"Русская готика"
Простите меня уважаемая Annbat! Конечно "с ними" относится к светочам, а не посредственностям. Ваши эпистолии, разумеется, в этом отношении, безупречны вполне.
Что меня немного смущает на форуме Народного каталога, и других форумах, то что везде повторяется одно и то же: когда не о чем поговорить, или нечего ответить, начинают переходить на личности - например грамоте учить (уже было от О.О.) или считать кто больше фотографий загрузил... Отчего все так предсказуемо?
Что меня немного смущает на форуме Народного каталога, и других форумах, то что везде повторяется одно и то же: когда не о чем поговорить, или нечего ответить, начинают переходить на личности - например грамоте учить (уже было от О.О.) или считать кто больше фотографий загрузил... Отчего все так предсказуемо?
Vitale, да, конечно, наверное, тема исчерпана - раз переключились на византийскую романику. Хотя можно было понять и так: вдруг еще статья как-то преобразуется %)
Как бы это мог быть непредсказуемым для Вас разговор "про грамоту" - если Вы его сами переключили с логики))) И не думаю, что это оффтоп - обсуждали же не только содержание, но и форму.
Как бы это мог быть непредсказуемым для Вас разговор "про грамоту" - если Вы его сами переключили с логики))) И не думаю, что это оффтоп - обсуждали же не только содержание, но и форму.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Сергей, Вы и вправду так считаете ? Византийское искусство стало предметом пристального изучения лишь в 20 веке, но эти иследования уже заставили мир пересмотреть стереотипную оценку византийской архитектуры. Крестово-купольная система, позволившая в совершенстве пространственно (в трех измерениях !) выразить идею восхождения к Богу – гениальное достижение византийских зодчих, а не просто «некоторая традиция», как Вы пишете. В готике те же идеи являются в двух измерениях. Русь приняла, адаптировала это величайшее достижение византийцев и внесла в него неповторимые черты самобытности. Готика на этот процесс не могла повлиять, так как была «на шаг позади» !Сергей Заграевский писал(а):... А ведь Византия в архитектуре Руси в середине 12 в. кончилась, остались только некоторые традиции - например, крестовокупольность. .
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемая Людмила, извините, но лично я не знаю более несуразного архитектурного приема, чем крестовокупольность, веками сковывавшую творческую мысль русских зодчих и создававшую множество конструктивных проблем.
Если, по-Вашему, она от Бога, то это сущее Божье наказание
А 2 измерения готики - почему же? Высота сводов базилик, "парящий" потолок - чем не 3-е измерение?
А купол в большинстве византийских и русских храмов - лишь дань традиции, так как его можно увидеть, только стоя прямо под ним. А потом и сомкнутый свод появился, и "небесность" купола из интерьера вообще пропала. В Софии Константинопольской - дело другое, но там и время другое.
Если, по-Вашему, она от Бога, то это сущее Божье наказание
А 2 измерения готики - почему же? Высота сводов базилик, "парящий" потолок - чем не 3-е измерение?
А купол в большинстве византийских и русских храмов - лишь дань традиции, так как его можно увидеть, только стоя прямо под ним. А потом и сомкнутый свод появился, и "небесность" купола из интерьера вообще пропала. В Софии Константинопольской - дело другое, но там и время другое.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
"Дубль три" на сайте:
http://www.zagraevsky.com/gothic.htm
http://www.zagraevsky.com/gothic.htm
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Ну, уж за это извинить никак не могу Как можно изучать то, что Вы совсем не любите ? Крестово-купольная система именно впервые отбросила оковы, в которых светская архитектура пребывала еще несколько веков, вплоть до 20 века. Это был прорыв в ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ, что позже стало присуще современной архитектуре. Эта система открыла возможность перетеканию пространств - и таким мы видим будущее архитектуры. Гениальность крестово-купольной системы в ее совершенстве, она ВЕЧНАЯ, так как не устаревает, - и этим в полноте выражает идею о Вечной Истине. Красивое решение !Сергей Заграевский писал(а):... лично я не знаю более несуразного архитектурного приема, чем крестовокупольность, веками сковывавшую творческую мысль русских зодчих и создававшую множество конструктивных проблем.
