"Местный колорит"

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, мы даже не знаем точно, когда вообще узорные главы ПНР появились, а Вы про предшественников спрашиваете :) Думаю - впервые. "Знаковый" храм, на таких обычно и отрабатывались новые решения. Где-то параллельно, возможно, шатер Спасской башни появился. Но это мой домысел.
По поводу роли настоятеля. Возведение новых глав все равно требовало ктитора, новых золотых глав - очень богатого ктитора, а уж таких разноцветных... Думаю, без царя-батюшки не обошлось. Такая идея вряд ли могла прийти в голову простому мастеру-кровельщику, значит, был и зодчий. Вот и пара "зодчий-ктитор". А настоятель обычно лишь напоминает, что храм нуждается в ремонте. А тут и напоминать нечего: перед глазами царя и патриарха все время.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Vitale »

Сергей Попов писал(а):Сергей, Vitale. Мне кажется,что Вы с кем-то другим дискутируете. :D
Я вроде не утверждал, что в ПНР присутствует восточное влияние. Это у Вас как-то запросто получилось.
:D
1. Простите, Сергей! Возможно я Вас уже раздражаю, но по русски читать пока не разучился и Вашу фразу "Василий Блаженный и построен по случаю присоединения Казани, то есть в нём восточный колорит символичен...", мне кажется можно понять только в том смысле, что Вы этот самый КОЛОРИТ усматриваете в его (ПНР) Архитектуре с момента построения... я и спросил где именно?
2. У меня ни слова нет про "восточное влияние", вероятно про "влияния" Вы взяли из текста Сергея Вольфовича Заграевского...
3. Мне представляется, что полихромные главы с экзотическими гофрами и шипами на ПНР, всецело относятся ко второй половине 17 века (возможно даже во время работ в 1680-х гг.), или даже позже, и , следовательно не отстоят хронологически столь безнадежно далеко от главы ц. Владимирской Б.м, датируемой 1691-1694гг. Кстати, глава эта была тоже полихромная и по раскраске ( красно- зелено- голубой) напоминала одну из глав ПНР.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Vitale, Вы меня не раздражаете, и читать по-русски умеете. :)

1. Восточный колорит усматриваю, ассоциации с Востоком (образом, а не конкретной страной) возникают не только у меня…. это продолжается с момента постройки собора. Ассоциаций с Европой он не вызывает, да и с Древней Русью тоже. В композиции что-то есть от деревянного Севера, но это личное….
Россия к тому времени гораздо больше контактировала с исламским Востоком, а не католическим Западом. На Руси арабских дирхемов как грязи, а талеров маловато… Поэтому, какая-то связь с восточной культурой, несомненно, была. Да и активная полихромия традиционна и для русской и для ориентальной культуры. А для Европы мы сами были Востоком. Кто на кого влиял, это конечно вопрос интересный, да только неизвестно влиял ли… Русская культура вполне самобытна, но она ведь не в пустоте развивалась… Вот Сергей Вольфгангович видит связь ПНР с немецкой кирпичной готикой, почему нет… Но я таких полихромных глав в готике не припомню, а на востоке разноцветных глав полно…. Отсюда и ассоциации.

3. Брунов считал, что новые главы были поставлены в конце XVI века, после пожара 1595 года. Можно сказать, что они возникли до 1636 года, т.к. в этом году их уже видел Адам Олеарий, они есть на рисунках из его альбома. Такие же главы изображены и на рисунках Августина Мейерберга 1661 года. В любом случае главы Владимирской церкви более поздние и соответственно вторичные.
Олеарий ПНР.jpg
Вопрос, почему именно на ПНР появляются такие главы, или они не уникальны, а просто следствие русского архитектурного мейнстрима, моды и т.п.? Тогда хочется понять, какие ещё храмы имели такие завершения. Ведь если это мода, то примеров должно быть много, только куда это всё пропало? Если главы ПНР уникальны, то они должны быть с чем-то связаны… победу над Казанью отметаем… тогда что? Просто блажь зодчего-ктитора?
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: "Местный колорит"

Сообщение Юрий Булкин »

