Спорные вопросы русской архитектуры
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
В более поздних аналогичных рельефах чистота символики теряется (там и уши у львов есть острые, и львы с хвостами Василиска встречаются), так что, Вы недалеки от истины
Хотя... Может совмещали символы, а может и не понимали разницу. Копировали рельефы ЦПнН тяп-ляп...
Хотя... Может совмещали символы, а может и не понимали разницу. Копировали рельефы ЦПнН тяп-ляп...
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:46, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
То, что Золотая орда приняла христианство, факт довольно известный. А к источникам, как я уже говорил, отношусь с большим подозрением. Чтобы вот так сослаться на источник, мне нужно всесторонне его проанализировать, найти внутреннюю логику, сравнить с десятками других источников, а лучше пощупать его живьем, посмотреть, не подделка ли.
Чей символ не скажу, но согласитесь, наклонный крест не самый удачный вариант (если не сказать антихристианский). Хотя в некоторых Традициях это обозначает всего лишь финикийскую Тав.
Чей символ не скажу, но согласитесь, наклонный крест не самый удачный вариант (если не сказать антихристианский). Хотя в некоторых Традициях это обозначает всего лишь финикийскую Тав.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Re: О церкви Покрова на Нерли
- Людмилы Клешниной на вас нет:). Она бы вам разукрасила фасад:).Сергей Попов писал(а): По моему разумению, декоративные рельефы создаются для украшения здания.
Это что за .здание. такое?:) Избушка на курьих ножках? - В церковном здание не может быть ничего случайного.
Людмила толкует до тонкостей усю архитектуру, отвергая и принимая частности в свете общего. А тут такая ясная, очам видная вещь: рожицы да зверюшки - и всё, что вы можете сказать по их поводу, это "украшение"?:) Сильная мысль!:)
- У вас лично какое-нибудь есть?Сергей Попов писал(а): Для зданий построенных давно, допустить такого простого толкования нельзя, поэтому я согласен, что они несут большой сакральный смысл...
Толкование рельефов ПнН может быть любым... искусствоведческим, эзотерическим, материалистическим, литературоведческим, религиозным, конспирологическим и т.д.
Напомню долгую дискуссию о разных видах креста. Там каких только завитушек не пытались истолковывать, а тут такой тормоз:).
- Смотря для кого:).Сергей Попов писал(а): Оптимально было бы переговорить с автором проекта, но он сейчас "вне зоны действия сети".
=================================
...Что касается рубцовской "Звезды Полей" - то я склонна видеть в ней Звезду Полынь.
Рубцов недаром ощущал себя всадником...
Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны,
Неведомый сын удивительных, вольных племён.
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времён.
...Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом плакучие ивы твои.
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный
Мелькнул, как виденье, меж этих погасших полей.
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны -
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.
...Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто средь полей не услышит ночное скаканье,
Никто не заметит мелькнувшую лёгкую тень.
И только вздыхая израненный старый десантник
Расскажет в бреду удивлённой старухе своей,
Что ночью промчался какой-то неведомый всадник,
Невидимый отрок - и скрылся в тумане полей...
===============================
Читал ли Рубцов Апокалипсис?
Не знаю. Но - он-то как раз был "в зоне действия сети":). И древние смыслы нашли свои пути в его головушку.
Ладно. Это шутки и лирика.
Дорогие Сергеи! И прочие историки.
- Неужели в вашем мире не существует даже попыток разъяснения сюжетов рельефов ЦПнН?
Хотя бы на уровне "Александрии" Б. Рыбакова?
Обращаюсь к вам по своему невежеству...

Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: О церкви Покрова на Нерли
Так откуда Вам стал известен сей факт... не сами же додумались. Вот я и хочу понять, что для Вас является источником.Владимир Волков писал(а):То, что Золотая орда приняла христианство, факт довольно известный. А к источникам, как я уже говорил, отношусь с большим подозрением.
- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Re: О церкви Покрова на Нерли
Наклонный крест как раз самый удачный вариант - без него не было бы Жизни:).Владимир Волков писал(а):Чей символ не скажу, но согласитесь, наклонный крест не самый удачный вариант (если не сказать антихристианский). Хотя в некоторых Традициях это обозначает всего лишь финикийскую Тав.
Обратите внимание, Владимир, на исключительные способности наших предков к инфографике и концентрации знаний.
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: О церкви Покрова на Нерли
Есть!!!! Парасковья, ничтоже сумняшеся, думаю, что рельефы, окромя художественного имеют и образовательно-этнографический смысл... от православия Давид, но мастера от бабушек в детстве и другие сказки слышали... отсюда девы и зверюшки... Первично то, что "во первых это красиво"... а кто изображен... Давид, Александр, Сварог, Макошь, русалки, китоврасы или симарглы... какая разница. Подписано "Давид", а кого там местные видели... сие неведомо:)Парасковья Пятница писал(а):У вас лично какое-нибудь есть?
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: О церкви Покрова на Нерли
Небольшое уточнение: "Житие Андрея Боголюбского" - памятник 18-го века. Он существует в ряде редакций. Большинство летописей тоже. Переписывали их многократно в разных целях (в том числе, конечно, и с целью кого-то очернить или обелить), для анализа всего этого и существует такая наука, как источниковедение. Множество томов. По конкретной теме рекомендую:Владимир Волков писал(а):Мистическим образом в предыдущем посте я уже частично ответил на Ваши вопросыСергей Заграевский писал(а):подкрепление всех утверждений и умозаключений ссылками на источники.Владимир Волков писал(а): Но все мнения историков, и даже ссылки на документы, не дают гарантий истинности исторических событий. Пока не будет найдена внутренняя логика события, можно легко запутаться в фактах и мнениях. Тем более, что историки не хуже того кота Базилио брешут на кажном шагу, не краснея, подделывают документы (по ЦПнН также есть данные, что документы фальсифицировались).
