Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Ответить
Аватара пользователя
Сергей Коваленко
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
Контактная информация:

Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Сергей Коваленко »

Однажды я выполнял внутренние обмеры алтарной части храма. Мне понадобилась небольшая помощь, но находившиеся в храме женщины, конечно, мне помочь не могли. Ведь женщине не позволено входить в алтарь православного храма.

История упоминает о множестве культов, в обрядовых действиях которых женщине отводилась роль активного участника. Но все эти культы, по большей части, являются скорее антиподами христианства.

Возникает ряд серьезных вопросов, имеющих и сугубо практическое значение в современном мире, где роль женщины становится все более значительной .


Известно, что периодически женщине нельзя телесно прикасаться к иконам. А как быть если женщина-иконописец? А доступно ли человеческому сознанию на период запрета полностью прекратить внутреннюю работу над иконой, а впоследствии эту работу продолжить?
Я на собственном опыте многократно убедился, что прекращение внутренней работы над художественным образом приводит к необходимости начинать работу заново.

А каким образом данные вопросы касаются работы над проектом храма?

Женщина не может входить в алтарь телесно, но может ли женщина создавать алтарную часть храма в своем воображении и, впоследствии, в архитектурном проекте?

Прямой запрет на вхождение женщины в алтарь является ограничением телесным.
Но думаю, Вы согласитесь с моим мнением о том, что в христианстве ограничения телесные являются лишь следствием ограничений духовных. И уж конечно сами по себе никакого смысла иметь не могут. Следовательно, видимо, существуют и духовные ограничения, касаемые данного вопроса.

История свидетельствует о женщинах, усилия которых в светской сфере были направлены на изменение внешнего мира. Это женщины-ученные, женщины-писатели, женщины-воины.
С другой стороны, история православия свидетельствует о женщинах, которые трудились над изменением своего внутреннего мира. Это женщины в монашеском подвиге, женщины, причисленные к лику святых.

И проповедь, и служба в храме, и создание храмовой архитектуры – действия человека, направленные во внешний мир.

Возможно, примеры истории могут помочи приблизится к отысканию ответов на поставленные вопросы.

Известны ли в истории архитектуры храмов и монастырей женщины-зодчие, женщины-иконописцы?

Разумеется, новейшая история врядли может служить адекватным источником.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Сергей Заграевский »

Ничего, кроме нижеприведенной публикации, вспомнить не могу:
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c ... _id=532408
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Vitale »

В публикации, предложенной Сергеем Заграевским, всё сводится к простому: могут ли женщины быть великими архитекторами? Могут, но... их нет...
По теме вспоминается лишь единственная мысль, из воспоминаний графа В.А.Соллогуба:
Женщины никогда не бывают архитекторами. Им недоступно усвоение начал симметрии и разнообразия в единстве, которые так поразительны в природе, этом прототипе художественного творчества...
Аватара пользователя
Сергей Коваленко
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
Контактная информация:

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Сергей Коваленко »

Спасибо, Уважаемые Сергей, Vitale.
Женщины никогда не бывают архитекторами. Им недоступно усвоение начал симметрии и разнообразия в единстве, которые так поразительны в природе, этом прототипе художественного творчества...
Мне вот тоже не удалось отыскать опровержений данного тезиса. Возможно, другие участники форума смогут в этом помочь?!

А до той поры естественным образом возникает вопрос о границах адекватности женской критики православной архитектуры.
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение etienne »

В.А.Соллогуб писал(а):Женщины никогда не бывают архитекторами.
Для графа, жившего в середине 19 века, такое заявление простительно. Ведь он ничего не слышал про Заху Хадид. :lol:
Тем более, что для своего времени он был прав - представить в 19 веке женщину-архитектора можно было только в очень буйном воображении.

А вот то, что вы, уважаемые коллеги, повторяете это изречение, как мантры, сейчас - в 21 веке - выглядит довольно странно. По историческим меркам еще не так много времени прошло с того момента, как женщины получили теоретическую возможность стать архитекторами, президентами и т.д. и т.п. И то, что они пока не достигли каких-то высот в какой-то области (или не вытеснили мужиков совсем :P ), означает лишь, что все еще впереди. Тем интереснее жить и смотреть в будущее :)

Да и кто бы вообще говорил? Каких таких замечательных результатов добились мужчины-архитекторы в нашей стране за последние лет 50? :| Удавиться можно от того, какую городьбу строят!
Не оттого ли сейчас (видя такое дело) девушки ринулись в архитектурные ВУЗы? (см. ссылку)
Так что, думаю, ломка стереотипов не за горами. Хотя, конечно, архитекторам-мужчинам лишняя конкуренция не нужна, поэтому они всегда будут против.

