Происхождение шатрового зодчества

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а): Сергей, в статье практически полностью сохранился субъективизм аргументов и их противоречивость.
Опять заклеймили :) А вдруг я докажу, что аргументы не субъективны и не противоречивы? Возьмете свои слова обратно? :wink:
Сергей Попов писал(а):Во-первых, «Летописец вкратце Русской земли» (XVI век) под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело»33. Это сообщение проводит прямую параллель между церковью Вознесения в Коломенском и деревянным зодчеством: формулировка «вверх на деревянное дело» означает именно «высокий храм, построенный в формах деревянного зодчества», и это подтверждается схожими по смыслу древнерусскими текстами34.

Субъективная трактовка, данная фраза ничего не говорит о происхождении каменного шатра от деревянного. Летописец не имел другой возможности описать впервые построенный каменный шатровый храм и использовал понятную современникам формулировку. К другим каменным шатровым храмам такая характеристика не применялась, иначе она бы стала таким же распространенным штампом, как "построен на каменное дело" при описании деревянных храмов… ничего подобного не произошло.
Баталов как раз нашел довольно много схожих формулировок, за что я ему благодарен. Ссылка дана в статье. А вообще этот текст кто как только не интерпретировал :D
Сергей Попов писал(а):
Все приведенные аргументы имеют гипотетический характер и могут быть легко оспорены отсутствием сохранившихся деревянных шатровых храмов и их документальных описаний в древнерусских летописях и документах. Реальным, а не косвенным доказательством подобного строительства до 16 века может быть только совершенная технология и композиция сохранившихся храмов, так как в традиционной архитектуре это не происходит в одночасье, а является следствием длительной эволюции.
Как говорится, чем богаты, тем и рады :) "Легко оспорены" - то есть Вы считаете, что шатровых деревянных храмов ранее 16 века не было? Тут уж Вы себе точно противоречите. А если были, то мне для доказательства происхождения каменного ШЗ от деревянного этого достаточно.
Сергей Попов писал(а):
Это Ваше субъективное мнение, хотели бы построить купол – построили бы, простота в данном случае условна. Криволинейные внешние формы храма выполнить в дереве не великая проблема… вспомните о луковичных главках над русскими церквями… Конструкция деревянного купола не позволяла открыть его внутрь храма, как у каменного, но и деревянные шатры, в отличие от каменных, внутрь не открывали.
Проблема не великая, но все же проблема. И луковичные главы появились попозже, уже после Батыя.
Сергей Попов писал(а):
В-пятых, в конце Х века в Новгороде был построен дубовый храм Софии с тринадцатью (по некоторым летописям – с двенадцатью)44 «верхами», т.е. главами. Маловероятно, что из дуба были возведены купола. Речь здесь, скорее всего, идет о шатровых завершениях.

Такое утверждение противоречит Вашим предположениям о происхождении форм деревянного храма от каменного. Если деревянные шатровые храмы строили до появления первых каменных, то они не могут являтся копированием каменных храмов в дереве. Просто за отсутствием образцов…
Русь не была изолирована. Олег к тому времени давно уже прибил щит на врата Цареграда. И информационный обмен был. В этом я убежден. При Крещении Руси, говоря современным языком, в регионы поступали инструкции из центра, как строить православные храмы, иначе такого бы по необъятной матушке-Руси понастроили... А в центре были специалисты, знавшие все мировые и византийские образцы. Форма храмов была важной частью обрядовой стороны религии, это не могли пустить на самотек.
Сергей Попов писал(а):
В-шестых, замена каменного купола деревянным шатром многократно имела место и вне Руси. Можно вспомнить ротонду над Гробом Господним в Иерусалиме, которая до начала XIX века была деревянной. Деревянные шатры в качестве «упрощенной формы» куполов возводились и в Византии (например, во второй половине V века был построен храм в Алахан-манастире, где центральное пространство каменного храма завершалось пирамидальной деревянной кровлей46), и в Западной Европе (мы уже упоминали деревянный шатер над средокрестием готической базилики в Брюгге).

Вы же сами в преамбуле статьи пишите, что "обнаруженные единичные и не имеющие мирового значения зарубежные аналоги, объявленные образцами для отечественных архитектурных форм, рано или поздно опровергаются другими найденными аналогами".
Я же эти аналоги не привожу как основной аргумент происхождения, просто как пример.
Сергей Попов писал(а): В-седьмых, причина, по которой древнерусские мастера заменяли в деревянном зодчестве купол шатром, вполне ясна и логична. Когда после (а возможно, даже до) Крещения Руси началось массовое строительство христианских храмов в византийском стиле, то ориентироваться на каноническую византийскую архитектуру должны были не только в камне, но и в дереве: задачей деревянных дел мастеров было по возможности показать, что храм – православный, а не какой-либо иной. (Подчеркнем – по возможности, т.к. при отсутствии квалифицированных плотницких кадров строились простейшие клетские церкви). Купол над деревянным храмом, как мы уже говорили, возвести было крайне сложно по технологическим причинам, и возведение вместо купола в целом близкого ему по форме и «устремленности вверх» шатра подходило для решения этой задачи лучше всего. И даже если в шатровом деревянном храме в целях его утепления между наосом и шатром возводился глухой плоский потолок, все равно хотя бы по внешним формам было видно, что храм – православный.