Поэтому, прежде чем перейти к источникам, найдем сначала внутреннюю логику событий (раз уж вопрос задан).
Это так, общее замечание. Меня же как историка архитектуры интересует конкретный вопрос: какие данные есть по ЦПН, что документы фальсифицировались? О каких документах речь?![]()
Коты на фасадах меня больше убеждают, чем все источники мира (что называется, "лапы и хвост мои документы")
По поводу фальсификаций:
Памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает, что имеется связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный – вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!
Еще факты:
Из книги Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003 http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm
"Все три рельефа сопровождают глубоко врезанные надписи «СТЪ ДВДЪ», исполненные уставом."
Но такого текста там нет (я же не слепой!). "СТ" есть, а что делать с Альфой и Ипсилон?
http://www.rusarch.ru/sirenov1.htm
А текст "СТЪ" на ЦПН есть, Вы же сами приводили эту фотографию в первом Вашем посте. Вглядитесь внимательнее. Вы почему-то пытаетесь читать его греческими буквами, а Вы прочтите по-русски, и все станет ясно. Я уже писал, что это общеупотребительное древнерусское сокращение.
Чехов, "Три сестры".Кулыгин. В какой-то семинарии учитель написал на сочинении "чепуха", а ученик прочел "реникса" -- думал, по-латыни написано. (Смеется.) Смешно удивительно
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
К источникам нужно относиться как к ядовитой змее, т.е., с большой осторожностью. Вся историческая наука переполнена ложью и фальсификациями, как барбоска блохами
Пример:
Когда-то, очень давно, мне попался под руку один старый советский журнал, в котором анализировалось "Слово о полку Игореве". И там был приведен любопытный фрагмент: когда к Игорю подсылали "готских дев половецких", князь Игорь "не отдал семя русское" (или росское). Пару лет назад я хотел было найти этот фрагмент в "Слове", но отнюдь... (сотни источников перелопатил) Куды Гриньку дели?
А ведь этот фрагмент наносит сильный удар по норманской теории происхождения рюриковичей.
Пример:
Когда-то, очень давно, мне попался под руку один старый советский журнал, в котором анализировалось "Слово о полку Игореве". И там был приведен любопытный фрагмент: когда к Игорю подсылали "готских дев половецких", князь Игорь "не отдал семя русское" (или росское). Пару лет назад я хотел было найти этот фрагмент в "Слове", но отнюдь... (сотни источников перелопатил) Куды Гриньку дели?
А ведь этот фрагмент наносит сильный удар по норманской теории происхождения рюриковичей.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Многие исследователи полагают, что первоначальное Посвящение ЦПнН было иным, я также склоняюсь к этой мысли. В храме нет никаких следов Покрова Богородицы. Даже намеков.
Вопрос: кто поменял Посвящение, и зачем? Источников-ноль по этой теме. Получается, втихаря поменяли, и забыли. Больше похоже на то, что скрыли целенаправленно, ибо ранг храма обязует...
PS "Белокаменный крест с высеченной на нём «Похвалой кресту», стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме."
И вроде как имеется владимирская икона того времени, изображающая Спас и сцену Поклонения кресту.
Вопрос: кто поменял Посвящение, и зачем? Источников-ноль по этой теме. Получается, втихаря поменяли, и забыли. Больше похоже на то, что скрыли целенаправленно, ибо ранг храма обязует...
PS "Белокаменный крест с высеченной на нём «Похвалой кресту», стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме."
И вроде как имеется владимирская икона того времени, изображающая Спас и сцену Поклонения кресту.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Рельефы ЦПнН очень хорошо иллюстрируют тему "Поклонение кресту", ибо крест древний символ денницы (а наклоненный крест только её и олицетворяет).
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
И хорошо бы понять, что олицетворяют многочисленные чертики, размещенные по всем фасадам. Надо бы сличить текст Апокалипсиса, где говорится о "язвах", насылаемых на человечество, с этими чертиками.
Пилястры в виде "мамонтовых" ног, опять же... Мамона (она же созвездие М.М.) в древности вроде как называлось созвездием мамонта (и по очертаниям на мамонта похожа).
В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом»
Пилястры в виде "мамонтовых" ног, опять же... Мамона (она же созвездие М.М.) в древности вроде как называлось созвездием мамонта (и по очертаниям на мамонта похожа).
В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом»
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:48, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: О церкви Покрова на Нерли
Рассуждать можно сколько угодно о чем угодно, но если рассуждения не подкреплены источниками, они к науке не имеют отношения.
Например, Владимир, Вы упомнили одну из действительно серьезных проблем - первоначальные посвящения Вл.-Сузд. храмов (не только ЦПН, еще и Успенские соборы). В домонгольских источниках они упоминаются просто как посвященные Б-це. Потом их в раннее послемонгольское время "конкретизировали" по праздникам. Когда точно и почему именно - мы не знаем. Данных нет ни прямых, ни косвенных. Поэтому я и не беру на себя смелость рассуждать на эту тему. Вы берете - Ваше право, но к науке это отношения не имеет.
Сюжеты ЦПН (как и декора других храмов) - тоже тема серьезнейшая. Читайте и анализируйте Вагнера, Гладкую, Лидова, да и я на эту тему давным-давно писал, вот Парасковья Пятница недавно поминала
http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm
Дерзайте, спорьте с исследователями, только факты приводите, опровергайте их умозаключения, на источники ссылайтесь. Тогда это будет наука.
Базы колонн "с когтями" пришли к нам из западноевропейской романики. Ищите, что писали о них западные исследователи, анализируйте. Тогда это будет наука. А так, что мамонт, что слон, что кошачья лапа - все равно это поверхностные наблюдения, легко опровергаемые другими подобными наблюдениями.
