Световое пространство храма

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Олег Щёлоков писал(а):
Типовой евроремонт силами дружественных трудовых ресурсов Молдавии и Таджикистана это "сакральное пространство", "метафизика света"?
Когда нет реальной глубины и наполняемости терминов, от частого употребления в дело и не в дело они легко превращаются в навязчивую пошлость.
Последний снимок - реализация 80-х годов 20 века, когда возможности были весьма скромные. да и не в трудовых ресурсах дело-то....
Евроремонты и такие, как у Вас, сугубо рациональные взгляды и есть причина создания, так называемых, "муляжей".
Олег Олегович, это Ваша беда, что термин "метафизика света" для Вас не имеет реального смысла. Мне жаль, что так легко вы впадаете в пошлость.
Убедили Вас эти фото, или нет, мне все равно. Метафизические смыслы объективны. Мое дело было показать, а кому надо - поймут.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Весь мир - метафизичен, не говорить же о нем в терминах дарвинизма и марксизма.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Световое пространство храма

Сообщение Олег Щёлоков »

Когда в помещении нет нормальной вентиляции с трехкратным воздухообменом в час, это действительно марксизм, плод рук победившего пролетариата, далёкого от строительного искусства.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Здесь и вентиляция вполне в избытке (даже сквозняк), и пыли нет. Небесная литургия зримо совершается ....
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=75468
1822. Бороздино Тульской. Успенская.jpg
1822. Бороздино Тульской. Успенская.jpg (135.51 КБ) 4964 просмотра
Аватара пользователя
Сергей Коваленко
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
Контактная информация:

Re: Световое пространство храма

Сообщение Сергей Коваленко »

Людмила Клешнина писал(а):Весь мир - метафизичен,... .
Ну вот.
Уважаемая Людмила отвергла существование физического мира.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Световое пространство храма

Сообщение Сергей Попов »

Статья забавная. Идея любопытная, но, в общем-то, абсурдная. К сожалению это не та идея, о которой говорил Нильс Бор: "… достаточно ли она безумна, чтобы быть верной?"

Мысль автора о том, что "… здание, вероятно, выполняло функцию астрономической координаты при календарных уточнениях и пасхальных расчетах" сразу вызывает ассоциации с А. Фоменко и его историко-астрономическими теориями. Такое ощущение, что автор выдает желаемое за действительное и на этом строит свою концепцию.

Предположение, что в конкретные дни, в нужное время, будут освещаться (подсвечиваться) определённые сюжеты росписи собора, слишком смелое и главное безосновательное. Подобные заключения можно делать после изучения большого количества храмов и их росписей, но автор этим себя не обременяет.

Известно, что Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря был расписан за два сезона, при этом расписывать его начали одновременно со строительством, с тех же лесов, что использовали каменщики. Мастерами были приглашённые греки, а не знакомые с местным климатом псковичи. Времени на изучение положения солнца и освещения им интерьера храма у них просто не было. В марте и сентябре в Пскове ясных и облачных дней почти столько же, как пасмурных. Соответственно чтобы провести наблюдения и разместить определённые сюжеты в нужных местах, да ещё с учётом точного времени, потребовался бы не один год. Случайные совпадения конечно возможны, но строить на них теорию рискованно. Сам автор говорит, что его заключения базируются на долговременных и продолжительных наблюдениях.

Очень забавно выглядит следующее открытие автора: "... обнаружены линии первоначальной разметки по кладке еще до штукатурного намета, и эти линии полностью соответствуют разметке фрески". Автор не знает или скорее делает вид, что не понимает, что для фрески штукатурилась только та поверхность, которую мог расписать художник за день, а при ленточной системе росписи разметка была необходима для правильной работы штукатура, так как фрески выполнялись горизонтальными рядами.

Вся концепция основана на гипотезе привязки ориентации храма к дате его закладки или освящения. Эта гипотеза подтверждения не получила, но автор делает вид что об этом не знает. Вообще статья оставляет ощущение какой-то самодеятельности, хотя в ней много умных слов, разных цифр, градусов, углов, пересчётов дат на старый стиль и другой наукообразной риторики. Чувствуется, что автор искусствовед и с точными науками знаком поверхностно.

