Уже то, что Покровский монастырь в Хотьково на заре его рождения связывают с именами родителей Сергия Радонежского, придаёт ему особое значение. А главная святыня обители - мощи преподобных чудотворцев Кирилла и Марии, погребённых здесь почти 700 лет назад, является примером многовекового почитания людей, христианского устроения семьи и благочестивого монашества. Итак, согласно знаменитому "Житию..." Епифания, среди нескольких семей, перебравшихся в начале 1330-х годов из Ростова в Радонеж, была и семья боярина Кирилла. Кирилл прибыл, как сообщает автор, "с всем домом своим, и с всем родом своим". Ранее бытовала версия, что именно он является основателем Покровского монастыря. Но недавно в издательстве Московской патриархии РПЦ вышел в свет исторический очерк Тимофея Крючкова, в котором учёный высказывает свои сомнения, "поскольку и здоровье, и возраст, и экономические обстоятельства, да и отсутствие вотчины в Радонеже у боярина свидетельствуют против этого". Вместе с тем факт пострига Кирилла и Марии в Покровском монастыре незадолго до их смерти в 1337 году никто не отрицает. Известно также, что ещё раньше родителей здесь же принял монашество их старший сын Стефан. Считается, что Покровский монастырь относился тогда к разряду так называемых мирских, то есть создан был, по мнению историка Василия Ключевского, чтобы "обывателям было, где постричься в старости и при смерти "устроить душу" посмертным поминовением".
Современные краеведы считают, что во времена Кирилла и Марии Покровская церковь представляла собой очень небольшое деревянное строение, а южнее, на склоне Хотькова мыса устраивали свои кельи тамошние насельники. Первые достоверные и документально подтвержлённые сведения о святой обители появляются в начале ХVI века. Так, 11 марта 1506 года великий князь Московский Василий III даёт Покровскому монастырю так называемую жалованную грамоту (ругу) о постановке обители на ежегодное продовольственное обеспечение. В тот год здесь проживало всего 17 монахов и монахинь, а возглавлял хозяйство настоятель Покровской церкви некий Лукьян Захарий, на чьё имя и была выписана княжеская грамота. Несмотря на небольшое количество насельников, грамота от великого князя означала повышение статуса монастыря. После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда ещё Ивана IV. Летом 1544 года 14-летний царь посетил Свято-Троицкую обитель и там, на месте распорядился передать Покровский монастырь под её управления. То есть хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России. Есть сведения, что сразу после этого на месте старой Покровской церкви построили новую - шатрового типа. А по прошествии трёх десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, тёплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое её разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной. В годы Великой Смуты окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. "...Ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей", - читаем мы в документе, датированном 1614 годом. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц.
Новый этап в жизни обители начинается в 1644 году, когда некий стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Денег хватило, чтобы заплатить архитектору и каменщикам, а также приобрести стройматериалы. Стольник также оплатил роспись храма, приобретение икон и украшений, прочей церковной утвари. Все работы были завершены за четыре года. Уже в 1648-м, читаем мы во вкладной книге, "в троицком Хотьковском монастыре над чюдотворцовыми Сергиевыми родительми воздвигнута каменная шатровая церковь во имя Покрова Пресвятеи Богородицы, да 2 придела - великого чюдотворца Николы да чюдотворца Сергия. У церкви же колокольня каменная, на церквах главы и кресты паяны немецким железом". После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у её основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии. Однако внешне он ничем не отличался от обычной шатровой сельской приходской церкви. Ничего от этой постройки до наших дней не сохранилось, разве что гробница преподобных Кирилла и Марии в юго-западном углу храма. Покровская обитель не слишком сильно пострадала от секуляризационной реформы 1764 года, поскольку как раз в это время здесь развернулось интенсивное строительство.
В начале ХIХ века митрополит Московский и Коломенский Платон благословил строительство нового Покровского собора. Была нанята артель каменщиков Алексея Крюкова, жителя соседнего села Мячково. Автором проекта был Иван Трофимович Таманский, ученик знаменитого Матвея Казакова. Работы начались в 1811 году с разбора старого храма. От него остались лишь крепкие места во внутренних стенах, которые были использованы при строительстве. По известным причинам, а именно из-за наполеоновского нашествия, летом 1812 года работы остановились. Сам монастырь не был затронут войной. И уже в 1813 году строительство возобновилось. Правда, завершала кладку стен и сводов собора другая артель мастеров, возглавляя выходцем из Владимирской губернии Яковом Тимофеевым. Спустя четыре года после начала строительства храм был закончен. 9 июля 1816 года его освятил архиепископ Дмитровский Августин, получивший вскоре после этого сан архиепископа Московского и Коломенского. Собор сегодня - второе старейшее сооружение монастыря после Святых ворот, он считается главным украшением обители.
