Исторический роман "Архитектор его величества"

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Василий Шелёмин »

Ознакомился с новой версией, исправленной и дополненной. Мне показалось, что стало убедительнее:-). В дополнении к сцене обсуждения злодеями судьбы Готлиба есть фраза: "А потом я благополучно отправлюсь в Константинополь, а они..." - без первого "А" будет лучше:-).
С фрау Глафирой, видимо, придется смириться... Будущие критики отметят, что именно с бани в Новом Торге началось превращение монаха-католика в православного семьянина. Вроде, концы с концами сошлись, Глафира выстрелила:-), как символ окончательного и бесповоротного разрыва героя с прошлым - сгодится.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Василий Шелёмин писал(а):Будущие критики отметят, что именно с бани в Новом Торге началось превращение монаха-католика в православного семьянина. Вроде, концы с концами сошлись, Глафира выстрелила:-), как символ окончательного и бесповоротного разрыва героя с прошлым - сгодится.
Насчет будущих критиков - Вашими бы устами да мед пить :)

Я вот о чем думал и продолжаю думать. Что еще мог бы Готлиб сделать, подслушав разговор тамплиеров, кроме как мчаться к Ростиславу и рушить всю миссию? Не мог ли он вызвать (например, через слугу) графа Вифлеемского в людное место, сказать, что он все слышал, пообещать не разглашать, получить обещание неприкосновенности, забрать деньги и вещи, и разъехаться с тамплиерами, не раздражая друг друга? Не догадался? Или струсил? Или понял, что не помогло бы? Мне кажется, в любом случае такое поведение было бы нехарактерно для Готлиба.

А еще я внес в послесловие вот такие слова (список пока неполон):
Приношу благодарность Юрию Булкину, Петру и Алине Веряскиным, Людмиле Клешниной, Ольге Озолиной, Сергею Попову, Татьяне Тимофеевой и Василию Шелемину за любезное согласие ознакомиться с рукописью и внести ряд уточнений и дополнений.
Ни у кого нет возражений?
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Парасковья Пятница »

ПИСЬМО ПЕРВОЕ
(номер по описи Венской библиотеки: XII-34-5836/В-I)

Его высокопреосвященному сиятельству Конраду, архиепископу Вормсскому (с одно), в миру графу фон Штайнбаху, от Готлиба-Иоганна, в миру барона фон Розенау, Божьей милостью настоятеля аббатства святого апостола Павла в Вормсе.
Писано в Вормсе в двенадцатый день апреля 1157 года от Рождества Христова.