Почему к слову "СТЪ" оказалась добавлена вертикальная черта - тоже неизвестно. Но это именно "СТЪ", таких сокращений на древнерусских иконах тысячи. Про черту - думайте, толкуйте, если есть время и желание.
Единственное, о чем хочу предупредить - если дилетантская широта взглядов не сменяется профессионально глубоким подходом, занятия наукой превращаются в игру (вот и кота Бегемота Вы вспомнили зачем-то), а игры окружающими воспринимаются несерьезно, да и самому "homo ludens" быстро надоедают.
С Вашего позволения, прекращаю участие в этой теме. Если будут ко мне конкретные вопросы, отвечу, а разговор "вообще" мне неинтересен, уж простите.
Например, Владимир, Вы упомнили одну из действительно серьезных проблем - первоначальные посвящения Вл.-Сузд. храмов (не только ЦПН, еще и Успенские соборы). В домонгольских источниках они упоминаются просто как посвященные Б-це. Потом их в раннее послемонгольское время "конкретизировали" по праздникам. Когда точно и почему именно - мы не знаем. Данных нет ни прямых, ни косвенных. Поэтому я и не беру на себя смелость рассуждать на эту тему. Вы берете - Ваше право, но к науке это отношения не имеет.
Сюжеты ЦПН (как и декора других храмов) - тоже тема серьезнейшая. Читайте и анализируйте Вагнера, Гладкую, Лидова, да и я на эту тему давным-давно писал, вот Парасковья Пятница недавно поминала

http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm
Дерзайте, спорьте с исследователями, только факты приводите, опровергайте их умозаключения, на источники ссылайтесь. Тогда это будет наука.
Базы колонн "с когтями" пришли к нам из западноевропейской романики. Ищите, что писали о них западные исследователи, анализируйте. Тогда это будет наука. А так, что мамонт, что слон, что кошачья лапа - все равно это поверхностные наблюдения, легко опровергаемые другими подобными наблюдениями.
Почему к слову "СТЪ" оказалась добавлена вертикальная черта - тоже неизвестно. Но это именно "СТЪ", таких сокращений на древнерусских иконах тысячи. Про черту - думайте, толкуйте, если есть время и желание.
Единственное, о чем хочу предупредить - если дилетантская широта взглядов не сменяется профессионально глубоким подходом, занятия наукой превращаются в игру (вот и кота Бегемота Вы вспомнили зачем-то), а игры окружающими воспринимаются несерьезно, да и самому "homo ludens" быстро надоедают.
С Вашего позволения, прекращаю участие в этой теме. Если будут ко мне конкретные вопросы, отвечу, а разговор "вообще" мне неинтересен, уж простите.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: О церкви Покрова на Нерли
Владимир, ну сообщите наконец, из каких источников лично Вы черпаете информацию... к каким из них Вы относитесь с доверием? Кто эти многочисленные исследователи, которые полагают?Владимир Волков писал(а):К источникам нужно относиться как к ядовитой змее, т.е., с большой осторожностью. Вся историческая наука переполнена ложью и фальсификациями....
...Многие исследователи полагают...
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Да кабы этим источникам можно было верить... А так, куда не кинься, везде вылазят уши фальсификации и необоснованных суждений.
Пример:
сейчас множество источников старается убедить, что христианство в Золотой Орде было фрагментарным, и что к концу 13 века З.О. приняла Ислам. Однако другие источники говорят о том, что в Куликовской битве (конец 14 века) участвовало порядка 20 тысяч крещеных татар (конница). Нужно понимать Ислам, -никаких конкурентов он не терпит, и если была такая масса крещеных татар, то Ислама там точно не было (в широких масштабах, по крайней мере).
И согласитесь, пока что только я один выдвинул более-менее вразумительную версию относительно рельефов ЦПнН (иллюстрация Апокалипсиса), и все факты очень хорошо вписываются в эту версию, и никто мне не привел ещё ни одного факта, который бы противоречил этой версии. И пока я слышу одни только заклинания об источниках, никто даже не предпринял попыток обоснованно опровергнуть мои доводы.
Пример:
сейчас множество источников старается убедить, что христианство в Золотой Орде было фрагментарным, и что к концу 13 века З.О. приняла Ислам. Однако другие источники говорят о том, что в Куликовской битве (конец 14 века) участвовало порядка 20 тысяч крещеных татар (конница). Нужно понимать Ислам, -никаких конкурентов он не терпит, и если была такая масса крещеных татар, то Ислама там точно не было (в широких масштабах, по крайней мере).
И согласитесь, пока что только я один выдвинул более-менее вразумительную версию относительно рельефов ЦПнН (иллюстрация Апокалипсиса), и все факты очень хорошо вписываются в эту версию, и никто мне не привел ещё ни одного факта, который бы противоречил этой версии. И пока я слышу одни только заклинания об источниках, никто даже не предпринял попыток обоснованно опровергнуть мои доводы.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:48, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: О церкви Покрова на Нерли
Так все-таки, из каких источников Вы черпаете информацию? Вы можете ответить на этот вопрос?Владимир Волков писал(а):Да кабы этим источникам можно было верить...
...сейчас множество источников старается убедить, что ....
...Однако другие источники говорят о том, что....
....я слышу одни только заклинания об источниках....
Re: О церкви Покрова на Нерли
Думаю, что источников не будет. Нету источников. Похоже, что единственный "источник"- пылкое воображение Владимира.Сергей Попов писал(а):Так все-таки, из каких источников Вы черпаете информацию? Вы можете ответить на этот вопрос?Владимир Волков писал(а):Да кабы этим источникам можно было верить...
...сейчас множество источников старается убедить, что ....
...Однако другие источники говорят о том, что....
....я слышу одни только заклинания об источниках....
Да и вообще, кажется Аристотель где-то заметил, что факты(источники) лишь портят стройность Теории,- чем меньше фактов, тем лучше...

- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Re: О церкви Покрова на Нерли
.
