Мастер-класс редактирования фотографий

Обсуждение сайта и форума. Книга жалоб и предложений.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

С каналами работать не умею :(
У меня стандартная обработка собственных снимков состоит из levels, редко curves, регулировки shadow/highlight, unsharp mask, lens correction. Иногда использую color balance, но это очень грубый инструмент на мой взгляд.
Идея крайне проста. Levels и curves имеют вверху выпадающий список: RGB/Red/Green/Blue, что позволяет работать либо со всеми каналами разом, либо только с одним цветовым каналом по нашему выбору. Вот и все :)

Вообще-то есть отличнейшая книжка Дэна Маргулиса \"Фотошоп для профессионалов\", только никак прочитать не соберусь :) Основная идея, однако, тоже довольно очевидна: выбираем на изображении те места, которые явно должны быть белыми, и, работая инструментом curves для каждого канала, добиваемся того, чтобы в этих местах значения r, g и b (мерится пипеткой) совпадали. Явный плюс такого метода - независимость от настройки монитора.

(Если кто-то менее ленив, чем я - то скачать книгу Маргулиса можно, например, здесь: http://www.foto-s.ru/component/option,c ... lect/id,2/ )

Что же до фото http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18539 , то проба пипеткой на выбеленной стене четверика, освещенной солнцем, показывает практически идеальную белизну, посему imho какие-либо коррекции тут совершенно излишни...

PS Кажется, замена движка форума дала некий побочный эффект: перед двойными кавычками вставляются бэк-слэши, что, в частности, не дает корректно процитировать автора письма с указанием его имени...
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

У меня русская версия фотошопа, можно ли перевести английские названия?
Перевести-то можно, только дело в том, что перевод может быть не таким, как в русской версии.

Я как-то попробовал установить русскую версию - и работать не смог, так коряво были переведены термины.
И ещё. Насколько на ваш взгляд подходит для редактирования фотографий программа Microsoft Office Picture Manager?
С этой программой никогда не работал. А почему - на мой взгляд? Точнее-то - на Ваш: если программа делает все, что Вы хотите, по части редактирования, то она подходит на все 100% :)
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Сообщение Александр Богданов »

Юрий Красильников писал(а): Не знаю, что тут можно сделать... Imho проще всего переснять, чтобы было резко :(
Да вот книжка не моя, а человек, который мне ее дает, выдвигает каждый раз всё более жёсткие условия. Разоряет, меня, гад :) :( :) :(
С уважением, А. Богданов
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Богданов Александр писал(а):Да вот книжка не моя, а человек, который мне ее дает, выдвигает каждый раз всё более жёсткие условия. Разоряет, меня, гад :) :( :) :(
Звериный оскал капитализма :( :)

Чисто теоретически вроде возможно найти параметры смаза и рассчитать преобразование, которое это смаз уменьшит, но на практике это никто не делал, насколько знаю. Так что единственный реальный путь - получать резкие изображения с самого начала...

По этой части мог бы кое-что посоветовать. Во-первых, книжку предпочтительнее сканировать, а не фотографировать. Сканер желателен системы CCD, а не CIS. Последние (CIS) всем хороши - маленькие, компактные, некоторые даже не требуют отдельного питания, а питаются через порт USB, поэтому их можно использовать вместе с ноутбуком там, где нет электричества. Но у них есть очень неприятный недостаток - если текст отошел от стекла хотя бы на несколько миллиметров, то он будет нерезким :( А у книжки в хорошем переплете такое около корешка сплошь и рядом. А у сканеров CCD хорошая глубина резкости, и такое им не страшно - будет лишь некоторое искривление края страницы на изображении.

Если же фотографировать - то либо при хорошем освещении, чтобы при съемке с рук не было смаза (скажем, на подоконнике в солнечный день), либо со штатива. (Строго говоря, боковой солнечный свет не очень-то годится для репродукционной съемки, но если фотографируем текстовые страницы, то это вполне приемлемый выход.)

