Страница 1 из 6

Вопрос про цвет купола храма

Добавлено: 11 ноя 2004, 11:40
Дмитрий Буров
Уважаемые дамы и господа! Я занимаюсь художественной подсветкой церквей, монастырей и других религиозных сооружений (не только православных). По ходу работы мне часто приходится сталкиваться с тем, что никто, даже настоятели (в особенности наших православных храмов) не могут дать вразумительного ответа на вопрос о том почему у храма именно такой цвет а не иной и вообще существуют ли какие-либо каноны именно в этом вопросе. Для моей работы это очень важно. Нет, конечно же можно говорить о том что голубой цвет купола в большенстве случаев говорит о том что храм посвящен Богородице, а зеленый цвет - цвет Преодобного Сергия Радонежского и Троицы, но... хотелось бы большей ясности в этом. Если есть какая либо литература по этому вопросу куплю почитаю с удовольствием, всем огромное спасибо заранее.

burov@sarosco.com
burov@telephone.ru

+7 095 508 5770

Дмитрий

Re: Вопрос про цвет купола храма

Добавлено: 12 ноя 2004, 09:13
Павел @sobory.ru
Дмитрий Буров писал(а):... конечно же можно говорить о том что голубой цвет купола в большенстве случаев говорит о том что храм посвящен Богородице, а зеленый цвет - цвет Преодобного Сергия Радонежского и Троицы...
Вы знаете, про голубой цвет мне тоже однажды рассказал экскурсовод, что им обычно красят купола храмов во имя Богородицы.
Практика Каталога показывает, что это не так. Может быть голубой цвет куполов у таких храмов действительно встречается чуть чаще, но на обобщение до правила это никак не тянет. Очень часто встречаются голубые купола и у храмов освященных в честь иных святых и событий, и наоборот, храмы во имя Богородицы очень часто имеют купола не голубого цвета.

Добавлено: 28 май 2005, 05:21
Гость
В Питере знаю только один храм с голубыми куполами :
Троицкий (Измайловский - для Измайловского,т.е. полка построенный) собор...
НО - Троице же посвящен...

Добавлено: 07 июл 2005, 22:22
Максим Бычков
все что знаю про цвета куполов ...

это то что Богородицкие храмы - например Покрова Богородицы - голубые (по крайней мере мне кажется что они должны быть такими)

Троицкие - купола зеленые - например в Ижевске (Свято-Троицкий собор) купол был как себя помню голубой/синий, а в последнее время зеленый ... видимо работа над ошибками...

а на кафедральный IMHO должны быть золотые купола ...

еще знаю что канонический цвет РПЦ - зеленый (хотя у меня постоянная ассоциация с масульманами ...)

тоже хотелось бы узнать поподробнее ... занимает меня этот вопрос. если что узнаю - сообщу

Добавлено: 24 ноя 2005, 01:46
Игорь Демин
Уважаемые собеседники! Канона на цвет церковных глав, насколько мне известно, нет. Действительно, некоторые цвета имеют символическое значение в православии, но при окраске храмов и их отдельных частей зачастую руководствуются эстетическими или иными соображениями. Так, синий цвет в оформлении упомянутого Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге появился из-за цвета формы солдат Измайловского полка. А наиболее ярким (в прямом и переносном смысле) примером эстетического выбора является собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) - Богородичный храм.

Я бы также хотел обратить ваше внимание на различие слов "купол" и "глава". Купол - это перекрытие здания, чаще всего в форме полусферы. Глава - это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест. Правильней говорить о цвете главы. Шлемовидная глава в точности повторяет лежащий под ней купол, луковичная шире его. А вот в архитектуре русского барокко и классицизма это разные вещи: часто глава там сильно уменьшена и возвышается над основным куполом. На самом деле, в Троицком (Измайловском) соборе главы не синие, а золотые! Они небольшие, похожие на шары-державы, венчают синие куполы и служат основанием креста.

Многое зависит от архитектурного стиля, периода. Так, в барокко и классицизме почти нет незолоченых глав. В XVII веке любили яркие цвета, а в XIX - приглушенные. В течение жизни храмов многие из них перекрашивались, не исключая и главы.

В общем, могу резюмировать: не ищите никакой ярко выраженной закономерности. У храма Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве главы темные по той причине, что так их увидел архитектор Щусев.