Восточный колорит усматриваю
Сергей. Не один вы усматриваете...
Возможно не совсем по теме, но всё же. В году этак 65-66-ом купили на елку новые игрушки. У одного из дедов морозов шапка была, как глава у придела Иоанна Милостивого. Я тогда так и не мог понять,что это деду морозу напялили такую чудную шапку. А фабрика произведшая этого деда была Казанская детской игрушки. Вот такой колорит..... :D
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Юрий, будешь смеяться, но мне как-то попалась статья о восточных влияниях в ПнР, там была чудесная иллюстрация.
Главки и чалмы.jpg
Спасибо, что напомнил :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Друзья, немного общих соображений. Когда архитектура рассматривается как некое стихийно растущее дерево, вопрос о влияниях можно решать так же стихийно - "похоже и раньше по времени, значит, повлияло". Если же мы рассматриваем архитектуру сквозь призму пары "ктитор-зодчий", вопрос влияний оказывается тесно связанным с двумя вещами: красотой и престижем. И если первое - часть того самого "дерева" (вкус, мода, мэйнстрим), то второе - часть политики (на любом уровне - от глобального до местного). Политика Руси была во все времена более тесно связана с Европой, восток был неким варварским пугалом (Батый, Тамерлан) или колонизационным ресурсом. Поэтому при прочих равных условиях "красоты" в знаковых храмах европейские влияния приоритетны относительно восточных.
Были ли цветные завершения храмов (да хотя бы башен) в готике или барокко - вопрос интересный. Если не найдем, признаем главы ПНР влиянием востока, никуда не денемся :( Надо подумать.
А башнеобразность сама по себе - отличительный признак древнерусской архитектуры еще с 12 века, тут вообще ни о каких влияниях в 17 веке можно не говорить.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Vitale »

Сергей Попов писал(а):Vitale, Вы меня не раздражаете, и читать по-русски умеете. :)

1. Восточный колорит усматриваю, ассоциации с Востоком (образом, а не конкретной страной) возникают не только у меня…. это продолжается с момента постройки собора. Ассоциаций с Европой он не вызывает, да и с Древней Русью тоже. В композиции что-то есть от деревянного Севера, но это личное….
Россия к тому времени гораздо больше контактировала с исламским Востоком, а не католическим Западом. На Руси арабских дирхемов как грязи, а талеров маловато… Поэтому, какая-то связь с восточной культурой, несомненно, была. Да и активная полихромия традиционна и для русской и для ориентальной культуры. А для Европы мы сами были Востоком. Кто на кого влиял, это конечно вопрос интересный, да только неизвестно влиял ли… Русская культура вполне самобытна, но она ведь не в пустоте развивалась… Вот Сергей Вольфгангович видит связь ПНР с немецкой кирпичной готикой, почему нет… Но я таких полихромных глав в готике не припомню, а на востоке разноцветных глав полно…. Отсюда и ассоциации.

3. Брунов считал, что новые главы были поставлены в конце XVI века, после пожара 1595 года. Можно сказать, что они возникли до 1636 года, т.к. в этом году их уже видел Адам Олеарий, они есть на рисунках из его альбома. Такие же главы изображены и на рисунках Августина Мейерберга 1661 года. В любом случае главы Владимирской церкви более поздние и соответственно вторичные.
Олеарий ПНР.jpg
Вопрос, почему именно на ПНР появляются такие главы, или они не уникальны, а просто следствие русского архитектурного мейнстрима, моды и т.п.? Тогда хочется понять, какие ещё храмы имели такие завершения. Ведь если это мода, то примеров должно быть много, только куда это всё пропало? Если главы ПНР уникальны, то они должны быть с чем-то связаны… победу над Казанью отметаем… тогда что? Просто блажь зодчего-ктитора?
Сергей, спасибо за картинки. Но, в любом случае, пытался неоднократно выведать у Вас про "восточные черты" в Архитектурном облике ПНР и в ответ только гисторические анекдоты... то про батюшку настоятеля, то про конструкцию восточных шапок и дирхемы... Да и сводить весь "восточный колорит" собора лишь к главам ( не первоначальным!) полагаю, всё же, не совсем корректно. Полихромия в архитектуре ничего не проясняет, да и присуща ВСЕМ известным историческим южным культурам ( от античности как минимум, до Ренессанса в Европе). А уж про конкретное влияние восточных архитекторов на творчество наших незабвенных предков... вообще какая-то, извините, фантазия- реникса :D . Простите за пафос, но с годами все больше убеждаюсь в правоте своего наставника С.С.Подъяпольского http://www.rusarch.ru/podyapolsky3.htm.
Последний раз редактировалось Vitale 16 окт 2012, 23:29, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Vitale писал(а):....пытался неоднократно выведать у Вас про "восточные черты" в Архитектурном образе ПНР....
Vitale, если Вы ждёте, что я представлю список композиционных построений и элементов декора ПнР с сылками на прототипы в архитектуре эпохи Сасанидов или что-то подобное, то зря.
Я говорю о "восточном колорите", сказках Шахерезады, о флёре и ассоциациях, в общем о тонких материях, а Вы меня в какое-то производственное совещание втянуть хотите. :) Согласитесь "восточный колорит" совсем не то, что "восточные черты".