Слава Иисусу Христу! Приветствую тебя, высокопреосвященный и сиятельный Конрад, любезный мой архипастырь, земляк и брат во Христе!
Господь учит нас смирению, с которым я и встретил указ благословенного Фридриха, императора Священной Римской империи немецкого народа...(так звучал этот титул)и короля Германии..., (запятая не нужна) о направлении меня на Русь строить храмы. Сей указ вручил мне рыцарь Иерусалимского Храма Арнульф Кесарийский в сопровождении троих послов великого князя Георгия (Гюргия) Долгорукого (вряд ли вел.князь применял своё русское прозвище в общении с европцами:)) , правящего в русской столице Киеве.
Прежде всего, (запятая нужна) я хотел бы сказать тебе, любезный брат мой во Христе, что я глубоко удивлён императорским указом, предписывающим мне оставить стройку (лучше строительство) великого собора в славном городе Вормсе и отправиться на три года возводить храмы в дикой варварской стране, про которую у нас говорят, что люди там одеты в невыделанные звериные шкуры, по улицам городов ходят медведи, вместо собак на цепи сидят волки, а морозы таковы, что птицы замерзают на лету и камнями падают наземь. Говорят даже, что там живут люди с пёсьими головами, но я, Божьей милостью сведущий в науках естественных, в такие сказки всё же не верю.
Удивляюсь я, высокопреосвященный Конрад, что ты, находясь сейчас вместе с государем императором в славном городе Регенсбурге, не смог отговорить его величество от намерения послать к русским именно меня, твоего земляка. С каких пор его императорское величество так возлюбил варваров? Почему не угодно было государю отправить на Русь, например, трирского прелата Иоахима фон Либиха? Барон фон Либих не столь многоопытен в архитектурных науках и искусствах, как я, но зато моложе, и ему легче было бы перенести столь дальнюю дорогу.
Не могу я не удивляться и тому, что мне, кроме строительства храмов, предписывается вести среди варваров миссионерскую работу, более приличествующую опытным проповедникам. Лавры великого архитектора Витрувия всегда были мною более стяжаемы, нежели лавры великого миссионера Ульфилы, и знания мои в строительном деле являются гораздо более обширными, нежели знания Священного Писания. К тому же, насколько мне известно, византийская церковь господствует на Руси уже не первое столетие, и боюсь, что миссионерство там возможно только такое, как среди закоренелых палестинских язычников, то есть либо путем обращения в истинную католическую веру их князей, либо, не приведи Господь, огнём и мечом.
Но не мне обсуждать решения церковных и мирских властей, тем паче столь глубоко уважаемого мною императора и не менее уважаемого земляка своего, архиепископа Конрада. Я помню, что обязан твоему покровительству очень многим в жизни, поэтому принимаю крест свой и обязуюсь с честью нести его в дальний и опасный путь.
Даль и опасность предстоящего пути подтверждается и тем, что к посланию императора приложена полная индульгенция святейшего нашего папы, посредством которой он отпускает все мои тяжкие и многочисленные грехи. Негоже мне кривить душою перед тобою, любезным моим земляком (повтор 3 раза) и духовником, поэтому скажу откровенно: лучше бы я ещё пожил в Вормсе со своими грехами, нежели безгрешным отправиться в далёкую варварскую страну. Но так было угодно его величеству, да и Господь наш Иисус Христос сказал: не судите, да не судимы будете.
Признаюсь, для меня было несколько неожиданным, что трое русских послов богато одеты, обладают самыми изысканными манерами и неплохо изъясняются на богодухновенной (от Бога вдохновенный и Духом Святым возбуждаемый, слишком сильный эпитет для латыни) высокой латыни. Не могу сказать, что я ожидал увидеть одетых в шкуры и заросших бородами (в Европе того времени не брили бороду) варваров (всё-таки послы – благородные дворяне, приехавшие в Империю (империя то с заглавной, то со строчной) с важной миссией приглашения архитектора его величества), но всё же удивление я испытал. Впрочем, мне пришлось услышать несколько фраз по-русски, и сей язык показался мне варварским, – но такое впечатление от любого языка обычно рассеивается, как только узнаешь его получше. Ведь, например, когда я был в Святой Земле, то вначале мне показался варварским и арабский язык, без которого невозможно было обойтись ни на одной стройке, ибо огромное большинство тамошних мастеровых – неверные. Но когда я с Божьей помощью выучил сей язык, то получал искреннее удовольствие от чтения в подлиннике таких великих поэтов, философов и ученых, как Имру-уль-Кайс, Фараби, Ибн Сина, Мутанабби.
А вот императорский посол Арнульф Кесарийский, да пошлёт ему Господь удачу во всех его начинаниях, мне не приглянулся. Не испытываю я, многогрешный последователь смиренных монашеских обычаев святого Бенедикта Нурсийского, должной христианской любви к рыцарям Иерусалимского Храма, которые считаются монахами, по сути оставаясь, прости Господи, обычными солдафонами. Я говорю сие с полным знанием дела, ибо много общался с тамплиерами, когда строил храмы в благословенных городах палестинских. По моему скромному мнению, не пристало доброму монаху посвящать себя такому суетному делу, как война. Истинный служитель Господа должен созидать, а не разрушать, и брать в руки оружие лишь тогда, когда враги непосредственно угрожают спокойствию и благополучию его обители. Так меня в юности моей учил аббат Сугерий из Сен-Дени, и тот урок я запомнил (хотя и не вполне воспринял новейшие обычаи монашеского общежития и новейшие способы строительства, которыми на старости лет увлекся Сугерий, да упокоит Господь его душу со святыми угодниками (классическая формула : в Селениях Праведных)).
Впрочем, в наше время и святейший папа, и наш христианнейший государь император всё более и более приближают к себе рыцарей Храма. Ну что же, сим властителям Богом дано принимать решения, недоступные пониманию простого аббата. Сейчас Арнульф Кесарийский везёт князю Георгию Долгорукому запечатанную грамоту от его императорского величества и запечатанные же сундуки с дарами.
Теперь позволь, благодетель мой и брат во Христе Конрад, обратить твоё внимание на суетные земные дела, без которых в нашем несовершенном мире пока что невозможна служба Богу – ни посредством священной литургии, ни тем паче посредством строительства храмов.
Удивляюсь я тому, что никаких денег на путешествие его величество мне не предоставил, поставив меня в полную зависимость от рыцаря Арнульфа Кесарийского, русского посольства и будущих щедрот князя Георгия. И если в Палестину я отправлялся во главе артели, в которую входили и каменщики, и скульпторы, и керамисты (лучшее: гончары), и ювелиры, и все сии строители получали оплату звонкой имперской монетой, то что прикажешь делать сейчас? Получается, я могу рассчитывать только на братьев из моего аббатства? Тогда позволь сказать тебе, что без ущерба для великой вормсской стройки я могу взять с собою только одного скульптора – Северина из Марклкофена, монаха, принявшего обет молчальничества (правильнее: молчания). Все остальные мастера заняты, и ты первым высказал бы мне упрёк, если бы я отвлек их от строительства вормсского собора и повёз на Русь.
Если великий князь Георгий Долгорукий окажется столь же щедр, сколь его величество император Фридрих, то боюсь оказаться (повтор) в роли Спасителя нашего, голодавшего в пустыне. Поэтому я на всякий случай все же захвачу немного золотых имперских монет из запасов нашего аббатства. Если тебе потребуется полный отчет по деньгам, которые я истратил на приготовление к путешествию и взял с собой на Русь, то тебе его даст эконом аббатства по твоем возвращении в Вормс.
Я спросил у Арнульфа, могу ли я взять кого-нибудь из прислуги, но тот ответил, что места на корабле не так много, и мы оба вполне можем обойтись его людьми. Действительно, с ним едут двое мрачных и молчаливых слуг, но я не знаю, в какой степени смогу пользоваться их помощью в каждодневных земных нуждах. На помощь пятерых слуг русского посольства я и подавно не рассчитываю.
Прости, брат мой во Христе, старого ворчуна Готлиба. Боюсь, что труден будет для меня предстоящий путь. Когда я ездил в Палестину, вдохновлённый желанием служить Господу строительством новых храмов, я был лет на двадцать моложе. А сейчас уже прошло более полувека с того дня, когда я родился в Розенау, скромном имении моего отца под Штайнбахом Верхнефранконским.
Слегка утешает меня лишь то, что государь император в своём указе повелел мне отчитываться обо всем увиденном на Руси не напрямую перед ним, а перед тобою, моим архипастырем Конрадом. Приложена к императорскому указу и грамота, которой его величество обязал наших купцов, встреченных (не согласованы времена) мною на Руси, принимать от меня сии отчёты и по прибытии в Германию пересылать их тебе имперской почтой (в средневековой Европе не было имперских и прочих почт. Первая государственная почта возникла в России, сколь упомню - при Иване Грозном). Мне неведомо, зачем императору Фридриху столь срочно понадобились сведения о Руси, почему нельзя было дождаться моего возвращения на родину и тогда уже получить от меня подробный и обстоятельный отчёт, но я рад возможности постоянно писать тебе обо всех превратностях моего путешествия. Пусть мои письма напоминают тебе о том, что в далёкой варварской стране терпит невзгоды и лишения любящий тебя земляк. И если мне доведётся быть растерзанным свирепыми северными волками, то моими последними словами будет благословение моему благодетелю и покровителю Конраду.
Надеюсь, брат мой во Христе, ты не сочтешь за труд на основании моих посланий составить отчёты императору по темам, которые его заинтересуют. Прежде всего, насколько я понял из указа его величества, ему нужны описания укреплений русских городов. Не уверен, смогу ли я с честью удовлетворить сей высочайший интерес, ибо являюсь многоопытным храмоздателем, но в деле фортификации обладаю лишь теми познаниями, которые необходимы для общего владения архитектурными науками и искусствами. Наверное, для нашего умудрённого Господом императора храмоздатель и фортификатор – одно и то же, ибо имеет отношение к строительству. Мне уже не раз приходилось сталкиваться со столь прискорбным заблуждением: по такой логике и плотник со столяром – одно и то же, ибо имее(ю)т отношение к обработке дерева. Впрочем, на всё воля Бога и его земного помазанника Фридриха.
За себя я оставил в Вормсе Харальда из Майнца, приора аббатства святого Павла и лучшего моего ученика в архитектурном деле. Ему не впервой принимать на себя дела аббатства и стройки (постройки) великого собора на время моих отъездов в другие города и страны для строительства храмов, так что я за него спокоен.
Беру я с собою чертёжные принадлежности, большой свиток лучшего пергамента и древодельный (русизм) инструмент для изготовления макетов храмов. Предстоит большая архитектурная работа, (запятая не нужна) и проекты надо представить заказчику наилучшим образом. Я не хочу в далёкой Руси оказаться в том положении, в котором четверть века назад по неопытности оказался в славном городе Пассау, где мне пришлось рисовать для тамошнего епископа эскиз будущего собора палочкой на песке.
Беру я и готовый проект, который у меня на всякий случай всегда имеется. Это базилика, похожая на ту, которую мне лет десять назад пришлось строить в баварском городе Райз(с)бахе. По моему опыту, на первой встрече с заказчиком желательно показать что-нибудь готовое, сие обычно вызывает уважение.
Итак, я вверяю себя Господу и, окрылённый папским отпущением моих многочисленных грехов, со слезами и страхом завтра поутру пускаюсь в дальнюю дорогу.
Благодать Божья да пребудет с тобою и всеми нашими братьями во Христе, пусть дни твои будут полны радости и успехов, да хранит тебя всемогущий Господь бесчисленные годы (стиль). Аминь.
Искренне твой, вечно любящий тебя и всею душою преданный тебе раб Христов и земляк твой Готлиб-Иоганн.
=======================================