Добавлено: 07 мар 2006, 14:39
Юрий Булкин
Хочу подвести черту под темой. Никакого канона, никакого соотношения цвет главы - посвящение церкви - нет. Это заявляют и сами священослужители Русской Православной церкви.
Почему пишу - потому что до последнего момента сомневался.
С уважением,

Добавлено: 10 сен 2006, 01:01
Сергей Заграевский
По поводу типов и форм глав могу порекомендовать свою статью:
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

А по поводу цвета - полностью согласен, что жестких канонов нет. Впрочем, хочу уточнить, что всегда было предпочтительно золочение, но на него не всегда хватало средств.

По логике, должны были бы в отсутствие золота красить в голубой цвет (символ неба), но почему-то этот цвет почти "не прижился", и ему повсеместно предпочитали и предпочитают зеленый.

Может быть, из-за того, что голубой слишком сильно сливался с небом?

Может быть, из-за того, что зеленая краска более стойкая?

Может быть, из-за того, что купол символизировал небо только при взгляде изнутри храма, а при взгляде снаружи глава символизировала землю (на которой стоял крест) и должна была быть если не золотой, то зеленой или коричневой (некрашеной деревянной)?
Кстати, не это ли символика луковичной формы глав? Круглая Земля, на которой стоит крест? В статье этого не было, идея пришла только что...

Какой вариант предпочтительнее? Может быть, есть еще варианты? Хотелось бы послушать соображения участников форума.

Добавлено: 10 сен 2006, 14:51
Олег Щёлоков
ЗСВ писал(а): Может быть, из-за того, что зеленая краска более стойкая?
голубые (синие) пигменты наименее светостойкие, т.е. быстро выгорают, мелеют, недолговечны

это было и тогда, это есть и сегодня, несмотря казалось бы, на все достижения цивилизации и успехи в химии

зелень (ярь медянка, окислы меди), красная охра (естественные месторождения глины буквально под ногами) и сурик железный и свинцовый - дешёвые, доступные и чрезвычайно долговечные материалы

хочу отметить: кроме окраски и золочения для покрытия глав так-же довольно широко применялось лужёное оловом железо, как российских, так и шведских заводов вне всякой зависимости от канонов цвета, если таковые вообще существуют.
просто это весьма недорогое и качественное решение .

технология лужения черного железа в промышленных объемах была хорошо отработана ещё в начале XIX в. (консервы, военное снаряжение, кровли, хозяйсвтенная утварь)

я самолично вплотную столкнулся и решал эту проблему при окраске куполов глав колокольни и центрального собора Боголюбского монастыря

Добавлено: 10 сен 2006, 23:51
Сергей Заграевский
Спасибо, df2002, за очень важные уточнения. А при лужении оловом глава получается белой или золотистой? Или можно сделать любой оттенок?

Добавлено: 11 сен 2006, 17:25
Олег Щёлоков
ЗСВ писал(а):Спасибо, df2002, за очень важные уточнения. А при лужении оловом глава получается белой или золотистой? Или можно сделать любой оттенок?

глава получается серебристой
материал издревле любим кровельщиками для устройства сложных чешуйчатых и рельефно-выпуклых покрытий глав, которые по праву считаются одной из вершин народного искусства

Добавлено: 23 сен 2006, 17:04
Наталия
В настоящее время наблюдаю процесс окрашивания куполов на Средней Рогатке: часовня Царственных мучеников имеет карминную главку, церковь Сергия Радонежского в ярко зеленом тоне, а купола церкви Рождества Христова красят в яркий светло-синий цвет.
Закончат - сфотографирую заново.

Вопрос про цвет купола

Добавлено: 04 ноя 2007, 21:25
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а):....

Может быть .... купол символизировал небо только при взгляде изнутри храма, а при взгляде снаружи глава символизировала землю (на которой стоял крест) и должна была быть если не золотой, то зеленой или коричневой (некрашеной деревянной)?
Кстати, не это ли символика луковичной формы глав? Круглая Земля, на которой стоит крест? В статье этого не было, идея пришла только что...

Какой вариант предпочтительнее? Может быть, есть еще варианты? Хотелось бы послушать соображения участников форума.

