ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кондопога. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1774.
Адрес:
республика Карелия, г. Кондопога

Координаты:62.175637, 34.286354


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Дмитрий Островский
29 сентября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Вид с юга
Наталия
14 августа 2003
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Юго-восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
30 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
SmartCat
18 июля 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Южный фасад
Наталия
14 августа 2003
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
JohnIngham
23 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
JohnIngham
23 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
нижние венцы с западной стороны со следами многолетнего воздействия ледовых торосов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
восьмерик основного объема, южная сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
11 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фрагмент западной стены со стороны озера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
JohnIngham
26 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
северо-западный угол трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
24 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
HD yozik
12 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Андреева Ирина
8 марта 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Небо
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Владимир
19 августа 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Иконостас и алтарь
Сидоров Григорий
7 июля 2006
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото с сайта http://rkna.ru/exhibitions/church/view.html
Андрей Агафонов
1 января 1956
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
25 мая 1943
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
13 марта 1942
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Успенская церковь, в центре колокольня, справа Церковь Рождества Богородицы.(1857 г. — зимняя) с сайта http://likirussia.ru/index.php?id=1044&option=com_content&task=view
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1903
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Кондопога - Кондопожский район - Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  24 октября 2002

Успенская церковь построена в 1774 г. и является одним из лучших образцов деревянного зодчества. Службы проводятся редко, обычно работает как музей.


Статью добавил(а): Наталия,  11 ноября 2007

Успенская церковь расположена на узком мысу на Чупской губе. Высота церкви 45 м – небывалая для сооружений того времени. В старые времена не раз внушала она надежду путникам, сбившимся с пути, звоном колоколов или ярким светом на колокольне. На срубе четверика расположены два рубленых восьмерика – один на другом. Верхний шире нижнего и соединяются они плавным промежуточным повалом. Над ним тянется фронтонный пояс из резных досок. Верхний восьмерик также переходит в повал, еще более энергичный и широкий, а на нем пятнадцатиметровый шатер, увенчанный главкою с крестом. Это главная вертикаль сооружения, воплотившая его главную архитектурную идею – высотность. Здание хоть и строгое, но живописное, легкое, стройное. С востока к основному четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, перекрытая бочкой с главкой, а с западной стороны - обширная трапезная с сенями под общей двускатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два изящных висячих крыльца. Наряден декор церкви: фронтонный пояс, резные столбики крыльца, ажурные карнизы.

Трапезная кондопожской церкви просторная и очень простая. Вдоль стен тянутся лавки, а потолок опирается на два резных столба. Столбы крепкие, массивные, перетянутые витыми жгутами-перехватами, образующими слегка выпуклые «дыньки». От столбов к потолку ответвляются полукруглые фигурные кронштейны. Церковь удивительно вписывается в окружающий пейзаж.

Источники: А.В. Ополовников «Русский север», М.: «Стройиздат», 1977. Путеводитель «Карелия», М.: ИД «Симон-пресс», 2003.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  7 ноября 2011

В 1774 г. на далеко вдающемся в Онежское озеро мысе у Чупа-губы возводится традиционная, покрытая шатром, 42-метровая башнеобразная церковь. Она как бы поднялась из глубины зеркальных вод. Чтобы сильнее подчеркнуть ее высоту, архитектор использует давно известный в западноприонежской культовой архитектуре прием, не применявшийся в строительстве с начала XVII в.,— уширение сруба главного объема кверху. Подобное решение можно видеть в существующей и поныне на Лычном острове озера Сандал церкви Петра и Павла, построенной в 1620 г. Однако автор церкви в Кондопоге, вероятно, вдохновлялся другой постройкой, по силуэту и пропорциям наиболее близкой к ней,— Никольской церковью в Линдозере (1634 г.).

Главный, башнеобразный объем Успенской церкви, так же как и церкви в Линдозере, состоит из двух восьмериков, поставленных на венцы повала четверика, расположенного на высоком подклете. Верхний восьмерик шире нижнего и выложен, в свою очередь, на повале первого. Еще более сильно выраженный повал второго восьмерика несет на себе пятнадцатиметровый шатер, завершающий церковь.

Весьма интересная деталь этой церкви — дощатый фронтонный пояс, который отделяет объем верхнего восьмерика от нижнего и размещается над повалом. Такие горизонтальные пояса характерны для высотных объемов в заонежской культовой архитектуре. Они имеются на Петропавловской церкви на Лычном острове и на Покровской церкви в Кижах, они были на Никольской церкви в Линдозере и в церкви села Деревянского.

