Страница 1 из 2
Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 15 июн 2010, 20:02
Evgeniy
Почитал немного историю родного края возник вопрос: раньше на погостах было было по две деревянных церкви: холодная и теплая (с разными названиями), после постройки каменной церкви, она брала имя "теплой деревянной", а куда девалась "холодная деревянная" церковь? И как осуществлялся переход от деревянной к каменной, деревянную разрушали?
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 15 июн 2010, 22:34
Сергей Заграевский
Было по-разному, надо изучать каждый конкретный случай. Бывало, что одно из посвящений деревянных храмов переходило к приделу каменного, бывало, что оставалась рядом с холодной каменной теплая деревянная, бывало, что одно из "деревянных" посвящений просто исчезало, бывало, что исчезали или оставались оба деревянных храма и оба посвящения, а каменная получала новое посвящение.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 21 июн 2010, 20:18
Evgeniy
А для чего вообще была нужна холодная (летняя) церковь? Если теплую не топить, она не справиться с функциями холодной?
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 21 июн 2010, 22:01
Сергей Попов
Традиционно сначала строилась главная (холодная) церковь прихода. Она обычно больше, эффектней, поставлена в наиболее красивом (значимом) месте. Название прихода определялось по холодной церкви, они дольше сохранялись в первоначальном виде, чаще ремонтировались, а не разбирались "за ветхостью", то есть были более почитаемы. Все сохранившиеся древние деревянные церкви - "холодные". Правда от советской власти холодные церкви пострадали больше, как более "видные"

.
Если приход был богатый, то рядом ставилась более скромная зимняя церковь. Часто вместо тёплой (зимней) церкви, в холодной церкви делалась тёплая трапезная с приделом и в нём зимой проходили богослужения.
Деревянные тёплая и холодная церкви имели разную конструкцию. Тёплые церкви были менее долговечными, так как в них сложнее обеспечить вентиляцию деревянных конструкций, использование печей пожароопасно, присутствие сажи и копоти тоже не способствует долговечности дерева.
На Русском севере строительство ансамблей, так называемых "тройников"- холодная, тёплая и колокольня, было весьма распространено и из-за красоты их пространственных композиций.
Пример сложной композиции холодной и тёплой церквей с колокольней
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47885 Высокая шатровая холодная церковь, небольшая покрытая бочкой, тёплая церковь, трапезная и колокольня объединяются переходами в общий ансамбль.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 21 июн 2010, 22:10
Олег Щёлоков
Всё намного утилитарнее.
Современники совершенно не представляют себе и не задумывается, откуда берется тепло в батареях и воспринимают температуру помещения зимой +22 как должное.
Но попробуйте своими руками на какие-то (минимум для небольшого села) четыреста-шестьсот человек протопить объемы
Дровами; а их надо заготовить, вывезти с делянки, напилить, наколоть, складировать а делянку зачистить от корневищ.
Нет, и не один день топить, в России отопительный период
200 суток.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 12:10
Evgeniy
Сергей Попов писал(а):Традиционно сначала строилась главная (холодная) церковь прихода. Она обычно больше, эффектней, поставлена в наиболее красивом (значимом) месте. Название прихода определялось по холодной церкви, они дольше сохранялись в первоначальном виде, чаще ремонтировались, а не разбирались "за ветхостью", то есть были более почитаемы. Все сохранившиеся древние деревянные церкви - "холодные". Правда от советской власти холодные церкви пострадали больше, как более "видные"

.
А может название прихода наоборот по теплой давалось? Например эта церковь:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=68278
Вот цитаты из
выписки из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (~ 2 Мб):
В Ондреевской волости в Успенском приходе на реке на Лузе погост а на погосте церковь теплая Успения Пресвятыя Богородицы древянная другая церковь холодная во имя Архангела Михаила с пределы древяннаяж верх шатровой - т.е. приход дан по теплой церкви. И как я понимаю каменная церковь (на фото) тоже теплая или же совмещенная теплая-холодная.
PS: там справа от каменной церкви есть небольшая постройка (уже без крышы), но что то не очень похоже на холодную церковь.
Олег Щёлоков писал(а):
Но попробуйте своими руками на какие-то (минимум для небольшого села) четыреста-шестьсот человек протопить объемы
Дровами; а их надо заготовить, вывезти с делянки, напилить, наколоть, складировать а делянку зачистить от корневищ.
Да ладно, я раньше каждое лето жил в деревне и дрова с братом готовили и сенокосы были и прочие "нужные" работы