Уточняя вопрос о символике верха храма, несколько цитат из текстов 19 – 20 веков :

1) «Купол окружностью свода напоминает нам небесную твердь и горнее небо, глава означает невидимую главу церкви – Господа Иисуса Христа, а крест водружается вверху как победное знамя, данное церкви от Божественного ее Основателя для отражения врагов видимых и невидимых.
На куполах некоторых храмов под крестом помещается иногда украшение в виде короны. Но корона, как царский атрибут, служит только памятником царственного построения храма или владения. На главах некоторых древних церквей (в Новгороде) находятся кресты с полумесяцем под ним, или с сидящим поверх креста металлическим голубем. Первый символ под крестом, большей частью четвероконечным, по объяснению Максима Грека, - образ крестного восхождения Христа. Второй символ выражает собой просвещение Духа Святаго в виде голубя над святыми храмами и над молящимися в храмах».
Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М. 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, М., 2004, стр. 52.

2) «... храм есть образ вселенной, а вместе и Вселенской Церкви Христа, которая есть Тело Его, а Христос есть ее Глава; .....это особенно наглядно выразил художник-архитектор именно тем, что над корпусом-телом храма, на плечах и шее его поместил главу. ....лучше, если на шее корпуса храма помещается, как и помещался в древности, полусферический или шарообразный череп ... Единая архитектурная глава, увенчивающая купол, в котором помещено изображение Христа, ... весьма красноречиво говорит, что Христос есть единая Глава всемирной Церкви. ...Если и помещаются на четырех углах главной, средней части храма «малые главы», то они обозначают четыре придела Вселенной и соответствуют четырем Евангелистам и Евангелиям, от которых, по словам св. Иринея, веет Дух Божий, оживотворяющий всю Вселенскую Церковь. И эта мысль выражается тем лучше, если главы эти ставятся не над куполом, а ближе к углам или над самыми углами или, еще лучше, когда они завершают углы-столбы, как это сделано красиво и разумно в соборном храме Супрасльского монастыря»
Николай Троицкий. «Христианский православный храм в его идее», Т.1916. Цитата по «Къ Свету», 1998, стр. 44, 45.

3) «... часто вместо общего названия «маковица» применялось образное выражение «лоб». «Побиша лобъ у Святыя Троица железом»....
....важно обратить внимание и на то, что термин «глава» (голова) однокоренной со словом «головня», «главня», которое в древнерусском языке обозначает факел. Так, в древнем толковании на 13 стих описания небесного престола у Пророка Иезекииля : «Главня же, подобныя меди блистающеся, являет свет». ....образом свечи или факела предстает глава древнерусского храма... Развитие такой идеи верха церковного и привело, видимо, к постепенному увеличению «пламени» маковец глав. .... Византийское зодчество имеет в качестве венчающей формы главы – полусферу (как на константинопольской Св. Софии) – то есть образ не пламени, горящего к небу, а как бы ровного сияния, или света Божия, сходящего с неба на нас.... Уменьшение этого «горения» маковец в формах русского церковного зодчества относится к периоду ордынского ига, когда воспламенение как бы немного угасает и маковица главы превращается в чистый образ воинского шлема. Однако, это лишь иной образ огня, поскольку земное воинство почитало своими покровителями воинство небесное – ангельские силы, предводительствуемые архистратигом Михаилом. .... шлем воина-князя и шлем-маковица ...сливались в единый образ огненного ангельского воинства.»
Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», «къ Свету», 1998, стр. 70 – 76.

4) К выше сказанному можно добавить следующее : «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Иоан. 9,5). Поэтому разные аспекты толкования маковицы не противоречат один другому, а взаимодополняют символический смысл этой формы : огненный свет являет Главу Вселенской Церкви.

Предположение о том, что церковная глава символизирует землю - ошибочно.