Для справки: Самые обаятельные и привлекательные русские архитекторы
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Vitale »

etienne писал(а):
В.А.Соллогуб писал(а):Женщины никогда не бывают архитекторами.
Для графа, жившего в середине 19 века, такое заявление простительно. Ведь он ничего не слышал про Заху Хадид. :lol:
Тем более, что для своего времени он был прав - представить в 19 веке женщину-архитектора можно было только в очень буйном воображении.

А вот то, что вы, уважаемые коллеги, повторяете это изречение, как мантры, сейчас - в 21 веке - выглядит довольно странно. По историческим меркам еще не так много времени прошло с того момента, как женщины получили теоретическую возможность стать архитекторами, президентами и т.д. и т.п. И то, что они пока не достигли каких-то высот в какой-то области (или не вытеснили мужиков совсем :P ), означает лишь, что все еще впереди. Тем интереснее жить и смотреть в будущее :)

Да и кто бы вообще говорил? Каких таких замечательных результатов добились мужчины-архитекторы в нашей стране за последние лет 50? :| Удавиться можно от того, какую городьбу строят!
Не оттого ли сейчас (видя такое дело) девушки ринулись в архитектурные ВУЗы? (см. ссылку)
Так что, думаю, ломка стереотипов не за горами. Хотя, конечно, архитекторам-мужчинам лишняя конкуренция не нужна, поэтому они всегда будут против.

Для справки: Самые обаятельные и привлекательные русские архитекторы
Может для Соллогуба и лучше, что он не слышал про Захи Хадид :D . Иногда от такой "архитектуры", а по сути внетектонической "упаковки" кусочка пространства (имхо!) становится очень грустно... :cry:
Ссылка,с рассказом о российских женщинах-архитекторах тоже не слишком убедила: да, они работают, да, они проектируют и строят! Так кто бы спорил, что с этим они справляются иногда прекрасно... Я ,лично, смысл сей темы вижу в каком-то плане Вечности, в явлении и смысле Гения, и Архитектуры с большой буквы...
Аватара пользователя
Сергей Коваленко
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
Контактная информация:

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Сергей Коваленко »

Уважаемый etienne.

Банальная истина, что различия между женщинами и мужчинами не ограничены первичными половыми признаками.
Различны и гормональные системы, и системы нервной организации. Наконец, различны системы поведенческих мотиваций!

Думаю Вы согласитесь и с очевидным следствием сказанного, что различие между социальными свойствами женщин и мужчин не могут состоять лишь в различии конструкций мужского и женского туалетов.
Напротив, эти различия касаются всех сфер деятельности общества.
В православной церкви четко определено – женщин не рукополагают в священники, и так далее... .

И женщины и мужчины равнозначны по своей необходимости для существования человечества. Но их функции совершенно разные.

И пол и потолок равнозначны по своей необходимости для образования внутреннего помещения. Но функции их тоже совершенно различны.
Давайте не будем рассматривать силу земного притяжения и хождение по полу назовем просто «стереотипом» , а после, сломаем этот «стереотип» и возведем ступени прямо к потолку для хождения по потолку.
Тогда само помещение потеряет свои функциональные свойства и превратится в устройство для разбивание голов и ломания позвоночников.

Может нужно понимать различия в мужских и женских предназначениях ?
Может в жизни мы должны руководствоваться пониманием этих различий?

История не показывает нам ни «женской» «Архитектуры с большой буквы», ни «женской» философии, ни «женского» богословия.

При этом не будем ссылаться на то, что якобы, женщины «получили теоретическую возможность стать архитекторами, президентами и т.д. и т.п.» совсем недавно.