Это мой вам подарок, Сергей:)
Ну а ежели не угодила, то...
...Прости, брат мой во Христе, старого ворчуна Готлиба...(С)
ПП
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Параскева, рад Вас видеть на форуме! Пришлите мне в личку свою эл.почту, я Вам пошлю роман целиком. Только букву "ё" не трудитесь исправлять, я ее не признаю :) Если, даст Бог, книгу будут печатать, то корректоры исправят.
С некоторыми правками не соглашусь (например, "Германской нации" Империя была с 16 века, а с большой буквы Империя пишется, если без "Св.Римской"). С некоторыми соглашусь, конечно.
Заранее спасибо, внесу Вас в список благодарностей, если имя и фамилию пришлете :)
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Василий Шелёмин »

Сергей Заграевский писал(а):Я вот о чем думал и продолжаю думать. Что еще мог бы Готлиб сделать, подслушав разговор тамплиеров, кроме как мчаться к Ростиславу и рушить всю миссию? Не мог ли он вызвать (например, через слугу) графа Вифлеемского в людное место, сказать, что он все слышал, пообещать не разглашать, получить обещание неприкосновенности, забрать деньги и вещи, и разъехаться с тамплиерами, не раздражая друг друга? Не догадался? Или струсил? Или понял, что не помогло бы? Мне кажется, в любом случае такое поведение было бы нехарактерно для Готлиба.
1) Нехарактерно; 2) У Готлиба к этому времени уже несколько десятков страниц, как весьма настороженное, если не сказать больше, отношение к тамплиерам. К моменту принятия решения он уже знает из подслушанного разговора, что эта компания готова на любую подлость, а клятвопреступление для них вообще грехом не считается. Поэтому здесь всё логично.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Я продолжу по мелочам, без разбора сюжетных линий :)

Письмо 8
в вооруженной военной ладье мы сможем отбиться от любых разбойников, в крайнем случае – оторваться от преследования
Оторваться, это современный сленг.

Волга….после города Ярославля поворачивает на юг и течет до самого Каспийского моря.
Тогда его называли Хвалисское море

затеял на пустынной равнине огромную стройку в духе древнеегипетских фараонов
Лучше просто египетских

Письмо 9
Мать Андрея была принцессой племени половцев, степных кочевников, живущих к югу от Киева, и поэтому в лице князя просматриваются восточные черты.
Монголоидность половцев в настоящее время не подтверждена, в своё время Герасимов делая свою реконструкцию облика Андрея Боголюбского придал ему восточные черты, но скорее из-за стереотипа, что все кочевники монголоиды, а не на основе фактов. Есть любопытное современное исследование о внешности и смерти князя http://izh.sudmed.ru/jurnal/2011-01.pdf стр. 24-35

Письмо 10
торжественную церемонию заложения можно было провести и до одобрения князем летальных чертежей
Звучит трагично :)

приветливый и улыбчивый человек (сии свойства среди здешнего простого народа являются большой редкостью)
Какие-то мрачные русские постоянно встречаются Готлибу, ну кроме женщин и жуликов конечно :)

Письмо 11
Князь в довольно скромных одеждах сидит на довольно скромном троне
Довольно довольный князь получился :)

на сем совете, где имеет место причудливая смесь норманнского воинского братства, имперского рыцарского духа и восточной лести
Связи норманнов с Рюриковичами в то время не существовало, норманисты появились в XVIII веке. Поэтому корректней просто воинское братство.

Такая мысль показалась мне настолько разумной, что я не удержался и захлопал в ладоши
Вряд ли католический аббат мог использовать аплодисменты как знак одобрения. И католическая и православная церковь считала хлопки в ладоши элементом языческих ритуалов.

История с возникновением названия Боголюбово уж слишком притянута за уши, мне кажется, это перебор даже для литературы. Получается, что Андрей стал Боголюбским из-за имени архитектора.

Феодор вместе с множеством владимирских священников обошел строительную площадку с иконами и крестами, затем положил один большой камень посередине, и четыре – по углам будущего собора (сии места были специально отмечены колышками). Потом он громко повелел начать строительство.
Повеление начать строительство больше подходит к комсомольским стройкам.
Есть чин на основание храма, он вряд ли сильно изменился. Процедура выглядела примерно так: в основании церкви выкапывают рвы, готовят камни и известь. На четырехугольном камне изображают или высекают крест. Сначала на месте будущего престола устанавливают деревянный крест, а затем архиерей или священник своими руками укладывает камень в основание алтарной апсиды. Читаются соответствующие молитвы, кропятся рвы и т.д. В окончании возносится благодарность ктиторам и основателям.

сами прекрасно работали с камнем, но и обучали других: столь быстрому усвоению помогали плотницкие навыки
Вряд ли плотницкие навыки помогали в работе с камнем.

на высоком троне сидел князь Андрей
Как-то слово трон не очень вяжется с уличным седалищем князя

все отчеты давал ему на подпись
Подпись под отчётами, это какой-то современный бюрократизм. Судя по дальнейшим событиям, наличие или отсутствие подписи оказывало мало влияния на процесс отрубания головы.

сам видел, как Евстафий и Янь делят деньги
Наши деньги происходят от монгольского (тюркского) "тэнга/денга". В XII веке на Руси начался т.н. "безмонетный период" в ходу были гривна, ногата, куна, резана, полтина, деньгами они называться не могли.

Одни из ворот надо будет назвать Золотыми ….и пусть они смотрят не на восток, не в сторону Боголюбова…, а на запад – в сторону Священной Римской империи
Далековато однако до империи, …. наверное, это уже перебор.

но не смог открыть дверь: она оказалась припертой снаружи большим поленом
Обычно двери из дома открывались внутрь, так как в снежную зиму можно было не выйти из дома и без козней всяких злодеев.

Святой Грааль – та самая чаша, из которой Господь наш вкушал на Тайной вечере и в которую была собрана кровь из его ран. По соглашению его императорского величества и покойного князя Георгия Долгорукого сия святыня предназначалась для торжественного обретения на Руси
В европейской литературе образ Грааля начинает возникать в конце XII века. Причём он достаточно расплывчат – это и чаша и некий камень. Грааль не является реликвией, это романтический образ. Он скорее связан с более поздними легендами о тамплиерах. То есть его значение для Руси довольно сомнительно, но Вы как автор выбрали традиционную европейскую версию поисков Грааля и перенесли её на русскую почву. В этом есть некий алогизм, европейский монарх для которого обретение Грааля представляет хотя бы какой-то смысл, отправляет его на Русь, где Грааль ценности не имеет и святыней не является. Хотя чего только в романах не бывает. В общем идея не логичная, но авантюрности добавляет. :)
ВПВ
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 19:03

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение ВПВ »