Несомненно, что освещение храма учитывалось его строителями и играло важную роль в символическом понимании храма, но предлагаемый автором прагматично-функциональный подход к проблеме света в сакральном пространстве, больше свойственен современному рациональному восприятию и поэтому, скорее всего, ошибочен.

Плохо то, что такая слабо аргументированная теория, активно пропагандируется автором как новое понимание русского православного зодчества :(
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Нет, не новое понимание, а попытка отбросить стереотипный атеистический подход к изучению русского храмостроительства.
Мне статья видится убедительной, благодаря целостной реконструкции средневекового мировоззрения строителей Мирожского монастыря.
Сергей, Вы рассматриваете процесс строительства этого храма современными глазами – только как рациональную технологическую последовательность отдельных операций, что совершенно не соответствует истинной картине настроений средневекового общества, где строительство мыслилось как цельный «мистико-технологический» процесс. Главным понятием, занимавшим тогда умы, был свет, а строители воплощали в храмостроительстве эти, заданные им богословами идеи, именно через окно, как главный инструмент организации светового пространства.

Кстати, подобные приемы, когда луч света при движении высвечивает нужные иконы в иконостасе или ключевые для богослужения моменты в точно обозначенных местах интерьера, мне лично не раз приходилось наблюдать в латвийских приходских (обычных) храмах 19 века. Это признак высокого профессионализма зодчих, их построивших.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Световое пространство храма

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Нет, не новое понимание, а попытка отбросить стереотипный атеистический подход к изучению русского храмостроительства.
Людмила, я не спорю с тем, что мировосприятие человека 12 века сильно отличалось от современного. Просто в статье я вижу не попытку серьёзно изучить эту проблему, а довольно грубую подгонку реальности под "смелую" теорию, которую автор не подкрепляет достоверными фактами. Сама идея подсветки соответствующих образов во время службы говорит о примитивном рационализме автора, а не метафизическом восприятии света. То есть сознательное управление сакральной по сути субстанцией-светом изначально предполагает нерелигиозное мировосприятие.

Одно время в музейном деле было модно подсвечивать картины, акцентируя светом наиболее важные места. Более ужасного способа демонстрации живописи я не видел. :(
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): То есть сознательное управление сакральной по сути субстанцией-светом изначально предполагает нерелигиозное мировосприятие. :(
Нет, задача зодчего была и есть совсем другая : не "сознательно управлять" (стереотип нашего времени !), а выявлять скрытую сущность вещей в свете вероучения, для чего использовались профессиональные приемы работы. Организация пространства и освещение архитектурных форм - эти инструменты архитектурного творчества даны нам Творцом на все времена. В средневековье ими пользовались по назначению.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Световое пространство храма

Сообщение Сергей Попов »

Людмила, я понимаю, что Вам предположение автора статьи нравится. Поэтому вместо критического анализа Вы переходите к общим рассуждениям о работе средневекового зодчего и его мировоззрении.

Для меня критический анализ не заключается в разоблачении автора, как любой человек он может ошибаться, важно понять, делает он свои выводы на основе объективных данных или подгоняет случайные совпадения под свою теорию. В данном случае, на мой взгляд, имеет место второй случай.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Дело не в том, нравится мне что-то или не нравится. У нас С Вами, Сергей, разные представления о том, что такое критический анализ. Прежде чем разбирать мелочи, надо определиться с принципами, а именно : церковное искусство и архитектуру следует рассматривать только с позиций символического мышления, данного нам Творцом. Эта статья написана с таких позиций, поэтому видится мне достоверной.
Можно здесь послушать о символическом мышлении : http://rutube.ru/tracks/3220136.html
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Световое пространство храма

