Кресты - история, символика и пр.. (+)

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
karpchuk
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 май 2011, 00:25

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение karpchuk »

Добрый день, уважаемые форумчане!
Может не в тему, но прошу Вас подскажите, если знаете, что это за крест? Имеет ли он какое-то название и значение? Если есть, то со ссылкой. Заранее спасибо!
Изображение
karpchuk
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 май 2011, 00:25

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение karpchuk »

Никто не отвечает!? А есть где-нибудь ресурс в инете. где есть каталог крестов. Очень хотелось бы разобраться! Получил этот крест в КП Лавре, интересно, что это за крест.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Юрий Булкин »

1.http://k1000k.narod.ru/all.html
2.http://forum.relicvia.ru/ptopic5701.html
3.http://www.icon-art.info/book_contents. ... =2&ch_l2=0....и далее по всем остановкам с наименованием "нательные кресты".
Юрий Булкин
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Олег Щёлоков »

Юрий Булкин писал(а):3.http://www.icon-art.info/book_contents. ... =2&ch_l2=0....и далее по всем остановкам с наименованием "нательные кресты".
Начинать обход лучше с третьего пункта
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Юрий Булкин »

Сергей Попов писал(а):Освежим тему.
«Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму. Можно было бы сослаться в этой связи и на другие древнейшие храмы, однако мы не всегда можем быть уверены, что кресты на них сохраняют древнюю форму.»
Б.А Успенский Крест и круг: Из истории христианской символики» (М., 2006).
Не могу понять на чем делаются эти выводы. Ведь насколько мне известно никаких документальных(пусть даже далеко косвенных) фактов не сохранилось. И везде, как только касается вопроса об вышесказанной победе, фигурирует Дмитровский собор, как непререкаемый факт. Этим самым как бы отрезается целый исторический пласт и обсуждение на этот промежуток времени просто не ведется. Вот с Дмитровским собором Б.А. Успенский уверен, а с другими(как он сам же пишет) не всегда.В чем заключается такая уверенность - непонятно?
Нет выбран именно Дмитриевский собор, построенный в домонгольский период, чтобы раз и навсегда положить конец выдвигаемым иным , кроме удобных и уже давшим не плохие всходы, версиям по богословской линии.
Я пока не берусь утверждать , что в домонгольский период не существовали такие виды надглавных крестов. Фактов явно не хватает. Но и «красноречиво свидетельствовать», что таковые уже были не есть правильно. И если брать во внимание работу С.В.Заграевского http://rusarch.ru/zagraevsky1.htmто шлема у Дмитровского собора не было:
«...– существование шлемовидных глав не доказано, любые утверждения об их существовании как «переходной формы от свода к луковице» являются домыслами;...»
И выглядеть он мог так:
Вложения
Изображение_каталог.jpg
Изображение_каталог.jpg (83.59 КБ) 9293 просмотра
Юрий Булкин
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Алексей Байрошевский »

тема познавательная.
А что уважаемые знатоки могут сказать о георгиевском кресте на храме-памятнике Спаса Нерукотворного в Казани :?: Эта церковь расположена над захоронениями павших при взятии Казани , на речном островке .Крест выглядит совершенно необычно, кстати на фото с сайта именно крест практически не читается
И ещё очень интересное решение - хрустальный крест на одном из храмов в Ельце ( не видел , но слышал о нём ) и вариант с хрустальными шарами - Владимирская область , Гуслянский ( или Гусь-Хрустальный) район , храм Параскевы Пятницы. Как такое исполнение с точки зрения богословия :?:
Михаил Мещанинов
Сообщения: 1596
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Михаил Мещанинов »

Интересный крест водрузил батюшка на Троицкой церкви в с. Веденье Ярославской области http://sobory.ru/article/index.html?object=17927
с. Веденье.jpg
с. Веденье.jpg (22.24 КБ) 9226 просмотров
Подробнее об этом можно почитать тут: http://www.ogoniok.com/archive/2001/4703-4704/28-10-12/
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Вот образец современного дизайна в крестостроении http://sobory.ru/photo/?photo=135723 Есть какая-то бессмысленность в подобных упражнениях :wink:
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Бессмысленна и форма главы.
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Алексей Байрошевский »