Вы вот знанием об истории возникновения полихромных фактурных глав в русской архитектуре поделиться не хотите... Откуда они взялись и куда подевались...А интересно.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):...Политика Руси была во все времена более тесно связана с Европой, восток был неким варварским пугалом...
Сергей, мне кажется что политика Руси была всегда самостоятельной, Восток и Запад использовали в своих интересах, но ни с кем свою политику не связывали. Тема влияний она такая ... скользкая, что в архитектуре, что в политике. Пётр был "западник" - появилась европейская архитектура, Николай с европейцами поссорился - появилась русско-византийская эклектика .... В общем, то низкопоклонство перед западом и продажный космополитизм, то квасной патриотизм и защита чувств верующих :wink:
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Если даже часть полихромных кровель Европы считать плодом "ненаучных реставраций", все равно даже навскидку много получается, вот, например:
http://fotki.yandex.ru/users/zegor1302/ ... 65/?page=1
http://fotki.yandex.ru/users/talismande ... 84/?page=0
http://images.yandex.ru/yandsearch?img_ ... pe=&nojs=1
http://x250.ru/?p=6100
И перестаньте, Сергей, пытать Vitale про прямых предшественников глав ПНР :) На то и "знаковый" храм, чтобы быть творческим прорывом и не иметь прямых аналогов, а то уже эпигонство получится :)

А я, кстати, Византию востоком и не считаю, это была великая европейская держава. Восток - это Тамерлан, например. Впрочем, это все условно.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Навскидку, здесь поярче будет:
http://pics.livejournal.com/rus_turk/pic/001722zq
http://pics.livejournal.com/sajjadi/pic/000qk4fe
http://namka.ru/wp-content/uploads/2009 ... little.jpg
http://ornamentklub.ru/images/stories/a ... kupol1.jpg
http://www.from-ua.com/upload/1860f8ff69c1175.jpg
http://rewalls.com/pic/201102/1280x1024 ... -20121.jpg

То, что ПНР храм "знаковый", никто не спорит. Мне кажется его главы, и соответственно он сам, имеют "восточный колорит", но это субъективно...
Я Vitale не пытаю, сам в этой теме слаб, вот и любопытствую... :) Просто так ничего не возникает... должны быть причины. Тем более что главы не первоначальные.
Байки про "я так вижу" в архитектуре плохо кончаются.... слишком дорогое удовольствие.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Навскидку, здесь поярче будет:
http://pics.livejournal.com/rus_turk/pic/001722zq
http://pics.livejournal.com/sajjadi/pic/000qk4fe
http://namka.ru/wp-content/uploads/2009 ... little.jpg
http://ornamentklub.ru/images/stories/a ... kupol1.jpg
http://www.from-ua.com/upload/1860f8ff69c1175.jpg
http://rewalls.com/pic/201102/1280x1024 ... -20121.jpg

То, что ПНР храм "знаковый", никто не спорит. Мне кажется его главы, и соответственно он сам, имеют "восточный колорит", но это субъективно...
Я Vitale не пытаю, сам в этой теме слаб, вот и любопытствую... :) Просто так ничего не возникает... должны быть причины. Тем более что главы не первоначальные.
Байки про "я так вижу" в архитектуре плохо кончаются.... слишком дорогое удовольствие.
"Восточность колорита" ПНР связана прежде всего с луковичными главами, а тут, как я в свое время показывал, все наоборот: это Восток имел русский колорит:
http://zagraevsky.com/glavi.htm
Русь была страной с великой самобытной архитектурой, нигде в мире архитектурная мысль ничего подобного русским храмам не создавала. Я уже не раз писал, что восприятие нашей архитектуры как "поздней провинциальной Византии" в корне неверно, начиная с сер. 12 в. Здесь, например:
http://zagraevsky.com/classification.htm

То же и с полихромностью. Я не верю, что какая-то случайная или надуманная ассоциация с Востоком, где в 17 в. уже не было ни Тамерлана, ни Батыя, могла заставить нарушить многовековую традицию золочения глав в наиболее престижных храмах Др. Руси. Даже сомневаюсь, что Европа могла так повлиять.