Не могу вспомнить место, но где-то было описано нападение городских воришек, когда один заманил за ограду, а там уже как говорится гоп-стоп в полном объеме. Я в свое время пересмотрел множество криминальных хроник 90-2000г.. И у меня возникло ощущение неправдоподобности:
1. Уж очень попахивает 90-ми когда в стране существовало безвластие и преступность особо не стесняясь в одиночку, в городской среде, средь бела дня занималась разбоем.
2. В те времена преступников, воришек наказывали ух как, поэтому в городской среде вряд ли решились на такое дерзкое нападение. В городе если и процветало воровство то оно наверное было в форме обмана, когда человек не сразу понимал что его обокрали.
3. Дерзкое нападение возможно было группами далеко за пределами городов и сел, как например это было когда герои плыли на ладье.
4. Я думаю тогда можно было бы закричать и тебе на помощь всегда откликнется большинство населения, так как тогда это было условием выживаемости целого поселения, современное городская среда способствует обособлению каждого человека и бездействие властей вкупе способствует безучастному отношению к криминальным ситуациям, главное чтоб меня не трогали.
5. Сейчас в больших городах есть криминальный бизнес ориентированный на иностранцев, этот бизнес существует за счет количества, тогда иностранцев было меньше поэтому питательной средой для криминала это быть не могло.

Вообщем тогда у криминала позиции были слабые, и подобная ситуация по моему возможна когда иностранец попадает на территорию где нет управления и жалкие остатки разрозненного населения.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, из принципиальных моментов:
Я и сам - сторонник "норманнской теории", в послесловии пишу, что опирался прежде всего на Татищева и Карамзина, которые тоже сторонники, так что Готлиб по поводу норманна Рюрика все утверждает логично ;)
Я вот как написал:
На сегодняшний Божий день все русские князья (а их живет и здравствует не одна дюжина) ведут свое происхождение от легендарного норманна Рюрика (как мы видим, Готлиб отождествлял норманнов и варягов, хотя он мог и ошибаться, так как варяги пришли на Русь за триста лет до него – прим. перев.),
Появление легенд о Граале в конце 12 в. условно: могло быть массовое распространение тогда, а немассовое - немного раньше, уже в 1150е. То же и с миннезингерами, хотя я их на всякий случай заменил менестрелями.
Почему нельзя было обрести Грааль в Империи, потом выясняется:
Я выразил непонимание, почему Святой Грааль нельзя было торжественно обрести в Священной Римской империи. На это епископ Кобленцский сказал, что благоговейное отношение народа нашей богоспасаемой страны к вновь обретаемым святыням оказалось несколько поколеблено из-за скоморохов (к ним его преосвященство причисляет романистов и менестрелей), смеющих легкомысленно касаться церковных тем. Сие относится прежде всего к Святому Граалю, ставшему одним из излюбленных объектов внимания сих скоморохов. Поэтому в высших кругах Империи и Святой Церкви было решено отправить священную чашу для торжественного обретения на Русь, милостью Господней малознакомую с куртуазными романами. Козни врага рода человеческого помешали обретению святыни в 6666 году по здешнему летосчислению, когда такое обретение могло принести наибольшую пользу как возможное спасение от ожидаемого русским народом прихода Антихриста, но и сейчас такое торжество может быть весьма полезно для усиления влияния на Руси Святой католической церкви и постепенного сближения сей страны со Священной Римской империей – вплоть до установления вассальных отношений.

Половецкое происхождение Андрея - версия классическая и наименее спорная, оставим ее. Н.Н.Воронин даже писал в своих стихах: "Твой взгляд с прищуром половецким". С реконструкциями Герасимова все очень непросто: я на какой-то конференции слышал доклад с их опровержением, а следующий - с опровержением опровержения :)
Почему Боголюбов стал так называться - вспоминается Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора..." :) Поскольку научно обоснованных версий пока что нет, оставим Готлиба :)
Золотые ворота глядят-таки в сторону Империи, не в вятичские леса же :) .
Чин освящения я один в один переписал с московского Успенского собора, там все подробно в летописи описано.
В Империи деньги были, значит, Готлиб мог называть так их аналоги на Руси независимо от формы. А что именно могли делить Янь с Евстафием - подумаю.
Хвалийское море - у славян, а у немцев, похоже, всегда был Каспий. Проверю.
По мелочам, конечно, все исправлю.
Только вот с "мрачными русскими" подумаю: к сожалению, именно такое впечатление производит Россия на любого иностранца. Да и меня огорчает, честно говоря, мрачность на огромном большинстве лиц соотечественников :(

ВПВ, в любом романе присутствуют личные переживания. На первом курсе института (начало 80-х) я ездил смотреть ц-вь в Дубровицах, и на Подольском вокзале меня какие-то мелкие пареньки так же точно завели за какие-то ларьки и отобрали деньги (правда, не раздели :) ). Помню, как я по младости лет растерялся :(
Думаю, криминал вечен. Может быть, бродяжка сначала хотел просто попросить денег, а потом понял, что можно и посерьезнее заработать :)
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Василий Шелёмин »

Сергей Заграевский писал(а):Почему Боголюбов стал так называться - вспоминается Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора..." :) Поскольку научно обоснованных версий пока что нет, оставим Готлиба :)
Соглашусь с Сергеем Поповым - на мой взгляд, это 22:-). Готлиб и так наследил порядочно. Постараюсь собраться с мыслями и отписать по поводу жанра:-).
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Кроме шуток, вопрос "Боголюбов - Боголюбский" очень интересный. В летописи - "И град заложи Боголюбивое", и еще несколько подобных упоминаний.
Варианта два: либо Андрея уже к тому времени прозвали Боголюбским=Боголюбивым, и тогда город - в его честь, либо наоборот - сначала город, потом по его имени живший там князь.
Воронин на эту тему гипотез не выдвигал, я, когда писал о Боголюбове, тоже.
http://zagraevsky.com/bogolubovo.htm
Мне кажется, что прозвище князя к 1158 году вряд ли уже могло быть таким: рановато. Он незадолго до того тризну коню устраивал :) Поэтому я скорее сторонник второго варианта - что откуда-то сначала (из любого сора :) ) сложилось название города, а потом уже князь.
Подчеркиваю, вопрос темный и спорный, и на серьезном научном уровне пока не решенный (если есть у форумчан соображения, с интересом почитал бы).
А пока что все сомнения толкуются в пользу Готлиба :)