Какое массовое строительство храмов в византийском стиле началось после крещения Руси? Все немногочисленные первые каменные храмы построены греками, деревянные храмы не могли копировать византийские каменные образцы, так как русские плотники о них не знали.



Знали (см. выше).

Сергей Попов писал(а):
Поэтому на Руси до 19 века существовало два типа православной архитектуры: каменная, восходящая к крестовокупольному византийскому храму и самобытная деревянная в традиционных формах. Внешне от канонической византийской архитектуры, русская деревянная получила только выделенный алтарь и крест над храмом, все остальное к Византии отношения не имеет.
Вы почему-то считаете клетские церкви простейшими, но к этому типу относится, например, церковь в Юксовичах… она тоже простая?
Если Вы считаете, что дубовая новгородская София 989 года была шатровой и эта форма должна была "показать, что храм – православный, а не какой-либо иной", то необходимо признать что шатровая форма тогда же была придумана и реализована, а не появилась в результате эволюции деревянного строительства, но такое в системе традиционного ремесла невозможно.
Все древние шатровые храмы были "холодные", никаких глухих плоских потолков, для утепления, в них не устраивали. Купол, в символическом смысле, присутствовал в деревянных храмах в форме конструкции "неба".


Из всего вышеперечисленного следует, что деревянный шатер являлся «упрощенной формой» канонически обусловленного и обязательного в каменном церковном зодчестве X–XV веков купола45 в течение всей истории древнерусской архитектуры

Сергей, это только ничем не подтвержденная декларация. Ваше утверждение, что купола были обязательны в каменном зодчестве, лишь потому, что на Руси не строили некупольные базилики, не является аргументом, так как купольные базилики на Руси тоже не строили. При Крещении была получена совершенно конкретная форма крестово-купольного храма, вот ее и строили в камне. А в дереве строили храмы в традиционных формах, никакого отношения к крестово-купольной системе не имеющих. Поэтому деревянный шатер, это не "упрощенная форма купола", а традиционное завершение для деревянных построек и применяли его не только на храмах, но и на крепостных башнях, теремах и т.д.
[/quote]

Уточню, что если я писал "простейшие клетские церкви", это не значит, что я считаю все клетские церкви простейшими. Речь шла именно о простейших, но были и другие.

Давайте отделим мух (происхождение деревянного ШЗ) от котлет (происхождение каменного ШЗ). То, что деревянные шатры появились как копии каменных куполов - моя версия, порожденная обсуждением на данном форуме и не принципиальная для статьи, для которой важен лишь лишь набор аргументов в пользу того, что деревянных шатров было множество ранее 16 в. Ваша версия - что они появились сами собой еще до Крещения - на теремах и башнях, а потом оттуда перешли на православные храмы. Ну что же, почему бы и нет? Только перешли они, по моей версии, под влиянием византийского купола, а по Вашей - просто так, случайно, потому что "красиво". Кто из нас прав - решать читателям.
Сергей Попов писал(а): Постараюсь более подробно изложить свое мнение о происхождении каменных шатров, но несколько позже…
Ждем-с :wink:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):А вдруг я докажу, что аргументы не субъективны и не противоречивы? Возьмете свои слова обратно? :wink:
Возьму с удовольствием :)
Сергей Заграевский писал(а):"Легко оспорены" - то есть Вы считаете, что шатровых деревянных храмов ранее 16 века не было?
Да нет, я же говорю, что по объективным причинам все приведенные Вами доводы косвенные, реальных храмов или их однозначных описаний не сохранилось. А вот существование развитой технологии, это аргумент... Ремесло консервативно, процессы изменения технологии и формы происходят медленно... а мы гарантированно знаем деревянные шатровые храмы, построенные через 60 лет после церкви Вознесения, причем их композиция и конструкция уже сложившаяся... да и находятся они от Москвы далековато...
Сергей Заграевский писал(а):Проблема не великая, но все же проблема. И луковичные главы появились попозже, уже после Батыя.
Сергей, но ведь мы совсем не знаем купольных деревянных церквей построенных до 19 века... Значит, строить могли, но не строили...
Сергей Заграевский писал(а):Русь не была изолирована. ... В этом я убежден. При Крещении Руси, говоря современным языком, в регионы поступали инструкции из центра, как строить православные храмы, иначе такого бы по необъятной матушке-Руси понастроили... А в центре были специалисты, знавшие все мировые и византийские образцы.

