Сергей, с удовольствием перечитал Ваши статьи.Сергей Заграевский писал(а):http://zagraevsky.com/barbarossa.htm
http://zagraevsky.com/vsmz9.htm
А дальше, конечно, судить читателям, была ли ц-вь Покрова построена в 1158 году (по летописям) или в 1165 (по непонятно чем обоснованному предположению Воронина), а если в 1158, то строил ли ее тот же зодчий, что владимирский Успенский собор.
По Вашей версии, датировка строительства церкви Покрова на Нерли 1158 годом, основана на записи в т.н. Владимирском летописце и сообщениях Краткого Владимирского летописца, Первой и Четвёртой Новгородских летописей. Кроме того, связь постройки храма со смертью Изяслава Вы считаете легендарной и соответственно постройку храма в 1165 году, недостоверной.
Хотелось бы высказать некоторые сомнения по этому поводу.
Полностью сообщение "Краткого Владимирского летописца" звучит так: "И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбный град и спом осъпа и постави церкви две камены и ворота камены и полаты. И были у него 3 сыны: Изяслав, Мьстислав, Глеб. На 10-е лето княж[е]нья его заложи церковь камену пречистыя богородица Успенье събръную в граде Володимере обь едином версе да и каменные ворота. Княж[и]в лет 28, и убьен бысть от Кучков от своих бояр "
Из этого текста ясно, что описывается всё время княжения Андрея Боголюбского и на его основании делать предположения о единовременности всех построек нельзя. То есть, этот источник для датировки храма Покрова на Нерли не годится.
В Новгородской первой летописи и старшего и младшего изводов никаких упоминаний о строительстве во Владимире нет. В издании 1950 года, в приложении 2, опубликованы статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи. Это так называемые "Родословия великих князей Русских". Там есть запись о Великих князьях Владимирских. Начинается она с прихода в лето 6663 (1155) князя Андрея во Владимир из Киева с иконой Богородицы из Вышгорода, которой он "и постави ей храмъ на реце Клязме, 2 церкви каменны во имя святыя Богородица, и сътвори град и нарече ему имя: се есть место Боголюбимое". Далее сообщается, что князь построил там 30 церквей. Через 11 лет князь "начя съзидати другыи град Володимеръ, и заложи третьюю церковь камену святыя Богородиця о единомъ версе, месяца маиа въ 8, на память святого Иоанна Богослова, в верхь ея позлати. И потомъ създа четвертую церковь каменну въ имя святыя богородица Положение честныя ризы, Златая врата." Далее описывается история Владимирского княжества до нашествия Батыева в лето 6745 (1237). Это вторая дата в описании.
Говорить на основании этой весьма поздней (князь Андрей называется святым), достаточно сумбурной и не точной записи о датировке храма Покрова на Нерли или утверждать единовременность построения храмов в Боголюбове, нельзя. То есть этот источник, тоже не годится для датировки.
Новгородская четвертая летопись содержит в себе известия собранные неизвестным составителем из множества разных источников, причём он часто вносил одни и те же известия под разными годами или наоборот повторял под одним годом, в зависимости от того, как находил их в подлинниках. Было это сделано от невежества или по небрежности, сказать трудно.
В этой летописи есть следующая запись: "Годъ 6666. Заложи князь Андрей въ Володимере церковь святую Богородицю Успение, апреля 8-е, о единомъ версъ, и да ей много имения, слободы и села лучшая, дани и десятины во всемъ и въ стадехь, и торгъ десятый; и градъ заложи Боголюбивое".
Отсюда можно узнать только о времени возникновения Боголюбова. Никакой информации для датировки церкви Покрова на Нерли здесь нет. Такие же записи об основании Боголюбова есть в Никаноровской летописи и в Софийской первой летописи, но они так же не позволяют дать точную дату строительства церкви Покрова.
Остаётся "Владимирский летописец". Этот летописец хранился в ризнице Владимирского Рождественского монастыря, по заказу которого видимо и был сделан на рубеже 16 – 17 веков. Он представляет собой краткое извлечение из большого летописного свода близкого к Лаврентьевской летописи и несохранившейся Троицкой. Так же переписчик использовал сведения из новгородских источников. Никакой информации неизвестной этим летописям во Владимирском летописце до 1370-х годов нет. Единственное существенное дополнение, одна фраза, на которой Вы строите свою датировку.
В статье за 6666 (1158) год сказано: "В лето 6666. Князь Андреи Юрьевичь заложи церковь камену в Володимери Успение святыя богородица месяца априля 8 день. Сии же князь Ондреи Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святи богородици на Клязме реке, а другую Покров святии богородици на Нерли, и устрои монастырь. Того же лета прииде Леон епископъ Ростовьский."
Вроде прямое указание на дату постройки и посвящение, однако, это не так.
Если внимательно прочитать сообщение летописца, становится ясно, что в нём говорится только о начале строительства Успенского собора и приезде епископа Льва. Так же описан этот год во всех известных летописях. Переписчик, который создавал Владимирский летописец, спустя почти 450 лет после описываемых событий, в своей приписке просто указал другие постройки князя Андрея, а не сообщал время их постройки.
Текст в современном переводе звучит так: " В 1158 году князь Андрей Юрьевич заложил церковь каменную во Владимире, во имя Успения святой Богородицы, 8 апреля. Этот же князь Андрей, город Боголюбово окружил валом и поставил там церковь каменную Рожества Богородицы на реке Клязме, а другую Покрова Богородицы на Нерли, и устроил монастырь. В том же году прибыл Леон, епископ ростовский".
