Сергей, огромное спасибо! По порядку:
Сергей Попов писал(а):
На мой взгляд, введение в типологию названий европейских стилей создаёт для русской архитектуры непреодолимые сложности, так как они относятся к другой архитектурной школе, которая на Руси развития не имела. Проблема от использования названия "Русское барокко" до сих пор не позволяет нормально классифицировать огромное количество самобытных русских храмов 17-18 веков. Стремление привязать такое уникальное явление, как русская архитектура к европейской классификации, где подобных типов храмов практически нет, неизбежно приводит к путанице в понятиях и примитивности типологии.
Полностью согласен. Виноват

, не смог избежать соблазна дать хотя бы основным типам броские и эффектные названия. Избавлюсь от них.
Сергей Попов писал(а):
Вроде бы предложенная типология строится на характеристике планов, это позволяет свести её к нескольким типам. Однако план не может быть определяющим для здания, так как не характеризует объём. Для этого вводятся дополнительные типы, характеризующие завершение храма. Но по предложенным критериям можно произвольно относить храмы к разным типам, так как в одних случаях определяющим является тип сводов (почему-то выделены только крещатый и сомкнутый), а в других тип объёмно-пространственной композиции ("восьмерик на четверике") или тип завершения подкупольного пространства (шатровое и купольное). При этом выделение подтипов в одном случае определяется планом, а в других объёмом, что мне кажется методологически неверным.
Базовые типологические признаки – план и перекрытие. Их невозможно рассматривать отдельно друг от друга, так как их сочетание, в частности, дает крестово-купольность. Где-то план важнее, где-то перекрытие. Так я по типам их и распределял, исходя из некой логики происхождения. Иначе ситуация станет еще запутаннее

А восьмерик на четверике – это всего лишь купол на восьмигранном барабане, который стоит на бесстолпном четверике.
Сергей Попов писал(а):
Главным минусом предложенной типологии является её неуниверсальность, так как предложенные критерии типов достаточно случайны, а так же громоздкие и неуклюжие формулировки типа "Третий производный от второго основного".
По базовым признакам я как раз претендую на универсальность (насколько это удалось, зависит от того, найдутся или нет храмы, не подпадающие под классификацию; пока вроде не находятся), а бесконечные пристройки и трапезные – признаки вторичные (см. начало статьи).
А вот формулировки «Энный подтип энного производного от энного основного…» – больное место

Что можно придумать взамен? Я ввел в таблицу даже цифровые обозначения, а помогло или нет – не знаю, глаз замылился

.
Сергей Попов писал(а):
Подобная классификация не имеет структуры и не позволяет даже приблизительно характеризовать многие храмы, например, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Одигитриевскую церковь в Вязьме или церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Структура такая, какая есть. Другой (более простой и ясной) пока не получается: уж очень многообразна древнерусская архитектура даже по базовым признакам. Было бы все проще и яснее – не сомневаюсь, что такие любители классификаций, как А.И.Некрасов, Д.С.Лихачев или Г.К.Вагнер, еще в ХХ веке предложили бы нечто подобное
А конкретно названные Вами храмы по базовым признакам классифицируются вполне однозначно:
В Толчкове – четырехстолпный храм, т.е. тип 2.
В Вязьме – сомкнутый свод, т.е. тип 2.5.3. Шатер как признак вторичен по отношению к системе свода (в статье я сделал соответствующую оговорку). В первой редакции статьи я не совсем верно классифицировал Дивную церковь в Угличе, теперь уточнил.
В Путинках то же самое.
Уйма пристроек и украшений не влияют на базовую типологию. Мне тоже сначала из «моей» эпохи (с 12 до начала 16 в.) казалось, что 17 век – это нечто типологически сверхъестественное

