Сейчас нам сложно представить выполнение строительных работ без большого количества масштабных чертежей. Но что-то, отдалённо напоминающее такие чертежи, появилось на Руси только в XVII веке. До этого строили по другой системе, однако какая она была точно не известно. Выскажу свои соображения на этот счёт.ВПВ писал(а):Честно для себя не могу понять как раньше поступали архитекторы строя храмы со сложным фасадным кирпичным узорочьем. Могу лишь предположить что либо жили на стройке, либо клали кирпич сами.
Любое здание, в том числе и храм, возникает как образ в голове зодчего без всяких чертежей. Дальше надо материализовать этот образ при помощи строителей. Для этого существуют три способа.
1. Изобразить все проекции здания с необходимыми разрезами и деталями в виде масштабных чертежей и шаблонов (современная система).
2. Описать систему геометрического пропорционирования для основных элементов здания, дать эталон единицы размера и образец на который надо ориентироваться (средневековая система).
3. Дать словесное описание здания и обеспечить жёсткий физический контроль за его выполнением (применяется во все времена).
С первой системой всё ясно. Правда, для сложного здания надо огромное количество взаимоувязанных чертежей.
Третья система актуальна всегда и обычно служит хорошим дополнением к первым двум. Требует присутствия на объекте физически развитых контролёров.
Вторая система сейчас применяется очень ограниченно, так как основные её элементы утрачены. Поэтому остановлюсь на ней поподробнее.
Примитивная схема геометрического пропорционирования выглядит так: есть прямоугольник со сторонами "А" и "Б", и диагональю "Д". Из них можно получать производные величины 2"А", 3,1/2 "Б", "Д"/4 и т.д. Важно, что при этом нет необходимости производить математические вычисления и определять абсолютные цифровые размеры, поэтому можно описать основной процесс словами, а не графическими чертежами. Мастерам достаточно нескольких элементарных инструментов, чтобы использовать это описание на стройке.
Так как нет цифровых размеров, то и нужда в едином метрическом эталоне пропадает. Поэтому в русской метрологии существует более десяти типов саженей. Их разброс достаточно велик, от 142 до 250 см. В масштабном проектировании такое невозможно, а для пропорционирования наоборот удобно. Ведь на стройке проще оперировать кратными, а не дробными величинами. Поэтому в разных по размеру храмах использовали разные сажени, теоретически могли использовать и несколько типов саженей в одном здании.
Гармонизация архитектурных форм полученных на основе геометрического пропорционирования могла осуществляться только на основе опыта. Наверное у каждого мастера были свои "секретные" гармонические пропорции, передававшиеся из поколения в поколение. При этом геометрическая гармония не является догмой, она может варьироваться для получения необходимого визуального эффекта. Этим как раз и объясняется, что при наличии очень небольшого количества типологических схем древнерусских храмов (спасибо Сергею Заграевскому), визуально все они являются уникальными.
Для уточнения деталей храма могли использоваться рисунки-эскизы, аналогичные современным крокам. При этом надо иметь в виду, что при всей кажущейся сложности кирпичного узорочья, основные элементы были повторяющимися или по-современному типовыми. Уникальны только комбинации этих элементов на конкретном храме.
Мастера работавшие на строительстве храмов тоже были в своём деле специалистами, а не выпускниками ПТУ. Они прекрасно понимали, что такое работа "по образцам", им не нужно было получать от зодчего конкретные размеры всех деталей.
Конечно, такая система проектирования была гораздо более гибкой, чем современная. Она позволяла вносить изменения в процессе строительства без его остановки. При этом присутствие зодчего на объекте было обязательным, но это не воспринималось как неудобство, а было элементом профессиональной деятельности.
Естественно, в реальности всё было намного сложней, но мы не можем описать механизм принятия решений древнерусским зодчим. Именно в силу того, что это были профессиональные секреты, которые хранили в тайне, а носителей этого знания сейчас нет.