Фронтонные пояса не только украшают постройку, но, как это свойственно всей древнерусской архитектуре, имеют и утилитарное назначение. В данном случае они защищают наиболее уязвимые места сруба от загнивания. Каждый фронтончик образует как бы миниатюрную двухскатную кровлю, в основании которой, с уклоном наружу, устроены небольшие водолеи, вынесенные далеко за пределы фасадной линии. Таким образом, дождевая вода не попадает на поверхность сруба восьмериков, а отводится вниз на землю или крыши прирубов. Наличие ряда гнезд в венцах над повалом четверика, идущих по ломаной пинии, наводит на мысль, что главный объем Успенской церкви имел и второй фронтонный пояс с такими же водоотливами, как и верхний.

Основной четверик Успенской церкви имеет два прируба. Восточный — алтарный покрыт бочкой и увенчан главкой, западный прируб представляет собой клеть, состоящую из сеней и квадратной в плане трапезной, балки потолка которой поддерживаются двумя столбами, прорезанными «дыньками» и полосами жгутов с фигурными подкосами.

Существует проект восстановления церкви, разработанный под руководством известного исследователя северного деревянного зодчества А.В. Ополовникова. По его проекту в недалеком будущем должна быть воссоздана маленькая шатровая звонница храма, исчезнувшая в XIX в.

Поскольку церковь находилась на оживленном водном пути, она была своеобразным маяком. Со звонницы, возможно, подавались световые и звуковые сигналы судам, идущим по Онежскому озеру.

Интерьер церкви сохранился достаточно хорошо, но в нем сосуществуют элементы первоначального убранства с более поздним. Очень скромная порезка тесовых лавок трапезной, традиционная яркая роспись «неба» четверика, тябла старого иконостаса, расписанные растительным орнаментом, по всей вероятности, ровесники самой церкви; раскраска же столбов, балок, дверей в бирюзовый, киноварно-красный и коричневый цвета — очевидно, была выполнена в XIX в. К этому же времени относится и нынешний иконостас.

И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  24 июня 2016

Церковь Успения в Кондопоге впервые упоминается в 1563 году. Относилась к Никольскому Шуйскому погосту.

Конец XVI века для северо-западных рубежей России был очень трагичным. Поражение в Ливонской войне коснулось и Кондопоги. В писцовой книге за 1582-1583 годы говорится о пустом церковном месте и убитых крестьянах. Но кондопожане быстро оправились от шведского набега, и в 1585 году уже стоит новая Успенская церковь. К сожалению, и второй храм простоял не очень долго, погиб в пожарах Смутного времени. В земельных книгах 1616-1619 годов находится описание уже третьего Успенского храма: «тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной..., в звоннице — колокола». Эта церковь простояла довольно долго и была разобрана, по-видимому из-за ветхости.

В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь. К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан. В 1829-1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году.

Колокольня была разобрана в 1930 году, зимний храм — в 1960-е годы.

http://www.kondopoga.ru/1951-uspenskaya-cerkov-v-kondopoge.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  28 августа 2017

Успенская церковь, 1774 г.

Церковь, построенная на берегу губы Онежского озера, представляет шатровую церковь прионежского типа в наиболее развитом виде. Церковь хорошо сохранилась и снаружи и внутри. Необшитая, даже со следами раскраски кровель (зелёная бочка алтаря с красными подзорами и желтый шатёр), она потеряла лишь маленький бочечки-теремки, украшавшие переход от углов четверика к восьмерику. Внутри интересна трапезная с резными столбами и «опушенными» резным тёсом лавками по стенам. Под существующим иконостасом (18 — н.19в.) сохранились первоначальные расписные тябла. Отдельно стоящая шатровая колокольн, несколько грузная и тяжелая по пропорциям, сгорела в 1927 г. Сохранилась. Последний раз реставрировалась в 1999 г. Является филиалом городского музея, по праздникам в храме проходят богослужения.

http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 февраля 2018

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена на земле, некогда принадлежавшей нескольким богатым семьям - Фёдоровым, Грузовым, Вангиным и Селионтьевым. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, "у погоста на середке у ручья Лутьяновская". Тогда в территориальном делении царила неразбериха, и, как следствие этого, крестьяне разных погостов считали землю с Успенской церковью своей. По церковным документам храм числился "выставным", то есть "филиальным" - от Никольского Шуйского погоста. Лишь в 1714 году Кондопожскую волость выделили в самостоятельную административную единицу - с четырьмя десятками крестьянских домов. Сделал это сподвижник Петра I генерал-майор Михаил Афанасьевич Матюшкин, отправленный в Карелию для составления описаний граничащих со Швецией земель.

