Здравствуйте.
Предлагаю вернуться к 538/1117. Есть мысли.
* Вношу осторожное предположение, что это Успенская церковь сл. Алексеевки Корочанского района Белгородской области. *
Церковь эта сохранилась, я её знаю и рядом был. Но поскольку она построена по известному образцу, то имеет множество своих "сестёр" по всей стране, включая весь черноземный регион и дальше. То есть, церковь с такой архитектурой, в т.ч. разрушенная, не уникальна и могла быть в любом месте. Поэтому смотреть нужно не вообще на архитектуру храма в целом, а на те детали, которые могут быть характерны именно для этого здания и отличать от других аналогов. Как нам в других местах неоднократно объясняла Людмила Клешнина, строго типовых проектов до революции по храмам не было. Это означает, что при строительстве по образцу каждый вновь построенный храм имел свои индивидуальные черты. Думаю, они есть и в случае с фото №538. Давайте попробуем их поискать.
На прилагаемой компиляции фото №538 и фрагментов Успенского храма в Алексеевке позволю себе выделить следующее:
- Формы крестов. Все кресты не цельные, а скованы из разной толщины металлических прутьев. Более толстые и длинные задают форму, пространство внутри которой не цельное. Более того, все четыре креста на малых главах имеют на своих концах и в центре металлические бляшки и только главный крест на центральной главе имеет такую бляшку только в центре себя, не имея их на концах. Сравнивая кресты на №538 и на Успенском храме, мы видим их полную идентичность. Насколько это важно? Я посмотрел формы и манеру исполнения "родных" крестов на других старых фотоснимках церквей региона. Везде кресты очень разные. Полагаю, для каждой церкви заказывали у местных кузнецов индивидуально. Безусловно, встречаются аналогичные "ажурные" полые кресты, но у каждой церкви они "свои". То есть, это важный индивидуальный отпечаток, почему я и выношу форму крестов на первое место. При этом качество фото №538 не позволяет более внимательно разглядеть, например, линии концов центрального креста, что важно при сличении.
- Объёмы глав. Несмотря на общий первообраз, повторять досконально все его объемы не могли и повсюду есть вариации в объёмах глав. Сравним аналоги в г. Грайвороне (Белгородская), в с. Уланок (Курская), в с. Самотевичи (Белоруссия) - везде свои объёмы малых глав. Здесь же, на фото №538 и на Успенском храме - совпадают объемы глав, а также плотность их взаимного расположения.
- Фронтонные (треугольные) завершения (да простят и поправят меня архитекторы) основного объема храма с запада и востока в отличие от закомарных завершений с севера и юга. И в СПб, и у Грайворона, у Уланка и Самотевичей мы видим закомарные завершения со всех четырех сторон. И только у №538 и Успенского храма закомары соседствуют с треугольными завершениями. Причем, их там два типа - по всей восточной или западной длине, а также у основания малых глав.
- Форма и размер северных/южных порталов, а также число, размер и расположение прилегающих к ним сверху оконных проёмов. Само по себе это не является индивидуальным, но в данном случае полностью совпадает. К тому же в других местах иногда делают парные окна (Грайворон), или выступающие портики (Уланок). Здесь же классика и всё совпадает.
- Мелкие детали. Шары под крестами сами по себе не показатель, но опять же - здесь они совпадают и по размеру, и по форме. Совпадают очертания и объёмы луковок на главах. Совпадает отверстие с запада в луковке центральной главы, причем, в обоих случаях относительно ниже расположенного окна данное отверстие немного смещено влево. Совпадает оформление закомар (иногда бывают отличия, тут их нет). В целом, мы вообще не видим каких-либо принципиальных отличий. А у других аналогов они есть.
Важно, что у Успенского храма в Алексеевке вообще изначально была колокольня (это видно по оставшемуся огрызку), а потом была утрачена. Потому что у ряда других аналогов колокольни или не было (СПб, Самотевичи) или сохранилась "родная" (Уланок). По воспоминаниям местных жителей, колокольню Успенского начали рушить ещё до войны, а закончили уже после. В этом смысле противоречий с фото №538 тоже нет.
Теперь о дорогах. После обсуждения Верхнего Турова прихожу к мысли, что за вычетом строго определенных мест дислокации большинство других видов на фотографиях должно быть сделано в местах пролегания крупных коммуникаций, по которым оккупантам было удобно и безопасно передвигаться. В селах, расположенных вдали от крупных автодорог, им делать было нечего - коммуникации надо охранять, дороги чистить.