Сергей, теоретически Вы правы... но попробуйте каменщика заставить объяснить плотнику, как строить храм... или наоборот... потом поглядите, что получилось :) Мне кажется, что Вы сильно преувеличиваете информированность плотников... не нужно им было знание каменной архитектуры... совсем. И сейчас не нужно...
В 989 году в Новгороде был только владыка Иаким, плотники его знанием византийской архитектуры не обладали. А он не знал деревянной архитектуры, как-то не популярна она была в Византии... поэтому Иаким мог только функцию описать... своды, арки, купола и прочее в дереве не существовали. Поэтому и плотники могли предложить ему только привычные им конструкции... выдумывать новое времени не было. А Иаким вынужден был это принять, так как ему храм был нужен, пусть и во всем отличный от его представлений... Так и пошло... каменные в одних формах, а деревянные в других... Это ни хорошо, ни плохо... сложилось так.

Поэтому я и говорю, что считать русские деревянные храмы производными от каменных византийских, теоретически можно, но практически, это невыполнимо. Допустим, согласился Иаким, чтобы верх у храма сделали шатровым... но это вовсе не значит, что шатер произошел от купола... это значит, что шатер, как известную и привычную плотникам форму, использовали для завершения храма. Это не замена не понятного им и привычного только Иакиму купола... То есть никакого развития одной формы из другой не происходило... Почувствуйте разницу...
Сергей Заграевский писал(а):важен лишь лишь набор аргументов в пользу того, что деревянных шатров было множество ранее 16 в.
Да я с этим и не спорю... только из этого факта Вы хотите вывести происхождение каменных шатров от деревянных, а я, как архитектор, считаю это ошибкой... Не случайно первый каменный шатер построил итальянец, который о деревянной архитектуре ничего не знал... а русские зодчие деревянные шатры каждый день видели, а каменные не строили...
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, все доводы в истории древнерусской архитектуры давно уже косвенные, т.к. летописи и прочие акты прочитаны, и осталось только переосмысливать и додумывать.

Вы, как мне кажется, при Вашем справедливом возмущении недооценкой архитектуры времен Крещения Руси сами ее существенно недооцениваете. Были образцы и для каменщиков, и для плотников, и для священнослужителей, и вообще Крещение Руси - это не просто погружение людей в воду и свержение идолов, это серьезнейший, великолепно организованный и спланированный государственный шаг.В противном случае не удалось бы столь эффективно провести это мероприятие, чреватое восстаниями на религиозной почве и прочими неприятностями, вплоть до развала государства. И архитектура всех православных храмов - и каменных, и деревянных - была тщательно продумана и отнюдь не зависела от прихотей и случайностей.

А что касается происхождения каменного зодчества - если Вам не нравится версия Воронина-Максимова-Заграевского, то какая нравится? Я Вам уже об этом писал: аргументированно присоединитесь к другой или выдвиньте свою. Ждем-с :wink:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Вы, как мне кажется, при Вашем справедливом возмущении недооценкой архитектуры времен Крещения Руси сами ее существенно недооцениваете. Были образцы и для каменщиков, и для плотников, и для священнослужителей, и вообще Крещение Руси - это не просто погружение людей в воду и свержение идолов, это серьезнейший, великолепно организованный и спланированный государственный шаг....
Сергей, я же практик, а не теоретик... от этого и танцую :)
Не существовало на тот момент на Руси каменной архитектуры... не нужна была... а деревянная была. Плотник и каменщик, это очень разные профессии... Каменщик может всю жизнь на деревянный дом смотреть, а для себя каменный дом построит, а не деревянный... Так же и с храмами... Пока греки первые каменные храмы не построили, русские плотники строили деревянные, как могли...
Вот обратите внимание, первый каменный храм в Киеве построил тот же самый Иаким Корсунянин, после возвращения из Новгорода, где плотники русские для него дубовую Софию "о 13 верхах" срубили... Думаю, он понял, что объяснить, какие храмы правильные, без образца не получится... А для этого греки нужны... вот их он и выписал...
А Ярослав все детство и юность провел в Новгороде, для него эта 13-главая дубовая София и была образом правильного православного храма… Поэтому и в Киеве он построил многоглавую Софию… хотя таких византийских храмов не существует… Как-то мы об этом уже говорили…