... Высота сводов базилик, "парящий" потолок - чем не 3-е измерение?
... А потом и сомкнутый свод появился, и "небесность" купола из интерьера вообще пропала.
В крестово - купольной системе мощно выражены все три оси динамически развивающегося пространства. В базиликах - тоже мощь, но осей всего две, движение-восхождение к Богу развивается в двух направлениях. Башни, пинакли устремлены в небо, но не создают пространства ! Кстати, в романских базиликах были башни над средокрестием - зачатки крестово-купольной системы, а в готике их ликвидировали в соответствии с изменившимся мировозрением.
Сомкнутый свод, плоские потолки - вот они, так настойчиво искомые Вами "готицизмы", свидетельствующие о досадных случаях вырождения архитектурной мысли на Руси, признаки упадка. Но их было не так уж много, и мы все-таки имеем счастье любоваться творческой свободой, взлетом души в храме Покрова на Нерли и во многих других храмах. Конструктивно крестово - купольная система так отточена, доработана в течение веков, что освобождает мысль архитектора для решения других творческих задач. Вот это и есть истинная свобода !
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемая Людмила, у Вас понимание свободы каким-то очень марксистским выходит. Свобода - это не осознанная необходимость, а свобода выбора, т.е. прежде всего отсуствие предписанных правил. Но этот вопрос выходит за рамки форума.
А я архитектуру как раз люблю, и поэтому не люблю крестовокупольность. Но куда от нее денешься - навязали ее на нашу голову, превратили в канон, мы и мучаемся с ней уже 1000 лет Приходится изучать наряду с другими историко-архитектурными феноменами.
А я архитектуру как раз люблю, и поэтому не люблю крестовокупольность. Но куда от нее денешься - навязали ее на нашу голову, превратили в канон, мы и мучаемся с ней уже 1000 лет Приходится изучать наряду с другими историко-архитектурными феноменами.
Времени пока нет, к сожалению, статью тщательно изучить. Прочитала всего один раз - и сразу вопросов несколько возникло... Заранее извиняюсь, если что не так... Не со зла, честное слово..
Во-первых, что это за заговор такой угнетённых русских каменщиков, о котором написано в последней части статьи?
Во-вторых, кто, кроме уважаемого автора, хочет ввести в научный оборот термин "русская готика"? Ведь автор проявляет торопливость, чтобы опередить этих неких?
И еще - просто впечатления от последних возражений Людмиле. Как, например, могут воспринять заявление автора "о мучении с крестовокупольной системой" неподготовленные читатели: "типа, оказывается, ЦП на Нерли, ДС и ГС - аццтой архитектурного мейнстрима"... Вот так, нелитературно, но точно может быть сформилирована основная мысль рассуждений профессора о всей 1000-летней истории русской архитектуры.
Во-первых, что это за заговор такой угнетённых русских каменщиков, о котором написано в последней части статьи?
Во-вторых, кто, кроме уважаемого автора, хочет ввести в научный оборот термин "русская готика"? Ведь автор проявляет торопливость, чтобы опередить этих неких?
И еще - просто впечатления от последних возражений Людмиле. Как, например, могут воспринять заявление автора "о мучении с крестовокупольной системой" неподготовленные читатели: "типа, оказывается, ЦП на Нерли, ДС и ГС - аццтой архитектурного мейнстрима"... Вот так, нелитературно, но точно может быть сформилирована основная мысль рассуждений профессора о всей 1000-летней истории русской архитектуры.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Я тут отсканировал статью Г.К.Вагнера по схожей тематике. Думаю, всем участникам форума будет интересно:
http://www.rusarch.ru/vagner1.htm
http://www.rusarch.ru/vagner1.htm
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Русская готика
Когда была написана эта статья ? По косвенным признакам можно догадаться, что в 80-х годах прошлого века. Сегодня статья малоинтересна, так как тиражирует устаревшие идеи. Список литературы вызывает большое недоумение : там нет ни одного богословского сочинения, ни одного свято-отеческого источника. Но в тексте есть ссылка на Ф.Энгельса ! Все выводы статьи голословны, бездоказательны.