Vitale, прямо как у Булгакова: "Ловите Котов! Держите Котов!":)
- А стоит ли переводить беседу 100% в формат научной конференции?:)
Тем более, Владимир прав в том, что ничего убедительного (и просто хотя бы стройной гипотезы) по теме рельефов ЦПнН научное сообщество на сегодня (примерно за 160 лет деятельности) так и не выработало:). Несмотря на источники, ссылки и проч. атрибутику научных статей и книжек.
Интересно, почему?
=== Может, она не хочет?:)
Нельзя же всерьёз считать стройной гипотезой, например следующий текст, имеющий все внешние признаки научного:
Изображения Давида-музыканта среди зверей и птиц появляются в очень раннее время и получают широкое распространение в средневековом искусстве. Их непосредственным источником могло послужить библейское свидетельство о том, что до своего призвания, Давид «пас овец отца своего в Вифлееме» (I Цар. XVII, 15). Кроме того, подобные изображения, по-видимому, уподобляли библейского царя герою античной мифологии – Орфею, очаровывавшему все живое своей игрой на лире. Климент Александрийский (конец II – начало III в.) и Евсевий Памфил (ок. 260 – 340 гг.) даже приравнивали успокаивающего диких зверей Орфея к Иисусу, смиряющему с помощью своего учения людские сердца42.
Как предполагают исследователи, именно античные и раннехристианские изображения Орфея и Христа в образе Доброго Пастыря могли оказать значительное воздействие на сложение иконографии музицирующего царя Давида43. Имевшие хождение на Руси апокрифы о Давиде дают ему характеристику, сходную с Орфеем: «И когда принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали… и скоты, и вся природа танцует, когда начнет он играть»44.
Размещенные в боковых закомарах рельефы также связаны по смыслу с центральным образом царя Давида. Здесь на всех трех фасадах располагаются изображения грифонов, несущих лань (илл. 31). По средневековым представлениям, грифон мог символизировать Христа, а лань – праведную христианскую душу. Эти скульптурные группы, вероятнее всего, выражали идею покровительства Христа праведной душе и шире – избранному народу, тему «крова крылом», многократно звучащую в псалмах Давида51.
(цит. по http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm).
ПС. Авторы цитированной статьи (и остальное научное сообщество) обозначают сюжеты следующим образом:
26.Царь Давид в окружении львов и голубей. Львы-стражи. Рельефы центрального прясла западного фасада
27. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары северного фасада
30. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары южного фасада
Сергей Вольфгангович, конкретный вопрос: вы тоже придерживаетесь этих наименований?
Ещё более конкретный вопрос: откуда известно, что это голуби?
Не пора ли привлечь орнитологов?:)
Также вопрос: что там делают "голуби"? Какой смысл ихнего там присутствия?
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить." (С).
Vitale, прямо как у Булгакова: "Ловите Котов! Держите Котов!":)
- А стоит ли переводить беседу 100% в формат научной конференции?:)
Тем более, Владимир прав в том, что ничего убедительного (и просто хотя бы стройной гипотезы) по теме рельефов ЦПнН научное сообщество на сегодня (примерно за 160 лет деятельности) так и не выработало:). Несмотря на источники, ссылки и проч. атрибутику научных статей и книжек.
Интересно, почему?
=== Может, она не хочет?:)
Нельзя же всерьёз считать стройной гипотезой, например следующий текст, имеющий все внешние признаки научного:
Изображения Давида-музыканта среди зверей и птиц появляются в очень раннее время и получают широкое распространение в средневековом искусстве. Их непосредственным источником могло послужить библейское свидетельство о том, что до своего призвания, Давид «пас овец отца своего в Вифлееме» (I Цар. XVII, 15). Кроме того, подобные изображения, по-видимому, уподобляли библейского царя герою античной мифологии – Орфею, очаровывавшему все живое своей игрой на лире. Климент Александрийский (конец II – начало III в.) и Евсевий Памфил (ок. 260 – 340 гг.) даже приравнивали успокаивающего диких зверей Орфея к Иисусу, смиряющему с помощью своего учения людские сердца42.
Как предполагают исследователи, именно античные и раннехристианские изображения Орфея и Христа в образе Доброго Пастыря могли оказать значительное воздействие на сложение иконографии музицирующего царя Давида43. Имевшие хождение на Руси апокрифы о Давиде дают ему характеристику, сходную с Орфеем: «И когда принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали… и скоты, и вся природа танцует, когда начнет он играть»44.
Размещенные в боковых закомарах рельефы также связаны по смыслу с центральным образом царя Давида. Здесь на всех трех фасадах располагаются изображения грифонов, несущих лань (илл. 31). По средневековым представлениям, грифон мог символизировать Христа, а лань – праведную христианскую душу. Эти скульптурные группы, вероятнее всего, выражали идею покровительства Христа праведной душе и шире – избранному народу, тему «крова крылом», многократно звучащую в псалмах Давида51.
(цит. по http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm).
ПС. Авторы цитированной статьи (и остальное научное сообщество) обозначают сюжеты следующим образом:
26.Царь Давид в окружении львов и голубей. Львы-стражи. Рельефы центрального прясла западного фасада
27. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары северного фасада
30. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары южного фасада
Сергей Вольфгангович, конкретный вопрос: вы тоже придерживаетесь этих наименований?
Ещё более конкретный вопрос: откуда известно, что это голуби?
Не пора ли привлечь орнитологов?:)
Также вопрос: что там делают "голуби"? Какой смысл ихнего там присутствия?
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить." (С).
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Надпись слева: кто мне покажет источник, где альфа с титлом означает "Ъ"?
Титл вообще-то ставили в том числе и над цифрами. Для чего 4-ый знак? Что он означает?
Этот знак явно обозначает упрощенное начертание греческой шестерки, а альфа, как известно, означает 10.