, но когда разобрался, понял, что типологий там даже меньше, чем в 16-м.
Сергей Попов писал(а):
"Византийский" - к нему отнесена Успенская церковь Киево-Печерской лавры, но это первый храм с позакомарным покрытием, которое является чисто русским и не имело аналогов в Византии того времени.
"Русско-романский" – неудачное название, так как вводит в типологию выработанный в европейском искусствоведении стиль с определёнными характеристиками, большинство которых в русском зодчестве развития не имеют.
"Русско-ренессансный" – к ним относятся шатровые храмы, прообразы которых находятся не в европейском Ренессансе, а в русском деревянном зодчестве, к ренессансу отношения не имеющему.
Избавился от этих грубых названий раз и навсегда.
Сергей Попов писал(а):
"Деревянный" – в один тип сведено всё многообразие русского национального зодчества, при этом в каменном зодчестве в отдельный подтип выделяются три храма с пирамидально скошенными стенами, не оказавшие влияния на развитие русской архитектуры и не имевшие продолжения. Если Вы не хотели усложнять типологию древнерусской архитектуры, корректно было бы оговорить, что предлагаемая типология относится только к каменному зодчеству.
Я думал об этом. С одной стороны, жаль сужать до каменного, с другой, просто привести стандартную типологию деревянного зодчества и не сказать в ней своего слова – как-то несолидно. Еще подумаю.
Сергей Попов писал(а):
Собор Мирожского монастыря относится ко второму производному типу от основного "русско-романского", хотя изначально это классический византийский тип провинциального крестово-купольного храма с пониженными компартиментами.
Он предтеча подтипов 2.1 и 2.2. В статье об этом есть.
Сергей Попов писал(а):
К четырехстолпным храмам с повышенными подпружными арками отнесена смоленская Свирская церковь, которая повышенных подпружных арок не имеет, а завершается трёхлопастной кривой. К какому типу относятся подобные храмы, а это практически вся новгородская архитектура, не понятно. Так же не ясно, к какому типу отнести псковскую архитектуру.
Свирская имеет очень хитрую систему завершения фасадов и ступенчатые арки, там западные и восточные арки выше южных и северных. А раз ступенчатые, значит, тип 2.1.
http://rusarch.ru/voronin3.htm
Новгород и Псков классифицируются так: если это четырехстолпные храмы, то это тип 2, независимо от того, как решены завершения фасадов. Если арки повышены, то это тип 2.1. Если бесстолпные, то надо смотреть, какая система сводов (тоже производные типы).
Сергей Попов писал(а):
Истоками древнерусского зодчества названо зодчество Византии, что сомнений не вызывает, и западноевропейская романика, что по меньшей мере спорно. При этом традиционно предполагается, что никаких собственно русских традиций в архитектуре не существовало, хотя деревянная архитектура вроде и была.
Как выглядела деревянная архитектура в коротком промежутке между принятием христианства и постройкой Десятинной ц-ви, мы не знаем (кроме количества верхов у дубовой Софии), да это в данном случае и неважно: все равно Десятинная была построена византийцами по-византийски. Романика вообще пришла гораздо позже, в статье это достаточно подробно освещено.
Сергей Попов писал(а):
Запрет Патриарха Никона на возведение шатровых храмов, это ничем не подтверждённая легенда, но весьма традиционная и живучая.
По поводу запрета Патриарха Никона на шатры можно посмотреть, например, тут:
http://www.rostmuseum.ru/publication/hi ... loznev.pdf
Д.Ф. Полознев
Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал, или еще раз о пользе обращения к источникам.
Я уточню формулировки, но в целом ситуацию это не меняет, так как шатровые храмы, за редчайшими исключениями (я о них говорю в статье), исчезли-таки. Автор статьи, ссылку на которую Вы дали, высокомерно учит нас обращаться к источникам (за что ему, конечно, спасибо

), но обилие таких храмозданных грамот (без шуток - спасибо ему за подборку) все же наводит на мысль о неком централизованном приказе. Церковь – организация с властной вертикалью
Сергей Попов писал(а):
Бесстолпные храмы заявлены производными в типе четырёхстолпных храмов (трёхнефных), хотя они явно относятся к отдельному типу, иначе мы должны четырёхстолпные храмы считать производными от шестистолпных.
Это та самая позиция Воронина, которую я критикую в статье: что четырехстолпные храмы Долгорукого были лишь «сокращенной редакцией» 6-столпного храма. Не согласен категорически. У храмов Долгорукого – свой уникальный генезис (я подробно в статье его описал). А у бесстолпных храмов– свой (тоже подробно описываю, начиная с крещатого свода).
Задача статьи – не прилепить ярлыки на уровне «это 4-столпный, это бесстолпный…» (на это есть учебники и энциклопедии), а создать цельную картину генезиса русского зодчества.
Сергей Попов писал(а):
Почему двустолпные Спасо-Преображенский собор на Соловках и Благовещенский собор в Сольвычегодске относятся ко Второму особому ("вырожденному") типу крестово-купольных храмов с "вырожденной" структурой под высокие иконостасы, то есть в предложенной типологии объединяются с Успенским собором Фиорованти, я лично понять не могу, так как они не крестово-купольные и типологически именно двухстолпные.
Да, я неоправданно усложнил этот тип, введя туда Успенский собор. Упрощу, выведя тип в производные от 2-го основного, а Успенский - в предтечи.
Сергей Попов писал(а):
Ну а про скошенные стены Спасо-Преображенского собора для рекошетирования вражеских ядер, даже не знаю что сказать… Это из области танкостроения, а не зодчества

.
На том стою, и не могу иначе

См. недавнюю статью об оборонных монастырях и храмах
http://rusarch.ru/zagraevsky33.htm
(и в этой статье дам ссылку).
Привел еще пару аргументов, так что спасибо за то, что обратили внимание.
Сергей Попов писал(а):
И так далее….
Не совсем понял, что это значит. Что надо ждать новых уточнений?

Тогда жду. Пока внес исправления по этим Вашим уточнениям, на сайте статью обновил.