Думаю, мы вновь имеем дело с великим "творческим прорывом" русских мастеров (как в свое время с луковичными главами), и ПНР - наилучший полигон для такого "прорыва". Вы, Сергей, можете сколько угодно посмеиваться над "я так вижу", но без творческих прорывов в архитектуре тоже нельзя, иначе не появилось бы ни одного нового стиля.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Vitale »

Сергей Попов писал(а):
Vitale писал(а):....пытался неоднократно выведать у Вас про "восточные черты" в Архитектурном образе ПНР....
Vitale, если Вы ждёте, что я представлю список композиционных построений и элементов декора ПнР с сылками на прототипы в архитектуре эпохи Сасанидов или что-то подобное, то зря.
Я говорю о "восточном колорите", сказках Шахерезады, о флёре и ассоциациях, в общем о тонких материях, а Вы меня в какое-то производственное совещание втянуть хотите. :) Согласитесь "восточный колорит" совсем не то, что "восточные черты".

Вы вот знанием об истории возникновения полихромных фактурных глав в русской архитектуре поделиться не хотите... Откуда они взялись и куда подевались...А интересно.
Простите, Сергей! Я уже понял, что более обоснованной аргументации Вашей позиции, нежели ссылка на " сказки Шахерезады, флёр и ассоциации" не будет...
Немного только огорчает, что попытка отойти от т.н. "тонких материй" напоминает Вам производственное совещание... :(
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Vitale писал(а):Немного только огорчает, что попытка отойти от т.н. "тонких материй" напоминает Вам производственное совещание... :(
Vitale, не огорчайтесь, "производственное совещание", это моя, не совсем удачная, попытка шутки….
Сергей Заграевский писал(а):"Восточность колорита" ПНР связана прежде всего с луковичными главами....
То же и с полихромностью....
Сергей, на мой взгляд, "восточный колорит" связан не с луковичностью, а с полихромией и фактурностью глав ПНР.

К "творческим прорывам" в архитектуре, тем более "великим", я отношусь скептически…. Эти прорывы всегда основаны на предшествующем опыте, только не в виде прямых цитат, сие удел эпигонов, а на уровне ассоциаций и образов, в том числе и символических. В архитектуре того же ПНР многочисленные исследователи находят разные аналоги - в немецкой кирпичной готике, кремлёвских итальянизмах и т.д. При желании можно найти такие же аналоги на Востоке, просто наше искусствоведение традиционно ориентируется на христианскую Европу.
Единственное, что пока не находит таких аналогов, это главы собора. Мне кажется, что они имеют "восточный колорит", Вы и Vitale с этим не согласны.

Вот поэтому мне и интересно Ваше и Vitale мнение о возможных истоках этих глав. Причём не конкретные аналоги, их попросту нет. Но возможно есть какие-то случаи применения полихромии в покрытиях церквей. Золочение, это частный случай, а хотелось бы именно многоцветности. То же самое, по поводу фактурности глав.

В качестве аналога полихромии подошла бы поливная керамика, но она более поздняя, хотя в покрытиях Архангельского собора и применялась чернолощёная черепица. Возможно, уже в начале XVI века начали использовать цветную поливную черепицу и лемех, но не факт.

Мечети Казани, наверное, имели традиционное для Востока цветное керамическое покрытие. Почему это не могло стать источником разноцветных глав ПНР? То, что они появились позже, вполне объяснимо. При постройке собора зодчий (зодчии) мог и не знать о таких покрытиях, а через 50-70 лет, после постройки Казанского кремля, многоцветные керамические покрытия стали хорошо известны.

То, что собор Покрова на Рву построен по обету Ивана Грозного, или по его прямому указанию, зафиксировано в летописях. Уникальность храма напрямую связана с уникальным событием послужившим причиной его строительства.

В 1552 году была взята штурмом Казань, столица Казанского ханства, возникшего после распада Золотой орды на территории Волжской Булгарии. При этом впервые в отечественной истории произошло присоединение к Руси территории другого государства. Это качественно отличает Казанское взятие от всех предшествующих побед русских войск. Присоединение ханства стало первым шагом в русской экспансии на восток, приведшей позднее к созданию Российской империи.

