Жертвенник за пределами алтаря?
Добавлено: 22 окт 2007, 12:38
Во всех известных нам современных публикациях, посвященных архитектуре Никольского собора Николо-Корельского монастыря (1677 г.), говорится о том, что справа от центрального - Никольского - придела был придел апп. Петра и Павла, а слева - жертвенник и ризница.
Сначала мы думали, что насчет жертвенника - это лажа, вследствие того, что светские публикаторы не очень понимают в церковных вопросах. Однако специалисты подтвердили, что жертвенник за пределами алтаря, один на оба придела - нередкое явление в древнерусской архитектуре. Тогда мы задались вопросом: что об этом говорят церковные каноны? Разумеется, этот вопрос обязательно должен быть в канонах отражен. Но - ничего не смогли найти.
Честно говоря, нам вообще непонятна необходимость вынесения жертвенника за пределы алтаря в довольно просторном храме. Это можно еще объяснить, если алтарь настолько маленький, что там вообще не повернуться, и физически нет места для установки жертвенника.
Потом, сразу возникает вопрос о каноничности совершения двух проскомидий в течение дня на одном жертвеннике. Насчет престола - вполне конкретно прописан запрет, а вот насчет жертвенника - не нашли.
И вообще, тут возникает много вопросов, которые в Правилах должны быть четко оговорены. Напр., вполне можно представить на Великом входе проход по единой солее в противоположный придел мимо центральных врат. Но вот последующий перенос Св. Даров с крайнего престола на противоположный жертвенник придется осуществлять сквозь центральный алтарь - это уже труднее представить. И здесь, напр., в Правилах четко должно быть оговорено, как совершать перенос сквозь центральный алтарь: в частности - перед престолом или через Горнее место.
Ничего подобного найти не удалось.
Может ли кто-нибудь что-нибудь подсказать по этому поводу?
Сначала мы думали, что насчет жертвенника - это лажа, вследствие того, что светские публикаторы не очень понимают в церковных вопросах. Однако специалисты подтвердили, что жертвенник за пределами алтаря, один на оба придела - нередкое явление в древнерусской архитектуре. Тогда мы задались вопросом: что об этом говорят церковные каноны? Разумеется, этот вопрос обязательно должен быть в канонах отражен. Но - ничего не смогли найти.
Честно говоря, нам вообще непонятна необходимость вынесения жертвенника за пределы алтаря в довольно просторном храме. Это можно еще объяснить, если алтарь настолько маленький, что там вообще не повернуться, и физически нет места для установки жертвенника.
Потом, сразу возникает вопрос о каноничности совершения двух проскомидий в течение дня на одном жертвеннике. Насчет престола - вполне конкретно прописан запрет, а вот насчет жертвенника - не нашли.
И вообще, тут возникает много вопросов, которые в Правилах должны быть четко оговорены. Напр., вполне можно представить на Великом входе проход по единой солее в противоположный придел мимо центральных врат. Но вот последующий перенос Св. Даров с крайнего престола на противоположный жертвенник придется осуществлять сквозь центральный алтарь - это уже труднее представить. И здесь, напр., в Правилах четко должно быть оговорено, как совершать перенос сквозь центральный алтарь: в частности - перед престолом или через Горнее место.
Ничего подобного найти не удалось.
Может ли кто-нибудь что-нибудь подсказать по этому поводу?