Страница 3 из 6
Добавлено: 31 дек 2007, 02:33
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а):Мне в таких случаях всегда хочется понять, в чьем воспаленном мозгу родилось такое цветосочетание, кто принял решение так красить и штукатурить. Это священник, архитектор, местный чиновник или ктитор (спонсор по-современному

)? А куда смотрели органы охраны памятников? Или храм не на охране?
У меня нет информации, кто автор такого цветового решения. На старой фотографии (1933 г.) главы выглядят более темными, а крыша - совсем светлой. Храм - памятник архитектуры местного значения. Думаю, что покраску никто не согласовывал с инспекцией охраны памятников. Кирпичная кладка выполнена очень качественно, до покраски смотрелась хорошо, расшивка швов - четкая. Подчеркиваю, красные поверхности не оштукатуренные (!), это оригинальная кирпичная кладка из глиняного красного кирпича. После покраски фактура кладки "смазалась", краска глухая, слишком "новенькая". Простые, но выразительные пилястры у входа совсем потеряли свое внутреннее напряжение формы, стали выглядеть как бы приставленными (без нагрузки), как театральная декорация. А у Я.Бауманиса они "работали", зримо несли нагрузку портала.
Колокольня уже вся покрашена в те же цвета.
Добавлено: 05 янв 2008, 10:25
Александр Богданов
Добавлено: 05 янв 2008, 12:18
Сергей Заграевский
Спас на крови - понятно, реплика ПНР. А у самого ПНР луковичные главы появились сразу же при постройке в 1555-59 (они изображены на миниатюре Лицевого летописного свода 16 в.). После пожара 1626 г. они были перестроены и уже на рисунке Олеария 1630 г. изображены такими, как сейчас - разнообразными и раскрашенными. В принципе, в первой половине 17 в. так же "весело" красили и стены, и порталы, и киоты, а на вновь строящихся храмах делали крайне многообразный декор. Так сказать, "эпоха украшательства"

.
Вопрос о цвете ...
Добавлено: 06 янв 2008, 01:20
Людмила Клешнина
Эта "эпоха украшательства", между тем, отличалась глубиной осмысления символических форм. Лучше князя Евг. Трубецкого не скажешь :
"...подъем к высшей радости изображается всей архитектурой храма, его пестрыми изразцами, красочными узорами его причудливых орнаментов с фантастическими прекрасными цветами. Цветы эти обвивают наружные колонны здания и уносятся кверху к его горящим золотым чешуйчатым луковицам. То же сочетание аскетизма и невероятной, нездешней радуги красок мы находим и в московском храме Василия Блаженного. Это - в сущности та же мысль о блаженстве, которое вырастает из страданий, о новой храмовой архитектуре вселенной, которая, возносясь над скорбью людской, все уносит кверху, вьется к куполам, а по пути расцветает райскою растительностью."
("Умозрение в красках", М., 1916, стр. 27).
Добавлено: 07 янв 2008, 13:24
Наталия
На мой взгляд Петербургу такая "окраска" присуща в большей степени в промышленной архитектуре, иногда в доходных домах. Дом возле часовни - больница, и была больница, кстати он имеет куполообразное завершение с одной стороны, наталкивающее на мысль, что возможно там была церковь, правда подтверждения этому в литературе я не встретила. Извните за уклонение от темы
Мода на цвет в Питере менялась от бело-голубой до бело-желтой, причем одно время желтый считался цветом официоза, хотя для нашего, часто очень сумрачного города, он очень подходит.
По моим наблюдениям провинциальные церкви Новгородской области на 90% белые, те что 19 века. В начале 20 строились кирпичные красные, нештукатуренные. Сейчас появились из силикатного кирпича или в сочетании силикатного и красного. На мой взгляд силикатный кирпич на редкость некрасив.
Когда въезжаешь в Новгород из СПб - в любую погоду издалека сияет золотой купол Софии как луч солнца даже на фоне пасмурного неба - чудное сочетание белого и золота!
Добавлено: 07 янв 2008, 23:08
Людмила Клешнина
Да, и красиво, и в любую погоду четко читается главная идея храма. Тропарь сегодняшнего праздника Рождества Христова еще раз напоминает нам :
"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови СВЕТ разума : в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланятися СОЛНЦУ ПРАВДЫ, Тебе ведети с высоты востока : Господи, слава Тебе."
Добавлено: 05 мар 2008, 00:09
Людмила Клешнина
Добавлено: 05 мар 2008, 00:30
Vitale
А всё остальное удачное?

Добавлено: 05 мар 2008, 01:25
Людмила Клешнина
Предельная упрощенность форм и "обрубленность", так сказать, .... декора отступают на второй план, слишком бьет в глаза несоответствие символических смыслов цвета и формы. Интересно, что именно эта покраска подчеркивает все другие недостатки архитектуры. Был бы традиционный белый цвет стен, и все бы сгладилось, упрощенность стала бы наивным самостроем, но вполне приемлемым.
Добавлено: 05 мар 2008, 18:57
Наталия
Цвет, и правда, жутковатый. Я бы согласилась на светло-голубой. Да и вообще сооружение весьма тяжеловесно, на мой непросвещенный взгляд.
Добавлено: 05 мар 2008, 20:33
etienne
Наталия писал(а):Я бы согласилась на светло-голубой.
Вот такой вот, например:
http://sobory.ru/article/index.html?object=03811
Не, с цветами у нас совсем беда. Что новые строят церкви, что старые реставрируют - в такие веселенькие цвета раскрашивают, как будто это детский сад.

