Добавлено: 07 авг 2007, 00:17
Параскева! Вас отличает феерическая лёгкость мысли, сочетающаяся со столь же лёгким отношением к фактологии.
Что даёт мне отличную возможность попридираться
))
Возьмём например вопрос с лавками под церквами в Вятке.
То, что торговые палатки в подклетных этажах церквей как таковых бывали - оно сомнений не вызывает. Бывало такое. Но в Вятке ли ? Смотрим внимательно.
Вы пишете: "Никоновские церкви Кирова (по строителю Ивану Никонову, кон.17 - нач.18 в.) хотя и принадлежали монастырям, но строились на посадские деньги и вкусам и потребностям торгово-ремесленного люда, вплоть до устройства в первых этажах купеческих лабазов и складов. Это была органичная часть Большого Хлыновского торга"
Вся сия сентенция иллюстрируется цифрофотоснимками Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря, ни к торгу, ни к артели Никонова отношения не имющей.
Но если бы Вы внимательнее перечитали Гнедовского с Добровольской, то прочитали бы: "хотя сохранившиеся в Кирове памятники той поры и принадлежат монастырям, но строились они на посадские деньги и отвечали вкусам торгово-ремесленного хлыновского люда. Недаром первые кремлевские соборы "никоновской школы" были неотъемлемой частью "большого хлыновского торга", вплоть до устройства в первых этажах купеческих лабазов и складов". Уяснили разницу ?
Более того, единственная уцелевшая постройка той самой артели - собор Преображенского монастыря, не то что первого этажа с лабазами - подклёта-то толком не имеет. Это же касается и Воскресенского собора, и Покровской церкви - т.е. собственно построек на торгу. Где уж там авторы "Дорог земли Вятской" лабазы взяли - не знаю. Разве что они могли быть у Спасского собора - тоже здания на торгу, тоже "никоновского", но ещё в 18 веке замененного новым. Новый Спасский собор был как раз о двух этажах, но в первом помещалась тёплая церковь.
Тут, конечно, особых претензий к Вам нет, что умные люди в книге написали, то Вы и прочитали, пусть и невнимательно, и проинтерпретировали в соответствии со сложившимися взглядами. А сравнить книгу с реальностью и убедиться собственными глазами в отсутствии в вятском случае подклётов с лабазами возможности не было, спасибо советской власти, навсегда избавившей центр города, носящего славное имя товарища Кирова, от наследия проклятого прошлого.
Тоже и с монастырём в Уржуме. Даю справку - монастырь в XVII-XVIII веках был не в самом Уржуме, а километрах так в 15 севернее, в нынешнем селе Цепочкино. И вопрос о его миссионерской направленности - вещь, как минимум требующая доказательства.
Аналогично и с церквами по проектам Дружинина. Вопрос о влиянии витберговского Александро-Невского собора (не бывшего, замечу, "главным собором Вятской епархии") на зодчество в вятских краях - вопрос, конечно, интересный и мало проработанный. Но привязать к нему церкви конца 19 века довольно сложно.
А у собора в Уржуме есть вполне конкретный прототип, и не в Вятке. Это проект В.А.Шретера на конкурс по постройке Воскресенского собора в Питере (Спас-на-Крови который). Проектов было много, все они были опубликованы и всем мало-мальски сведущим архитекторам того времени были известны. Шретеровский проект Дружинин несколько упростил, и в объемной компоновке, и в декоре - но не более.
Вопрос о миссионерских функциях габаритов уржумского собора или церкви в Шурме, опять же, требует доказательства. Не стоит церковные власти 19 века за дураков держать - "мы, мол, побольше церкву построим, все к нам и потянутся". Субсидирование сверху церковного строительства вообще осуществлялось весьма вяло - куда уж там специально строить здания побольше. Большие габариты объясняются куда банальнее - величиной прихода и амбициями прихожан. А приходы в тех краях были по 5-7 тысяч человек, да богатые притом.
Для миссионерских же целей другие меры принимались. Навроде постройки новых церквей в черемисских деревнях (чем вятские церковные власти, в отличии от казанских, откровенно говоря не занимались). Навроде открытия школ грамоты в тех же самых деревнях (и тут толку было мало). Навроде обучения по "системе Ильминского" будущих священников из нац-меньшинств (опять же на Вятке этим не занимались, специализированных учебных заведений тут не было).