Насчет "великолепно организованного и спланированного" Крещения... думаю, Вы несколько идеализируете... Были и восстания, и убийства священников, и всякие прочие безобразия... посмотрите Стоглав, а это уже 16 век...
Сергей Заграевский писал(а):…архитектура всех православных храмов - и каменных, и деревянных - была тщательно продумана и отнюдь не зависела от прихотей и случайностей.
Сергей, не лукавьте… Вы же знаете, что для христианского храма была изначально приспособлена языческая римская базилика… Так же и на Руси… сначала использовали существующие формы местного деревянного зодчества, а потом их начали переосмысливать и т.д., но формы сохранились… А каменные храмы мы получили в уже готовом виде…

Именно поэтому деревянные и каменные храмы так различаются…
Сергей Заграевский писал(а):… А что касается происхождения каменного зодчества - если Вам не нравится версия Воронина-Максимова-Заграевского, то какая нравится? Я Вам уже об этом писал: аргументированно присоединитесь к другой или выдвиньте свою. Ждем-с :wink:
Постараюсь Вас не разочаровать… :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а): Не существовало на тот момент на Руси каменной архитектуры... не нужна была... а деревянная была. Плотник и каменщик, это очень разные профессии... Каменщик может всю жизнь на деревянный дом смотреть, а для себя каменный дом построит, а не деревянный... Так же и с храмами... Пока греки первые каменные храмы не построили, русские плотники строили деревянные, как могли...
Вот обратите внимание, первый каменный храм в Киеве построил тот же самый Иаким Корсунянин, после возвращения из Новгорода, где плотники русские для него дубовую Софию "о 13 верхах" срубили... Думаю, он понял, что объяснить, какие храмы правильные, без образца не получится... А для этого греки нужны... вот их он и выписал...
А Ярослав все детство и юность провел в Новгороде, для него эта 13-главая дубовая София и была образом правильного православного храма… Поэтому и в Киеве он построил многоглавую Софию… хотя таких византийских храмов не существует… Как-то мы об этом уже говорили…


Сергей, не лукавьте… Вы же знаете, что для христианского храма была изначально приспособлена языческая римская базилика… Так же и на Руси… сначала использовали существующие формы местного деревянного зодчества, а потом их начали переосмысливать и т.д., но формы сохранились… А каменные храмы мы получили в уже готовом виде…

Именно поэтому деревянные и каменные храмы так различаются…
Сергей, зачем мне лукавить? Меня же никто не заставляет обсуждать историю архитектуры на этом форуме. Просто я выдвигаю свои версии, Вы - свои, и они не всегда сходятся. Если собрать воедино все Ваши обвинения ("шутки", "ошибки", "субъективность", а теперь еще и лукавство), то вырисовывается априорно негативный облик Вашего оппонента. Еще раз убедительно прошу Вас поменять тон, в противном случае вынужден буду прекратить участие в этой интересной дискуссии.

Ваша теория об отечественных истоках деревянного церковного шатрового зодчества понятна, но не доказана, так как неизвестно, в каких формах строили на Руси до Крещения. Моя - о византийских - доказана (возможно, не вполне удовлетворительно, но это решать читателям), так как византийские каменные формы известны.

А Ваше мнение о том, что София Киевская была построена под влиянием дубовой Новгородской - новое слово в истории архитектуры (может быть, что-то подобное было у Мокеева или Ополовникова, но я не помню, проверьте). Идея интересна, но требует серьезного обоснования, так как византийские истоки известны, а русские - нет (мы же не знаем, как в реальности выглядела дубовая София). Проработайте хотя бы классическую книгу Комеча (http://rusarch.ru/komech4.htm), выдвиньте убедительные контраргументы.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Юрий Булкин »

Только перешли они, по моей версии, под влиянием византийского купола, а по Вашей - просто так, случайно, потому что "красиво". Кто из нас прав - решать читателям.
А вот существование развитой технологии, это аргумент... Ремесло консервативно, процессы изменения технологии и формы происходят медленно
С профессионалами конечно спорить трудно, но я , как читатель, хотел бы кое-что добавить.

"Если наши первые каменные храмы, сооруженные греческими или нашими зодчими, должны были быть похожими на храмы византийские, то вряд ли это сходство распространялось и на деревянные церкви, этому мешали:
1. трудность передачи в дереве форм каменных,
2.то обстоятельство, что строились эти церкви местными мастерами - простыми плотниками, уже успевшими ко времени принятия христианства выработать вполне определенные конструктивные приемы, а следовательно, и некоторые архитектурные формы." (М. Красовский, "Курс русской архитектуры,ч.1",Петроград,1916г.)

2. "Насколько это направление было самобытно и устойчиво, говорит следующий факт: во второй половине 17 в. духовенство во главе с патриархом Никоном стало запрещать сооружение церквей шатрового типа....." (там же).
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий, сходство сходству рознь. Понятно, что деревянный храм не мог полностью повторять каменный. Но отдельные формы перетекали из дерева в камень и обратно, и видоизменялись, это нормально, т.к. изолирован один вид зодчества от другого не был.

