Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Ольга Озолина

Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Ольга Озолина »

Здравствуйте!
Сообщаю, что академик С.В. Заграевский написал статью "Методологические проблемы изучения канона, символики и пропорций в православной храмовой архитектуре".
http://zagraevsky.com/symbol.htm
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Сергей, хорошая статья…

Беда в том, что её, в отличие от тиражируемого в интернете бреда о каноничности и символичности, мало кто прочтет. На мой взгляд, статья несколько перегружена цитатами, возможно, стоило сделать её менее академической… полемичности добавить… жесткости в оценках.

В свое время я писал про "Адептов тайного знания", думаю, все поборники каноничности в архитектуре храма относятся к этому же типу. Они всегда говорят безапелляционно, чаще всего не от своего имени, а от имени народа, православных, воцерковленных и т.д. При этом свои придуманные каноны не могут приложить к реальной архитектуре и тогда либо переходят на личности, либо объявляют все несоответствия неканоничными… а чаще всего и то и другое одновременно. Самый гнусный результат реализации таких представлений – варварское исправление шатровой церкви в Городне…

И вот, что интересно, постоянно цитируя всех подряд, поборники каноничности сформулировать свое представление о каноне и символизме храма не желают… В лучшем случае ссылаются на МДС 31-9.2003… Обычно, на только им доступные откровения… :wink:

Путают поборники Традицию и Догму… отсюда желание всех учить и физиологическое неприятие другого мнения…

P.S. Сергей, я не понял, почему статья выложена не Вами? Результат беседы с Людмилой Клешниной? Не принимайте близко к сердцу…

P.P.S. Фрагмент из Умберто Эко замечательный…
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Статья слабая. Автор не смог убедить в правоте своих выводов.
Спасибо за хорошую подборку цитат !
В статье все эти рассуждения огульно названы бесплодными домыслами и ненаучными феноменами. Это дремучее непонимание канона или умысел ?
Думаю, вдумчивый читатель сам сделает свои выводы.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Юрий Булкин »

Статья правильная. Возможно, немного запоздалая. Но лучше поздно, чем вообще ничего.....
И всё-таки.

"...когда исследователи, рассуждая о «каноничности» и «не каноничности», навязывают читателям и храмоздателям собственные умозрительные построения,
продиктованные исключительно личными художественными пристрастиями..."

Попробую сказать также пару слов. Не по всему спектру обзора, а только по двум пунктам - цвету глав и количеству этих самых глав. В последнее время действительно многие исследователи обратили свой взор к символике. Символики всего, что так или иначе связано с православием. Естественно, не остались без объяснения и главы церквей, тем более, что цвет их отличался друг от друга.

Приведу цитату из статьи С.В. Заграевского, которая как нельзя лучше характеризует этот самый современный символизм: "Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола".
Что символизируют цвета вот этих глав -http://sobory.ru/photo/139606 - остается загадкой и данная цитата, к сожалению, не объясняет. Но, наверное, всё ещё впереди... Думаю - придумают...
Нет также объяснения черному цвету глав, которые встречаются на главах. А их не так уж и мало.
DSC_0092.jpg
DSCF3446.jpg

И почему-то совсем позабыт такой распространённый цвет как красный. Один из основных цветов, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Вот и икона с цветом таких глав.
Корнилий Псково-Печерский.jpg
Поэтому я, как вдумчивый читатель, соглашусь с утверждениями в статье, что цвет глав, как ни крути, а не зависит от посвящений, что никакого канона или традиции по этой теме нет. Придавали ли какую-либо символику какому-то цвету, не придавали - в истор. документах об этом ничего нет. И тема эта современная. Я бы, наверное, с большим интересом прочитал, как архитекторы выбирали материал или краску для покрытия глав. Или они за это не отвечали? Тогда выплывает вопрос: а кто на это указывал? Какова периодичность покраски глав, её, так сказать, износоустойчивость?

А вот по второму вопросу я не согласен. "А поскольку в не только в древнерусских источниках, но даже в источниках XVIII – первой половины XIX века упоминаний о символике числа глав храма нет, любое из умозаключений на эту тему может являться лишь умозрительным."
Как раз по этому вопросу, затронутому в статье, в исторических источниках упоминание по символике имеется....
Юрий Булкин
Василий Артамонов
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Василий Артамонов »

Юрий Булкин писал(а): Что символизируют цвета вот этих глав -http://sobory.ru/photo/139606-остается загадкой и...
Явно по мотивам собора Василия Блаженного, у которого, кстати, главный купол (главка) как-то "неканонично" золотой :) .
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Опять двадцать пять ... Не в коня корм.
Да не "академика"-атеиста читайте, а молитвы и богослужебные тексты, св. Дионисия Ареопагита и множество других свято-отеческих книг.
Юрий, непостижимо : православную архитектуру фотографируете, - значит, и в сакральном пространстве обитаете, православным искусством питаетесь, православным духом напитываетесь (хотя бы невольно!) - и остаетесь слепым ?!!
Непостижимо.
Михаил Мещанинов
Сообщения: 1596
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Михаил Мещанинов »

"Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола".