Но недолго прихожан радовал расцвет Покровской обители и облик новых храмов. Грянула Октябрьская революция, и в Хотьково ощутили в полной мере репрессивную политику властей, направленную на закрытие церквей и монастырей. В 1921 году выходит приказ о закрытии Покровского монастыря и конфискации имущества. Монахинь изгоняют, а в освободившихся помещениях размещается колония для беспризорников и некая артель "кустарных изделий". Правда, служба в храмах продолжалась до лета 1928 года, но печальная участь настигла и их - храмы закрыли, и обитель окончательно прекратила своё существование. Архитектурный комплекс монастыря без пригляда быстро пришёл в упадок. Всё самое ценное было вывезено. Например, плиты из белого итальянского мрамора, украшавшие иконостасы Никольского храма, а также из цветного мрамора, которыми были обложены колонны, пошли на отделку станции метро "Комсомольская" в Москве... Лишь в 1989 году православной общине стали постепенно возвращать некогда отобранное. Первым возобновил службы Покровский собор, а в 1990 году обители возвратили и Никольский храм. 10 июня 1992 года Архирейский Синод РПЦ принимает решение восстановить в старинной обители монашескую жизнь, а монастырю присваивается статус ставропигиального. То здание Покровского собора, которое мы видим сегодня, было построено в 1811-1816 годах на месте старого небольшого храма. Были устроены новые приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Классицистический стиль здания проявился здесь в лаконичном облике здания, в его строгой симметрии, в использовании контрастных сочетаний света и тени, плоскостей и объёмов. Большое значение для создания зрительного образа имеют колоннады портиков с трёх сторон, они очень облегчают восприятие храма и визуально даже немного увеличивают его высоту. Стены собора и фронтоны портиков были расписаны в 1893 году.
В 1935 году фрески забелили извёсткой, и восстановили их только после того, как обитель была возвращена РПЦ в 1989 году. Тогда же были восстановлены утраченные детали фасадов, декоративные главки, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Одним из узнаваеиых элементов храма является его ротонда. Несмотря на свою массивность, ротонда собора придаёт зданию вертикальную ориентированность и некоторую лёгкость. Восемь больших окон с полуциркульным завершением дают достаточно света для освещения внутреннего пространства храма. Купол ротонды завершает небольшой глухой барабан, увенчанный луковкой с крестом. В одной стилистике с ротондой выполнены и главки, расставленные по углам здания. Они как бы являются её уменьшенными копиями. Единственное отличие: вместо больших световых окон - имитация "иллюминаторов". Фасады здания выделены портиками. Портики Покровского собора образованы четырьмя колоннами с резными капителями. Колонны поддерживают треугольные фронтоны, украшенные росписями на евангельские темы. Оформление оконных проёмов на главном и южном фасадах здания повторяет тему портиков - полуколонны по бокам окон поддерживают треугольные карнизы, напоминающие фронтоны. Окна на восточной стороне не имеют этих архитектурных "излишеств". Величественные своды нового Покровского собора осеняли гробницу преподобных Кирилла и Марии, находившуюся, как и в старом храме, с правой стороны под деревянной резной позолоченной сенью. Надгробия были урашены иконописными изображениями преподобных в схимах во весь рост в серебряных чеканных ризах, а в головах - троичные образа, также в чеканных серебряных ризах. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: "Лета 6845(1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежского чудотворца. - Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобного Сергия Радонежского чудотворца". Стены храма до революции, украшала живопись. Деревянный иконостас столярной работы был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченая накладная резьба и колонны. В нижнем ярусе иконостаса помещалась почитаемая в обители и округе икона Толгской Богоматери, "украшенная золотом, серебром, жемчугом и четырьмя алмазными запонами" (ныне утрачена) - её подарила Параскева Фёдоровна, жена Ивана V. Она же подарила Смоленскую икону Божией Матери. Следы обеих святынь теряются после закрытия храма. ...Заново роспись внутреннего пространства собора была сделана в 2011 году учениками иконописной школы Московской духовной академии под руководством преподавателя Анатолия Алёшина.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №253, 2017 г.