Сергей, для Вас нашел работу Мокеева: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/125104ru.htm
А вот что говорится в "Истории русского искусства", М., 1953, т.1, с. 132 (автор - Воронин): "В величественном ритме пирамидально нарастающих масс собора и в его характерном 13-главии, отличающим его от меньших по размерам византийских образцов, можно усматривать результат воздействия на строителей киевского храма принципов деревянного зодчества".
Так что в целом Ваша идея не нова. Но одно дело - общие принципы, а другое - конкретная шатровая форма. Поэтому жду аргументированное доказательство.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Итак, о происхождении каменного шатра в русской храмовой архитектуре. Постараюсь сфомулировать свои рассуждения на эту тему.

Сразу оговорюсь, что я рассуждаю не как искусствовед, а как архитектор, который постоянно сталкивается с формообразованием в своей обычной работе.

Искусствоведы методологически вынуждены искать аналоги или прототипы существующих построек, так как опытом создания архитектуры они не обладают… Однако, при желании, любому архитектурному объекту можно найти аналог или прототип, а потом долго объяснять их разницу всевозможными причинами… В результате, если есть два чем-то похожих сооружения, то более раннее назначается прототипом… Такая методология достаточно успешно применяется для атрибуции авторства того или иного архитектурного произведения, но часто выглядит абсурдной при объяснении происхождения архитектурных форм.

Будучи архитектором, я не рассматриваю происхождение каменного шатра, как результат копирования существовавших тогда деревянных шатровых церквей. Подобие формы не говорит об их происхождении друг от друга. Мне кажется, что сама постановка вопроса, деревянная форма произошла из каменной, или наоборот, ошибочна в принципе. До появления европейского архитектора, русские зодчие не строили, и даже не пытались строить каменные шатры, хотя постоянно видели и строили деревянные…

Итак, в начале 16 века на Русь приехал европейский архитектор. Скорее всего, он был итальянец, так как в это время именно их приглашал Иван III. Традиционно этим архитектором считают Петрока Малого.

Перед тем, как пригласить архитектора, заказчик, естественно, оговорил комплекс проблем, которые тому предстояло решать… Думаю, о своей первой задаче – строительстве церкви для Великого князя, архитектор знал ещё до отъезда в Великое княжество Московское…

Архитектор был талантливый и достаточно опытный, по крайней мере, он имел опыт строительства больших каменных шатров. Конечно же, не о каких деревянных шатровых церквях на Руси он не знал, его знания были основаны на другом опыте, технологиии и культуре.

Приехав в Москву, итальянец получил заказ от Великого князя на постройку домовой церкви в его подмосковной вотчине Коломенское. Такой заказ мечта любого архитектора. Во-первых, домовой храм небольшой по размерам, так как рассчитан только на великокняжескую семью, поэтому функциональность не является главной задачей. Во-вторых, основное назначение такого храма представительское, в этом случае архитектор имеет большую свободу в использовании новых форм и может отступать от сложившейся традиции. В-третьих, на такой постройке можно показать свою высокую квалификацию, то есть построить то, что не делают местные зодчие. Все это и было исполнено приезжим мастером на высочайшем уровне.

Плотник не может построить каменный шатер, а каменщик деревянный, но это не подвергает сомнению их мастерство в своем ремесле. На Руси не было традиции каменного строительства, поэтому первые каменные церкви были построены греками. Но на Руси было самобытное деревянное строительство, поэтому деревянные храмы строили по своей технологии и в традиционных формах, а не копировали каменные византийские храмы в дереве. В результате мы имеем два типа русской православной архитектуры в разных материалах.

Русские каменщики каждый день видели деревянные шатры, но не строили их. А итальянский архитектор никогда не видел русских деревянных церквей, но видел и умел строить каменные шатры. Однако сводить постройку церкви Вознесения только к знанию приезжим архитектором технологии строительства каменных шатров нельзя. Его проект, это продуманная и цельная эстетическая программа, иначе храм не воспринимался бы таким гармоничным. Но архитектурная гармония не появляется в одночасье от знакомства с другой культурой. Она результат долгой эволюции и взаимопроникновения культур. В церкви Вознесения, кроме подобия шатровой формы завершения, никаких других аналогий с русской деревянной архитектурой нет. Она продукт другой культуры.

Церковь Вознесения имеет совершенную конструкцию, идеальна с точки зрения технологии, у нее завершенная и продуманная композиция. Таких рафинированных и эстетских храмов на Руси еще не строили. Это образец Высокого Возрождения, реализованный на Руси, такой же, какими были первые крестово-купольные храмы, целиком являющиеся продуктом византийской культуры и технологии своего времени.