И как вообще могло получиться, что нет никакой вразумительной информации о столь значительной для христианства и России церкви? Ни кто строил, ни когда, ни зачем.
И если посмотреть на все источники по ЦПнН, то окажется, что все они были слеплены (или подправлены) в петровские времена, когда происходила тотальная фальсификация русской истории.
И действительно, если рюриковичи росы (а не скандинавы), то кто они такие, и где правили 7522 года тому назад. Неполиткорректно получается, -русской цивилизации почти 8 тыс. лет (а в это время Европы и в помине не было).
Титл вообще-то ставили в том числе и над цифрами. Для чего 4-ый знак? Что он означает?
Этот знак явно обозначает упрощенное начертание греческой шестерки, а альфа, как известно, означает 10.
И как вообще могло получиться, что нет никакой вразумительной информации о столь значительной для христианства и России церкви? Ни кто строил, ни когда, ни зачем.
И если посмотреть на все источники по ЦПнН, то окажется, что все они были слеплены (или подправлены) в петровские времена, когда происходила тотальная фальсификация русской истории.
И действительно, если рюриковичи росы (а не скандинавы), то кто они такие, и где правили 7522 года тому назад. Неполиткорректно получается, -русской цивилизации почти 8 тыс. лет (а в это время Европы и в помине не было).
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:49, всего редактировалось 2 раза.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Браво, уважаемая Прасковья Пятница, полностью солидарен с Вашим мнением.
Только вот голубь имеется (слева от Давида), и олицетворяет он Венеру. Справа сокол-символ Полярной звезды и рода рюриковичей.
Только вот голубь имеется (слева от Давида), и олицетворяет он Венеру. Справа сокол-символ Полярной звезды и рода рюриковичей.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:49, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: О церкви Покрова на Нерли
Уважаемая Парасковья, научное сообщество крайне неоднородно, и обобщенно ссылаться на его загадочное мнение - это все равно, что говорить, что все немцы педантичны, французы любвеобильны, а русские - алкоголики )))Парасковья Пятница писал(а):.
ПС. Авторы цитированной статьи (и остальное научное сообщество) обозначают сюжеты следующим образом:
26.Царь Давид в окружении львов и голубей. Львы-стражи. Рельефы центрального прясла западного фасада
27. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары северного фасада
30. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары южного фасада
Сергей Вольфгангович, конкретный вопрос: вы тоже придерживаетесь этих наименований?
Ещё более конкретный вопрос: откуда известно, что это голуби?
Не пора ли привлечь орнитологов?:)
Также вопрос: что там делают "голуби"? Какой смысл ихнего там присутствия?
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить." (С).
Ссылаться можно только на мнение конкретных исследователей с оценкой их аргументации. Тогда это научно.
Еще раз призываю почитать Вагнера, Гладкую, Лидова, Высоцкого... Можно и меня ))) Собственную позицию многолетней давности могу повторить, мнение с тех пор я не поменял:
http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm...Но скульптурный декор, устанавливаемый на христианских храмах, в той или иной форме обязан был проходить церковную цензуру, и все «язычество», выражавшееся в львах, орлах, грифонах и «вознесении Александра Македонского», должно было находить какие-либо (пусть и натянутые) основания в церковной догматике...
Предвидится возражение по поводу декора суздальских храмов: одно дело – изображения Богородицы и царя Давида, и совсем иное – львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и «вознесения Македонского». Пожалуй, церковная догматика могла смириться с изображениями львов – все-таки в Писании это были символы могущества, силы и власти (Дан. 7:4), и даже Слово Божье уподоблялось рыканью льва (Иов 4:10–11). Грифон, как синтез льва и орла, возможно, тоже имел некоторые теоретические шансы на «догматичность». Но ни о каких кентаврах, а тем более о «вознесении Александра» в Библии не говорится. Все это реминисценции языческих времен.
Но на это возражение можно ответить следующее: действительно, трудно спорить с тем, что декор суздальских храмов (как и романских) имеет множество языческих мотивов. Только корни этих мотивов не древнеславянские, а древнеперсидские и древнегреческие.
В IV веке до нашей эры походы Александра Македонского объединили последние одним термином – эллинизм.
В свою очередь, эллинистическая культура была воспринята Древним Римом, а затем оказалась весьма привлекательной для средневековой Европы – она вполне соответствовала имперским устремлениям и правителей, и церкви422.
И «папоцезаристы», и «цезаропаписты» испытывали ностальгию по могучим империям древнего мира, и эта ностальгия нашла отражение не только в богословии423, но и в церковном искусстве.
Но в погоне за «державными» символами в искусстве средневековая церковь столкнулась с крайне «неудобной» ситуацией: императоры-христиане (Константин, Феодосий I и Юстиниан) олицетворяли собой уже не мощь империи, а скорее ее упадок.
Изображать императоров от Траяна до Диоклетиана было «чересчур» – церковь все-таки не могла им простить гонения христиан (хотя для автора «Слова о полку Игореве» – мирянина – упоминания «веков Трояновых»424 были в порядке вещей). Даже Цезарь с Августом (возможно, «благодаря» откровениям Светония425) оказались для церкви слишком одиозными фигурами, к тому же за ними абсолютно логично следовали Тиберий и Калигула. Да и в любом случае официальная символика Древнего Рима, казнившего Христа, Петра и Павла, была традиционно несовместима с христианской.
А вот Александр Македонский, не запятнавший себя «громкими» преступлениями, не уничтожавший иудейских пророков и принесший в Иудею (а косвенно – и в Священное Писание) эллинизм, был вполне приемлемой фигурой. Не зря в западной традиции его называют Александром Великим426.