Ведь давно известны имена царицы Екатерины Алексеевны (Великой), царицы Елизаветы Петровны, директора Академии наук и художеств Екатерины Романовны Дашковой. А также императриц византийских... т.д. и т.п .
... имя Клеопатра, думаю, известно всем .
Guest

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Guest »

Американский архитектор Джулия Морган (1872-1957), строила храмы.
http://architect.claw.ru/shared/564.html
http://www.bluffton.edu/~sullivanm/jmin ... index.html
"Она строила и церкви — для разных конфессий и разных этнических групп, вплоть до китайской общины. Когда ее попросили спроектировать церковь для очень бедной пресвитерианской общины, она сумела создать изящный ансамбль из двух павильонов — воскресной школы, позже — самой церкви, наконец, связующей их галереи, работая только в дереве, залив интерьер отраженным от стен светом и сделав пол слегка наклонным к алтарю, чтобы каждому была видна каждая деталь службы. Так же внимательно она озаботилась и акустикой, памятуя давние уроки Кристофера Рена, так что каждое слово проповедника доносилось без помех до любой точки церкви."
Аватара пользователя
Сергей Коваленко
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
Контактная информация:

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Сергей Коваленко »

Спасибо за пример, Уважаемый Guest.
Конечно, это архитектура Достойная внимания.

Применительно к данному форуму, еще более интересными стали бы примеры православной «женской архитектуры».

В неправославных конфессиях периодически рассматривается вопрос и о « женском священстве »(1).

Около Православной Церкви, время от времени, тоже звучат идеи пересмотра тех или иных канонов и правил. Возможно, такие факты нужно относить к проявлениям борьбы с православной церковью.
Думаю, мы понимаем, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с любой социально-духовной системой является метод постепенного изменения сути системы при подчеркнутом сохранении ее названия.
_______________________________________________________
1.Прошу извинить за непомерную сдержанность данного моего заявления. На самом деле реальность гораздо уродливее (на мой взгляд): «Епископальная епархия Лос-Анджелеса выбрала лесбиянку на место викарного епископа… ».

http://latimesblogs.latimes.com/lanow/2 ... tion-.html (ссылка уже не работает.)
http://hosted.ap.org/dynamic/stories/U/ ... TE=DEFAULT (ссылка уже не работает.)
http://lenta.ru/news/2009/12/07/bishop/ Lenta.ru 07.12.2009, 08:46:18
Гость

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Гость »

Если у всех разные функции и предназначения, обозначенные свыше...
Так какое предназначение у православной женщины, имеющей архитектурные знания, навыки и пространственное мышление (то есть весь набор умственных качеств, которым учат и мужчин), как это приспосабливается к духовным "задачам" мужчины и женщины?

Или женщине по определению закрыт дорога к проектированию храмов и и живописи икон?

п.с по моему в книге про явления Архангела Михаила людям земным читала случай явления его женщине, которая не могла говорить до тех пор, пока по ее руководсву (жестами) не написали его икону.

Кроме того, по-моему в Писании говорится, что в Царствии Небесном нет ни мужчин ни женщин, но все одно.
Гость

Re: Женщины-архитекторы в истории архитектуры храмов.

Сообщение Гость »