Представить себе, что представитель Высокого Возрождения, младший современник Леонардо, Рафаэля и Микеладжело, приехав на Русь, сразу начнет копировать формы архаичной, по его представлениям, местной деревянной архитектуры, значит не понимать архитектурного творчества. Такое можно предполагать, если бы зодчий долгое время прожил на Руси. Только тогда, местная эстетика и культура могла быть переосмысленна им на основе предыдущего опыта. Но зодчий строит церковь Вознесения сразу по приезду из Италии.
Приглашенный для строительства главного храма государства, Успенского собора Москвы, Аристотель Фиораванти был специально отправлен во Владимир, чтобы увидеть и изучить местный Успенский собор, так как была задача построить традиционный русский храм. В Коломенском такой задачи не было. Об этом говорит и отсутствие обязательной для русских храмов алтарной апсиды.

Шатровая форма завершения церкви Вознесения схожа с шатрами деревянных церквей, но это лишь могло подсказать зодчему, что такая форма не будет неприемлема для православного храма. Существование деревянных шатровых церквей нельзя считать творческим импульсом для создания церкви Вознесения. Поэтому она не могла возникнуть как простое подражание русским деревянным церквям. То есть, ее каменный шатер не является копированием деревянного в другом материале, а есть результат развития другой культурной традиции и технологии, не известной на тот момент русским зодчим.

У церкви Вознесения нет прямых аналогов и в европейском зодчестве, это уникальный храм, поэтому он полностью вписывается в одновременные ему ренессансные поиски нового стиля. Мы видим достаточно редкий случай работы архитектора вне сложившихся традиционных систем, то есть в данной конкретной работе он не был связан европейскими или русскими традициями. Конечно, само по себе, это не гарантирует результат. Просто нам повезло, что зодчий оказался очень талантливым.

После постройки церкви Вознесения русские мастера освоили технологию строительства каменных шатров и сразу начали её использовать. Но все первые шатровые храмы, построенные ими, не обладают утонченным эстетизмом и конструктивным совершенством церкви Вознесения. Это были еще только первые опыты. Потребовалось почти четверть века, чтобы освоить и переосмыслить новую технологию и культурную традицию ее породившую. В результате появились такие разные шедевры, как церковь Покрова на Рву и Преображенская церковь в селе Остров. Относительно небольшой срок в 25 лет, говорит о том, что сама по себе шатровая форма не стала абсолютно новой для русских зодчих, так как уже использовалась в деревянных храмах. А вот на осмысление византийской традиции потребовалось больше 100 лет…

Кстати о том, что образцом для русских зодчих служила именно коломенская церковь, говорит то, что многие из первых каменных шатровых храмов изначально безапсидные, в деревянных церквях такая традиция нам неизвестна. В отличие от деревянных храмов, которые имели форму восьмерика "от пошвы", то есть от основания, почти все каменные храмы строились как четверики с восьмигранным основанием под шатер.

Единственное упоминание в летописи, что церковь Вознесения в Коломенском построена "на деревянное дело", не говорит о том, что она копировала деревянные шатровые храмы. Просто летописец не мог иначе описать эту поразительную новаторскую церковь, и описал её в понятных для современников терминах. По отношению к последующим каменным шатровым храмам эта формулировка не употреблялась, иначе стала бы такой же стандартной фразой, как строительство "на каменное дело", по отношению к деревянным церквям. Получается, что когда каменные шатровые церкви стали нормальной строительной практикой, форму "на деревянное дело" к ним не применяли, так как в этом не было смысла. В отличие от формы "на каменное дело", которую по отношению к деревянным храмам применяли постоянно.

Русский деревянный шатер возник как эволюция кровли, такая форма конструкции идеально подходит для завершения восьмерика. Каменный шатер церкви Вознесения, это скорее наклонные стены подкупольного барабана. Не случайно зодчий устроил промежуточный купол внутри шатра и сделал окна в гранях. В деревянных шатрах такого никогда не делали. Главка завершающяя храм сделана практически незаметной, она воспринимается как место установки креста над шатром. Именно поэтому в интерьере мы ее не видим, а видим промежуточный купол, завершающий шатер, без привычного для нас барабана. Это тоже прием каменной европейской, а не русской деревянной архитектуры. В дальнейшем второй внутренний купол в каменных шатрах русских храмов развития не получил.

Позднее каменные шатры стали такой же неотъемлемой частью русской архитектуры, как и деревянные шатровые церкви. В Европе эта форма не получила развития и теперь воспринимается как исконно русская, хотя первоначально каменный шатер возник именно в европейской архитектуре. Думаю, европейское происхождение каменного шатра хорошо понимали на Руси, поэтому во времена Патриарха Никона каменные шатры практически перестали строить, оставив эту форму только для колоколен, а вот деревянные строить продолжали, как исконно русскую форму православного храма.