Добавлено: 05 ноя 2007, 16:13
Сергей Заграевский
Уважаемая Людмила, проблема-то вот в чем:
1) Купола встречались еще до христианства - в Древнем Риме. Значит, до Христа купол был просто архиектурным феноменом, а потом вдруг стал изображать Христа?
2) Мнение Кудрявцева, которое на самом деле мнение Трубецкого (в п. 5 моей статьи о главах
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
оно процитировано), применимо к позолоченным главам. А что делать с зеленым цветом? Я же не просто так высказал "ошибочное" предположение о земле. Дайте безошибочное :D

Вопрос про цвет купола

Добавлено: 07 ноя 2007, 00:45
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а): .... Значит, до Христа купол был просто архиектурным феноменом, а потом вдруг стал изображать Христа?
:D
1) Во-первых, не надо путать понятия КУПОЛ и ГЛАВА. Глава всегда устанавливается на барабане – шее, независимо от того, маленькая она или большая. Антропогенность этих форм (подпружные арки-плечи, барабан-шея, маковка-лоб) и есть новаторское отличие их от ранее известных человечеству. Купол, как историческая архитектурная форма, барабана не имеет. Основы онтологии купола надо искать в древних культах, здесь мы этот вопрос пока не рассматриваем. О куполах в древних культурах много интересного выявил Николай Брунов в «Очерках по истории архитектуры».

2) Во-вторых, не надо путать понятия СИМВОЛ и АЛЛЕГОРИЯ. Аллегория именно изображает что-либо - по внешнему, условному сходству с изображаемым. Аллегория придумывается, меняется, забывается, в данный момент времени всегда однозначна.
Символ не придумывается, он не изображает что-либо. Символ дается как Окровение, прозрение. «Символ – всякая реальность, которая больше себя самое». «Символы не укладываются на плоскости рассудка, структура их насквозь антиномична. Но эта антиномичность есть не возражение против них, а напротив – залог их истинности» (о. Павел Флоренский. Сочинения, Том 3(1), стр. 366) Символ всегда многозначен, основан на внутреннем, онтологическом сродстве с явлением.

3) Глава не изображает Христа, это символ Его. Золото - как символ Истины, лучший вариант для покрытия главы. Другие цвета – синий, голубой, серебристый (белый), зеленый – есть СВЕТ, так как в темноте (во тьме) нет цвета. Поэтому такие варианты не противоречат главной идее («Я Свет миру», Иоан.9,5). Согласно традиции символика этих тонов : белый – Божественный нетварный свет, голубой (синий) – ипостась Духа Святого, зеленый – Св. Троица. Как видите, и здесь нет противоречий с главной идеей, а есть возможность подчеркнуть богословский нюанс посвящения храма.

Противоречие возникает, если покрытие главы черного цвета. Медь со временем хотя бы окисляется, становится зеленоватой, но это западная традиция. А вот качественное черное или коричневое эмалевое покрытие современных металлических кровель или черный шинглс совсем не годятся, ведь черный цвет – цвет ада, смерти, духовной тьмы. Коричневый цвет – цвет земли и грязи. («Настольная книга священнослужителя», том 4, стр. 152).

Досчатые кровли деревянных храмов со временем становились приятно серебристыми, а новые доски обычно светло желтые или розоватые. Pinotex и коричневая морилка не использовались в старину.

Re: Вопрос про цвет купола

Добавлено: 07 ноя 2007, 10:38
Сергей Заграевский
Людмила Клешнина писал(а):Символ дается как Окровение, прозрение.

Согласно традиции символика этих тонов : белый – Божественный нетварный свет, голубой (синий) – ипостась Духа Святого, зеленый – Св. Троица. Как видите, и здесь нет противоречий с главной идеей, а есть возможность подчеркнуть богословский нюанс посвящения храма.
Могу лишь позавидовать тем, кому это прозрение дается, а то до всего приходится своим умом доходить, даже обидно :(

Еще одна неувязка - в церковной практике не зависят цвета купольных покрытий от посвящений храмов... Может, предложите РПЦ выработать цветовую гамму и красить в соотв. цвета? Вряд ли они, конечно, захотят содрать позолоту с Троицкого собора Тр.-Серг. Лавры и выкрасить в зел. цвет...

Вопрос про цвет купола...

Добавлено: 07 ноя 2007, 21:45
Людмила Клешнина
Сергей, ау -у-у ! Вы меня слышите ?
Повторю : Символика главы храма как Главы Церкви Христовой постоянна во всех храмах, а вот престолы имеют разные посвящения. И если храм освящен во имя Богородицы (праздник или икона), то вполне можно выбрать синий цвет, а если во имя Св. Троицы, то, конечно, уместнее будет зеленый. Кстати, еще одно символическое значение зеленых тонов - цвет смирения. Вероятно, потому на многих храмах, посвященных святым, мы видим зеленые главы и кровли.
Никакой "неувязки" здесь нет. Мне хотелось показать широкие творческие возможности, которые дает канон.