Я вот какую приписку в текст вставил:
(Готлиб, конечно, мог и выдумать весьма лестную для него историю с именованием города Боголюбова в его честь. Но поскольку исторически обоснованных версий происхождения названия города пока нет, придется поверить аббату на слово, к тому же совпадение имен действительно присутствует – прим. перев.)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Вопрос точно, тёмный. Мне кажется, что можно опираться на традицию, хоть это не догма. На Руси прозвища князей связывали не с местом княжения, а с их личными качествами или совершёнными подвигами, все эти отсылки к Киеву, Галичу, Ростову и т.д. возникают позднее, чтобы не путаться в одинаковых именах. Поэтому в летописях присутствуют Вещий, Креститель, Мономах, Мудрый, Долгорукий, Красный и Удалой, Осмомысл и Большое Гнездо, Косой и Тёмный, Шемяка и Калита, Донской и Невский... Причём эта традиция существует во все времена...Тишайший, Освободитель, Кровавый... Основание городов определяется личностью князя, а не наоборот, название города определяет эту личность. Поэтому Владимир, Ярославль, Мстиславль... Возможно, Боголюбский исключение....Вообще, про Боголюбского, как ни странно, известно достаточно мало и в основном в церковной традиции. Поэтому мы не знаем, например, его мирского имени... Честно говоря, меня всегда смущало несоответствие прозвища Боголюбский, личности и поступкам князя Андрея. Есть в этом прозвище что-то надуманное, книжное. Любопытно, что древнейшие летописи, Ипатьевская, Лаврентьевская, Новгородская, не называют Андрея Юрьевича - Боголюбским, хотя довольно подробно описывают его деяния. Мне кажется, что при жизни князя Андрея, его никто Боголюбским не называл, это прозвище возникло в книжной среде позднее и связало с именем князя название его резиденции - Боголюбово.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Я и сам - сторонник "норманнской теории", в послесловии пишу, что опирался прежде всего на Татищева и Карамзина, которые тоже сторонники, так что Готлиб по поводу норманна Рюрика все утверждает логично ;)
Сергей, Вы можете быть сторонником любой теории, но Вы же не Готлиб, хоть и его отец :) Я к тому, что понятие норманнизма современное, во время Готлиба его не существовало. Грубо говоря, о норманнстве Рюрика не знают ни русские летописи, ни скандинавские хроники. Да и сейчас никаких реальных фактов в подтверждение этой теории нет. Одни идеологические домыслы :wink:
Сергей Заграевский писал(а):Половецкое происхождение Андрея - версия классическая и наименее спорная, оставим ее. Н.Н.Воронин даже писал в своих стихах: "Твой взгляд с прищуром половецким". С реконструкциями Герасимова все очень непросто: я на какой-то конференции слышал доклад с их опровержением, а следующий - с опровержением опровержения :)
Половецкое происхождение Андрея неоспоримо, а вот монголоидность самих половцев, совсем не факт. Реконструкции Герасимова не документ, а художественный образ, созданный на основе объективных антропологических данных и его субъективных представлений о конкретной личности. Мне всегда было интересно, как бы выглядели реконструкции, если происхождение черепа было бы ему неизвестно? Возникали бы все эти славянско-восточные образы? Думаю, что нет. :)
Сергей Заграевский писал(а):А что именно могли делить Янь с Евстафием - подумаю.
Арабские дирхемы или просто "серебро". При этом называть их деньгами не могли, такого слова ещё не придумали :)
Сергей Заграевский писал(а):Только вот с "мрачными русскими" подумаю: к сожалению, именно такое впечатление производит Россия на любого иностранца. Да и меня огорчает, честно говоря, мрачность на огромном большинстве лиц соотечественников :(
Ну это очень субъективно... всё зависит от того, как смотреть. :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, получается, Вы тоже склоняетесь к варианту "сначала город, потом князь". Тогда вопрос остается открытым - "из какого сора", т.е. и Готлиб возможен :) У меня по поводу названия Боголюбова созрели кое-какие серьезные мысли (вот как полезно писать романы :) ), постараюсь вывести их на научный уровень и напишу о результате, если таковой состоится ;)

По поводу норманнизма и антинорманнизма сломано столько копий, что вряд ли имеет смысл приступать к дискуссии. Для меня (и для Готлиба :) ) решающий аргумент - Нормандия. Как много в этом звуке... Тут и глобальная экспансия, под которую могла попасть Русь, и название. А уж Татищев и Карамзин - не Иловайский ;)

Насчет Герасимова спорить не могу, но классическая точка зрения все же, согласитесь, такова. Впишу какое-нибудь "прим. перев." :)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Сергей, получается, Вы тоже склоняетесь к варианту "сначала город, потом князь".
Только с одним уточнением, Андрей стал Боголюбским посмертно.... :)
Сергей Заграевский писал(а):По поводу норманнизма и антинорманнизма сломано столько копий, что вряд ли имеет смысл приступать к дискуссии.
Поговорить-то можно, но, согласен, не сейчас. :)

Закончу с мелкими замечаниями.

Письмо 12
Прежде всего хочу выразить христианнейшему, победоносному, навеки прославленному государю императору Фридриху свою нижайшую верноподданническую благодарность за его указ о пожаловании мне достоинства графа Священной Римской империи.
И этот льстец ещё что-то говорил о нравах при дворе Боголюбского, или уже обрусел? :D

для этого Андрей готовит свержение новгородского князя Святослава
Откуда об этом может быть известно католическому епископу? Князь вроде не болтлив.

Потом Рудольф и Феодор триумфально провезут святыню по всем русским княжествам, прямо или косвенно склоняя народ к принятию истинной католической веры.
Если это цель епископа Рудольфа, то он явно готовится принять смерть мученика :)

благоговейное отношение народа нашей богоспасаемой страны к вновь обретаемым святыням оказалось несколько поколеблено из-за скоморохов (к ним его преосвященство причисляет романистов и менестрелей)
Смесь французского с нижегородским.

Письмо 13
При смыкании центрального купола собора я по примеру легендарных архитекторов древности стоял под ним, дабы в случае обрушения погибнуть вместе со своим творением.
Что инженеры под мостами стояли, когда проходил первый состав, слышал, но представить себе архитектора стоящего среди лесов, подмостей и прочих деревянных конструкций не могу. Тем более не могу понять, на что смотрели толпы владимирцев во главе с Боголюбским. Ведь прогоны, опалубка и кружала по которым велась кладка ещё не сняты.

Потом из Киева я смогу доехать до Константинополя
Князь назвал бы город Царьградом

что хватило бы не то что до Империи, а до Китая
Название Китай в Европе появилось после путешествия Марко Поло, Готлиб мог бы назвать эту страну Хина, если он вообще знал о её существовании.

Это Старокиевская гора, Киселевка, Щековица, Хоревица, Детинка, Лысая гора, Кудрявец, Гончары, Берестово, Замковая гора
Наверное Готлиб погорячился и придумал названия которых в 12 веке ещё не знали, но угадал. :)

он говорит на великолепной латыни
Разве в то время в ходу была не вульгарная латынь?

Письмо 14
Самое динамичное из всех, жалко, что в конце...

Письмо 15
Моим тезоименитым святым остался Иоанн Богослов, и мое имя на Руси теперь Иоанн. А поскольку для благородных и уважаемых людей здесь принято именование по отчеству, то Иоанн Карлович.
Или просто – мастер Иоанн, имя подходящее, возраст тоже, надо бы его отправить в Полоцк, пусть строит Спасо-Преображенский храм в монастыре у Ефросинии, надо же продолжать развивать русское зодчество. :D

На Анбала Ясина была наложена опала, а епископ фон Татцинген, граф Вифлеемский и другие рыцари Храма были немедленно отправлены на родину.
Боголюбский явно был с ними заодно, иначе укоротил бы их всех на голову.