При съемке со штатива (особенно, если штатив хилый, как у меня) желательно снимать с автоспуском в пару секунд, чтобы не шевелить камеру при нажатии на кнопку.

Если камера цифровая, то, прежде чем отдать книжку, хорошо бы просмотреть отснятые кадры и переснять бракованные, если такие все-таки случились.
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Сообщение Александр Богданов »

Спасибо за совет. И, насколько я понял, если для каждого снимка степень смаза разная, то выпендриваться придется с каждым снимком. Делаю вывод - снимаю шапку и топаю за книжкой.
Фотографировать, конечно, хуже, чем сканировать, в этом я согласен, только вот проблемы времени заставляют прибегать к фото - сравните: сканирование 1 страницы у меня заняло 1 мин 45 сек., фотографирование - 2 страниц - 17 сек.
Для книги размеров в 600 страниц - ... у кого с математикой хорошо :roll:
Последний раз редактировалось Александр Богданов 30 мар 2007, 06:25, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, А. Богданов
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Богданов Александр писал(а):Спасибо за совет. И, насколько я понял, если для каждого снимка степень смаза разная, то выпендриваться пидется с каждым снимком.
Да, т.к. каждый снимок смазан по-своему :(
Богданов Александр писал(а):Делаю вывод - снимаю шапку и топаю за книжкой.
Наверно, это самый простой выход из положения...
Богданов Александр писал(а):Фотографировать, конечно, хуже, чем сканировать, в этом я согласен, только вот проблемы времени заставляют прибегать к фото - сравните: сканирование 1 страницы у меня заняло 1 мин 45 сек., фотографирование - 2 страниц - 17 сек.
Для книги размеров в 600 страниц - ... у кого с математикой хорошо :roll:
Если книжка обычного формата, то сканировать можно разворотами - по 2 страницы. Фото со штатива тоже будет немного помедленнее, чем с рук, так что разница будет все равно заметна, но не в 10 раз...
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Мониторы для фотографов

В последнее время, как известно любому, кто посмотрел на витрину компьютерного салона, ЖК-мониторы одержали полную и бесповоротную победу над электронно-лучевыми трубками. Действительно, плюсы у них существенные: занимают меньше места, удобнее и т.п. Но есть и оборотная сторона медали: большинство из ЖК-мониторов приемлемы лишь для офисной деятельности (ворд и прочие эксели) и для работы с изображениями не годятся :(

Для любителей докапываться до сути дам хорошую ссылку: http://www.fcenter.ru/cgi-bin/sitemanag ... urlid=4361 (Олег Артамонов, "Параметры современных ЖК-мониторов")

Если вкратце - то приведу вначале цитату из этой статьи:
О.Артамонов писал(а):...одним из основных недостатков ЖК-мониторов является то, что любая отдельно взятая модель не универсальна. Иначе говоря, если взять достаточно качественный ЭЛТ-монитор, то он будет пригоден для любых задач без оговорок – для работы с текстом, для обработки фотографий, для игр и так далее; в то же время среди ЖК-мониторов можно выделить модели, подходящие для игр – но они непригодны для работы с фотографиями, можно выделить модели, имеющие прекрасную цветопередачу – но они плохо подходят для динамичных игр, и так далее.
Суть в том, что в ЖК-мониторах применяются три основных технологии изготовления матрицы: TN-Film, S-IPS и MVA/PVA. (Строго говоря, MVA и PVA - несколько различные технологии, но матрицы на MVA и PVA очень близки по свойствам.)

Так вот, хорошая цветопередача - только у мониторов S-IPS. Приемлемая - у MVA/PVA (у них есть некоторый недостаток: при разглядывании изображения перпендикулярно экрану пропадают детали в тенях, а чуть сбоку тени видны лучше).

Что же до мониторов TN-Film, то об их цветопередаче говорить вообще сложно, к тому же у них очень сильная зависимость яркости, контрастности и цветового баланса от угла, под которым мы смотрим на экран. Это делает такие мониторы практически непригодными для работы с фотографиями...