Поучаствовал в одном проекте - люди строят часовню . Проект - красивый, исполнение кирпичной части - качественное , всё хорошо. НО- крест высотой 1, 5 метра ( хвостовик соответственно такой же) запланирован из сплошной стали сечением 80на 80.После обсуждений и прений толщину снизили до 30.Варианты с профтрубой или коробовые сечения - отметались с порога - как =нету в этом правды=.Партия сказала -надо , комсомол ответил-есть!В итоге получился крест правдивый , но весом в
200 кг.Соответственно центр тяжести главки будет завышен.Главка диаметром 2600.
Может я что-то не понимаю :?:
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Ужас ... А узел крепления разработан ? Без документации нельзя такой крест устанавливать. Кто будет отвечать, если случится что-нибудь ? Ни один инженер не допустит такого решения.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Алексей Байрошевский писал(а):В итоге получился крест правдивый , но весом в 200 кг.Соответственно центр тяжести главки будет завышен. Главка диаметром 2600.
Может я что-то не понимаю :?:
Ну для строительства 200 кг, не вес :) Весь вопрос в заделке и креплении креста. Надо делать растяжки от ветровой нагрузки и возможно придётся удлинять хвостовик, т.к. главка большая и каркасная, а крепиться предполагается к кирпичной кладке?
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Алексей Байрошевский »

Для строительства и 40 тонн не вес , вопрос в том . что обычный полутараметровый крест на часовню из профтрубы 60 на 40 весит столько ,что одной рукой держит один человек. Старинные кресты высотой 3-4 метра весят в районе 200 кг . но они растяжечные и сделаны из профиля ближе всего к полосе.А рисовать копию дубового с медной обкладкой ( до сих пор любимый старообрядцами тип), но при этом вместо дуба сталь - :roll:
Хвостовик раскрепляется в каркасе главки до монтажа . Главка сажается на восемь анкерных шпилек , залитых в бетонную шайбу . впрочем половина шпилек уходят в глубь кладки.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Алексей Байрошевский писал(а):Хвостовик раскрепляется в каркасе главки до монтажа . Главка сажается на восемь анкерных шпилек , залитых в бетонную шайбу . впрочем половина шпилек уходят в глубь кладки.
Крепёж надо банально дать обсчитать конструктору и не мучиться :D А то обидно будет....
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Необычный по виду крест http://sobory.ru/photo/?photo=140429
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Ещё один экзотический крест http://sobory.ru/photo/?photo=140962
Ваха
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 07:35

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Ваха »

Моё мнение
Полумесяц на кресте это арабская буква нун
Изображение

НУН с арабского переводиться как РЫБА
Рыба является ранним христианским символом Христа
НУН=РЫБА=ИИСУС ХРИСТОС

На средневековых русских деньгах
Изображение

Надпись гласит
НУН
اللطاف АЛ ЛОТИФ
Это переводиться как
НУН=ИИСУС ХРИСТОС
МИЛОСТИВЫЙ

С уважением Вадим Вадимович (Ваха)
Наталия
Сообщения: 2045
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Наталия »

Крест церкви св. Михаила в Праге (прошу прощения за качество - излишне увеличила). Очень давно была в Закарпатье, помню такие кресты там, но возможно у униатов.
2112.jpg
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Юрий Булкин »

Беспристрастные заметки о надглавном кресте с полумесяцем.

Введение.
DSCF2458.jpg
"Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве". (прп. Никодим Святогорец, 70, 95).
DSCF2266.jpg

Прав Василий:
"...Или хотя бы понять, когда появились варианты с колыбелью и т.п. (про монголо-татар - ясно, что бред, ибо на домонгольских храмах это тоже есть)..."
Наверное это самый простой вопрос по надглавным крестам. Варианты с колыбелью и т. п. появились на рубеже перехода от одного государства к другому. То есть, начиная с 1991 года. С этого момента начинают издаваться десятки книгопечатных изданий от брошюр до фолиантов, где авторам приходят светлые мысли сначала о якорях, потом о чашах, колыбелях и т.п. К 2002 году эти версии были доведены до совершенства и обросли тематическим материалом. Сегодня и священнослужители в унисон повторяют объяснение. И обязательно начинается оно со слов :" ...Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к татаро-монголам, ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами..." Начало звучит, как извинение и отсекание дальнейших неудобных вопросов. Время общей толерантности.