Интересно, а Заграевский не пытался писать о символическом значении и принципе персонального подбора для священнослужителей скуфеек и камилавок (тёмно-зелёного, малинового и вишнёвого цветов) ? Вот интересно было бы почитать.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Опять двадцать пять ... Не в коня корм.
Давайте разберемся по существу… что такое цвет глав?

Первое. Главы никогда (до 19 века) не красили… это общее заблуждение. Защищали собственно кладку купола, а для этого на нем устраивали специальное покрытие, которое сейчас ошибочно называют куполами (правильно - главка).
Второе. Чем можно покрыть главку… Черепица (изразцы), медь, дерево, свинец, железо … пожалуй всё.

Черепица имеет свой цвет, от красно-оранжевого до темно коричневого, за счет лощения можно получить черный цвет. В специальной защите черепичное покрытие не нуждается, поэтому имеет свой естественный цвет. Черепичное покрытие глав на Руси практически не применялось, как исключение - Десятинная церковь и Архангельский собор.

В 17 веке на Руси для покрытия глав применяли изразцовый лемех, то есть обожженные глиняные пластинки с поливным покрытием. Чаще всего использовали т.н. "муравленый" лемех зелено-желтого цвета.

Медь первоначально имеет ярко оранжевый цвет, со временем темнеет, покрывается защитной зеленой патиной, а позже приобретает практически черный цвет. Это естественный процесс.
В редких случаях применялась золоченая медь, то есть медные листы главки покрывались сусальным золотом. Это самое дорогое покрытие, соответственно и применялось оно только в исключительных случаях.

Дерево для покрытия глав должно иметь стойкость против гниения, поэтому в основном применяли осину. Осиновый лемех первоначально имеет серо-бежевый цвет, со временем он становится серебристо-серым, влажный – почти черный. Это тоже естественный процесс.

Свинцовые листы имеют светло-серый цвет. В дополнительном защитном покрытии они не нуждаются.

А вот железо нуждается в дополнительной защите. Чем можно защитить железо от pжавчины… только каким-то покрытием, а их было не так много.
Лужение – покрытие поверхности железного листа оловом… на Руси такое железо называлось «немецким», т.к. своего олова на Руси не было. Имеет светло-серый цвет.
Можно обработать поверхность железного листа ярь-медянкой… в результате получим стойкое покрытие зеленого цвета.

Итак, мы имеем покрытия глав нескольких цветов:
Золотой – золоченая медь;
Черный – обычная медь;
Зеленый – медная патина и железо покрытое ярь-медянкой;
Зелено-желтый – "муравленный" лемех;
Светло-серый - свинцовые покрытия и луженое оловом железо.
Красно-коричневый – глиняная черепица;
Серебристо-серый – осиновый лемех;

Понятно, что основными цветами глав на Руси были зеленый, черный, серебристо-серый и золотой. Эти цвета были обусловлены естественным цветом материалов применяемых в кровельных покрытиях. Выбор материалов зависел от возможностей заказчика, главным образом – финансовых. Поэтому золотые купола встречались редко и это отражалось и в названии храма - Златоверхий.
Никаких голубых глав до 19 века не существовало из-за отсутствия необходимых технологий и материалов.

Людмила вправе иметь свое представление о каноне и символизме… но говорить об этом, как о единственном возможном варианте цветового решения глав, непрофессионально и весьма субъективно.

К тому же храмы достаточно часто переосвящали… при этом я не знаю случаев изменения из-за этого цвета существовавших глав. Возможно, Людмила может привести примеры, например, из 16 или 17 веков… мне было бы интересно.

Резюме:

Никакого символизма цвета церковных глав до 19 века не существовало, как исключение можно говорить о золотых главах, но это символизм золота, как такового, и к церковным главам имеет опосредованное отношение.

Основными цветами церковных глав на Руси до 19 века были светло-серый, зеленый и реже черный (темно-коричневый). К посвящению храма они никакого отношения не имели и определялись не символизмом, а прагматичными возможностями заказчика.