Добавлено: 05 мар 2008, 21:14
Наталия
Не так давно фотографировала церковь
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=37534
и терялась в догадках: в чем проявилась необходимость покрасить заборчик в столь дикий цвет? Толи это новая режиссерская находка, толи "на тебе, Боже, что нам не гоже"...
Добавлено: 05 мар 2008, 21:36
etienne
Какую краску благотворители выделили, той и покрасили.
Или, может быть, это любимый цвет настоятеля

Добавлено: 05 мар 2008, 21:56
Алексей Бураков
Да если средства прихода ограничены, можно понять и такие наивные попытки придать храму нружное благообразие. Но вот после таких примеров :
http://www.deryabino.ru/hrams_mo/mo_stu ... ino_15.htm
сочуствия благоустроителям у меня как то поубавилось.

Добавлено: 05 мар 2008, 22:02
Алексей Бураков
Вот здесь есть фото Егановского храма до "благустройства".
http://ljmob.ru/read/user/arch_heritage/38114
Добавлено: 06 мар 2008, 00:51
Василий Шелёмин
Ещё примерчик до и после
http://sobory.ru/article/index.html?object=02229
Поначалу был достаточно благородный вид, уж по крайней мере пристойный. После укрепления материальной базы - ...
Добавлено: 06 мар 2008, 00:51
Людмила Клешнина
В комментариях к этой информации можно прочитать, что настоятель храма все-таки серьезно задумался о дальнейшем восстановлении этого храма, что вселяет маленькую надежду.
Добавлено: 06 мар 2008, 00:54
Людмила Клешнина
Ой, надежда была недолгой ...
Добавлено: 06 мар 2008, 02:13
Grisha
Ядовитый голубой цвет мог быть достигнут фотохудожником в результате компьютерной обработки!
Добавлено: 06 мар 2008, 03:40
Василий Шелёмин
В гугль мапсе он точно такой же:-). Когда искал эту церковь, долго не мог найти - с голубым никак не ассоциировалась. Потом внимательнее глянул на набор фоток (я-то считал, что её знаю!) и всё понял...
Добавлено: 06 мар 2008, 09:42
Vitale
Лучше кровля синяя, чем с дырками! Главу барочную жаль, тем более что храм кажется просто XVIII века, но про "белокаменные стены" что-то уже перебор...

Добавлено: 06 мар 2008, 19:07
Сергей Заграевский
В свое время к 300-летию Петербурга Главный штаб покрасили в жутко ядовитый охристый цвет. Я задал руководителю арх.-археол. отдела Эрмитажа О.М.Иоаннисяну на эту тему вопрос, и оказалось, что цвет восстановили по сохранившмся фрагментам первоначальной окраски, а ощущение ядовитости пройдет очень быстро - выцветет. И точно, постепенно выцветает.
Выцветет и голубизна в Бернгардовке

Добавлено: 06 мар 2008, 19:30
Vitale
Сергей Заграевский писал(а):В свое время к 300-летию Петербурга Главный штаб покрасили в жутко ядовитый охристый цвет. Я задал руководителю арх.-археол. отдела Эрмитажа О.М.Иоаннисяну на эту тему вопрос, и оказалось, что цвет восстановили по сохранившмся фрагментам первоначальной окраски, а ощущение ядовитости пройдет очень быстро - выцветет. И точно, постепенно выцветает.
Выцветет и голубизна в Бернгардовке

Лично я многие "неблагообразные" цвета могу себе представить, но земляная по происхождению охра ЯДОВИТОЙ быть просто не может. Жёлтая пожалуйста, но не охра.

Добавлено: 06 мар 2008, 21:03
Алексей Бураков
Vitale писал(а): Главу барочную жаль, тем более что храм кажется просто XVIII века, но про "белокаменные стены" что-то уже перебор...

Немного непонятно в чем Вы заподозрили "перебор". Храм действительно полностью сложен из белокаменных блоков. По мнению большинства исследователей в 18 веке он был лишь в очередной раз перестроен. Причем и эта и все предыдущие перестройки производились в том же материале и очень тактично. Это хорошо видно на этой фотографии.
http://av4.livejournal.com/3174.html
Добавлено: 06 мар 2008, 22:33
Бокарёв Александр
Ну, если говорить о церкви в Еганово (хотя по-хорошему тему полезно было бы поделить), то не все изменения в её облике относятся к последним годам.
Как минимум скатная кровля на четверике появилась вместо купольной где-то в 1960-70-х, в 1975 уже была - есть соответствующий снимок в брошюре Колмовского. А тот снимок, что приведён в посте в ЖЖ и "Памятниках архитектуры Московской области" 1-го издания - он, по всей видимости, 1950-1960-х.
Да и восстанавливали церковь в Еганово в самом начале 1990-х, не при помощи новорусского благотворителя, а на совхозные деньги, деньги у совхоза тогда ещё были. Достаточно редкий для Подмосковья случай.
Штукатурка стен и луковичная главка вместо старой махонькой - это не здорово конечно. Но поправимо.