И маленькая просьба. Давайте перестанем "переходить на личности", видеть в сообщениях какое-то соперничество. Мы на этом форуме для того, чтобы делиться знаниями, а не соревноваться. Сверхзадача видится в просвещении, в том, чтобы не строились такие монстры, как здесь :

http://www.fotokritik.ru/photo/351131/?member

Говоря об Откровении, я не хотела Вас обижать, просто сообщила точку зрения церковного учения. Очень четко и ясно говорится в одном из песнопений : "Нощь не светла неверным Христе, верующим же просвещение сладостию словес Твоихъ". То есть, если сильно любим Христа и церковное искусство (в том числе и крестово-купольную систему), тогда и прозреваем. А своим умом все познавать Церковь не приветствует.

Добавлено: 07 ноя 2007, 23:01
Сергей Заграевский
Уважаемая Людмила, я перехожу на личности только в положительном смысле: предлагаю Вам обобщить все высказанное Вами на этом форуме и написать на тему церковной архитектурной символики хотя бы статью. Вы очень профессионально владеете этим вопросом. Я, конечно, не отношусь к числу почитателей подобных тем :) , но тема все же есть, и ее в советское время мало кто прорабатывал. Вагнер, как Вы могли заметить, существенно устарел.
Но буду Вашим оппонентом, уж не обессудьте :)

Добавлено: 08 ноя 2007, 00:35
Klyk
Максим Бычков писал(а): еще знаю что канонический цвет РПЦ - зеленый (хотя у меня постоянная ассоциация с масульманами ...)
Cам по себе цвет не всегда несёт изначально определяющий смысл(!!!). Мудрёно высказался? Постараюсь объяснить проще. Скажем, мусульмане в своё время выступали не только под зелёными знамёнами, но так же под чёрными (аббасиды) и красными (не помню на вскидку кто, но не трудно в справочника порыться и найти). Были у них и голубые цвета. В европейской геральдике те же самые цвета могли нести сходные, а могли и различные значения. В Византии опять же была своя символика тех же цветов, что не исключало заимствований и подражаний. С течением времени (опять же!)символика цвета менялась. Конечно в черный цвет купола храмов православных никто не красил, но это не значит, что чёрный цвет в православии символ ада и прочей бесовщины. Людмила здесь явно погорячилась. Иначе, все наши монахи и схимники в чёрных одеждах... Вот я дальше не решаюсь даже продолжить. Словом, вопрос о символике цвета имеет как историческую (временную) протяжённость, так и культурологическую значимость. Один и тот же цвет у разных народов (и даже у одного на протяжении веков) толкуется по-РАЗНОМУ.

Добавлено: 08 ноя 2007, 02:33
etienne
Купола и главы черного цвета - весьма распространенное явление:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34563
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25492
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11945
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=4960
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34282
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34236
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25072
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12619
Вот крест и подкрестовое яблоко стараются всегда золотить:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12620 ,
хотя бывают исключения, а главы...
Слишком уж много их, получается, неканонических!

Добавлено: 08 ноя 2007, 02:50
Олег Щёлоков
ужос

Добавлено: 08 ноя 2007, 03:02
Олег Щёлоков
впрочем при желании медь можно отлично покрасить в любой цвет, хоть в металлик-хамелеон, в солнечную погоду будет зелёной, в пасмурную красно-коричневой, ночью серебристой

Добавлено: 08 ноя 2007, 03:12
etienne
Олег Щёлоков писал(а):ужос
Да, да! Темные силы наступают, конец света близко! :)
Вот уже и коричневые купола пошли:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=29834

Добавлено: 08 ноя 2007, 14:39
Игорь Демин
А белые главы бывают? Мне вот что-то вспоминается, связанное с барокко, но точно припомнить не могу.

Добавлено: 08 ноя 2007, 15:28
Олег Щёлоков
Игорь Демин писал(а):А белые главы бывают? Мне вот что-то вспоминается, связанное с барокко, но точно припомнить не могу.
бывают
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=30097

Добавлено: 08 ноя 2007, 17:26
etienne
Вот тоже белая глава:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=26986