Развитие технологий позволило существенно расширить цветовую палитру глав храмов, но символизм исторического золотого покрытия и современного покрытия из нитрид титана вряд ли можно считать равноценным…
Однако сейчас очень популярна идея однозначности цвета глав и посвящения храма, которая говорит о деградации сакрального мышления современных верующих.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Ну вот, и Ваша арифметика вполне отвечает сложившейся практике. Почему же Вы так ненавидите традицию и стараетесь ее не понять, а упразднить навсегда и во всем ?

Свои личные представления на этом форуме не озвучиваю, так как здесь активны соавторы-атеисты, с которыми обсуждать какие-то версии невозможно.
Много раз отсылала Вас к официальному документу МДС 31-9.2003, где подробно поясняется православное понимание символа и чем он отличается от аллегории или эмблемы.
Сергей, подобное Вашему арифметическое подсчитывание вариантов цвета и голый рационализм технологий противоречат символическому мышлению вообще. Начетничество в православии не принимается. В этом корень Вашего непонимания принципов символизма в церковном искусстве. Символ не придумывается и всегда многозначен, открывается нам постепенно, вот в 19 веке и пришли к пониманию голубого цвета глав, ничего странного в этом нет. И канон - не догма, а самодисциплина.
Об этом говорила здесь уже тысячу раз. Кто хочет понять - читайте указанную литературу.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а): Почему же Вы так ненавидите традицию и стараетесь ее не понять, а упразднить навсегда и во всем ?
Людмила, я сторонник традиции... и ничего упразднять не хочу.
Ваше личное представление о каноне и символизме, вызывает у меня скорее уважение... Мне непонятно почему Ваше понимание должно быть всеобщим, без каких-либо объяснений... отсылка к чтению, не более, чем отговорка.
Моя позиция основана на реальных исторических событиях, то есть на традиции. А эта традиция говорит, что до 19 века никакого символизма цвета глав не существовало.
Если Вы готовы обосновать свои представления о символизме, например, зеленых глав в 17 веке, как посвящение Троице, то я первый с удовольствием их выслушаю... не факт, что соглашусь, но хотя бы буду понимать Ваше представление об этом...
Пока, по Вашим словам, утилитарное появление голубой краски определяет символизм церковных глав... не было краски, не было и символа...
Для меня такой символизм - демагогия, и только. Сугубо личное мнение...
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): Для меня такой символизм - демагогия, и только. Сугубо личное мнение...
В этом корень вопроса, откровенно и просто. Обсуждение не поможет, если нет воли.

Соборное мнение понимает канон как самодициплину, основанную на Любви, что принимаю без обсуждений и личных мнений. Теория символа разработана в 1 веке нашей эры. Эта теория прекрасна и возвышенна. Идею храма святые отцы осмысляли и постепенно воплощали в архитектуре в течение столетий, и ныне продолжается этот процесс, и Вы можете в нем участовать, если будете вооружены верой и Любовью.
Если архитектору доступно понимание прекрасной и многозначной идеи храма, хотя бы некоторых ее аспектов, - никогда в проекте не появятся черные главы как завершение храма.

Не лукавьте, никакое обсуждение Вам не нужно.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Юрий Булкин »

А Заграевский не пытался писать о символическом значении и принципе персонального подбора
Михаил, насколько я знаю - даже не помышлял об этом. Так что, мягко говоря, мяч не в те ворота. А я вот продолжу немного Вашу мысль, но о другом - об одеянии священнослужителей. Эта тема немного сверкнула в соседней ветке viewtopic.php?f=5&t=26301&start=225, но быстро затухла. Однако, если присмотреться повнимательнее, можно бы было предположить, откуда ноги растут. Извини, Сергей, не соглашусь с тобой про 19 век, когда была "приобретена", наверное, голубая краска. Выскажусь за конец 20 века, где-то года 85-89-е. И продолжу. Я, обитая в сакральном пространстве, не мог не приметить, что праздничные одеяния священнослужителей каким-то необыкновенным образом совпадают с предполагаемой символикой цвета глав. Мы пропустим подризники и набедренники, да и камилавки. И обратимся к цветам одеяний.

"Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение"
Золотой, белый, голубой, зеленый.....
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви.
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник "Вход Господень в Иерусалим", День Святой Троицы.

Теперь возьмём не цитаты из статьи С.В. Заграевского, а просто наобум, из интернета. "На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зелёные и даже чёрные купола. Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества". То есть, если сравнивать, то символика цвета глав родилась не на пустом месте. Всё уже было придумано, нужно только расширить и озвучить.