Временные рамки Ренессанса : 14 – 16 век.
Что происходило в это время в православном мире ? В 1351 году официальным учением Православной Церкви был признан исихазм, из Византии распространившийся на Руси, повлиявший на русский духовный подъём в течение XIV-XV веков. В это время жили и творили Сергий Радонежский (1314 – 1392), Андрей Рублев (1360 – 1430), Нил Сорский (1433 – 1508) и другие подвижники. Труды Григория Паламы (теоретика исихазма 1296 – 1359) были известны среди просвещенных людей того времени, непосредственно влияли на творческие поиски зодчих. Эти факты не получили никакого отражения в выше указанной статье.
Статья наукообразная, а не научная. Вот характерная цитата из статьи с полным отсутствием логики :
«Думается, что всеобщее увлечение ренессансной структурностью вполне можно считать «стилем эпохи» XVI в. «Второй монументализм», в стиле которого строились все официальные соборы, уживался удивительным образом с новым синтетическим стилем столпообразных и шатровых храмов, в которых ренессансные централистские идеи сочетались с романо-готическими реминисценциями, использованными, конечно, не в каких-либо мистических целях, а как своего рода «антивизантийское» средство. Напомню, что Ф.Энгельс считал готику «зарей» нового времени, в готической образности древнерусские зодчие могли выражать и свои побуждающиеся национальные чувства. Соединение ренессансных и готических черт отнюдь не фантазия, это было очень характерно для различных модификаций Ренессанса.»
«Антивизантийское средство», готика и национальные чувства - смех, да и только ....
Временные рамки Ренессанса : 14 – 16 век.
Что происходило в это время в православном мире ? В 1351 году официальным учением Православной Церкви был признан исихазм, из Византии распространившийся на Руси, повлиявший на русский духовный подъём в течение XIV-XV веков. В это время жили и творили Сергий Радонежский (1314 – 1392), Андрей Рублев (1360 – 1430), Нил Сорский (1433 – 1508) и другие подвижники. Труды Григория Паламы (теоретика исихазма 1296 – 1359) были известны среди просвещенных людей того времени, непосредственно влияли на творческие поиски зодчих. Эти факты не получили никакого отражения в выше указанной статье.
Статья наукообразная, а не научная. Вот характерная цитата из статьи с полным отсутствием логики :
«Думается, что всеобщее увлечение ренессансной структурностью вполне можно считать «стилем эпохи» XVI в. «Второй монументализм», в стиле которого строились все официальные соборы, уживался удивительным образом с новым синтетическим стилем столпообразных и шатровых храмов, в которых ренессансные централистские идеи сочетались с романо-готическими реминисценциями, использованными, конечно, не в каких-либо мистических целях, а как своего рода «антивизантийское» средство. Напомню, что Ф.Энгельс считал готику «зарей» нового времени, в готической образности древнерусские зодчие могли выражать и свои побуждающиеся национальные чувства. Соединение ренессансных и готических черт отнюдь не фантазия, это было очень характерно для различных модификаций Ренессанса.»
«Антивизантийское средство», готика и национальные чувства - смех, да и только ....
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Вы думаете, Людмила, что я сейчас брошусь на защиту "классика" Вагнера? Не брошусь Это просто один из примеров, насколько слабо проработаны общие вопросы стилеобразования в истории древнерусской архитектуры. Частично это вина советской идеологии, частично - "молодости" истории архитектуры как науки.
И это не только в общих вопросах! Какой памятник ни возьми - везде "дырки", даже в исследованном-переисследованном Андроникове м-ре, о котором я сейчас пишу статью.
И это не только в общих вопросах! Какой памятник ни возьми - везде "дырки", даже в исследованном-переисследованном Андроникове м-ре, о котором я сейчас пишу статью.
Недостатки т.н."вульгарно-социологического" подхода, мне кажется, в равной степени присущи практически всем исследованиям того времени, не исключая любимого ЛК( и выделяемого особо) Н.И.Брунова. Это беда тогдашних авторов, но иные сочинения вероятно не смогли бы быть напечатанными...