Большинство недорогих моделей сделано именно на TN-Film. :(

Более подробно все это изложено в вышеупомянутой статье, которую я рекомендую прочитать (хотя бы заключение, в котором сделаны четкие выводы):
О.Артамонов писал(а):Все современные матрицы можно разбить на три типа – TN, IPS и *VA. TN-матрицы обладают самым низким временем отклика, но при этом не могут похвастаться ни большими углами обзора, ни высокой контрастностью, ни качественной цветопередачей, что делает их пригодными фактически только для игр и несложной офисной работы. Для серьезной же работы любой монитор на TN-матрице будет наихудшим выбором.
...
Мониторы на IPS-матрицах являются наиболее универсальным решением и, пожалуй, могли бы серьезно претендовать на роль абсолютно лучших, если бы не две проблемы – невысокая контрастность, не превосходящая таковую у TN-матриц, и характерный фиолетовый оттенок, появляющийся на черном цвете при взгляде сбоку (к слову, визуально IPS-матрицы отличаются от *VA именно по этому оттенку). С другой стороны, мониторы на IPS-матрицах демонстрируют очень хорошие углы обзора и отличную цветопередачу, а потому являются единственным разумным выбором среди плоских мониторов для работы с фотографиями.
...
MVA и PVA матрицы могут похвастать отличной контрастностью и углами обзора, но вот с временем отклика у них все значительно хуже – оно очень быстро растет при уменьшении разницы между конечным и начальным состояниями пиксела, а потому эти мониторы фактически непригодны для динамичных игр. Есть у них проблемы и с цветопередачей – ее качество уступает IPS-матрицам, а потому для работы с цветом как MVA, так и PVA подходят плохо. Тем не менее, благодаря высокой контрастности, эти мониторы будут отличным выбором для работы с текстом, с чертежной графикой, а также в качестве домашних мониторов, если только Вам не требуется высокое быстродействие матрицы.

Узнать, какая матрица используется в вашем мониторе (или в мониторе, который вы собираетесь купить), можно на странице http://www.flatpanels.dk . Будьте внимательны - марка модели должна точно совпадать, иногда одна маленькая буковка сильно меняет дело. Так, NEC 1970NX - монитор на S-IPS, а NEC 1970NXp - на MVA.

Раз уж речь зашла о мониторах - порекомендую хорошую страницу, посвященную их калибровке: http://epaperpress.com/monitorcal/index.html

Надеюсь, сказанное будет полезно для собирающихся купить ЖК-монитор (хотя, возможно, и расстроит кого-то из уже купивших :) )

По крайней мере, я купил монитор на S-IPS (вдвое дороже, чем бюджетные модели того же размера) и вполне им доволен. А тщательно сравнив его с монитором ноутбука (видимо, TN-Film), увидел, что деньги были потрачены не зря. Небо и земля...
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Страницы про калибровку мониторов теперь есть в русском переводе :)

http://epaperpress.com/monitorcalRussian/index.html
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Сообщение etienne »

Юрий, спасибо за перевод! :)
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

etienne писал(а):Юрий, спасибо за перевод! :)
Спасибо, наверно, больше автору исходного текста, который 1) хорошо и ясно описал процесс и 2) согласился разместить мой перевод :)
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

И еще пара ссылок на тему.

Статья про калибровку мониторов "Калибровка мониторов: от простого к сложному":
http://www.morepc.ru/monitor/crt/displa ... ation.html

Статья про аппаратные датчики калибровки "Калибраторы начального уровня для мониторов":
http://www.morepc.ru/monitor/crt/pcw200604032.html
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Сообщение Александр Богданов »

Достаточно интересная информация для начинающих фотографов: http://www.primkray.ru/forum/index.php? ... 7521324694
С уважением, А. Богданов
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Пара слов про работу с кривыми.

Кривые - мощный инструмент, позволяющий независимо менять контраст в светах, полутонах и тенях.

