.
...Итак, обещанное о птичках:).
Как представляется на сегодня (см. мои предыдущие посты).
1. На рельефах церкви Покрова на Нерли представлена
универсальная концепция мира, получившая название Древо Мировое=ДМ.
2. Конкретно на ЦПнН эта универсальная концепция мира наполнена христианским содержанием.
3. В силу недостаточной развитости на 12 век собственной христианской образности (ср. развитую образную систему высокого иконостаса, полностью сложившуюся лишь к 17 в.) --- в рельефах ЦПнН использована смешанная символика: звери и христианский святой. Образы звери применены для христианских целей.
4. Святой, который находится в центре композиции --- это
Христос.
=======================
Дальнейшие размышления.
1. Особенности зверей и птиц верхнего рельефа ЦПнН. Что эти особенности означают.
2. В каком качестве там представлен Христос?
3. Каков замысел этого храма?
=======================
И первое, с чего начнём --- это две разные птицы по сторонам Христа.
Некоторые напоминания о ДМ.
С помощью Мирового древа во всём многообразии его культурноисторических вариантов [включая и такие его трансформации или изофункциональные ему образы, как «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.] воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира.
С помощью Мирового древа различимы: основные зоны вселенной — верхняя (небесное царство), средняя (земля), нижняя (подземное царство) (пространственная сфера); прошлое — настоящее — будущее (временная сфера); причина и следствие и т. п. (все цитаты курсивом из "Мифы народов мира. Энциклопедия").
До сих пор мы говорили о вертикали. О том, как отражены в рельефах ЦПнН "основные зоны вселенной": нижний, средний и верхний миры, а также мир "выше верхнего". То, что мы видим на ЦПнН, позволяет нам понять христианские представления о мировой иерархии.
Но композиция ДМ развёрнута и по горизонтали.
Именно в горизонтальном ряду на ЦПнН мы наблюдаем Христа с двумя разными птицами справа и слева.
Поэтому познакомимся с горизонтальной структурами ДМ.
Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Обычно по обе стороны от ствола находятся чаще всего симметричные изображения копытных и (или) человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди), ср. типичные ацтекские изображения Мирового древа., где справа от него солнечный бог, а слева бог смерти, или сцены жертвоприношения в Древнем Двуречье и т. п. Такого рода композиции довольно прозрачно выступают и в более позднее время в произведениях христианского и буддийского искусства. Если вертикальная структура Мирового древа связана со сферой мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура соотнесена с ритуалом и его участниками. Объект ритуала или его образ всегда находится в центре, участники ритуала — справа и слева. Вся последовательность элементов по горизонтали воспринимается как сцена ритуала, основная цель которого — обеспечение благополучия, плодородия, потомства, богатства, вечной жизни. Поскольку горизонтальная структура Мирового древа моделирует ритуал, она передаёт не только жертвенный объект, но и субъект, воспринимающий этот объект, который в принципе может быть тождествен ему [ср. многочисленные образы божества на дереве, кресте, столпе и т. п. (испытание Одина на ясене Иггдрасиль в скандинавской мифологии, кровавая жертва на дереве у кельтов, Иисус Христос и др.)].
- Итак, если вертикаль соотносится с пространством, то горизонталь - это разворачивание во времени.
В тексте упомянуто ДМ ацтеков, где справа от ствола солнечный бог (дающий жизнь), а слева бог смерти.
Это совершенно типичная картина. Рождение - жизнь - смерть, прошлое - настоящее - будущее.
На шаманских бубнах та же идея часто реализуется с помощью изображения луны (или чёрного солнца) --- и солнца по бокам от "главного бога". Или чёрных и белых оленей по разные стороны от божества.
Конечно же, и христианство наполнило своими смыслами эту универсальную горизонталь ДМ.
Это замечательно видно в деисусном чине.
Главный бог - Христос = посередине.
Справа от Христа - Богоматерь = рождение (дающая жизнь).
Слева от Христа Иоанн Предтеча.
- Вы скажете, что он не тянет на бога смерти? - Ну зачем же так прямолинейно:).
Во-первых, народ слева от Христа располагает не Иоанна, а Николу (см. обережные иконки). А это реинкарнация Велеса, подземного бога, владельца царства мёртвых, бога богатства и благополучия.
А во-вторых, Иоанн Предтеча - это связь с Верхним миром (крестит: переводит человека из Среднего мира в Верхний). Тогда как Богоматерь - связь с Нижним миром (рожает: переводит человека из Нижнего мира в Средний).
Так что видим христианское наполнение горизонтали ДМ. Богатое, сложное, своеобразное --- но вполне в духе традиции. Путь от рождения в вечность через Христа и во Христе - это христианский вариант горизонтали.
=======================
Вот теперь вспомним двух разных птиц справа и слева от Христа на ЦПнН (а также на ДС). См. фото в начале этого поста.
Как мы уже отмечали, к 12 веку собственные христианские персонажи ещё не окончательно были встроены в структуру ДМ. И тогдашние христиане свободно применяли универсальные звериные символы. Для Людмилы Клешниной: это не язычество.
Итак, птица справа --- птица слева..... рождение --- вечность..... голубка --- ворон..... Богоматерь --- Иоанн Креститель.....
Так представляется.
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.