В Ростове, несмотря на то, что там по-прежнему живет епископ Леон
Вроде Леона в 1159 году турнули за корыстолюбие и грабёж, позже киевский митрополит его вернул, и он был поставлен епископом в Суздале, откуда в 1162 году тоже был изгнан и помер в 1171 году в темнице константинопольского Патриарха, как еретик.

Про девицу из Торжка у меня нет, поэтому промолчу :)
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Парасковья Пятница »

Сергей Заграевский писал(а): Заранее спасибо, внесу Вас в список благодарностей, если имя и фамилию пришлете :)
Я ещё посмотрю, достойно ли ваше сочинение того, чтобы его украшало моё настоящее имя:)
...Продолжение следует...
(Сергей Попов, мне близок ваш умострой:))
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, мелочи уточню, а по поводу Леона существует множество версий, они подробно рассмотрены здесь:
http://www.sedmitza.ru/text/49467.html
Важно не путать подробности биографий Леона и Федора :) У меня в конце биографический указатель, я там написал версии, которых придерживаюсь:
Леон (ум. 1184) – ростовский епископ с 1158 (по другой версии, с 1160) года до конца жизни. По происхождению грек. Поставлен на кафедру константинопольским патриархом.
Федор (Федорец) – кандидат Андрея Боголюбского в ростовские епископы либо митрополиты (в случае благословения патриархом создания в Суздальской земле отдельной от Киева митрополии). В конце 1160-х годов был выдан в Киев на суд митрополита, подвергся отсечению правой руки, ослеплению и ссылке.
Про Полоцк я думал. Мне кажется, это перегрузит книгу, к тому же одно дело - доказанные с той или иной степенью вероятности постройки "немчина Куфира", где видна одна и та же рука, и другое - храм в Полоцке. Все-таки роман исторический.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Парасковья Пятница писал(а):(Сергей Попов, мне близок ваш умострой:))
Парасковья, спасибо за доброе слово, которое...и кошке.. и людям... :)

Мне показалось, что я Вас невольно обидел в одной из прошлых дискуссий. :( Даже если это не так, примите мои искренние извинения. Шарк...шарк...
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Важно не путать подробности биографий Леона и Федора :)
Сергей, я специально в тонкости отношений Фёдора и Леона не вникал. Мне казалось, что Леон прославился тем, что кроме обычных поборов с духовенства ещё и требовал ото всех, включая князя, не есть мясо в праздники, если они приходятся на среду и пятницу. Этого наш смиренный народ потерпеть не мог, поэтому Лион был изгнан и впоследствии, пытаясь доказать свою идею патриарху, был обвинен в ереси и отправлен на хлеб и воду :)
Фёдор, кроме мордобоя, запомнился тем, что запер все владимирские церкви и за это самоуправство был отправлен Андреем в Киев, где митрополит его грязно обругал и повредил телесно.
Собственно, борьба Леона и Федора закончилась вничью, оба с посторонней помощью умерли...
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):
Сергей Заграевский писал(а):Важно не путать подробности биографий Леона и Федора :)
Сергей, я специально в тонкости отношений Фёдора и Леона не вникал. Мне казалось, что Леон прославился тем, что кроме обычных поборов с духовенства ещё и требовал ото всех, включая князя, не есть мясо в праздники, если они приходятся на среду и пятницу. Этого наш смиренный народ потерпеть не мог, поэтому Лион был изгнан и впоследствии, пытаясь доказать свою идею патриарху, был обвинен в ереси и отправлен на хлеб и воду :)
Фёдор, кроме мордобоя, запомнился тем, что запер все владимирские церкви и за это самоуправство был отправлен Андреем в киев, где митрополит его грязно обругал и повредил телесно.
Собственно, борьба Леона и Федора закончилась вничью, оба с посторонней помощью умерли...
Мне кажется, Леон все же победил, вернулся после изгнаний в Ростов и благополучно умер в 1184 году. А поскольку есть много версий дат и причин его изгнаний, то я для простоты их проигнорировал, т.к. это неважно для книги.
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Парасковья Пятница »

.
...Продолжаю полегонечку...
Прошу прощения, если дублирую правку коллег - недостаточно времени для подробного чтения темы.
=======================

ПИСЬМО ВТОРОЕ
(номер по описи Венской библиотеки: XII-34-5836/В-II)

Его высокопреосвященному сиятельству Конраду, архиепископу Вормсскому, в миру графу фон Штайнбаху, от Готлиба-Иоганна, в миру барона фон Розенау, Божьей милостью настоятеля аббатства святого апостола Павла в Вормсе.
Писано посреди Восточного моря в восьмой день мая 1157 года от Р.Х.