Пример - фото часовни в северном Тушино ( http://sobory.ru/article/index.html?object=04643 ), сделанное против солнца (солнце - за часовней). Естественно, на исходном снимке получился черный силуэт практически без деталей в тенях. Высветлить тени можно и экспокоррекцией или средней точкой в инструменте "Уровни", но при этом высветляются и света, а это часто нежелательно. Мне, напротив, показалось, что небо можно было бы и притемнить - чтобы подчеркнуть ореол вокруг здания. Это легко делается с помощью инструмента "Кривые".

Снимок до коррекции (слева) и после (справа) и форма корректирующей кривой приведены ниже. Контрасты в светах и тенях сильно увеличены, что и дало высветление теней и притемнение светов. За это, правда, пришлось расплатиться вялостью в полутонах (обратите внимание на дальние здания на другом берегу водохранилища), но - за все надо платить :(

Работая с кривыми R, G и B раздельно, можно осуществить цветокоррекцию - причем по раздельности в светах, тенях и полутонах. Однако это вопрос не для заметки, а для книги. И такая книга уже написана - см. Дэн Маргулис, "Фотошоп для профессионалов". Конкурировать с ним мне, ясное дело, не удастся...
Вложения
Форма корректирующей кривой
Форма корректирующей кривой
curves1.gif (13.6 КБ) 8339 просмотров
Снимок до и после коррекции кривой яркости
Снимок до и после коррекции кривой яркости
curves2.jpg (40.01 КБ) 8337 просмотров
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Сообщение Vitale »

При работе с уровнями,а впрочем и с другими инструментами по коррекции яркости и контрастности,изменяется вся картинка (не независимо!!!) - при этом ухудшается гистограмма:в случае масштабных вмешательств исчезают полутона и оттенки,пропадают мелкие детали.Возможно оптимальный способ уменьшить эти потери и (как-бы) расширить динамический диапазон,при съемке в контражуре,состоит в съемке двух кадров с одной точки с последующей минимальной обработкой теней и света отдельно и их совмещением в одном слое.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Vitale писал(а):При работе с уровнями,а впрочем и с другими инструментами по коррекции яркости и контрастности,изменяется вся картинка (не независимо!!!) - при этом ухудшается гистограмма:в случае масштабных вмешательств исчезают полутона и оттенки,пропадают мелкие детали.Возможно оптимальный способ уменьшить эти потери и (как-бы) расширить динамический диапазон,при съемке в контражуре,состоит в съемке двух кадров с одной точки с последующей минимальной обработкой теней и света отдельно и их совмещением в одном слое.
Способ хороший. Однако для точного совмешения, разумеется, нужен штатив.

Из личных наблюдений: если работу с уровнями проводить до уменьшения размера изображения, то гистограмма не особо портится - сказывается усреднение соседних пикселей.

Еще один хороший способ - съемка в RAW, но очень редкая любительская камера имеет такую возможность :(
Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Сообщение Серж »

Неплохой результат получается и без съемки со штатива двух фото с разной экспозицией. Нужно единственное снятое фото выстветлить и затемнить и сохранить полученные варианты в виде двух отдельных картинок. Затем три образовавшиеся картинки обрабатываются, скажем, в Фотоматриксе с целью повышения динамического диапазона. Потом нужно в режиме "darken" "смешать" полученный результат с самым светлым из трех изначальных вариантов. Ессно, чем больше изначальный размер картинки, тем лучше. А из присланного Юрием (левая фотка выше) получается, как показано ниже.

С уважением, Серж
Вложения
curves2_131_03_1_2.jpg
curves2_131_03_1_2.jpg (90.45 КБ) 8313 просмотров
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Серж, я, скорее всего, чего-то не понимаю, но, комбинируя разные преобразованные варианты одной и той же картинки, новую информацию по сравнению с исходным снимком мы не добавим. Если разные снимки с разными экспозициями - то это я еще понимаю, на одной тени лучше проработаны, на другой света.