Однако, еще раз не понимаю, что такое "устаревшие идеи"(если они суть мысли автора) и прибавится ли "науки" в статье об архитектуре, от механического привлечения святоотеческих сочинений. Ведь, мне кажется, все зависит не от количества источников, а от их соответствия теме. И, коли так уж все плохо у Вагнера (а критиковать несравненно легче, чем писать), то не попытаться ли автору этого сообщения о Вагнере, самой создать что-нибудь ВЫСОКОНАУЧНОЕ? (Например доказать связь исихазма со стилеобразованием в средневековой архитектуре).
P.S. Кстати, брошюрки "богоугодного" направления, выпускаемые "на гора" многими православными издательствами и храмами, вообще не имеют никаких ссылок на источники, и это не смешно...
Однако, еще раз не понимаю, что такое "устаревшие идеи"(если они суть мысли автора) и прибавится ли "науки" в статье об архитектуре, от механического привлечения святоотеческих сочинений. Ведь, мне кажется, все зависит не от количества источников, а от их соответствия теме. И, коли так уж все плохо у Вагнера (а критиковать несравненно легче, чем писать), то не попытаться ли автору этого сообщения о Вагнере, самой создать что-нибудь ВЫСОКОНАУЧНОЕ? (Например доказать связь исихазма со стилеобразованием в средневековой архитектуре).
P.S. Кстати, брошюрки "богоугодного" направления, выпускаемые "на гора" многими православными издательствами и храмами, вообще не имеют никаких ссылок на источники, и это не смешно...
Vitale! Ну, не дать, не взять - комсомольское собрание! Когда всякому критику тут же затыкали рот, дескать, если сам ничего предложить не может, - так и нечего критиковать. Думаю, любое критическое замечание идёт на пользу. Каждый для себя делает ещё один маленький вывод - за или против.Vitale писал(а):Недостатки т.н."вульгарно-социологического" подхода, мне кажется, в равной степени присущи практически всем исследованиям того времени...
Однако, еще раз не понимаю, что такое "устаревшие идеи"(если они суть мысли автора)...
И, коли так уж все плохо у Вагнера (а критиковать несравненно легче, чем писать), то не попытаться ли автору этого сообщения о Вагнере, самой создать что-нибудь ВЫСОКОНАУЧНОЕ? ...
А статья Вагнера действительно - не из лучших. Он, вобще, хороший Вагнер-то, но тут у него сплошная сумятица. И причина этого, как вы правильно заметили в вульгарно-социологических установках того времени. Они же являются теми самыми "устаревшими идеями". В то время была, например, установка делить всю историю на 5 последовательных общественно-экономических формаций. Вот хоть ты лопни, а найди цепочку: рабовладение-феодализм-капитализм-социализм-коммунизм. И находили! Феодализм в Византии, а рабовладение в Древней Руси! Только Монголии повезло несказанно. Она сиганула из феодализма прямо в социализм минуя капиталистическую стадию развития. Плакатик даже был - скачет такой жизнерадостный монгол на коняге через чёрную пропасть. Так это я к тому, что в те времена и в искуствоведении тоже подобные установки были. Например Возрождение-Ренессанс считались хорошими, революционно-гуманистичными и должны были приходить на смену мистически-клерикальной готике злодеев феодалов. Вот и у Вагнера в статье по типу Монголии Возрождение на Руси сигануло минуя готику. И т д. То, что готика и ренессанс сосуществовали какое-то время вместе предпочитали не обсуждать. Чтобы не портить чистоту идеи, видимо. А что касается самой идеи - она была скорее прямолинейной, чем совершенно неправильной. Но сейчас от этой прямолинейности все отходят постепенно. Вагнеровская же статья - из того прямолинейного времени.
А я опять же волком рыская по дебрям интернета откопал целое собрание статеек по проблемам готики. Думаю, всем будет интересно почитать, что по этому поводу говорят товарищи "интуристы" из разных стран.
http://www.gothic.ru/art/articles/lorna/frame.htm
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Русская готика
У меня есть несколько статей, некоторые из них опубликованы, но они имеют научно-популярный характер.
