.
...Соскучились, милые собеседники?:)
Продолжу кое-что о рельефах ЦПнН. О той информации, которую по силам извлечь из них.
Прежде всего, попробуем ответить на вопрос: а что это всё человечество так озаботилось этой конструкцией: Древо Мировое = ДМ? Тысяча лет сменяет другую тысячу лет, а люди по всей Земле всё рисуют и рисуют всё то же ДМ. Воистину, столько раз не нарисовали логотип какой-нибудь пепси-колы или серп и молот. А тут вдруг такое глобальное единомыслие:) Причём все рисуют одно и то же. Вроде 10000 лет назад и интернета ещё нет, а откуда-то все всё знают - от Москвы до самых до окраин:).
Пример.
Мексика - Китай - Индия - Эвенкия - христиане (православие).
Это говорит о том, что ДМ - это универсальная концепция, создававшаяся на протяжении тысячелетий всем человечеством в целом.
Сегодня самый близкий образ для ДМ - это наука.
Человечество накапливало знания об окружающем мире: об его устройстве (вертикаль, горизонталь, направления), об иерархии, о связях, о законах, о живой и неживой природе, о... В дописьменную эпоху для передачи этой огромной суммы знаний и была создана целая знаковая система = ДМ. В ней есть визуальная и словесная составляющие. Эта система универсальна, и её придерживается всё человечество (очень интересно, почему так сложилось - универсальность - но об этом не здесь).
Все человеческие институции, занимающиеся передачей информации (напр., религии), применяют всё те же схемы ДМ, наполняя их своей конкретикой. (Это можно было бы назвать паразитарностью, тк. ДМ-информация накапливалась не для сугубо религиозных/идеологических целей... на других вариантов у человеческой психики просто нет, кроме как выражать идеологию - "наукой". Так что это не паразитирование, а вливание новых конкретик в общую конструкцию ДМ). В данной теме я приводила много примеров использования ДМ христианством (ср. иконография Спас в силах, Христос Виноградная лоза, Спас Всемилостивый). Присоединение христианства к ДМ имеет свою историю.
На территории первоначального зарождения и распространения христианства были, естественно, определённые традиции изображения ДМ (напомню, визуально ДМ прослеживается с конца палеолита); в частности, свои традиции изображения вертикальной структуры мира с помощью определённых зверей (не любых).
Христианство, применяя схемы ДМ для своих узких целей, естественно, постепенно заменяло этих зверей на персонажи своей религии. Что прекрасно можно видеть, разглядывая вышеуказанные иконы. - Но и сохраняло при этом в религиозных персонажах некоторые черты исходных звериных образов, тк. эти проверенные временем образы прекрасно действуют на психику и без всякого христианства - зачем от этого отказываться.
Понимая этот процесс, мы можем выработать некоторый
"критерий древности" христианских изображений.
=== А именно, чем более на изображении звериные образы вертикальной структуры ДМ христианизированы (заменены христианскими персонажами) --- тем изображение новее.
Кроме того, повышенная христианизированность зверей ДМ - указывает на цели авторов изображения. Или авторы заняты воздействием на идеологическую сферу (много христианизированных образов) --- или они заняты воздействием на научную (в синхронном для них понимании) сферу (много традиционных зверей). Отсюда можно выработать некоторый, пусть тоже приблизительный,
"критерий целей авторов".
Пример. Как работает "критерий древности".
Христианские изображения здесь расположены хронологически - и демонстрируют модификацию со временем звериных персонажей ДМ в религиозные. На самой древней мозаике христианские персонажи вообще отсутствуют; на самой новой иконе отсутствуют звери, но сохраняется отсылка к зверям ДМ в виде крылатости.
Попробуем, с учётом этих рассуждений, вновь взглянуть на рельефы ЦПнН и применить к ним "критерий древности" и "критерий целей авторов".
- Что мы видим?
Полностью отсутствует какая-либо христианизация персонажей ДМ.
Применим "критерий древности".
1.Это изображение справедливо относят к началу 2 тысячелетия по РХ - это уже почти предельный срок для применения в христианстве изображений ДМ в чистом виде (поверьте моему опыту:)).
2.Изображение по времени оценивается близко к рельефам Дмитриевского во Владимире и Георгиевского в Юрьев-Польском соборов (ко второму подальше).
Но и на ДС и на ГС в схемы ДМ уже введены христианские персонажи (надеюсь, все помнят). Это, с одной стороны, указывает на то, что ЦПнН старше и ДС, и тем более ГС. Но с другой стороны, позволяет судить о целях авторов.
Применим "критерий целей авторов".
Полное отсутствие визуальной христианизации персонажей ДМ (принципиально уже существовавшей в то время и готовой к использованию) --- говорит о том, что цели авторов были не религиозные, а "научные" (в понимании того времени).
- Какие?
- Будет настроение и время, поговорим и об этом:)
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.