То есть в первоначальную запись о закладке Успенского собора, одинаковую во всех летописях, местный владимирский переписчик сделал вставку в которой дополнил летописное сообщение информацией о других известных ему постройках Андрея Боголюбского. Причём, указал он именно те постройки, которые были сделаны не во Владимире и не нашли отражения в летописях. О том, что это позднейшая вставка говорит и разница в написании имени князя.
Подобные более поздние добавления традиционны для русского летописания, в той же Ипатьевской летописи под 1158 годом сначала описана закладка Успенского собора, а после описано, как был украшен собор после постройки. Однако, на основании этого описания, никто не утверждает, что Успенский собор был построен в 1158 году.
Проанализировав летописные источники можно с уверенностью сказать, что информации о времени постройки церкви Покрова на Нерли в них нет.
Надо заметить, что постройка небольшого храма на краю Русской земли, имела мало шансов попасть в общерусские летописные своды, в которых о постройке главных городских соборов часто сообщалось одной строкой. К сожалению Владимиро-Суздальских летописных сводов пока не обнаружено.
Дата 1165 год возникла по информации из двух более поздних источников – "Жития Андрея Боголюбского" и "Летописи Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год".
Летопись Боголюбова монастыря была составлена настоятелем обители игуменом Аристархом по монастырским актам и записям. То есть, она написана на основе имевшихся у настоятеля документов, которыми мы не располагаем. Там достаточно подробно описаны основные здания монастыря и время их постройки. Постройка церкви Рождества Пресвятой Богородицы датирована 1158 годом. В 1160 году указано строительство в Боголюбове второй церкви во имя мученика Леонтия, в 1161 году постройка надвратной церкви Андрея Первозванного. Описан перенос в 1169 году Владимирской иконы Божией Матери из Рождественского храма в Боголюбове в Успенский собор во Владимире. Под 1165 годом описано строительство церкви Покрова на Нерли, не доверять этому сообщению у нас нет достаточных оснований.
В Житии Андрея Боголюбского и Летописи Боголюбова монастыря сказано, что материал для храма собирался "двоелетием" из камней, предназначенных для строительства во Владимире, который откладывался на месте постройки.
Это подтверждает более позднюю дату строительства церкви Покрова и говорит о существовавшем у князя плане строительства Богородичных церквей. Причём, косвенно свидетельствует о меньшей важности для князя, на момент строительства Успенского собора, именно церкви на Нерли.
Двухлетний отбор камня может объяснить и различие в качестве белого камня церкви Покрова на Нерли и других построек Боголюбского. Просто на протяжении двух лет отбирали лучший камень из привозимого на строительство.
Возможно близкая очерёдность двух событий – смерть в 1164/65 году Изяслава от ран, полученных в походе на Булгарию и строительство храма Покрова в пойме Нерли в 1165 году, дало начало преданию о связи этих событий. Такая связь, скорее всего, легендарна, хотя и красива, но нельзя исключать, что князь Андрей воспринимал новый храм, как память о погибшем сыне и это нашло отражение в его Житии. Если бы храм Покрова на Нерли действительно был построен в память об Изяславе, это почти наверняка было бы зафиксировано в летописях. Но в Летописи Боголюбова монастыря нет упоминания о связи постройки церкви со смертью сына Андрея Боголюбского. Мне кажется, что поэтому Н.Н.Воронин и принял за дату постройки церкви Покрова на Нерли именно 1165 год.
Ещё одно соображение о более позднем времени постройки церкви Покрова на Нерли связано с её посвящением.
В Византии праздника Покрова не существовало. Это русский праздник, который возник, как местночтимый, именно во Владимиро-Суздальском княжестве и был введён во время правления Андрея Боголюбского. В это время храмов с таким посвящением в других русских княжествах мы не знаем.
Андрей Боголюбский без успеха пытался добиться автономной от Киева метрополии. Для этого были канонизированы местные святые, такие как Леонтий Ростовский. Была написана новая икона Божией Матери Боголюбская и введено её почитание. Князем были установлены новые праздники: Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1/14 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября). Первый праздник связывал Великого князя Владимирского с Византийским Императором, а второй говорил о покровительстве Божией Матери его княжеству.
Просто так церковные праздники не назначались, поэтому должно было произойти какое-то чудесное событие, которое явилось бы основанием для праздника. Такое событие, знамение от иконы Владимирской Божией Матери, произошло в 1164 году во время победоносного похода Андрея Боголюбского на булгар. Поэтому посвящение храма празднику Покрова Богородицы возможно только позднее 1164 года.
Если храм Покрова на Нерли построен в 1158 году, то его пришлось бы через несколько лет переосвящать, что очень маловероятно.
Церковь Покрова на Нерли, размещена на перекрёстке главных торговых путей в незаселенной речной пойме, что потребовало создания искусственного холма. Её постройка явно имела для князя большое символическое значение. Посвящение церкви новому празднику Покрова отлично вписывается в образ покровительства Божией Матери княжеству Андрея Боголюбского. Одновременно храм был символом победоносного похода на Волжскую Булгарию, о значимости которого говорит то, что это единственный поход войск Андрея Боголюбского, в котором он принимал личное участие, как великий князь.
Именно по этим соображениям, датировка храма Покрова на Нерли 1158 годом, мне кажется пока недостаточно обоснованной.
Должен заметить, что на мой взгляд, датировка церкви Покрова на Нерли никак не связана с личностью зодчего, построившего её.
Но об этом позже…