Символически это событие и могло послужить толчком к появлению полихромных фактурных глав на ПНР.

Vitale , я как смог объяснил свою позицию по поводу "восточного колорита" в образе собора Покрова на Рву. Хотелось бы услышать Вашу версию о происхождении полихромных глав ПНР.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, в научном плане об истоках можно говорить тогда, когда четко прослеживается преемственность (как, например, Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре относительно московского Успенского). Здесь же лишь домыслы: "в Самарканде были цветные главы - в Казани могли быть такие же главы - 70 лет спустя про взятие Казани могли вспомнить - вспомнив, изобразили казанские главы на ПНР". Так нельзя. Даже один домысел - многовато, а уж целая цепочка...
Пока не выяснена преемственность (а в данном случае пока что не выяснена), остается только удовлетвориться "творческим прорывом" и гадать, то ли Казань вдохновила, то ли тюльпан, привезенный голландским послом в подарок царю :)
Поэтому на Ваш вопрос, каково мое мнение об истоках, я скажу так: не знаю, так как не располагаю достаточной информацией.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Сергей, в научном плане об истоках можно говорить тогда, когда четко прослеживается преемственность ...
Сергей, про истоки, это я не точно выразился. Конечно, никаких аналогов, а следовательно и преемственности, полихромным главам ПНР нет ни на Востоке, ни на Западе.
Я имею в виду, что толчком к созданию таких глав могло послужить взятие Казани, а точнее знакомство русских зодчих с полихромной керамической облицовкой мусульманских мечетей. А вот дальше "творческие прорывы", "гениальные прозрения" и все остальные любимые искусствоведами формы. :)

Это конечно тоже домыслы, но домыслы правдоподобные :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Это конечно тоже домыслы, но домыслы правдоподобные :)
Идея красивая, звучит правдоподобно, но мало ли что красиво и правдоподобно :) Доказать сможете? Вот тогда будет и впрямь правдоподобно :)
Идея Ваша, значит, и бремя доказательств лежит на Вас, а задача остальных - выражать сомнения и указывать на слабые места в доказательствах:)
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: "Местный колорит"

Сообщение Василий Шелёмин »

Есть мнение, что в Казани и окрестностях полихромией не страдали. Я не специалист, где-то вычитал, потом зафиксировал: http://www.eeyore.aroundspb.ru/?o=2441
Если это так, то Казань может служить только неким обобщенным намеком-образом Востока, а не "толчком":-). Толчки ещё юго-восточнее.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Василий Шелёмин писал(а):Есть мнение, что в Казани и окрестностях полихромией не страдали.
От построек Казанского ханства практически ничего не осталось, однако археологи находят и изразцы, и поливную облицовочную плитку (в основном голубого и ультрамаринового цвета), и фрагменты разноцветной мозаики, и элементы геометрического орнамента "герих" из поливного кирпича, и майоликовые орнаментальные плиты. Это всё элементы полихромной фасадной облицовки, привнесённой в кирпично-каменную архитектуру Булгарии в золотоордынский период. То есть исламская архитектура Казани была традиционна для Востока, какие-то отличия наверное были, но не принципиальные.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Местный колорит"

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Идея Ваша, значит, и бремя доказательств лежит на Вас....:)
Бескорыстно отдам идею в хорошие руки :D
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: "Местный колорит"

Сообщение Юрий Булкин »

Освежим. :D
Вот как интересно описан ПНР у Ратшина :
"... Сей оригинальный храм - прихотливое произведение искуссства - заложен, с девятью приделами, Царем Иоанном Васильевичем в 1554 году(на месте бывшего тут Троицкого собора и других нескольких церквей) в ознаменование благодарности к пресвятой Богородицы за покорение Казани,совершившийся в праздник Покрова, 1 октября, и наименован в честь того дня Покровским.
Конечно же ни один из Русских храмов не пользуется такой особенной известностью не только здесь, в России, но и за границей. как эта церковь, по причине необыкновенной наружности, представляющей удивительное сочитание в одной громаде хаотического и затейливо-пестрого вкуса Индийских зданий с величием и благородством Итальянской архитектуры, смелости и легкости Мавританского зодчества с тяжестью и излишеством в украшениях Готического вкуса.
А.Ратшин,"Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России",Москва,1852, стр.347.
Ответить