Приветствую тебя, высокопреосвященный и сиятельный Конрад, любезный мой архипастырь, земляк и брат во Христе!
По бесконечной милости Господней, пока мы плывем по Восточному морю (которое у здешних приморских народов называется Балтийским, у русских – Варяжским), Бог дал нам прекрасную погоду, все время дует попутный ветер. Мне не раз приходилось путешествовать на корабле, но такой(го) легкого и приятного плавания я не припоминаю, слава Господу Богу нашему во веки вечные. Питание(лучше: пищу), необходимое для бренных наших тел, слуги Арнульфа Кесарийского и русских послов готовят превосходно, и постель на корабле даже удобнее, нежели в моей вормсской келье. Шкипер (командир несамоходного или рыболовецкого/торгового судна) нашего корабля (корабль = военное судно; не военное = просто судно) – милейший, тихий и скромный мекленбуржец Хайнц.
К сожалению, на сем повествование о приятности моего путешествия заканчивается, ибо, как сказано в Писании, во многой мудрости много печали,; и кто умножает познания,- умножает скорбь. За время путешествия стараниями рыцаря Арнульфа и русских послов мои познания о Руси стали несравненно более глубокими, (зпт не нужна) и счастья и успокоения они мне не принесли.
Не знаю, приходилось ли тебе встречаться при дворе нашего государя императора с рыцарем Храма Арнульфом Кесарийским, поэтому на всякий случай опишу его тебе, ибо он является личностью во многом примечательной. По возрасту сей тамплиер немного старше меня: родился он вскоре после завоевания нашими Христовыми воинами Святой Земли, то есть в первые годы нашего века. Ему не исполнилось и девятнадцати лет, когда он вступил в только что созданный орден Иерусалимского Храма, и теперь, похоже, он считается одним из его первых рыцарей. Служа своему ордену, он много ходил с паломниками по всему миру, бывал и на Руси, говорит на множестве языков, в том числе на русском. Насколько я понял из его рассказов, еще при блаженной памяти императоре Лотаре II он был дворцовым советником по делам восточных стран и прежде всего Руси.
Впрочем, моя христианская любовь к сему тамплиеру от знаний о его заслугах не усилилась, ибо ведет он себя вовсе не так, как подобает добропорядочному монаху. Из его уст иногда исходят сквернословные выражения, поминает он и врага рода человеческого, и даже в непотребном контексте (неологизм) имена самого Господа и его блаженнейшей Матери, непорочной Девы Марии. Его лицо пересекают два глубоких шрама, ростом он выше меня почти на голову и гораздо шире в плечах. Ты, брат мой во Христе, знаешь, что я человек далеко не тучный: слишком часто по роду работы приходится мне лазить по строительным лесам. Но по сравнению с рыцарем Арнульфом я выгляжу низкорослым и толстым, а держит он себя со мною так, будто я являюсь обременительной поклажей, которую необходимо в целости и сохранности довезти до Киева. Иными словами, он и в прямом, и в переносном смысле смотрит на меня свысока, нарушая завет Господень о том, что не умалившийся не войдет в Царство Небесное. Так же он держит себя и со всеми остальными нашими спутниками, кроме Ратибора, главы русского посольства, и своих мрачных слуг, которые с ним уже не первый десяток лет и сами являются тамплиерами, хотя и более низкого ранга.
А русские послы, напротив, с каждым днем нравятся мне все больше и больше. Удивительно милые и приветливые люди, а приветливость благословенна Господом. Я тебе уже писал, что все они неплохо говорят на латыни. Двое из них – ближние дворяне (неуместный термин, когда речь идёт об аристократии: Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина) князя Георгия, имена их – Ратибор Ростовский и Прокопий Белгородский. Ратибору гораздо более шестидесяти лет от роду, он ровесник киевского князя и, насколько я понял, является его другом и наперсником едва ли не с мальчишеских лет. Это высокий, худощавый, седовласый воин, слегка прихрамывающий из-за какой-то старой раны. Прокопий моложе и его, и меня. А третий, что меня обрадовало, – строитель. Зовут его Мирослав Чудинович, лет ему около тридцати пяти.
Мирослав мне много рассказывает о Руси, многое о сей стране я узнаю и из разговоров, которые ведут между собою Арнульф и русские послы (разумеется, только в тех случаях, когда они переходят на латынь, ибо чаще всего между собою они говорят по-русски). И вот что я должен тебе поведать о государстве, куда я волею нашего любимого императора направляюсь, да спасет и помилует меня Господь. Если бы ты знал все то, что я тебе сейчас расскажу, то думаю, что нашел бы способ убедить его величество послать туда не меня и даже не Иоахима фон Либиха, а какого-нибудь ломбардца или француза, из тех, кто таскается по нашей великой Империи со странствующими артелями (артель - позднейший термин) и выпрашивает у баронов заказы на постройку хотя бы деревенских церквушек.
На Руси, оказывается, медведи по улицам городов не ходят, а если ходят, то только ручные – на привязи у скоморохов. И волки там не заменяют цепных собак. На Руси все еще хуже: уже более трех десятилетий в стране идет непрерывная кровопролитная война, (напугал ежа голой задницей:) ; а чё, в Европе не воевали?:) начавшаяся со смертью киевского князя Владимира Мономаха, отца князя Георгия. И причина сей войны – не церковные раздоры и не какая-нибудь прекрасная Елена, хотя о красоте русских женщин и ходят легенды. Причина войны – власть в Киеве, то есть право называться не просто князем, а великим князем, и раздавать своим детям те немногие города и княжества, которые еще признают киевскую власть.
Строго говоря, сия война началась еще раньше, лет сто назад, когда умер последний по-настоящему сильный киевский правитель – великий князь Ярослав, которого русские прозвали Мудрым. В те времена Русь входила в число наиболее сильных государств Божьего мира, и никто в нашей богоспасаемой Германии не рассказывал про нее сказок о медведях на улицах и волках на цепи. Например, князь Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери стали норвежской, французской и венгерской королевами, его сын Всеволод женился на дочери императора Византии Константина Мономаха (отсюда пошло и прозвище его сына Владимира, женатого, в свою очередь, на английской принцессе). Сестра Ярослава стала женой польского короля. А императрица Адельгейда, которая обвинила своего супруга Генриха IV в том, что он держал ее в тюрьме и принуждал к участию в оргиях и черных мессах, оказывается, была дочерью Всеволода Ярославича. (Я хорошо помню, как сие обвинение повлияло на решения Вормсского конкордата, хотя еще был неоперившимся безбородым юношей, только-только готовившимся принять монашеский постриг и посвятить себя архитектурным наукам и искусствам).
Но когда Ярослав умер, после него остались несколько сыновей. По обычаям восточных деспотий, все они, за исключением старшего, должны были быть убиты, дабы не создавать пагубных междоусобиц. По обычаям наиболее просвещенных монархий, все они должны были находиться в Киеве под неусыпным надзором отца, а после смерти отца – под надзором старшего брата, и лишь наиболее доверенные из них могли быть посланы в другие области страны, и не владетелями, а наместниками. Но на Руси все было иначе: сыновья Ярослава еще при жизни отца получили собственные княжества, которые потом превратились в их наследственные государства. У сих князей были дети, потом внуки, потом правнуки, и государства продолжили дробление.
Ярослав, деля страну между сыновьями, повелел, дабы Киевом владел старший в роду, а остальные князья подчинялись его верховной власти. Но род Ярослава, потомкам которого Господь дал редкостную плодовитость (трое–пятеро сыновей и несчетное число дочерей – тут дело обычное), постепенно настолько размножился и разветвился, что если в первом поколении еще было возможно однозначно определить старшего, то потом наступила великая путаница, порождающая междоусобные войны. Почему столь недальновидный князь Ярослав остался в памяти потомков с прозвищем Мудрый, – можно только гадать, а гадание противно Господу.
Не зря такой обычай передачи верховной власти, унаследованный от древних варваров, в нашей Священной Римской империи имеет место очень редко и лишь в мелких герцогствах и графствах, то есть государь император всегда может пресечь междоусобицу. Обычай передачи власти, похожий на русский, я наблюдал во Франции, и не он ли стал причиной того, что не французы, а мы, хранимые Богом германцы, стали истинными наследниками божественного императора Карла Великого?
На сегодняшний Божий день все русские князья (а их живет и здравствует не одна дюжина) ведут свое происхождение от легендарного варяга Рюрика, который правил Русью несколько столетий назад, имеют в управлении большие и малые области, зовут друг друга братьями, при каждом удобном случае дают друг другу клятвы вечной верности и христианской любви, целуют Святой Крест, который им услужливо подносят епископы, а назавтра вновь идут в бой – брат на брата. На бои они собирают войска с подчиненных им княжеств, в случае захвата вражеской территории жгут города, разоряют дома, убивают мужчин, бесчестят женщин и забирают в рабство детей. В сих кровавых войнах участвуют и окрестные народы (норманны, венгры, богемцы, поляки, степные кочевники), которых приглашает тот или иной князь. А сии народы приходят на Русь лишь затем, дабы поубивать и пограбить на законных основаниях, получив за свои бесчинства еще и немалую плату.
Итог достоин сожаления: страна разорена и ослаблена. Господь не жалует братоубийц и клятвопреступников, даже если их клятвы скреплял священник не истинной католической веры, а византийской церкви, преданной нашим святейшим папой проклятию сто лет назад.
Великий князь Киевский Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, ненадолго подчинил себе мелкие княжества, да и то не полностью и не все. А после его смерти война разгорелась с утроенной силой. Везде неспокойно, везде льется христианская кровь (ведь русские, хотя по сути и варвары, (что есть варвар?) но по вере все же христиане, пусть и византийского толка), везде бесконечная милость Божья сменилась праведным Божьим гневом. Воистину, как гласит Священное Писание, «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то».
И в такую неспокойную страну послал меня его величество (в раннем средневековье, вплоть до XIV века, по отношению к большинству монархов Европы употреблялось обращение "Превосходительство"). Впрочем, все мы находимся в руке Божьей, и я рассматриваю сей императорский указ не иначе как наказание за мои тяжкие грехи. Ты мне можешь возразить, что мои грехи были отпущены святейшим папой, – но, видимо, сие отпущение несколько запоздало, ибо было дано уже после указа государя императора. Дорогой мой высокопреосвященный Конрад, прости старого ворчуна и брюзгу Готлиба, прояви к своему несчастному земляку христианское терпение, но все же при случае поинтересуйся, ведал ли его величество, в какую страну отправил далеко не последнего из своих архитекторов.
Теперь позволь, брат мой во Христе, подробнее рассказать тебе про князя Георгия Владимировича, прозванного Долгоруким, к которому я послан строить храмы. Как я понял из рассказов моих спутников, мне будет очень интересно встретиться с сим князем (хотя я с удовольствием прожил бы остаток своих дней без встреч и с русскими князьями, и с Русью вообще).
Сей князь является младшим сыном Владимира Мономаха. Сейчас Георгию более шестидесяти лет, у него одиннадцать сыновей, причем младший родился всего три года назад (сие уже само по себе в наше время большая редкость). От своего отца Долгорукий еще младенцем получил Суздальское княжество на северо-восточной окраине Руси, и постепенно превратил дотоле дикий Залесский край (называется он так, ибо отделен от Киева глухими лесами) в одну из самых сильных и процветающих областей страны.
Пока в Киеве после смерти Мономаха правили старшие братья Георгия Владимировича, он признавал их власть, не вмешивался в их дела и занимался лишь обустройством своей Суздальской земли. Лет же двадцать назад Киев захватила сначала боковая ветвь Ярославичей – Ольговичи (по имени князя Олега, кузена Мономаха), а потом родной племянник Долгорукого – Изяслав Мстиславич. Всего этого Георгий не мог перенести и начал непрерывную череду междоусобных войн. На его стороне были одни князья, на стороне Ольговичей и Изяслава – другие, и в кровавую борьбу оказалась втянута едва ли не вся Русь. Три года назад Изяслав умер, и Долгорукий, наконец, утвердился в Киеве. Междоусобная война несколько утихла, но не кончилась, ибо многие русские княжества до сих пор не признают власть Георгия.
Ратибор рассказал, что Долгорукий был так прозван как раз из-за того, что его руки тянулись к Киеву из Суздаля. Но Мирослав шепнул мне на ухо, что изначально князя так прозвали его недоброжелатели, подобно древнему персидскому царю Артаксерксу – за страсть к наживе, а потом ближними боярами Георгия Владимировича уже было выдумано менее обидное толкование – протягивание рук к Киеву.
Вообще говоря, мое общение с Мирославом куда теплее и откровеннее, нежели с другими послами. Сей молодой аристократ (на Руси это называется «боярский сын», а слово «бояре» переводится как «большие люди») много ездил по нашей богоспасаемой Империи, бывал и в Византии, и в Палестине, и даже работал на стройках (словцо стройко слишком мельтешит и режет слух) – и мастеровым, и даже десятником. Знания его обширны, хотя и несколько бессистемны: он почти не владеет искусством чертежа и макета, не умеет рассчитывать усилия в сводах, сам над стройками никогда не начальствовал. В последние годы он был помощником архитектора Саввы Нажировича, который строил для князя Георгия каменные церкви в Суздальской земле и собирался строить их в Киеве, но полгода назад почил в бозе. А когда Долгорукий решил пригласить для строительства новых, доселе невиданных храмов одного из лучших архитекторов его величества, он послал с посольством Мирослава Чудиновича, дабы тот мог посоветовать, какого именно архитектора просить у императора.
Мирослав видел многие храмы, построенные мною, и очень высоко отзывается о моей работе (не скрою, сие мне польстило, хотя христианину подобает скромность). Наверное, в конечном счете именно ему я обязан императорским указом о моем направлении на Русь. Но пока что, прости Господи, у меня не возникло желания поблагодарить Мирослава за сию сомнительную честь.
Пишу тебе, любезному брату своему во Христе и земляку, сие письмо, притулившись в носовой оконечности шаткого судна посреди моря, поэтому надеюсь, что ты простишь мне неровный почерк, недостойный многоопытного архитектора. С кем смогу передать письмо – пока не знаю, но когда пишу, то на душе наступает некоторое облегчение.
Благодать Божья да пребудет с тобою и всеми нашими братьями во Христе, да хранит тебя Господь бесчисленные годы. Аминь.
Вечно любящий тебя и преданный тебе раб Христов и земляк твой Готлиб-Иоганн.
====================================