В итоге получилось, что в средние века «державные» символы эллинизма (грифоны, кентавры и т.п.) вполне мирно уживались с ортодоксальным христианством, не претендуя на то, чтобы быть полноправной частью «Священного Предания», но и не попадая под догматические запреты. Отсюда обилие таких символов в скульптурном декоре и юстиниановских, и романских храмов. «Постиконоборческая» Византия, как мы видели в п. 2 этой главы, имела иные скульптурные традиции, но, например, в византийских церковных манускриптах имеется множество изображений и грифонов, и слонов427.
Возвращаясь к Владимиро-Суздальской земле, скажем: возможно, мы и не вправе называть Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского «цезаропапистами», но такая тенденция, несомненно, присутствовала – уже к Всеволоду Большое Гнездо это определение вполне подходит.
Следовательно, владимирские князья были заинтересованы в изображении не языческих идолов и не народных верований428, а символов своей власти, восходящих к древним империям429. Поэтому на стенах их храмов и появилась вся гамма «державных» эллинистических мотивов (от «восточных» слонов и грифонов до «греческих» кентавров и самого Александра Македонского).
А суздальские священнослужители, получив общее благословение митрополита на скульптурные изображения, вряд ли сопротивлялись «державной» тематике в эллинистической интерпретации.
Поэтому на Ваш конкретный вопрос отвечу так: голуби вряд ли были державными символами, да и клюв у птиц на ЦПН хищно загнут. Скорее всего, это все же не голуби, а орлы (или ястребы, соколы...).
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Теперь немного об источниках: в своей версии я опирался на самые что ни на есть надежные источники, - это текст Апокалипсиса, сведения из астрономии, и собственно сами рельефы ЦПнН.
Апокалипсис 22.16.: "Аз есмь корень и потомок Давида, и звезда, и Зорница, и Денница" (т.е., и Венера, и Полярная).
На фасадах церкви мы видим Давида, в окружении символов Венеры и Денницы, внизу два кота с хвостами Василиска. Коты олицетворяют Зверя Апокалипсиса (в чем нам помог разобраться булгаковский Кот Бегемот).
Василиск дословно: "князь" (мира сего), он же Веельзевул. Его астральные атрибуты это созвездия Дракона, Большой и малой Медведицы (крылья Дракона). Поэтому Василиск иногда изображается в виде петуха (или головой, или хвостом петуха).
Поэтому коты с хвостом Василиска (кот спутник Веельзевула, или же Воланда) здесь уместны, эти коты олицетворяют созвездие Малой Медведицы, которое в Апокалипсисе названо Зверем . И новая Полярная звезда принадлежит этому созвездию.
На всех фасадах по 7 голов, которые олицетворяют 7 ангелов (и 7 звезд) Апокалипсиса (цитаты про 7 ангелов я уже приводил ранее). Чертики, которые расположены между голов ангелов, олицетворяют язвы и различные беды, которые описаны в Апокалипсисе.
Таким образом, имеются основания полагать, что ЦПнН построена в честь Денницы (которая появилась вновь на Полюсе мира в 6616 году)и Иисуса Христа (который в А. 22.16. называет себя Денницей), а также в честь рождения княжича Андрея, прозванного Боголюбским, поскольку это рождение совпало с появлением Денницы.
Кстати, я не настаиваю, что нижние зверюги это коты. Это могут быть барсы с головой льва, поскольку в гл. 13 А. Зверь подобен барсу с головой льва.
Но суть от этого не меняется, звери изображают мамону
Слева от Давида явно голубь, -древний символ Венеры, которая самым тесным образом связана с денницей (падший голубь является символом денницы на эмблеме современных восточных тамплиеров (О.Т.О.), гиксы, по свидетельству Альвейдера, также использовали голубя в качестве символа Полярной звезды).
И кстати, нижние зверюги могут быть просто львами с хвостами Василиска (и лапами, сложенными в виде символа денницы-финикийской Тав). И поскольку они в пассивном состоянии, они могут олицетворять две Полярных звезды созвездия Дракона, которые предшествовали Полярной звезде мамоны.
В любом случае, рельефы иллюстрируют Апокалипсис, -это самая достоверная версия из всех.
Апокалипсис 22.16.: "Аз есмь корень и потомок Давида, и звезда, и Зорница, и Денница" (т.е., и Венера, и Полярная).
На фасадах церкви мы видим Давида, в окружении символов Венеры и Денницы, внизу два кота с хвостами Василиска. Коты олицетворяют Зверя Апокалипсиса (в чем нам помог разобраться булгаковский Кот Бегемот).
Василиск дословно: "князь" (мира сего), он же Веельзевул. Его астральные атрибуты это созвездия Дракона, Большой и малой Медведицы (крылья Дракона). Поэтому Василиск иногда изображается в виде петуха (или головой, или хвостом петуха).
Поэтому коты с хвостом Василиска (кот спутник Веельзевула, или же Воланда) здесь уместны, эти коты олицетворяют созвездие Малой Медведицы, которое в Апокалипсисе названо Зверем . И новая Полярная звезда принадлежит этому созвездию.
На всех фасадах по 7 голов, которые олицетворяют 7 ангелов (и 7 звезд) Апокалипсиса (цитаты про 7 ангелов я уже приводил ранее). Чертики, которые расположены между голов ангелов, олицетворяют язвы и различные беды, которые описаны в Апокалипсисе.
Таким образом, имеются основания полагать, что ЦПнН построена в честь Денницы (которая появилась вновь на Полюсе мира в 6616 году)и Иисуса Христа (который в А. 22.16. называет себя Денницей), а также в честь рождения княжича Андрея, прозванного Боголюбским, поскольку это рождение совпало с появлением Денницы.
Кстати, я не настаиваю, что нижние зверюги это коты. Это могут быть барсы с головой льва, поскольку в гл. 13 А. Зверь подобен барсу с головой льва.
Но суть от этого не меняется, звери изображают мамону
Слева от Давида явно голубь, -древний символ Венеры, которая самым тесным образом связана с денницей (падший голубь является символом денницы на эмблеме современных восточных тамплиеров (О.Т.О.), гиксы, по свидетельству Альвейдера, также использовали голубя в качестве символа Полярной звезды).