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 16:49
Сергей Заграевский
Именно в связи со сложностью (и дороговизной, и пожарной опасностью) отопления наличие теплой ц-ви было роскошью, а чаще всего стояла одна большая холодная ц-вь, ее зимой по большим праздникам открывали и служили в лютом холоде, "надышав". Конечно, при первой же возможности делали теплую паперть или трапезную с приделами, но такая возможность была далеко не везде.
Расскажу в порядке анекдота: приходилось где-то слышать (и читать!), что храмы топились по-черному, т.е на полу раскладывались костры, а барабан с окнами играл роль трубы

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 16:55
Сергей Заграевский
Evgeniy писал(а):
А может название прихода наоборот по теплой давалось? Например эта церковь:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=68278
Вот цитаты из
выписки из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (~ 2 Мб):
В Ондреевской волости в Успенском приходе на реке на Лузе погост а на погосте церковь теплая Успения Пресвятыя Богородицы древянная другая церковь холодная во имя Архангела Михаила с пределы древяннаяж верх шатровой - т.е. приход дан по теплой церкви. И как я понимаю каменная церковь (на фото) тоже теплая или же совмещенная теплая-холодная.
PS: там справа от каменной церкви есть небольшая постройка (уже без крышы), но что то не очень похоже на холодную церковь.
Все зависит от времени и места. Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 18:01
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а):... Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.
Это уже что-то новенькое и интересное
до сих пор было так :
ПАПЕРТЬ, галерея или крыльцо перед входом в христианский храм. На паперти обычно собирались нищие в ожидании подаяния.
"В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть и пристроены к основному объему храма."
Церковь "в качестве отдельного придела" - безграмотное выражение.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 19:13
Сергей Заграевский
Людмила Клешнина писал(а):Сергей Заграевский писал(а):... Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.
Это уже что-то новенькое и интересное
до сих пор было так :
ПАПЕРТЬ, галерея или крыльцо перед входом в христианский храм. На паперти обычно собирались нищие в ожидании подаяния.
"В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть и пристроены к основному объему храма."
Церковь "в качестве отдельного придела" - безграмотное выражение.
Для грамотных уточняю:

Паперти - это то же самое, что крытые галереи. Профессиональный жаргон, ничего не поделаешь. И мой отец так говорил, и я так говорю, и многие так говорят. Иногда это слово применяется к крыльцам, но реже. Часто говорят "приделы на папертях", например.
Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий. Выражение "Церковь в качестве придела" - то же, что придельная церковь, но тут подчеркивается то, что церковь изначально была создана в качестве придела, причем отдельного. У нас все же форум, а не написание научного труда, где каждое слово выверено. И то сколько лет исследователи спорят, например, Никоновский придел или Никоновская церковь в Лавре:
http://www.zagraevsky.com/nikon.htm
Если Вы, уважаемая Людмила, пытаетесь учить историю архитектуры по словарям, - так хоть по Яндексу проверяйте, прежде чем обвинения в неграмотности дядечке профессору высказывать...
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 21:43
Сергей Попов
Конечно, приход мог иметь название по тёплой церкви. Но я говорил только о деревянных церквях Русского севера. Там каменные церкви появились значительно позже и заменяли они, как правило, тёплую церковь.
Например Лявля
http://sobory.ru/article/index.html?object=08891, где холодная Успенская церковь была закрыта, а служили в тёплой Никольской. Когда построили новую каменную, то её освятили как Успенскую. Потом старую Успенскую починили, переосвятили в Никольскую, а тёплую Никольскую просто разобрали. Получилось, что приход назван по тёплой каменной церкви, хотя изначально назывался по холодной деревянной. И такие случаи не редкость.
На севере проблем с лесом не было, поэтому было много тройников: холодная, тёплая, колокольня. Проще было построить отдельную тёплую церковь, чем рисковать главной холодной. Их берегли. Сейчас, если не ошибаюсь, сохранилось четыре полных тройника. От остальных, в большей мере, сохранились тёплые, они меньше, их молнии и власть замечали реже. Хотя некоторые холодные тоже сохранились. По ним теперь историю архитектуры изучают
В каменных церквях то же, главная церковь, обычно холодная, но большая