Как пример современных научных взглядов можно привести цитату из книги А.И.Комеча о псковской архитектуре 14-16 веков («Каменная летопись Пскова», М. 2003, стр. 250) :
«...В XV в. в облик псковских церквей проникает светлая объединяющая надежда, лучшим памятником переходного периода является церковь Успения в Мелетове. Ступенчатые своды объединяют интерьеры, гармонизируют их пространства. Это искусство связано с идеальной духовностью рублевской традиции. Новые ритмы проникают и в наружный облик церквей.
К концу столетия искусство Пскова достигает полной возмужалости. Формы приобретают точность и уверенность, композиции – законченность каждого структурного варианта и вместе с тем изобретательность, умение внести индивидуальные черты в облик каждого памятника. Объединенность спокойного чистого пространства церквей постепенно становится артистической концепцией, понимание стиля и владение всеми элементами художественного языка архитектуры поражают мастерством и осмысленностью.
Интерьеры псковских церквей представляются драгоценнейшим достоянием русского искусства – по строгости и сосредоточенности религиозного чувства, покою, чистоте и доверительности, по выверенности форм. Это высокое искусство, и хотелось бы думать, что трактовка его как близкого бытовому, житейскому, как простого и милого останется пройденным этапом наших суждений. В памятниках рубежа XV – XVI вв. легко обнаружить черты изощренного и сложного понимания форм, их нельзя определить как непритязательные – напротив, они в лучшем смысле слова «притязательны», претендуют на художественную, творческую наполненность и обладают ею.»
Остается только дополнить эти выводы их богословским обоснованием, которое представляется вполне очевидным. Этого мы, практики, ждем от Вас, ученых.
Как пример современных научных взглядов можно привести цитату из книги А.И.Комеча о псковской архитектуре 14-16 веков («Каменная летопись Пскова», М. 2003, стр. 250) :
«...В XV в. в облик псковских церквей проникает светлая объединяющая надежда, лучшим памятником переходного периода является церковь Успения в Мелетове. Ступенчатые своды объединяют интерьеры, гармонизируют их пространства. Это искусство связано с идеальной духовностью рублевской традиции. Новые ритмы проникают и в наружный облик церквей.
К концу столетия искусство Пскова достигает полной возмужалости. Формы приобретают точность и уверенность, композиции – законченность каждого структурного варианта и вместе с тем изобретательность, умение внести индивидуальные черты в облик каждого памятника. Объединенность спокойного чистого пространства церквей постепенно становится артистической концепцией, понимание стиля и владение всеми элементами художественного языка архитектуры поражают мастерством и осмысленностью.
Интерьеры псковских церквей представляются драгоценнейшим достоянием русского искусства – по строгости и сосредоточенности религиозного чувства, покою, чистоте и доверительности, по выверенности форм. Это высокое искусство, и хотелось бы думать, что трактовка его как близкого бытовому, житейскому, как простого и милого останется пройденным этапом наших суждений. В памятниках рубежа XV – XVI вв. легко обнаружить черты изощренного и сложного понимания форм, их нельзя определить как непритязательные – напротив, они в лучшем смысле слова «притязательны», претендуют на художественную, творческую наполненность и обладают ею.»
Остается только дополнить эти выводы их богословским обоснованием, которое представляется вполне очевидным. Этого мы, практики, ждем от Вас, ученых.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Русская готика
Ну, Сергей, так плохо я о Вас не думаю ...Сергей Заграевский писал(а):Вы думаете, Людмила, что я сейчас брошусь на защиту "классика" Вагнера?
Но неподготовленный посетитель этого сайта, прочитав указанную Вами статью, может принять ее за истину.
УВАЖАЕМЫЙ KLYK! Чего греха таить, почти все мы из "того времени": я "зажимаю" критику, Вы вешаете "ярлыки"( про комсомольское собрание). В связи с Вагнером (и другими исследователями его времени) просто интересно, отчего среди нынешних искусствоведов и историков, обладающих самыми современными инструментами исследования, что-то не заметно ярких личностей сопоставимых с прежними...? Тогда каждая новая книга Ильина, Вагнера, Виппера и даже Алпатова была событием, а кто сейчас вместо них?