И кстати, нижние зверюги могут быть просто львами с хвостами Василиска (и лапами, сложенными в виде символа денницы-финикийской Тав). И поскольку они в пассивном состоянии, они могут олицетворять две Полярных звезды созвездия Дракона, которые предшествовали Полярной звезде мамоны.
В любом случае, рельефы иллюстрируют Апокалипсис, -это самая достоверная версия из всех.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:49, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: О церкви Покрова на Нерли
Вы говорите, что использовали текст Апокалипсиса, но используете трактовки символов Апокалипсиса... Это Ваши трактовки или Вы их взяли из каких-то источников?Владимир Волков писал(а):...я опирался на самые что ни на есть надежные источники, - это текст Апокалипсиса, сведения из астрономии, и собственно сами рельефы ЦПнН
....имеются основания полагать, что ЦПнН построена... в честь рождения княжича Андрея, прозванного Боголюбским, поскольку это рождение совпало с появлением Денницы.
...Кстати, я не настаиваю, что нижние зверюги это коты. Это могут быть барсы с головой льва...
Ваши сведения из астрономии обычный копипаст с википедии... на Ваш взгляд это достоверный источник?
Вы воочию видели все рельефы и тексты Покрова на Нерли... или свои выводы строите на основе чужой фотографии северного фасада?
Вы готовы доказать, что рождение Боголюбского совпало с появлением Полярной звезды... как Вы вообще представляете появление Полярной звезды, ее что, до этого не существовало? Год рождения человека абсолютно конкретен. Вы считаете, что появление Полярной звезды произошло в этот же год?
Из позитивного должен заметить, что Вы все-таки решили, что коты могут быть барсами... или даже львами

Ваша версия, конечно достоверная... но пока только для Вас...
Какое все-таки посвящение имела церковь построенная на Нерли, поблизости от Боголюбова? Посвящения Апокалипсису не существует... или опять фальсификация?
P.S. Уважаемая Парасковья, не провоцируйте Владимира... ему и так не просто... Надеюсь у Вас есть своя трактовка... поделитесь... любопытно.
Личная просьба... Вы считаете, что рельефы на всех центральных закомарах изображают не Давида? Тогда кого и где?
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Барс (рельеф ЦПнН)-хвост в точности как у нижних зверюг.
Тут некоторые источники утверждают, что якобы барс-символ славы русского народа, но скорее всего это барс 13 гл. Апокалипсиса (то бишь мамона входит на трон мира)
Тут некоторые источники утверждают, что якобы барс-символ славы русского народа, но скорее всего это барс 13 гл. Апокалипсиса (то бишь мамона входит на трон мира)
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:50, всего редактировалось 6 раз.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 17 авг 2014, 21:25
Re: О церкви Покрова на Нерли
Конечно же символы не я придумал. Это очень древние символы, которые использовались на протяжении тысячелетий и Древнем Египте, и Междуречье, и хеттском царстве, и средневековыми алхимиками, и так далее. С помощью яндекса можно найти массу инфы по этому вопросу.
В Апокалипсисе также использованы эти древние символы. Лев-символ Солнца и денницы (полуденного Солнца и Полярной звезды (поэтому Зверь с головой льва). С котом несколько сложнее, но его используют до сих пор в некоторых эзотерических обществах (тамплиеров обвиняли в поклонении коту ), Булгаков использовал кота как символ спутника Воланда, то бишь созвездия М.М.
Грифон, терзающий лань или оленя-древний символ смены Полярных звезд, его значение знают немногие, но все древние символы имеют под собой некие реальные явления. Чтобы доказательно разъяснить этот символ, нужно разместить текст размером с толстую книгу , при этом, олень (или лань) символ известный-символ созвездия Дракона, его использовали кельты (см. изображения кельтского Луга). Кстати, Коровьев из Мастера и Маргариты это аллюзия на "священную корову кельтов" (Большая Медведица-крыло Дракона). Полярная звезда Малой Медведицы сменила Полярную звезду Дракона (1500 лет до н.э.), и именно поэтому Грифон убивает лань-Дракона.
Ну а чем в данном случае плоха википедия? В ней наиболее точно показаны даты смены Полярных звезд (ну очень долго объяснять, почему это так). Есть масса других источников, где подробно разъясняется, как происходит смена Пол. звезд (см. в яндексе). Поэтому не стоит удивляться, что Полярной звезды 1100 лет не было рядом с полюсом мира.
Дату рождения Андрея Боголюбского различные источники указывают в районе 1100 года н.э. Полярная звезда появилась примерно в это же время. Я лично считаю, что она появилась в 1108 году н.э. (6616 год от сотв. мира), доказательства этому я уже представлял ранее. Неизвестно, именно в этот год родился княжич Андрей, или около того, но то, что появление П.З. связали с его рождением, сомнений никаких.
Здесь нужно проанализировать историческую ситуацию на Руси начала 12 века, борьбу хазарских банкиров за власть в Польше (и вообще в Европе) и Киеве, а также понимать, какую роль играет Полярная звезда в иудаизме (но это опасная тема, поскольку Денница является исключительным сакральным символом в некоторых течениях иудаизма). И именно поэтому Христос говорит: "Я.. и денница", -в том смысле, что поклоняться нужно Богу, а не звездам. Современный ортодоксальный иудаизм категорически отвергает язычество (то бишь поклонение звездам (в частности).
ЦПнН посвящена Богу в лице Иисуса Христа, а также кресту (который есть древнейший символ Бога), ну и рождению Андрея ес-но. Если бы это было не так, то не трогали бы родословную Христа.
