьмерика. Основная архитектурная идея сооружения высотность осуществлена в нем наиболее последовательно и полно. Сочетание разнообразных геометрических масс дано в едином высотном объеме. Десятилетиями выверялись пропорции, отрабатывались формы и детали высотной деревянной архитектуры, чтобы создать такой величавый монумент во славу христианского культа.

Возведение высотных сооружений без наружных лесов свидетельствует о высоком техническом мастерстве строителей. Значительный интерес представляет также и то, что «вся в целом комбинация четверика и восьмерика имеет свою систему внутренних ветровых распоров в четырех плоскостях, свойственных только данной конструкции сруба с ломаным профилем стены». Архитектура Успенской церкви строго традиционна для прионежской школы. Здесь она достигла высшей степени своего совершенства.

На примере этой церкви прослеживается проблема единства художественного и конструктивного начала в деревянном зодчестве. По мнению А. В. Ополовникова, «...схема двух восьмериков на четверике преследовала, прежде всего, эстетические, художественно-выразительные цели, значительно обогащая общий силуэт шатровой башни, который мог стать одноообразным, особенно при большой высоте столпа». Увеличение высоты влекло увеличение общей площади боковых граней сруба, подверженных воздействию влаги. Предохранению их способствовало тройное последовательное устройство повалов со значительным выносом кровли, а также и наличие фронтонного пояса - характернейшего признака шатровых церквей прионежского типа.

Повалы, первоначально имевшие чисто служебную роль карнизов, поддерживающих глубокий свес кровли, позднее стали использоваться для придания зданиям более замысловатого и необычного вида. Тройные повалы Успенской церкви, значительно усложнив силуэт сруба ломким контуром, рациональны: они увеличивают свесы крыши и с помощью фронтонного пояса отводят излишки влаги от стен сруба.

Зодчий Кондопожской Успенской церкви поместил фронтонный пояс в уровне расширения восьмерика промежуточным повалом в месте возможного замедления стока воды по срубу. Именно в этой постановке фронтонов над промежуточным повалом и заключается его основное практическое назначение как конструктивного элемента, предохраняющего наиболее опасные для загнивания участки сруба. Изучая Успенскую церковь B Кондопоге, А. В. Ополовников указал на возможное наличие второго, нижнего, фронтонного пояса, о чем свидетельствуют сохранившиеся на ее срубе штрабы. Фронтончики второго пояса соединяли четыре угловые полицы четверика, создавая еще один дополнительный водослив*. Подобный архитектурный прием не был единичен.

* Аналогичный прием использован в Преображенской церкви в Кижах, где полицы боковых прирубов объединяются промежуточными накладными кокошниками…»

Источник: Кижский вестник 4. Заонежье // Ред. А.П.Журавлев. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1994.

По материалам статьи: Гущина В.А., Гущин Б.А. «К вопросу о церквях Прионежского типа (Веппско-карельские элементы в архитектуре Кижского ансамбля)» (стр.133) на сайте музея-заповедника «Кижи»

kv-4-web.pdf



Комментарии и обсуждение


Успенская церковь построена в 1774 г. и является одним из лучших образцов деревянного зодчества. Службы проводятся редко, обычно работает как музей.

24 октября 2002, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.

Статья об Успенской церкви на сайте Карелия 2000 - Русский север
12 сентября 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.