Я считаю, что вопрос о происхождении каменного или деревянного шатра, как результата копирования, ошибочен и бессмысленен. Он основан только на схожести геометрических форм, но не учитывает разные технологии и культурные традиции.

И каменный, и деревянный шатер возникли самостоятельно, в результате долгой конструктивной и технологической эволюции строительства из камня и дерева в разных культурах, а не стали результатом копирования одного из другого.

Искусствоведы, разумеется, вправе строить любые версии происхождения русского каменного шатрового храма. Но предположение о копировании этой формы из деревянного или каменного зодчества, разделившее искусствоведов на два лагеря, за 100 лет так и не стало доказательным именно потому, что оно изначально ошибочно. Мне эта проблема напоминает написанную Джонатаном Свифтом историю приключений Гулливера, где два королевства, Лилипутия и Блефуску, ведут между собой многолетнюю ожесточённую войну из-за того, с какого конца разбивать яйцо - тупого или острого. :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Спасибо, Сергей. К сожалению, Вы:
- игнорируете археологические и документальные факты постройки церкви Троицы (ныне Покрова) в Александрове ранее церкви Вознесения в Коломенском (http://zagraevsky.com/trinity.htm). Наверно, так Вам удобнее, т.к. в Троицкой ц-ви можно усмотреть хотя бы отдаленные мотивы деревянного зодчества, в ц-ви Вознесения - нет;
- полагаете, что деревянное шатровое зодчество развивалось само по себе с незапамятных времен, каменное было гениальным озарением итальянского архитектора, и все шло само по себе. Это самый простой путь. Так можно заявить, что вообще ничего ни на что не влияло, и свести историю архитектуры к составлению реестров памятников. И то не получится, т.к. для реестра нужны даты, а они не всегда документированы, и волей-неволей приходится изучать аналоги и влияния.

Наверно, Вы понимаете слабые места Вашей теории (точнее, ее отсутствия), раз постоянно уточняете, что Вы не искусствовед, а архитектор. Но Вы не Алевиз и не Петрок, и Ваш творческий метод может в корне отличаться от их метода. Поэтому для выявления метода древних мастеров и существуют искусствоведческие методики. Игнорировать последние ни в коем случае нельзя, т.к. история архитектуры находится на стыке архитектуры и искусствознания.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Вы... полагаете, что деревянное шатровое зодчество развивалось само по себе с незапамятных времен, каменное было гениальным озарением итальянского архитектора
Сергей, я утверждаю, что каменные шатры, так же как и деревянные, развивались на протяжении длительного времени, а не были гениальным озарением... это как раз Ваша теория.
Сергей Заграевский писал(а):Вы не Алевиз и не Петрок, и Ваш творческий метод может в корне отличаться от их метода. Поэтому для выявления метода древних мастеров и существуют искусствоведческие методики...
Однако, творческий метод любого архитектора, гораздо ближе к творческому методу Алевиза или Петрока, чем любые искусствоведческие методики... так как искусствоведы не имеют никакого опыта создания архитектуры, а только описывают свои представления об этом процессе. :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Сергей, я утверждаю, что каменные шатры, так же как и деревянные, развивались на протяжении длительного времени, а не были гениальным озарением... это как раз Ваша теория.
Напоминаю, моя теория состоит в том, что в отношении каменных шатров творческое озарение произошло под влиянием деревянного зодчества и купольных храмов (http://zagraevsky.com/shatr_return.htm). А Вашу теорию я, получается, не вполне понял. Если Вы сторонник теории влияния готических или романских шатров, то аргументы против нее я приводил в указанной статье, повторяться не стоит. А на Руси до Алевиза каменные шатры не могли развиваться в течение длительного времени, т.к. их не было.
Сергей Попов писал(а):Однако, творческий метод любого архитектора, гораздо ближе к творческому методу Алевиза или Петрока, чем любые искусствоведческие методики... так как искусствоведы не имеют никакого опыта создания архитектуры, а только описывают свои представления об этом процессе. :)
Искусствоведы замолкают и смиренно взирают на снизошедших до общения с ними Архитекторов, чей творческий метод столь близок к методу Витрувия, Алевиза, Петрока, Монферрана, Ле Корбюзье и всех остальных гениев, вместе взятых :D
А если без шуток, то на этом, полагаю, дискуссию можно завершить, так как если собеседник начал давить авторитетом, остается только давить своим, а это не в моих правилах.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):... моя теория состоит в том, что в отношении каменных шатров творческое озарение произошло под влиянием деревянного зодчества и купольных храмов ... А Вашу теорию я, получается, не вполне понял
Сергей, я высказал свое мнение, что и каменный и деревянный шатер являются результатом длительной строительной эволюции в разных культурах, а не стали следствием копирования одного из другого... Вы почему-то это не хотите услышать :wink:

Попробуйте взглянут на проблему под другим углом... Ваша теория замечательно доказывает, что русские шатровые храмы не произошли от каменных шатров... а Ваши оппоненты, столь же замечательно доказали, что каменный шатер не произошел от русских деревянных храмов. Я и с тем и с другим мнением, в такой формулировке, полностью согласен...
Сергей Заграевский писал(а):... полагаю, дискуссию можно завершить, так как если собеседник начал давить авторитетом, остается только давить своим, а это не в моих правилах.
Сергей, мне кажется, Вы слишком много внимания уделяете личностному аспекту... поверьте, к Вам я отношусь с большой симпатией... но мы ведь обсуждаем не авторов, а их теории... мне так кажется :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): ... а вот деревянные строить продолжали, как исконно русскую форму православного храма. :)
Сергей, согласна с Вашей точкой зрения, наконец-то здесь прозвучало мнение архитектора-практика - и всё стало на свои места.
Но вряд ли Патриарх Никон был так озабочен сохранением исконно русских форм. Ему, конечно, более важен был богословский смысл конструкции. То, что он мыслил пространственно, как зодчий, говорит построенный им комплекс Нового Иерусалима. Поэтому он мог понимать и трактовать в таком именно смысле архитектурную форму.
Мое мнение по поводу запрета на шатер высказано в начале этой темы. И Ваши выводы по происхождению каменных шатров подтверждают мои догадки.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Но вряд ли Патриарх Никон был так озабочен сохранением исконно русских форм. Ему, конечно, более важен был богословский смысл конструкции.
Людмила, конечно, Патриарх Никон не рассматривал шатер только как архитектурную форму... именно поэтому на колокольнях каменные шатры продолжали строить. Просто, мне кажется, что более либеральное отношение к деревянным шатрам, вызвано именно традиционностью таких храмов на Руси.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Людмила Клешнина »

Да.
Но подчеркну еще раз : на колокольнях шатры, как правило, открыты в звонницу, а над средней (главной) частью храма - деревянный шатер всегда имеет небо. В этом главный смысл.
Все-таки построить каменный шатер - намного более сложная задача, чем деревянный. Стоит ли его возводить, если все равно надо отсекать пространство небом ?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Все-таки построить каменный шатер - намного более сложная задача, чем деревянный. Стоит ли его возводить, если все равно надо отсекать пространство небом ?
Людмила, а зачем в каменных шатрах необходимо устраивать "небо"? Этого же никогда не делали... Почему "небо" возникло в деревянном шатре, в общем-то понятно, но это связано с технологией его строительства...

Кстати, как Вы считаете, внутренний купол церкви Вознесения можно рассматривать как аналог "неба"?
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Происхождение шатрового зодчества

Сообщение Людмила Клешнина »

Выполнить такую сложную и красивую конструкцию как каменный шатер - и закрыть всю красоту ? Внутренняя поверхность каменного шатра ведь требует только косметической отделки, в отличие от деревянного, где стропильные конструкции выполняются из неструганой древесины, а небо - это столярная работа. Поэтому там технология богословию не противоречит, закрыли - и ладно. Снаружи впечатляет. А пространство каменного шатра не хочется прятать, уж больно красива конструкция.
Напомню свои наблюдения. Пространство шатра вверху становится уже, что сильно подчеркивается перспективой, в таком пространстве душа после Причастия стремительно подхватывается и уносится ввысь, можно сказать, с ускорением.
А мы должны создать в средней части храма, где происходит литургия, совсем другое пространство, в котором душа медленно поднимается, почти парит (!) и встречается с нисходящим с небес Богом. В этом смысл всей церковной жизни и, конкретно, каждой литургии - восстановить разорванную связь человека с Богом. Никакой суеты и экзальтации. Купол не создает никакого ускорения, Господь милосердно взирает с него на человека (можно поместить крупное изображение), отечески объемлет сферической формой, и медленно нисходит навстречу (паникадило спускается как можно ниже). А встреча должна произойти именно здесь, в храме, а не на заоблачных высотах, куда унес нас шатер.
Кстати, не зря в храме Покрова на Рву в вершине шатра помещена круговерть - по Дионисию Арепагиту вокруг Бога - кипучая круговерть Небесных Сил. Нам показывают, как это там, в духовно недостижимой перспективе, душе недоступной. Храм этот уникален по своему значению, и такое эпохальное решение в уникальном случае имеет право быть. Но в рядовом приходском храме - совсем другие задачи, там обычная литургическая жизнь, забота о каждой душе.
Колокольня таких символических смыслов не несет,там литургию не служат, потому там шатры никто и не закрывал.
Маленький, перспективно удаленный, недоступный внутренний купол церкви Вознесения поэтому аналогом "неба" не является.
Ответить