В Апокалипсисе также использованы эти древние символы. Лев-символ Солнца и денницы (полуденного Солнца и Полярной звезды (поэтому Зверь с головой льва). С котом несколько сложнее, но его используют до сих пор в некоторых эзотерических обществах (тамплиеров обвиняли в поклонении коту ), Булгаков использовал кота как символ спутника Воланда, то бишь созвездия М.М.
Грифон, терзающий лань или оленя-древний символ смены Полярных звезд, его значение знают немногие, но все древние символы имеют под собой некие реальные явления. Чтобы доказательно разъяснить этот символ, нужно разместить текст размером с толстую книгу , при этом, олень (или лань) символ известный-символ созвездия Дракона, его использовали кельты (см. изображения кельтского Луга). Кстати, Коровьев из Мастера и Маргариты это аллюзия на "священную корову кельтов" (Большая Медведица-крыло Дракона). Полярная звезда Малой Медведицы сменила Полярную звезду Дракона (1500 лет до н.э.), и именно поэтому Грифон убивает лань-Дракона.
Ну а чем в данном случае плоха википедия? В ней наиболее точно показаны даты смены Полярных звезд (ну очень долго объяснять, почему это так). Есть масса других источников, где подробно разъясняется, как происходит смена Пол. звезд (см. в яндексе). Поэтому не стоит удивляться, что Полярной звезды 1100 лет не было рядом с полюсом мира.
Дату рождения Андрея Боголюбского различные источники указывают в районе 1100 года н.э. Полярная звезда появилась примерно в это же время. Я лично считаю, что она появилась в 1108 году н.э. (6616 год от сотв. мира), доказательства этому я уже представлял ранее. Неизвестно, именно в этот год родился княжич Андрей, или около того, но то, что появление П.З. связали с его рождением, сомнений никаких.
Здесь нужно проанализировать историческую ситуацию на Руси начала 12 века, борьбу хазарских банкиров за власть в Польше (и вообще в Европе) и Киеве, а также понимать, какую роль играет Полярная звезда в иудаизме (но это опасная тема, поскольку Денница является исключительным сакральным символом в некоторых течениях иудаизма). И именно поэтому Христос говорит: "Я.. и денница", -в том смысле, что поклоняться нужно Богу, а не звездам. Современный ортодоксальный иудаизм категорически отвергает язычество (то бишь поклонение звездам (в частности).
ЦПнН посвящена Богу в лице Иисуса Христа, а также кресту (который есть древнейший символ Бога), ну и рождению Андрея ес-но. Если бы это было не так, то не трогали бы родословную Христа.
Последний раз редактировалось Владимир Волков 15 окт 2014, 14:50, всего редактировалось 2 раза.
- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Re: О церкви Покрова на Нерли
Помогу Владимиру:) Мне лично импонирует мультинаучный подход Владимира!:)Сергей Попов писал(а):Вы готовы доказать, что рождение Боголюбского совпало с появлением Полярной звезды... как Вы вообще представляете появление Полярной звезды, ее что, до этого не существовало? Год рождения человека абсолютно конкретен. Вы считаете, что появление Полярной звезды произошло в этот же год?
Полярная звезда - это имя собственное для α Малой Медведицы (второе название этой звезды Киносура).
А как нарицательное имя - это та звезда, на которую в данный момент времени направлена ось вращения Земли в северном полушарии. Будем такую звезду называть полярной со строчной буквы.
Поскольку ось вращения Земли испытывает прецессию ( колебания), то наша ось со временем меняет своё направление. И наиболее близкой к линии продолжения оси оказывается то одна звезда, то другая. Эта смена полярной звезды происходит примерно раз в 1500-2000 лет. Вот история полярных звёзд и прогноз.
Список полярных звёзд полного прецессионного круга.
Прецессия земной оси вокруг северного полюса эклиптики и соответствующая смена полярных звёзд
13 тыс. до н. э. — полярная звезда — Вега (α Лиры)
9 тыс. до н. э. — полярные звезды (поочередно) π и η Геркулеса
8—7 тыс. до н. э. — полярная звезда — τ Геркулеса
5500—3500 гг. до н. э. — полярная звезда — ι Дракона
3500—1500 гг. до н. э. — полярная звезда — Тубан (α Дракона)
1500 г. до н. э. — 1 год н. э. — полярная звезда — Кохаб (β Малой Медведицы).
1—1100 года — полярной звезды нет. Но есть «стражи» — Кохаб (β Малой Медведицы) и Киносура (α Малой Медведицы), полюс примерно на одинаковом расстоянии от α и β Малой Медведицы.
1100—3200 гг. Полярной звездой становится α Малой Медведицы. На минимальном расстоянии от северного полюса (27') она пройдет в 2100 году.
3200—5000 гг. — полярной будет Альраи (γ Цефея).
5000—6500 гг. — полярная — Альфирк (β Цефея).
6500—8500 гг. — полярная — Альдерамин (α Цефея).
8500—13000 гг. — полярные — Денеб и Садр (α и γ Лебедя).
13000 г. — полярной опять станет Вега (α Лиры).
Вопрос. Насколько значимым было для людей в 1100 г. изменение направления земной оси. Заметили ли они его, как толковали, стремились ли увековечить, напр., в искусстве? Могли бы они, например, посвятить этому событию храм?
Если судить по тщательной фиксации разнообразных небесных явлений в летописях (напр., в русских) - фиксации не просто с астрономической, а с предсказательной, эсхатологической и т.п. точек зрения - то можно предположить, что изменение направления оси и переход от двух стражей к одной звезде - это было потрясение основ мироздания. Небо обрело центр.
Кс, русское название Полярной звезды - Кол (см. Даля).
Оно отражает представления о вращении планет вокруг этой звезды. И о направлении на неё земной оси и мирового древа.
А давайте вместе подумаем, о чём те украсы... Да пусть и какие-нибудь завиральные мыслюхи - куда ж без них в живой беседе, да на такую так и не решённую до сих пор темку, как рельефы ЦПнН. Интересно же!
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.