Тёплая или в подклете холодной, или рядом, но маленькая.
Кстати, хорошо бы в Лявле, объединить церкви в ансамбль, извиняюсь, что не в тему.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 21:55
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а):... И мой отец так говорил, и я так говорю, и многие так говорят.
Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.
http://www.zagraevsky.com/nikon.htm
дядечке профессору ....
Вот я и говорю, что это Ваши личные измышления. "Многие" - это кто ?
Все уже да-а-вно знают, что Вы профессор, сколько можно это повторять ?

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 22:05
Сергей Попов
Сергей Заграевский писал(а):Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.
Дядечка профессор

насчёт того, что придел это церковь, согласен. Но вот про отдельностоящий придел слышу впервые, придел, всё таки надо к чему-то приделать
Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите по-профессорски.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 23:04
Сергей Заграевский
Сергей Попов писал(а):Сергей Заграевский писал(а):Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.
Дядечка профессор

насчёт того, что придел это церковь, согласен. Но вот про отдельностоящий предел слышу впервые, придел, всё таки надо к чему-то приделать
Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите по-профессорски.
По-профессорски не могу, потому что тут никакой системы нет.

Есть практика, по которой паперти - это прежде всего закрытые галереи с 3-х сторон храма (термин, кстати, "приделы на папертях" есть, в Яндексе можно набрать), и есть практика, что приделом называют что угодно, лишь бы статус соответствовал (малая церковь при большом храме). А на паперти он, в трапезной, в дьяконнике, пристроен к основному объему или стоит рядом за стеной - это как угодно. Отдельно стоящий придел, живущий своей архитектурной жизнью, - прежде всего Никоновский, но не будем забывать и о приделах Благовещенского в Кремле со сложнейшей строительной историей, и про интереснейший южный придел собора Никитского м-ря в Переславле, и в Коровниках есть отдельно стоящий придел, был такой у ц-ви в Крапивниках, и в отдельно стоящих колокольнях устраивались приделы. А Покров на Рву (и все первоначальные приделы, и Василия Блаженного), вначале объединенные лишь общим основанием, - это как считать? А еще множество приделов выделялись в отдельно стоящие церкви, но при этом их еще долгое время по традиции именовали приделами. И наоборот: отдельные церкви "втягивались" в большой храм и становились приделами в самом узком смысле слова.
Чтобы понять, какой сложной жизнью жили приделы и что не так все с ними было просто, рекомендую классика:
http://www.rusarch.ru/kavelmakher25.htm
Поэтому по-простому назвать малую церковь при большой приделом вполне возможно. И более того - часто по документам это так и было, термин раньше был - "придельные попы".
P.S. А дяденька профессор вспоминает о своем звании крайне редко, только когда вместо конструктивного обсуждения его пытаются обвинить в элементарной неграмотности