...Дорогой мой высокопреосвященный Конрад, прости старого ворчуна и брюзгу Готлиба...(С)
...продолжение следует...

Для настроения.
Белое Озеро, Липин Бор
23.jpg
22.jpg
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Величество и превосходительство - тонкости перевода.

Я обновил на сайте первые 6 писем, желающим могу прислать новую версию романа - уже с белокурой бестией Любомилой :)

Коллеги, жду не дождусь нелицеприятных общих выводов. Не стесняйтесь :)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей, про Глафиру-Любомилу прочитал. Теперь я за Готлиба спокоен, не пропадёт старик. Кстати, Глафира не от менестрельского "приходи ко мне Глафира, я намаялся один ...." :)

По поводу русских варваров и арбалетов тамплиеров. Случайно на глаза попался такой текст: Второй Латеранский Собор в 1139 году запретил использование арбалетов против христиан. Этот запрет действовал примерно 50 лет.
В общем, тамплиеры едучи на Русь с арбалетами за христиан нас не считали :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Сергей, про Глафиру-Любомилу прочитал. Теперь я за Готлиба спокоен, не пропадёт старик. Кстати, Глафира не от менестрельского "приходи ко мне Глафира, я намаялся один ...." :)
Коллеги, извините за нескромный вопрос: в конце романа -архивно-биографическая справка, а в ней в самом-самом конце под 1164 годом кое-какая информация ;) Это вообще читается? Заметно? А то какие-то радужные у всех мысли по поводу дальнейшей судьбы Ивана Карловича :(
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Попов »

То, что его змея заела до смерти? Читается, только в контексте не ясно, это змея али тамплиеры старичка замочили. Или Глафира... Василий не зря змею поминал :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):То, что его змея заела до смерти? Читается, только в контексте не ясно, это змея али тамплиеры старичка замочили. Или Глафира... Василий не зря змею поминал :)
Главное - читается, а там уж пусть каждый додумывает как хочет :)

Общие впечатления-то какие? И заинтересуется ли хоть одно издательство, как кто считает?
Ответить