Но здесь пошли и ещё дальше... "Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому святому посвящена та или иная церковь. Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы." Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам). Если цвет церкви зелёный, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если жёлтый, то строилась в честь святителя."
В довершение к обзору: нигде в исторических источниках мне не попадалось никакой сноски по объяснению символики цвета глав церквей. Возможно я ещё мало прочитал или же не то читаю. Может, Людмила поможет мне прозреть. Но только не ссылками на МДС 31-9.2003....
Юрий Булкин
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

http://kesler.ortox.ru/2016/07/20/komme ... stavracii/

Здесь указаны критерии оценки храмовой архитектуры, на первом месте - символическая наполненность архитектурных форм.
Не хотите ссылок на литературу - ну и ладно. Пребывайте в воинствующем невежестве.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Теория символа разработана в 1 веке нашей эры. Эта теория прекрасна и возвышенна.
Если архитектору доступно понимание прекрасной и многозначной идеи храма, хотя бы некоторых ее аспектов, - никогда в проекте не появятся черные главы как завершение храма.
Как я понимаю, с первого века нашей эры, черные главы не могли быть на храмах, так как не соответствуют разработанному символу? Однако на практике главы крыли медью и со временем они приобретали черный цвет. Причем, становились они таковыми не по желанию архитектора, а в силу естественных причин... Случаев замены покрытия глав из-за несоответствия символическим смыслам, например при переосвящении, я не знаю... Значит ли это, что на протяжении всей истории Православия архитекторам не было доступно понимание прекрасной и многозначной идеи храма? Или Ваше современное представление о символике цвета глав, не было таким же для зодчих Древней Руси?

Вся загвоздка в том, что Вы считаете, что цвет глав выбирался при строительстве и освящении храма, а по-моему, архитектор и ктитор применяли доступное им покрытие глав, которое имело свой естественный цвет (черный, серый, красно-коричневый, зеленый или золотой). И никаких проблем с сакральным символом храма не возникало.
Людмила Клешнина писал(а):http://kesler.ortox.ru/2016/07/20/komme ... stavracii/

Здесь указаны критерии оценки храмовой архитектуры, на первом месте - символическая наполненность архитектурных форм.
Это всего лишь субъективное мнение г. Кеслера. Стремление отдельных людей, свое сугубо личное и, возможно, ошибочное мнение, выдать за непреложную истину, вызывает у меня большие опасения... Уже достаточно примеров варварского исправления древних памятников из-за специфических представлений некоторых настоятелей и благодетелей о каноничности и символике храма.
И Вы, и г.Кеслер, проектируйте и стройте новые храмы так, как Вы считаете правильным и каноничным, но не объявляйте построенное до вас неправильным.
Пока никаких шедевров в современном храмостроении замечено не было... увы.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): И Вы, и г.Кеслер, проектируйте и стройте новые храмы так, как Вы считаете правильным и каноничнымс ...
Мы проектируем и строим по немощи нашей, стараясь хоть что-то понять в каноне, данном нам Премудростью Божией.
А какой и сколько храмов построили Вы, Сергей Попов ?
На каком практическом основании претендуете на собственное личное мнение о храмостроительстве и дерзаете писать статьи о развитии православного зодчества ?
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей, "передергивать" мысли оппонента - просто непорядочно с Вашей стороны. Стыдно и мерзко.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Сергей, "передергивать" мысли оппонента - просто непорядочно с Вашей стороны. Стыдно и мерзко.
Людмила, я не понял, о каком "передергивании" речь? Я, без всякого ёрничанья, с уважением отношусь к Вашему праву проектировать так, как Вы считаете правильным...

Уж извините, но свое мнение я буду высказывать без чьего-либо разрешения...
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Булкин писал(а):Извини, Сергей, не соглашусь с тобой про 19 век, когда была "приобретена", наверное, голубая краска...
Я, обитая в сакральном пространстве, не мог не приметить, что праздничные одеяния священнослужителей каким-то необыкновенным образом совпадают с предполагаемой символикой цвета глав... То есть, если сравнивать, то символика цвета глав родилась не на пустом месте. Всё уже было придумано...
В довершение к обзору - нигде в исторических источниках мне не попадалось никакой сноски по по объяснению символики цвета глав церквей.
Юрий, конечно, цвет в любой культуре имеет символику... но речь не об этом, а о выражении этой символики на практике... Если не было возможности применить голубой цвет в покрытии глав храма, то главы делали того цвета, который был доступен... и это никак не противоречило сакральной символике.