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 23:18
Олег Щёлоков
Сергей Попов писал(а):Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите
В.В. Кавельмахер упоминает насчет обетных храмов, построенных в порядке исполнения обещания, т.е. (я так понимаю) что-то вроде public relations, выражаясь по-современному, они же придельные к основному сооружению, доступ в которое скорее всего был ограничен низшим сословиям, особенно если центральный храм был интегрирован с царским дворцом (Александрова слобода).
Второй мотив постройки придельных храмов, опять же пересказывая версию В.В. Кавельмахера, устройство "спецхрамов" или во имя, или напрямую для мощей отдельных святых.
Подробно
http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher28.htm
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 23:21
Сергей Заграевский
Олег Щёлоков писал(а):Сергей Попов писал(а):Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите
В.В. Кавельмахер упоминает насчет обетных храмов, построенных в порядке исполнения обещания, т.е. (я так понимаю) что-то вроде public relations, выражаясь по-современному, они же придельные к основному сооружению, доступ в которое скорее всего был ограничен низшим сословиям, особенно если центральный храм был интегрирован с царским дворцом (Александрова слобода).
Второй мотив постройки придельных храмов, опять же пересказывая версию В.В. Кавельмахера, устройство "спецхрамов" или во имя, или напрямую для мощей отдельных святых.
Подробно
http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher28.htm
Совершенно верно, но еще была уйма просто ктиторских приделов (дал ктитор деньги, ему за это придел в честь его святого), а еще уйма приделов - бывших отдельных храмов, а еще уйма просто приделов, чтобы было где крестить, венчать, отпевать и т.п.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 22 июн 2010, 23:34
Олег Щёлоков
Да, кстати, устройство крестильного храма рядом, в пяти шагах с основным, сегодня повальное явление, только их уже никто не называет придельными, наверное ввиду отсутствия прямой необходимости в специальной терминологии.
Например у нас один такой храм
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35376 даже не выделен в самостоятельный объект
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35377
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 01:30
Людмила Клешнина
Сергей, Ваши предположения и трактовки высказаны с чисто светских позиций, поэтому и субъективны.
Объективное представление о частях храма следует искать в церковной традиции, например :
http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=24110
Классикой Вы называете работы, написанные в сугубо атеистическом духе. В наши дни такой узкий взгляд на сакральное наследие неприемлем, устарел.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 01:54
Алексей Волконский
...ну это явление под собой имеет патриаршее основание ....прошлого уже века...

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 02:06
Алексей Волконский
....интересно, а вот написанное по этому вопросу - и о придельных попах и их служении, и о устройстве придела - епископом Афанасием (Сахаровым) сможет расставить точки над и в этом диспуте или нет, чтобы не было ни правых ни...левых..?..
..и так слово еп.Афанасию:
В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт - "придельные попы". В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные "поповские клиросы", и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 02:34
Алексей Волконский
Сергей Заграевский писал(а):
Совершенно верно, но еще была уйма просто ктиторских приделов (дал ктитор деньги, ему за это придел в честь его святого), а еще уйма приделов - бывших отдельных храмов, а еще уйма просто приделов, чтобы было где крестить, венчать, отпевать и т.п.
Сергей Вольфович, я согласен с отдельным приделом, и с ктиторским, и над мощами святого...но вот на мой взгляд по поводу последних трёх перед и т.п. - это вроде лишнее...конечно может я просто не так воспринял этот оборот, но крестильного, венчального или отпевального придела вроде не бывает....да и службы эти и без престола могут совершаться....ну а крестильные храмы - это явление пожалуй родившиеся лишь во второй половине XX века....
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 13:08
Сергей Заграевский
Уважаемый Алексей, во-первых, спасибо за хорошую цитату, а во-вторых, по поводу "крестильных" и пр. приделов.
Придел - это в принципе удобно для церковной жизни, поэтому обрастание храмов приделами - процесс абсолютно объективный. Конечно, выделение специальных приделов для конкретных таинств - это редкая роскошь, но чем больше приделов, тем больше таинств можно было совершать одновременно или почти одновременно. А еще получалось больше местных храмовых праздников, а еще служба не в приделе, а в главном храме приобретала особую торжественность...
Словом, приделов слишком много не бывает

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 23 июн 2010, 20:39
Людмила Клешнина
Алексей, спасибо за дельное разъяснение.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 24 июн 2010, 14:29
Алексей Волконский
....да я тут в принципе и не при чем

...это святитель Афанасий, и его труд..

Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Добавлено: 24 июн 2010, 19:42
Бокарёв Александр
Алексей Волконский писал(а):..и так слово еп.Афанасию:
В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы...
В данном случае владыка Афанасий не вполне прав.
Действительно, размещение приделов из соображений симметрии или украшения, распространившееся в XIX веке - явление позднее.
Но придельные алтари, обустроенные в дьяконниках или на хорах древнерусских каменных церквей - т.е. в одном объеме с главным престолом - явление достаточно распространённое, в том числе и в кафедральных соборах - и видеть в нём влияние Запада не приходится. В ряде случаев - напр. в вологодских приходских церквах XVII века - два алтаря уже располагались в один ряд, симметрично - видимо, чтобы подчеркнуть их равноценность. Предполагается, что наличие двух престолов в одном объеме было вызвано необходимостью служить в течении одного дня две литургии. Ровно из этих соображений сейчас во многих городских церквах устраиваются приставные престолы.