Продолжу по тексту.
Письмо 7
Сам же здешний способ париться отличается и от нашего, когда в бане горячо и сухо, и от принятого в Палестине, когда не очень горячо и влажно.
Горячо и сухо, это режим современной сауны возникший в ХХ веке. В центральной Европе ХII века бань в нашем понимании не было, там не парились а занимались омовением, то есть принимали горячие ванны. Да и католичество не одобряло бани. Восточные бани стали известны после крестовых походов, но распространения не получили.
Здесь и горячо, и влажно, у очага лежат большие камни, которые обильно поливают водой, от чего происходит столь сильный пар, что почти ничего не видно.
Облака пара довольно сомнительный образ для бани, это недогретый, так называемый "тяжёлый пар", который конденсируется в мелкие капли, он вредный и плохо переносимый человеком, в банях пар "лёгкий", то есть перегретый, обладающий высокой дисперсией и не создающий эффект тумана.
Прокопий Белгородский, Ратибор Ростовский
Немного напрягает частое упоминание названий городов в именах бояр
Арнульф, Мирослав и слуги Арнульфа обвинялись в подрывной деятельности против Новгорода и княжеской власти в нем.
Подрывная деятельность, это современное обвинение
Арнульф применил свой излюбленный прием под названием «мельница» – бешеное вращение мечом – выяснилось, что попасть по русскому воину он не может… и далее
Описание боя Арнульфа с дружинником достаточно киношное, представление о рыцаре с огромным мечом, которым он валит врагов направо и налево, идёт от романов Вальтера Скотта и к реальности имеет слабое отношение. По описанию оба противника профессиональные воины, знакомые с техникой боя, а тамплиер ведёт себя так, как будто впервые столкнулся с реальным противником, хотя он был в Палестине и должен быть знаком с сабельной техникой боя. При равенстве профессиональной подготовки преимущество всегда имел воин вооружённый мечом и щитом. После появления и распространения латных доспехов в начале 14 века у воина появилась возможность отказаться от щита (его заменил доспех), тогда возник удлинённый меч бастард, позволявший использовать его как одноручное оружие в конном бою и как двуручное в пешем. Собственно двуручные мечи стали использоваться позднее и это было оружие тяжёлой пехоты (чаще всего профессиональных наёмников), которое использовалось для борьбы с копейщиками и алебардщиками противника. Рыцари (в том числе Тамплиеры) относились к тяжелой кавалерии и двуручными мечами не пользовались по понятным причинам (это было бы аналогично желанию современного водителя на полном ходу пострелять из снайперской винтовки). В общем, внешне рыцарь Арнульф это персонаж из 14-15 века.
Удар тонким кинжалом под забрало шлема (точно такой же, как «удар милосердия»
У дружинника не могло быть тонкого кинжала типа даги (это 15 век) и вряд ли он знал способ нанесения "удара милосердия", это тоже из более поздних времён.
И он начал ходить по домам всех немцев в Новгороде
Иностранцы жили в определённых местах, их дома не ставили вперемешку с домами жителей
Псков состоит у Новгорода в вассальном подчинении, князя здесь вообще нет,
Не совсем так, первым псковским князем был Судислав, брат Ярослава Мудрого, позднее в Пскове приняли новгородского князя Всеволода Мстиславича, легендарного строителя первого каменного Троицкого собора. Традиция приглашать князя была даже в период зависимости от Новгорода, когда город управлялся новгородским посадником, князь был необходим как военный специалист.
зато южная часть вала и стен над рвом между реками Великой и Псковой облицованы природным камнем
Стены были деревянными, при устройстве рва (Гребли) камнем был облицован только вал. Скорее всего это произошло гораздо позднее описываемых событий. Первые каменные укрепления были возведены в конце XIII века при Довмонте.
в небольшом укрепленном монастыре, называемом Мирожском. Сей монастырь является ближним фортом
Это вряд ли, он никогда даже стен приличных не имел и при нападении неприятеля первым подвергался разграблению, при осадах в нём часто размещался вражеский лагерь
ожидал увидеть варварское пиршество в духе сказок про Валгаллу – ведь Русь некогда управлялась варягами
Валгалла это образ из скандинавской мифологии, а варягов отождествил со скандинавами Готлиб Зигфрид Байер уже в XVIII веке, в Повести Временных Лет варяги-русь не относятся к скандинавам (шведам, норвежцам и датчанам)
постепенно наша процессия стала напоминать крестный ход, и в итоге на заутреню в честь праздника преставления святого Иоанна Богослова в монастырском соборе собралась такая толпа
Как они шли из Пскова в Мирожский монастырь? Первое упоминание о мосте через реку Великую относится к середине 15 века, когда был построен плавучий мост (паромье, паром) В 12 веке река служила естественной защитой города и строить через неё мост (даже плавучий) с риском его внезапного захвата неприятелем, было бы большой глупостью. Так что переправа всей этой толпы была возможна только на лодках. На Готфрида это должно было произвести большое впечатление.
с
нял свою ермолку (так здесь называют наш пилеолус) и положил в карман
Карманы на Руси появились только в 16 веке (в Европе несколько раньше). Вместо карманов всё необходимое привешивалось на пояс, который был обязательным элементом одежды.
Мирожский монастырь можно назвать духовным центром города, здесь ведется псковское летописание, есть и библиотека, и мастерские переписчиков и иконописцев.
Описание Мирожского монастыря соответствует более позднему времени, во время Готлиба он только возник и ни о каком богатстве, библиотеках, мастерских и т.д. речь идти не могла.
Монастырский собор, …. похож на новгородские храмы, только гораздо меньше по размерам, имеет одну большую главу и четыре внутренних опоры, более приземист.
Мирожский собор строили греки, он имеет классическую крестово-купольную структуру – центральный крест был внутри чётко выделен стенами с проёмами, в процессе постройки западные угловые ячейки подняли на всю высоту, пониженными сохранились только боковые апсиды. На новгородские трёхзакомарные храмы он совершенно не похож, архитектор этого не заметить не мог.
Посадник по моей просьбе пригласил и моих товарищей по плотницкой работе
Плотники на пиру у посадника это порождение современных представлений о толерантности