Как пример: построили в 16 веке храм, освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, главы покрыли осиновым лемехом... стали главы серые.
Прошло время и благодетель пожертвовал приходу медь на главы... стали главы зеленые, а потом - черные.
Прошло время, и проезжавший мимо Государь Император выделил средства на золочение глав храма... стали главы золотые...
А недавно проходила мимо уважаемая Людмила Клешнина и повелела сделать главы голубыми... сделали покрытие из нитрид титана...
И когда храм соответствовал символу?

Вот мне интересно, какой цвет ты считаешь, например, зеленым? Темно-болотный и ярко-фисташковый равноправны в твоем понимании цветовой символики, или есть какие-то ограничения? Просто любопытно...
МОРПЕХ879
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 08 апр 2015, 22:28

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение МОРПЕХ879 »

Вот все и прояснилось. Сергей все доступно объяснил. Спасибо.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Юрий Булкин »

В школе, насколько мне помнится, я усвоил три зеленых цвета: тёмно-зеленый, просто зелёный и салатовый. Так как я в дальнейшем архитектором не стал, поэтому оттенки зеленого типа фисташкового (который себе представить не мог) или изумрудной зелени для меня были не доступны. Осмысление всего спектра зелёного я получил, когда уже в зрелом возрасте столкнулся со стендовым моделизмом. Вот тогда у меня появилась настоящая, импортная таблица цветов. Но вернемся к нашей зелени.
Церковь Сергия Радонежского _17.jpg
.
Понятно, что я считаю этот ядовитый колор с большим натягом зеленью.
Преображенский собор_1.jpg
Здесь цвет ближе к зеленому, но видно, что с какой-то оливковой добавкой.
Троицы Живоначальной в Листах_1.jpg
Ну, а этот вполне себе подходит для определения зелёного.
Скорее всего твоё любопытство имеет под собой какую-то подоплёку........ :D
И когда храм соответствовал символу?
Ответ. Покровский храм стал соответствовать принятой в конце 20-го века символике, когда повелели покрасить или отнитритить главы в голубой цвет. До этого момента посвящение, цвет и символика расходились, как лебедь, рак и щука...................
Юрий Булкин
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Алексей Байрошевский »

Юрий , как мне кажется , второй храм крыт медью с естественной зелёной патиной.Очень правильное покрытие.Медь она ведь не только вечная. она ещё и живая. Проходит жизненные этапы в цвете и форме.Один только раз был в Суздале , году так к 82-м ,и поразила меня шатровая звонница с часами с буквенным циферблатом.Даже 13-летнему мальчику было ясно , что именно так выглядит древняя медная главка.Чёрная , с геометрией далёкой от чертёжных радиусов , потому что каркас разреженный , а медь мягкая и каждую зиму снег помаленьку обминает медь по каркасу и каркас на клипсах тоже дышит в разные стороны. И цвет меди не равномерен , так как есть птички, любящие сидеть на перекладинах креста. Но это -старинная главка , а не стеклопластиковый шпаклёванный новодел и храм 16-го века. ку которого все элементы чуть-чуть разные по размерам.
Стоит помнить , что раскол начался с наведения порядка.А вот стало ли его больше, это отдельная тема.Ничто не мешает строить новые храмы в соответствии канону, но надо уважать творения поколений наших предков , даже если они заваливались в барокко или западный классицизм.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Булкин писал(а):Скорее всего твоё любопытство имеет под собой какую-то подоплёку........ :D
Конечно...
Ведь посвящений храмов много, а цветов мало... Зато оттенков предостаточно, можно будет более точно отразить посвящение храма в цвете глав... :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2038
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Людмила Клешнина »

Так сколько храмов Вы построили, чтобы так лихо делать выводы ? Нет ответа - 0.
Для думающих посетителей форума :
Сергей Попов понимает цели храмостроительства как стремление архитектора или спонсора (даже проезжающего мимо )поразить мир экзотическим (или дорогущим) объектом, создать шедевр. Это в корне неверно.
Истинная цель совсем другая : архитектурными формами максимально точно (по мере сил храмостроителей) выразить вероучение. Этот принцип относится к храмам всех конфессий.
Черные главы противоречат православному вероучению.
Точка.
МОРПЕХ879
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 08 апр 2015, 22:28

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение МОРПЕХ879 »

Уважаемая Людмила!
Допустим черный цвет на храмах противоречит православному вероучению...Но ведь они же существуют в таком виде, и примеров масса.
А Сергей Попов достаточно грамотно все объяснил. Пусть он не архитектор, ну и что теперь? Все имеют равные права на свою точку зрения.
МОРПЕХ879
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 08 апр 2015, 22:28

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение МОРПЕХ879 »

Извиняюсь перед Сергеем Юрьевичем. Не знал что он архитектор!
Ответить