А тени можно было вытянуть и гораздо сильнее (см. ниже), но я не любитель экстрима: мне хотелось и сохранить впечатление росистого утра, и чтобы часовня не была совсем уж силуэтом...
Вложения
Кривая яркости
Кривая яркости
curves3.gif (13.45 КБ) 8306 просмотров
Более сильная коррекция
Более сильная коррекция
curves4.jpg (23.61 КБ) 8309 просмотров
Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Сообщение Серж »

Юрий, приветствую!

Я же не играл с уровнями и кривыми, а проделал именно то, что и было описано. То есть сделал грубый HDR-вариант. Понятно, что особых чудес ждать от него не приходилось, потому что обрабатывалась вывешенная Вами уменьшенная картинка, а не первоначальная, вероятно, бОльшая по объему фотография. Что касается одной фотографии вместо двух, то это - мой собственный эмпирический опыт. Утверждаю, что всё работает. Конечно, не худо было бы спросить специалистов, но мне, как профану, не ясно, почему обязательно два раза щелкнуть (предположим, фотоаппарат на штативе) и снять одно и то же дважды с разной экспозицией, но при этом нельзя переэкспонировать единственный кадр, тем более, что и по теням, и по свету, и по цветам он содержит значительно больше информации по сравнению с тем, что мы видим без предварительной обработки на мониторе.

С уважением, Серж
Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Сообщение Серж »

Юрий, новой информации в преобразованных вариантах одного и того же снимка, конечно, нет. Вопрос в оптимальном использовании уже имеющейся. То есть, чтобы и архитектурные детали прорисовались на темном здании и облака не исчезли со светлого неба... И вот тут-то всё, как я уже сказал, работает.

С уважением, Серж
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Серж, добрый день!

Ну, я тоже профан :) - про Фотоматрикс сегодня впервые от Вас услыхал :)

Картинка, разумеется, очень уменьшена: оригинал снят 4-мегапиксельником, имеет размер примерно 2200х1700 и весит около мегабайта. Такую в форуме вешать - многовато будет :)

А насчет одной картинки мне (как тоже профану :) ) кажется так. Есть у нас исходный снимок, 256 градаций яркости (я немного упрощаю дело). При затемнении ее пропадают градации в цветах (там повышается контрастность), а при высветлении - градации в тенях. При комбинировании этих картинок мы все равно не получим ничего нового по сравнению с тем, что можно было бы получить из одной исходной картинки непосредственно, работая с кривой яркости. Хотя, повторюсь, вполне возможно, что я чего-то не понимаю.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Да, Серж - пожалуйста, не поймите меня неправильно (в стиле "- Мои цветы - красивые; твои цветы - некрасивые... - Да дрянь твои цветы!" :) (с) "Господин Крюшо в Нью-Йорке") Само собой, любой работающий способ имеет право на жизнь.
Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Сообщение Серж »

Юрий, Вы вроде во всём правы. Но эмпирический опыт... Вы говорите - не получим, но ведь получается.
Сравните:
http://picasaweb.google.com/goizmans/Je ... 6364923730
и
http://picasaweb.google.com/goizmans/Je ... 8663761586
Второе получено из первого описанным путём. Подчеркиваю, из одной фотографии. Так-что работает.

С уважением, Серж
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Хмм... Забавно.

Я попробовал повозиться с первой картинкой (уровни, насыщенность, малость шарпинга). Получил помещенное ниже. В общем-то смотрится imho повеселее исходника, но такого эффектного неба и стен достичь не получается.
Вложения
curves5.jpg
curves5.jpg (36.73 КБ) 7559 просмотров
Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Сообщение Серж »

Что я и пытался продемонстрировать...

С уважением, Серж
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Сообщение Александр Богданов »

просто подниму тему, нужную как новичкам, так и старожилам.
Тема интересная, читать нужно с первой страницы. Рекомендую модераторам вырезать куски, в которых речь идет непосредственно о редактировании и выделить тему в FAQ.
С уважением, А. Богданов
Ответить