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):... церковное искусство и архитектуру следует рассматривать только с позиций символического мышления, данного нам Творцом. Эта статья написана с таких позиций, поэтому видится мне достоверной.
Людмила, я согласен, что всё можно и нужно рассматривать с разных позиций. Тем более такое сложное явление как сакральная архитектура. Однако, в любом случае надо иметь обоснованное мнение, а когда автор статьи не различает понятия астрономического и геодезического азимута и в результате получает разные направления оси Спасо-Преображенского собора и соответственно разные даты, причём на этом им строится общая теория, то я не могу доверять его мнению, неважно, с каких позиций он рассматривает проблему - символических или рациональных.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Цветовое решение окраски ограждающих стен, тональность фресок в храме также служат пространственному раскрытию идеи связи Бога и мира, подчиняются общей системе организации света. Согласно канону, цветовое решение росписи регламентируется местом ее расположения. В верхней зоне, в глубине куполов и сводов традиция требует самых светлых тонов, несущих символику небесной нематериальной красоты. Одновременно, светлые тона облегчают нам восприятие декоративных форм, находящихся далеко вверху. Ниже разрешено большее богатство цвета, но колорит всегда яркий и наполненный светом. Внизу, вблизи земного греховного мира, где стоят верующие, допускаются темные и более мрачные тона, пол всегда самый темный. Каноническим цветовым композициям обычно присуще чувство уравновешенности, тихой радости, чудо безмолвной беседы.
Источник информации : АХЦ «АРХХРАМ». Православные храмы. Том 1. Идея и образ. МДС 31-9.2003. Москва, 2004.

Последняя мода церковных ремонтов - устройство подогреваемых полов и, в связи с этим, замена покрытия пола. В Латвии начался беспредел - светлые, почти белые полы. По светским меркам - очень красиво, но интерьер храма от такой замены разительно меняется, так как искажается его идея. При этом нарушается канонический принцип цветового решения - от темного пола к светлому куполу. Темные грехи остаются внизу, а просветленная душа после исповеди и Причастия поднимается вверх, навстречу Богу-Свету. В храме все должно помогать осознанию своих грехов и их искоренению. Обратите внимание на старые храмы - там цветовые решения безупречно точные, и пол всегда темный.
А у нас теперь сияющие дворцы светской жизни, а не храмы.
Аватара пользователя
Дмитрий Лоптев
Модератор
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
Откуда: г. Киров (Вятка)

Re: Световое пространство храма

Сообщение Дмитрий Лоптев »

Уважаемая Людмила!

Таковым цветовым решением вы обрекаете значительную часть храмов Вятской губернии на "ересь". В нашей местности был очень популярен светло-песочно-бежевый опочный камень. Шел он и на отделку фасадов, и на резные элементы. Из него делали и полы в храмах.
Для Вас целая губерния будет "неканоничной"?)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Световое пространство храма

Сообщение Людмила Клешнина »

Стоп ! Опять передергиваете ?
Разговор окончен.
Аватара пользователя
Дмитрий Лоптев
Модератор
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
Откуда: г. Киров (Вятка)

Re: Световое пространство храма

Сообщение Дмитрий Лоптев »

Передергивание - обвинение не к месту, Ваше однозначное утверждение ".... и пол всегда темный." - это демагогия. Из разряда тех случаев, которые приводят студентам - "… все люди евшие огурцы и родившиеся до 1880 года умерли".
"Пол всегда темный." Какой бы я ни был профан в архитектуре, Ваше слово "всегда" не вяжется с тем, что я видел своими глазами десятки раз.
Приглашаю Вас в гости, в нашу "отбившуюся от ВСЕГДА" губернию ("Опомнившись, примерно через сутки после визита к Воланду, в поезде, где-то под Вяткой, Алоизий убедился в том, что, уехав в помрачении ума зачем-то из Москвы, он забыл надеть брюки, но зато непонятно для чего украл совсем ненужную ему домовую книгу застройщика" - М.Булгаков).
Кстати....светлый пол не очень практичен....с точки зрения - требует дополнительного ухода. Но ведь делали же....)))))
Курков Виктор
Модератор
Сообщения: 633
Зарегистрирован: 08 фев 2011, 07:07
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Световое пространство храма

Сообщение Курков Виктор »

Дмитрий, вы пытаетесь спорить с человеком, который разбирается в архитектуре лучше профессора Заграевского, а в православии - лучше, чем церковные иерархи, утверждающие проекты православных храмов. Можно только слушать и поддакивать :( .
Ответить