Относительно "богословского" обоснования искусствоведческих исследований, как совершенного современного метода, пока не убеждает: кто собственно против, если к месту и в меру... Да только связь Паламы с процессом формообразования тогдашней архитектуры, как-то никто разьяснить не спешит, главное высказаться.
Относительно "богословского" обоснования искусствоведческих исследований, как совершенного современного метода, пока не убеждает: кто собственно против, если к месту и в меру... Да только связь Паламы с процессом формообразования тогдашней архитектуры, как-то никто разьяснить не спешит, главное высказаться.
Последний раз редактировалось Vitale 02 окт 2007, 11:12, всего редактировалось 2 раза.
Уважаемый Vitale, "древнерусников" осталось очень мало, так как из-за смены эпох, перестройки, бандитского капитализма и пр. получился провал, и мы потеряли поколения 60-летних и 30-летних. Сейчас "правит бал" мое поколение (40-55), выжившее благодаря чистому везению - в 90-е гг. мы оказались не слишком молодыми и не слишком старыми, чтобы оказаться выдавленными из науки колесом истории.Vitale писал(а):В связи с Вагнером (и другими исследователями его времени) просто интересно, отчего среди нынешних искусствоведов и историков, обладающих самыми современными инструментами исследования, что-то не заметно ярких личностей сопоставимых с прежними...? Тогда каждая новая книга Ильина, Вагнера, Виппера и даже Алпатова была событием, а кто сейчас вместо них?
Относительно "богословского" обоснования искусствоведческих исследований, как совершенного современного метода, пока не убеждает: кто собственно против, если к месту и в меру... Да только связь Паламы с процессом формообразования тогдашней архитектуры, как-то никто разьяснить не спешит, главное высказаться.
Но природу не обманешь - "еще далеко мне до патриарха, еще на мне полупочтенный возраст" (это применимо и ко мне, и к Баталову, и к Седову, и к Мельнику, и к Иоаннисяну, и к Зыкову).
Ну, и с публикациями туго в наше время. Я-то хоть с интернетом в ладу, а другим еще хуже...
А про связь Паламы с зодчеством лет этак 10 назад что-то писали Галашевич и Колпакова (знаю лишь понаслышке, что они связывали преимущественно верхнее освещение храма 14 в. в тверской Городне с фаворским светом). Вполне в духе уважаемой Людмилы... Только вот незадача - с конца 15 в. на Руси стали возводиться глухие барабаны, а потом и сомкнутые своды, и фаворский свет, видимо, погас
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемый Vitale, Вы абсолютно правы, но в целом советская наука занимала в общественном сознании гораздо более значительное место. Свободы было меньше, но возможности быть услышанным, как ни парадоксально, больше.
Вспоминается Галич:
"Ходит кривда с полосы на полосу,
Делится с соседней кривдой опытом,
Но гремит напетое вполголоса,
Но гудит прочитанное шепотом".
Я не тоскую по тем временам, так как для меня высшая ценность - свобода. Но "нос вытащили - хвост завяз".
Вспоминается Галич:
"Ходит кривда с полосы на полосу,
Делится с соседней кривдой опытом,
Но гремит напетое вполголоса,
Но гудит прочитанное шепотом".
Я не тоскую по тем временам, так как для меня высшая ценность - свобода. Но "нос вытащили - хвост завяз".
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Русская готика
Окна-то остались. Начался процесс преодоления нелюбимой Сергеем крестово-купольной системы, но окно как инструмент создания светового пространства активно ипользовалось зодчими. При сомкнутом своде, как правило, обязательно есть круглые окна, или хотя бы их изображение на фасадах, в интерьере, на иконостасе. Фаворский свет как бы "погас" только в современных храмах, где эта символика напрочь забыта.Anonymous писал(а): Только вот незадача - с конца 15 в. на Руси стали возводиться глухие барабаны, а потом и сомкнутые своды, и фаворский свет, видимо, погас