Я тоже решил внести свою лепту в этом деле. Почему-то исследователи данного креста прошли мимо таких символов, как волна моря или продольный спил дерева. При необходимости можно найти и богословское объяснение. А ещё можно было бы сравнить с подковой. Или же с сосновой ветвью...............
image001.jpg
Но самое сильное объяснение, почему-то игнорированное всеми исследователями, это Покров Пресвятой Богородицы. Здесь и объяснять ничего не нужно, перелистывать богословские труды. " Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровоми избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. (тропарь праздника Покрова)" Это один из любимых праздников русского православного народа. Но вот эти слова -" ...избавь нас от всякого зла..." скорее всего могут не понравиться толерантным исследователям. Почему? Потому что чашу или люльку можно вертеть как хочешь и всё равно получается чаша. А Покров так просто не повертишь. А ещё труднее возразить свт. Дм. Ростовскому(рубеж XVIII века) : " ...когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом." Что может быть страшнее тех бед, которые перечислил Святитель Ростовский. Так что, если бы я и объяснял значение полумесяца на кресте, я бы выбрал Покров. Защиту. Кстати, как утверждают, многие из Покровских храмов возводились именно в честь воинских побед. Православные, крестясь на кресты на главах храмов, просили защиты для страны, для себя, для родственников своих.
покров.jpg
покров.jpg (35.73 КБ) 8283 просмотра
Дальнейшие рассуждения по богословской линии оставляю докторам различных наук, дабы не отбирать у них их хлеб. Поле для вспахивания необъятное. Нужно только сосредоточиться, покопаться в историческом материале и выдать нетленное творение.
Я же свободен от степеней, от различного рода суеверий, от всякого рода обязательств. Поэтому прошу строго не судить меня за эти беспристрастные заметки.
И хочу разобраться во втором вопросе, поставленным Василием :"... кто-то же это придумал и, видимо, понимал, что подразумевает под этим." А для этого необходимо определить временные рамки - до монгольского периода или после. И здесь возникает Дмитровский собор во Владимире, как основной аргумент исследователей появления данных крестов на Руси.
Юрий Булкин
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Юрий, интересное наблюдение.
Покровские храмы появились на Руси в 12 веке.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Юрий Булкин »

Спасибо Людмила. От 12 в. у нас сохранился только один - Покрова на Нерли.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Юрий Булкин »

Беспристрастные заметки о надглавном кресте с полумесяцем

Часть 1
О надглавных крестах соборов в домонгольский период


Итак обо всём по порядку.
Сначала приведу полностью доводы Б. Успенского: "Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму. Можно было бы сослаться в этой связи и на другие древнейшие храмы, однако мы не всегда можем быть уверены, что кресты на них сохраняют древнюю форму".

Необходимо наверное упомянуть о статистике по домонгольским храмам, сохранившимся до наших дней на территории России. Число их 27. Из них имеют полумесяц под крестом 14 храмов, 12 храмов такого символа не имеют. И один стоит совсем без креста. Больше всего крестов с полумесяцем в процентном отношении находится во Владимирской области – 6 против 2. Нужно заметить, что данная статистика приведена здесь только для того, чтобы пояснить, о каком количестве храмов идёт речь, в которых нет уверенности, по словам исследователя.

Утверждение про домонгольские храмы (Дмитриевский храм во Владимире) есть только у Б. Успенского. Я уже высказывался по этому поводу. Но, наверное, нужно немного расширить тему.
Почему взят именно Дмитриевский собор? Откуда такая уверенность в Дмитриевском кресте? Предположу, что исследователь видел рисунки и чертежи перед реставрацией конца 30-х годов XIX века. Известные рисунки и чертежи Дмитриевского храма с четырехконечным крестом с полумесяцем: "Дмитриевский собор 1801 года (рис. 1) и акварель Ф.Д. Дмитриева с рисунка Ф.Г. Солнцева 1831 г. (рис. 2)". На этих рисунках отчетливо виден полумесяц под основанием креста и голубь на вершине.
рис.1.jpg
рис.2.jpg
рис.2.jpg (39.15 КБ) 8231 просмотр
Но есть и ещё один рисунок, тоже с полумесяцем, но крест восьмиконечный и без голубя. Это рисунок 1836 года (Источник: Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838-1839 гг.). Можно было бы возразить на это: какая разница – восьми или четырехконечный крест, полумесяц-то есть на обоих. Но рисунки 2 и 3 выполнены с разницей в четыре года. Это что, неточность художника?
рис.3.jpg
рис.3.jpg (28.51 КБ) 8231 просмотр
И тогда возникает вопрос: а какой крест правильный? Тот, который считается непререкаемым авторитетом? Или же другой. Какой из крестов настоящий и сохраняет свою первоначальную форму? Например, Н.Н. Воронин при реконструкции Успенского собора цеплял ему на крест полумесяц, как и на Покровскую церковь. Возможно, он старался стилизовать его изображение "под старину". Или же не придавал большого значения этому архитектурному элементу.