Но вернёмся на полтора столетия назад. Конец ХVI века для Русского Севера - времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582-1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян. Через два года храм отстроили заново - у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда "верх шатром". Но эта церковь сгорела - в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616-1619 годов новый кондопожский храм описывался как "тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной... на колокольне колокола". Спустя десять лет писец Никита Панин и подъячий Семён Копылов составили подробную опись обстановки, икон, утвари и колоколов, принадлежавших Успенскому храму. Известно, что в местных приходах крестьяне считали за правило строить избушки-приюты для сирот, вдов и инвалидов. Заботились об обитателях этих приютов всем миром. У стен Успенской церкви стояло две таких избушки. Во второй половине ХVIII века в Карелии открыли месторождения мрамора. Его добычей здесь старались заниматься все - от крестьян, подряжавшихся на ломку, до купцов, доставлявших камень в Петербург. Кондопога тогда превратилась в перевалочный пункт, что способствовало её оживлению. В это время строится новая Успенская церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что её было проще разобрать, чем ремонтировать. В 1774 году в Кондопоге возводят четвёртую по счёту Успенскую церковь. Ставят её "на средства и тщанием" прихожан. В "Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви", составленной в 1875 году, подчёркивается, что храм "в вышину восемнадцать сажен" имеет колокольню "тож деревянную, осьмигранную", а стоит эта колокольня "отдельно от церкви на расстоянии шести сажен, в вышину имеет восемнадцать сажен, главы как на церкви, так и на колокольне обиты белым железом".

Сохранилось ещё одно описание Успенской церкви того же времени. Его привёз из поездки в Карелию архитектор Л.В. Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: "В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая... Над олтарем - крыша овальная, над папертью - два ската. Вход в паперть с двух сторон - северной и южной, по крыльцам 18 ступеней". К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение - неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; "Епархиальных ведомостей" тогда ещё не издавалось.

Ко второй половине ХIХ века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей - солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла - через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили - и дёрнули... К моменту уничтожения она уже была "безголосой" - пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. Тёплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием "Культура". Но и она богоборческих времён не пережила - храм снесли в 1960-е годы, в хрущёвскую волну гонений на религию. В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, - два серебряных набора для евхаристии.

После революции, согласно большевисткому декрету "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" и последующей инструкции по его применению, всё имущество храмов (и карельских в том числе) должно было перейти в ведение Отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Таким образом, далее Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов её изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как "наследие проклятого прошлого", а напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали - в 1927 году, потом ещё раз - через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану. Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога вместе с большей частью Карелии была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужения, причём - поразительный факт! - не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времён в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена ещё вместе с зимним пятиглавым храмом.

Судьба Успенского храма сложилась, в общем, удачно - не в пример многим другим памятникам народного деревянного зодчества. Церковь не раскатали по брёвнышку в голодно-холодные революционные годы, не переделали в "сельский клуб" и не сожгли случайно брошенным по случаю какого-нибудь юбилея окурком, да и шальные молнии Бог отводил от 45-метровой деревянной башни, долгое время стоявшей без громоотвода.

В 1960 году государство взяло Успенскую церковь под свою охрану. А через тридцать лет храм вернули верующим. Его освящал архимандрит Мануил (Павлов)(ныне митрополит Петрозаводский и Карельский). На церемонии собралось огромное количество народа. Радости присутствующих не было предела. Потом пришло время очередных реставраций и ремонтов. Этими работами чаще занимаются специалисты из клуба "Скифы". Так, например, в 1999 году они привели в порядок внутреннее помещение над сводом, крышу и купола. Во время "раскопок" птичьего помёта внутри храма были обнаружены фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры ХIХ века. На следующем этапе потребовалось покрыть крышу и купола влагостойким составом. Совсем недавно Успенскую церковь оборудовали защитой от молний и громоотводами. А.В. Ополовников, реставрировавший Успенскую церковь в 1948 году, писал об этой церкви: "Нет её равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее..." Время пощадило не только Успенскую церковь, но и многое из его внутреннего убранства.

Кондопожский храм - единственный из действующих храмов, где сохранилось уникальное "Небо". "Небо" - это непременная деталь северных деревянных храмов; традиции такой росписи берут начало в ХVII века, когда местные мастера попытались устраивать в новых церквах подобные купола, характерного для каменных храмов. Интересен также церковный иконостас, как бы продолжающий идею "неба". Одна из главных святынь Успенского храма - Тихвинская икона Божией Матери. С ней связано чудо. Ещё на заре советской власти кто-то из богоборцев проткнул образ штыком. Потом икона вообще исчезла из церкви на несколько десятилетий. Чудесным образом она вернулась в Успенскую церковь в 90-е годы ХХ века, и теперь, отреставрированная, снова привлекает к себе многих верующих.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №105, 2014 г.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.