Фото №538 было сделано венгерским сержантом Sztanek Ede, который служил шофёром. Как и с Верхним Турово, корочанская Алексеевка на момент ВоВ располагалась прямо на дороге регионального значения между Новым Осколом - Корочей - Белгородом. То есть, отступая от Воронежа через бирюченскую Алексеевку, сам Бирюч и Новый Оскол, обеспечивая оборону немецко-венгерской группировки в Великомихайловке, а потом откатываясь назад, венгры на участке Короча-Белгород должны были пользоваться трассой, проходящей через корочанскую Алексеевку. В центре которой стоял и стоит Успенский храм.
И тогда, и сейчас дорога при входе в саму слободу утыкалась в храм и облегала его с двух сторон. Но основная дорога проходила и проходит по южной стороне храма, что видно на всех картах. Это создаёт логические проблемы при попытке увязать фото Штанека с корочанской Алексеевкой. Нужно понять и объяснить, почему на фото транспорт идёт с северной стороны храма, а не южной. Впрочем, мы можем не знать каких-то обстоятельств, связанных с ситуацией на дороге по южной стороне и нужно отдельно прояснить ситуацию с мостами через реку Корень. Но вопрос остаётся.
Теперь перейдём к фотоснимку №1117. Безусловно, церковь на нём слишком далека, чтобы уверенно соотносить её с №538. С другой стороны, некие общие моменты действительно есть. Если мы предполагаем, что 538/1117 есть корочанская Алексеевка, может ли №1117 опровергнуть или подтвердить это? Смотрим.
Корочанская Алексеевка расположена в низине. Одна цепь возвышенностей расположена на юг, другая тянется с северной стороны, причём на северо-востоке отдаляется, а на западе сближается с южной. В этом смысле фото №1117 не противоречит ландшафту Алексеевки. Две гряды, село в низине, церковь в центре села, разворот этой церкви относительно южной гряды, с которой сделан снимок - всё имеет место быть. Безусловно, нужно ехать и проверять, но ГуглМэп не выдаёт противоречий. Трудности возникают с белыми склонами у северной гряды. Полагать, что это остатки снега, сложно - видно, что значительная часть снега повсеместно сошла, у северной гряды видимые склоны повернуты всегда к солнцу и там больших снегов быть не должно. С другой стороны, эта местность богата на меловые отроги, но сейчас таких меловых склонов у Алексеевки не видно, хотя небольшие есть. В целом, это вопрос.
https://www.google.ru/maps/@50.7655468, ... !1e3?hl=ru
Если на №1117 Алексеевка, то могу предположить, что это весна 1943 года, стык наших 69А и 7ГвА, а сапёры минируют район в треугольнике Алексеевка-Прудки-Проходное. На случай обхода основной трассы по прилегающим дорогам. Зачем минировать периферию? При выходе танками на эту возвышенность противник получает возможность простреливать как низину, так и трассу на этом участке. Безусловно, всё это умозрительно, но речь идёт о том, противоречит ли №1117 варианту, что на фото Штанека - Успенская церковь. В целом, мне кажется, сильных противоречий нет.
Подводя итог:
- Венгры отступали зимой 1942-1943 года преимущественно через Белгородчину. Для отступления зимой важно учитывать коммуникации. На Белгородчине одна из основных дорог была и есть сейчас - Белгород-Короча. Штанек мог (!) быть в Алексеевке.
- Церковь Штанека и Успенская церковь совпадают по объемам и соотношением глав, луковок, порталов, фронтонным завершениям, фактом полуразрушенной колокольни, но самое главное - индивидуальной форме крестов. Видимых несовпадений между этими зданиями не просматривается.
- Ландшафты Алексеевки и фотоснимка №1117 в целом совпадают. Наличие саперов и минирования находит объяснение в оборудовании линии фронта весной 1943 года.
Исходя из этого, если в соседних регионах мы не найдём похожую по облику церковь, то, полагаю, перед нами корочанская Алексеевка. При этом у нас остаются вопросы, почему транспорт объезжает церковь с северной стороны и какова ситуация с меловыми склонами на север и северо-запад от Алексеевки.
Согласен, она. Павел, спасибо! Фото 1942 г. подписал и добавил в Каталог. - М.М.
~