В общем - больше внимания к частностям. Они не обязаны соответствовать общим теориям.
Что даёт мне отличную возможность попридираться

Возьмём например вопрос с лавками под церквами в Вятке.
То, что торговые палатки в подклетных этажах церквей как таковых бывали - оно сомнений не вызывает. Бывало такое. Но в Вятке ли ? Смотрим внимательно.
Вы пишете: "Никоновские церкви Кирова (по строителю Ивану Никонову, кон.17 - нач.18 в.) хотя и принадлежали монастырям, но строились на посадские деньги и вкусам и потребностям торгово-ремесленного люда, вплоть до устройства в первых этажах купеческих лабазов и складов. Это была органичная часть Большого Хлыновского торга"
Вся сия сентенция иллюстрируется цифрофотоснимками Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря, ни к торгу, ни к артели Никонова отношения не имющей.
Но если бы Вы внимательнее перечитали Гнедовского с Добровольской, то прочитали бы: "хотя сохранившиеся в Кирове памятники той поры и принадлежат монастырям, но строились они на посадские деньги и отвечали вкусам торгово-ремесленного хлыновского люда. Недаром первые кремлевские соборы "никоновской школы" были неотъемлемой частью "большого хлыновского торга", вплоть до устройства в первых этажах купеческих лабазов и складов". Уяснили разницу ?
Более того, единственная уцелевшая постройка той самой артели - собор Преображенского монастыря, не то что первого этажа с лабазами - подклёта-то толком не имеет. Это же касается и Воскресенского собора, и Покровской церкви - т.е. собственно построек на торгу. Где уж там авторы "Дорог земли Вятской" лабазы взяли - не знаю. Разве что они могли быть у Спасского собора - тоже здания на торгу, тоже "никоновского", но ещё в 18 веке замененного новым. Новый Спасский собор был как раз о двух этажах, но в первом помещалась тёплая церковь.
Тут, конечно, особых претензий к Вам нет, что умные люди в книге написали, то Вы и прочитали, пусть и невнимательно, и проинтерпретировали в соответствии со сложившимися взглядами. А сравнить книгу с реальностью и убедиться собственными глазами в отсутствии в вятском случае подклётов с лабазами возможности не было, спасибо советской власти, навсегда избавившей центр города, носящего славное имя товарища Кирова, от наследия проклятого прошлого.
Тоже и с монастырём в Уржуме. Даю справку - монастырь в XVII-XVIII веках был не в самом Уржуме, а километрах так в 15 севернее, в нынешнем селе Цепочкино. И вопрос о его миссионерской направленности - вещь, как минимум требующая доказательства.
Аналогично и с церквами по проектам Дружинина. Вопрос о влиянии витберговского Александро-Невского собора (не бывшего, замечу, "главным собором Вятской епархии") на зодчество в вятских краях - вопрос, конечно, интересный и мало проработанный. Но привязать к нему церкви конца 19 века довольно сложно.
А у собора в Уржуме есть вполне конкретный прототип, и не в Вятке. Это проект В.А.Шретера на конкурс по постройке Воскресенского собора в Питере (Спас-на-Крови который). Проектов было много, все они были опубликованы и всем мало-мальски сведущим архитекторам того времени были известны. Шретеровский проект Дружинин несколько упростил, и в объемной компоновке, и в декоре - но не более.
Вопрос о миссионерских функциях габаритов уржумского собора или церкви в Шурме, опять же, требует доказательства. Не стоит церковные власти 19 века за дураков держать - "мы, мол, побольше церкву построим, все к нам и потянутся". Субсидирование сверху церковного строительства вообще осуществлялось весьма вяло - куда уж там специально строить здания побольше. Большие габариты объясняются куда банальнее - величиной прихода и амбициями прихожан. А приходы в тех краях были по 5-7 тысяч человек, да богатые притом.
Для миссионерских же целей другие меры принимались. Навроде постройки новых церквей в черемисских деревнях (чем вятские церковные власти, в отличии от казанских, откровенно говоря не занимались). Навроде открытия школ грамоты в тех же самых деревнях (и тут толку было мало). Навроде обучения по "системе Ильминского" будущих священников из нац-меньшинств (опять же на Вятке этим не занимались, специализированных учебных заведений тут не было).
В общем - больше внимания к частностям. Они не обязаны соответствовать общим теориям.