Господа, ваши высказывания полны ханжества и самодовольства.
Я не хочу отрицать, что женщине предназначена своя особая роль в жизни, и все мешать и путать глупо, однако же любые размышления на эту тему скатываются в две крайности: либо мы принимаем древнеафинское отношение к роли женщины в обществе, (исходя из запретов к самореализации женщины в некоторых сферах), или же сразу берем вторую крайность - ультрафеменизм с отрицанием семейных ценностей.
И в той, и в другой ситуации женщина - это не живой набор определенных нежных и хрупких черт, а некое деревянное лекало, по которому измеряется доза необходимого внимания к вопросу о женском участии в какой-либо сфере.
Это не может быть приятно, согласитесь.
Если всматриваться в суть церковных запретов, надо задумываться об их исторических и богословских объяснениях и предпосылках.
Запрет на краткое появление и женщин в алтарной части православного храма – это по-моему несколько устаревшее явление. Некоторые говорят, что и Престол видеть женщине недопустимо – но видимо упускают из внимания, что иконостас – русская традиция, и в византийских храмах его не было. Более того, запрет на краткое нахождение в алтаре существует не во всех православных традициях, так например в прибалтийских православных храмах всем миром храм строят, всем миром в новый алтарь в первый раз заходят. Ссылку на эту информацию я дать не могу, честно, потому что об этом упоминалось то ли в «Несвятых святых» то ли в одной из книг Кураева, и точные координаты страниц и строчек, а так же год издания я не помню.
В Ветхозаветной церкви были очень строгие запреты на пребывание женщин в Святая Святых, за завесой храма, и поэтому Чудо что трехлетняя Богородица туда зашла. Но в Новозаветной церкви и для строгих запретов всегда ставится вопрос – что и зачем тебе нужно, какая твоя цель и каково твое понимание ситуации (вы сами сказали, что духовные запреты важнее телесных). Поэтому если у человека (пусть женщины) благие цели, или по-другому нельзя в сложившейся ситуации, кроме как чтобы она для благого же дела (строительства или росписи) зашла в алтарь ненадолго (тем более, что его скорее всего еще раз освятят после завершения строительно-реставрационных работ) – что здесь плохого?, чтобы дойти до того в своих рассуждениях, что сказать, что женщине вообще не место среди архитекторов? Важно же при этом, чтобы духовный отец этой женщины (а не Вы, г-н Коваленко) благословил ее на эти действия, и важно ее личное смирение в этом вопросе. Это не столь глобальная проблема конкретной ситуации, сколь масштабно вами ставится вопрос, имеет лм женщина право кем-то быть, если есть ряд телесных ограничений, которые вроде бы намекают, что не ее это дело.
Телесные ограничения есть у всех, и задача христианина преодолевая их, смиряясь, стараться выполнять свой долг, не беря слишком много на себя и оглядываясь на все запреты и правила, но понимая, что ведь это правила для человека, а не человек для правил, и что суть бывает важнее формы, а иначе это фарисейство. Не надо менять правила под человеческие нужды, как это делается в католичестве и протестантстве, но надо задумываться, что власть права над человеком не абсолютна, и иногда сделать хорошо против правил, но соблюдая логику всего Православия, гораздо труднее.
Что же касается достижений в архитектуре и иконописи…
Имя монахини Иулиании (М.Н. Соколовой, (8 ноября 1899 — 16 февраля 1981)) вам знакомо? Это все же еще не новейшее время. Ей принадлежит книга «Труд иконописца», очень хорошая. Надеюсь, пример достойный, что это вклад в развитие традиции, церкви, искусства, Вечности?
Про архитектуру сложнее… После 17 века, не считая Нарышкинского барроко и поздних трудов 20 века в неорусском стиле, храмовая архитектура в России не развивалась. И теперь сложно сдвинуть архитектуру с места. Все новые храмовые постройки цитируют старину, зачастую грубо. Редки случаи, где есть анализ архитектурных пропорций, образа сооружения и попытка воссоздания образа русского храма без прямого цитирования (или хотя бы с частичным цитированием).Но я лично знаю женщину-архитектора, которая занимается преподаванием храмовой архитектуры в колледже и вместе со своими учениками проектирует храмы и постройки для бедных приходов бесплатно, пытаясь, используя свой потенциал и потенциал молодежи, делать эти проекты свежими, интересными и оригинальными, базируясь при этом на традициях, правилах и канонах проектирования традиционного православного храма, за что ей большое спасибо.
P.S.Последнее, что я скажу – не корректно взрослым мудрым людям ставить вопрос, что женщине гоже, а что негоже, если это не касается их семьи. Каждая женщина решит этот вопрос со своим духовником, со своим мужем и своей совестью, но если постоянно ей навязывать в СМИ и интернете что она ДОЛЖНА что-то кому-то – это плохо кончится, поскольку в современном мире зачастую и мужчины не делают, что должны, и поэтому встает вопрос о том, чтобы каждый делал не что должен, а что МОЖЕТ, по силам и способностям. У человека должна быть свобода выбора, и Бог нам дал ее, но в нашей силе распорядиться этим благоразумно. Разговоры в таком тоне скорее способствуют обратному… От ощущения чрезмерного долга среди всеобщего хаоса женщины скорее наоборот, будут злиться и мстить, тогда как если их не перегружать ощущением личной служебной функции, не обижать их, демонстрируя им их генетическую «инкубароную» утилитарность, их тонкая женская душевная организация не даст им сидеть на месте, видя куда катится мир.
Ответить