Возможно, исследователь такого символа, как полумесяц под надглавным крестом, пользовался информацией, размещенной в самом Дмитриевском соборе под копией креста 1957 года.
"Первоначальный каркас из кованных железных брусьев был обтянут листами золочёной меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста – 4.07 м, размах – 2.78 м. В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – чёрного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из чёрного металла – железного каркаса и золочёных стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золочёной меди подлинного креста XII в." (Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»).

Оговорюсь сразу – во фрагментах, которые представлены на обозрение как якобы фрагменты XIII в., невозможно определить, есть ли полумесяц среди них или нет. Следующим фактом является то, что при более пристальном рассмотрении фрагментов обнаруживается несоответствие узоров внутри кругов на концах креста. На якобы подлинных фрагментах внутри окружности мы наблюдаем крест с трилистником. На копии, стоящей в соборе, и на копии, стоящей на главе, – крест с полумесяцем. Тогда, если это копии, то копии в чём? В высоте и размахе?
рис.4.jpg
Но что ещё замечательней, что существует фотография И.Ф. Барщевского, сделанная в 1883 году с северо-востока. Из описания фотографии: " На куполе звёзды, стены тёмные: рельефы, пилястры и порталы – белые (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.)" (Источник: "Город Владимир конца 19 – начала 20 вв. в фотографиях и открытках из собрания музея «Дмитриевский собор» XII в."). И для исследователя креста главная особенность - нет рогатого полумесяца.
рис.5.jpg
Можно было бы развить дальше исследование изменений креста. Вспомнить о пожарах и годах запустения собора, о воздействии на металл атмосферы в виде солнца и дождя, природных явлениях в виде сильных ветров и бурь. Но я посчитал, что материала достаточно для того, чтобы взять под большое сомнение утверждение о первоначальной форме надглавного креста Дмитриевского собора. Поэтому считаю, что у исследователя нет оснований утверждать, что полумесяцы под такими крестами появились ещё в домонгольский период. Это утверждение ошибочно. Появление таких крестов не могло быть случайным. Для этого должны были быть веские причины: и у церкви, и у государства. Новая идеология после сильного потресения. Как сейчас говорят, национальная идея. Ну, это в следующей части...

И в конце нельзя не вспомнить о цате, чтобы в дальнейшем не возвращаться. Цата действительно имеет место быть на надглавном кресте. Это явление редкое, но оно присутствует. Многие путают полумесяц и цату: цата крепится не у основания креста, а на среднекрестье. Замечательный образец цаты на кресте представляет надглавный крест Георгиевского собора в Юрьев-Польском: создается такое впечатление, что художник (кузнец) попытался на этом кресте разместить всё, что только возможно.
Вложения
SAM_0831_2.jpg
ковщик
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 апр 2015, 02:57

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение ковщик »

Еще одно "ответвление" темы. Иногда на средокрестии надглавного креста размещают литой крестик-распятие. Что-нибудь, известно по этой тематике?
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Олег Щёлоков »

Крестики такие действительно были и есть, но нет носителей знания, передаваемого от поколения к поколению.
Михаил Мещанинов
Сообщения: 1596
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Михаил Мещанинов »

Необычную компоновку православного креста случайно увидел на фото храма в Солониках (Θεσσαλονίκη), Греция. Впервые вижу столь "перпендикулярный" крест. Если кто-то знает, что это конкретно за храм, отпишите.
Салоники (Θεσσαλονίκη).jpg
выкопировка.jpg
Ответить