Страница 2 из 8

Добавлено: 08 июл 2007, 22:03
Сергей Заграевский
Парасковья Пятница писал(а):
А Сергей Заграевский глядит на всё с колокольни саморазвития архитектуры. Так и видишь двух мужичков, обсуждающих, чё бы ещё налепить на храмину.
- Слуш, давай мы эту хреновину ещё перевернём и поверх закомар налепим.
- Да, нормуль. Давай и с другой стороны, а поверх ещё маленьких, так покрасивше будет. Возни тока с ними.
- Да ладно, клиент платит.

Параскева
Пятница
:D :D :D
Браво, Параскева! К сожалению, в 80% случаях все наши попытки найти символические либо прагматические корни в том или ином архитектурном приеме на деле являются нашей позднейшей попыткой переосмыслить приведенный диалог. Остаются, впрочем, еще 20%, и в них, например, входит запрет церкви на зооантропоморфный скульптурный декор храмов в середине XII века:
http://www.zagraevsky.com/romanik.htm, п. 8
и в начале XIV века:
http://www.zagraevsky.com/zodchestvo5.htm, п. 7
Это доказал Ваш покорный слуга, так что (в порядке самореабилитации :) ) далеко не всегда я поддерживаю вышеприведенный Параскевой диалог. Но в случае кокошников, боюсь, что все было именно так (только в роли мужиков выступала творческая мысль зодчего).
Впрочем, если докажете влияние церкви либо церковной символики - буду только рад.

И не ссорьтесь, пожалуйста! Верующие, вы же не всегда так сильно и искренне веровали, в чем-то же когда-то и сомневались, так относитесь к атеистам толерантнее! И наоборот: атеисты, у каждого из вас есть что-то святое, так вот у многих верующих это РПЦ. Так уж сложилось, и это не повод ссориться.

Добавлено: 08 июл 2007, 22:07
Сергей Заграевский
Уважаемый администратор! Повторно прошу зарегистрировать меня по логином "Сергей Заграевский" и прежним паролем, а то хотел отредактировать предыдущее сообщение, а не могу. Прошу в нем вместо "у верующих это РПЦ" читать "у многих верующих это РПЦ".

Добавлено: 08 июл 2007, 22:26
Klyk
Просто интересно выделить истинные вещи, которые благополучно переживают любую религию.
Судя по этой фразе, Вы - убеждённый атеист. Боюсь, что если некие "истинные вещи" переживут религию, то людям это будет уже всё равно. Но мне хотелось бы вернуть разговор в русло архитектурной тематики. По всей видимости, Вас интересуют некие культурные архетипы, которые проявляются в любом человеческом творчестве, и в зодчестве тоже. "Рожаницы" на стенах христианского храма вовсе не противоречат христианской идее Бого-родицы. Просто прежнее языческое постепенно превратилось в малопонятный традиционный декор, заменяясь более глубоким и духовным представлением о мире. Возвращаясь к белокаменной архитектуре, хочется спросить: что в узорах Дмитиевского и Георгиевского соборов простой архитектурный "декор", что всё ещё несло древний (или архетипический) символический смысл, а что было новым христианским осмыслением мира?

Добавлено: 08 июл 2007, 22:45
Олег Щёлоков
Сергей, Люда - имеет смысл застолбить регистрацию и писать серьёзные темы только в закрытом разделе для участников - там, где коллектив единомышленников. А здесь, в общаке, свобода Интернета, совершенно посторонние Каталогу анонимы во всей красе, да к тому же антагонисты Веры.

Добавлено: 08 июл 2007, 22:49
etienne
Сергей Заграевский писал(а):Уважаемый администратор! Повторно прошу зарегистрировать меня по логином "Сергей Заграевский" и прежним паролем, а то хотел отредактировать предыдущее сообщение, а не могу. Прошу в нем вместо "у верующих это РПЦ" читать "у многих верующих это РПЦ".
Уважаемый Сергей!
Постараюсь ответить за администратора. Сейчас Вам ничто не мешает самостоятельно зарегистрировать новый логин, регистрируется участник сам, администратор за него это сделать не может, к тому же администратор и никто вообще Вашего пароля не знает! Единственная проблема может возникнуть если Вы захотите при регистрации указать тот же почтовый ящик, что и при регистрации логина "ЗСВ" Такой номер не пройдет :) Придется либо указать другой действующий e-mail, либо попросить Павла удалить старый логин ЗСВ (просить лучше письмом на его адрес)
Но самый правильный вариант действий, как мне кажется, такой: зайти на форум под логином ЗСВ, нажать на ИзображениеПрофиль вверху страницы, и изменить имя.

Добавлено: 08 июл 2007, 22:52
Vitale
Может разговор пошел о Платоновых "идеях"(эйдосах?)-объективных и вечных,и о христианстве осмысляющем мир уже после Платона?Тогда будет трудно вернуться в русло архитектурной тематики :wink:

Добавлено: 08 июл 2007, 22:55
Vitale
Господину ЩЕЛОКОВУ:
А посторонние каталогу АНОНИМЫ,это хто?

Добавлено: 08 июл 2007, 23:02
Парасковья Пятница
Klyk писал(а): "Рожаницы" на стенах христианского храма вовсе не противоречат христианской идее Бого-родицы.
Спорно. Во всяком случае, в такой формулировке.
Klyk писал(а): Просто прежнее языческое постепенно превратилось в малопонятный традиционный декор...
Это обычная судьба традиционных орнаментов, хорошо сформулировано Рыбаковым. Но словцо "малопонятный" - не то.
На мой взгляд, то, что перешло в "малопонятный" разумом декор и долго живёт в этом состоянии, то как раз и наиболее сильно влияет на человека. Оно ощущается им, как безусловно "своё", "наше", "русское" безо всяких рассуждений и мгновенно.
Klyk писал(а): ... заменяясь более глубоким и духовным представлением о мире.
Кхе.
Чем это "Бого-родица" "глубже и духовнее" да хоть Макоши. Явления одного порядка.
Klyk писал(а): Возвращаясь к белокаменной архитектуре, хочется спросить: что в узорах Дмитиевского и Георгиевского соборов простой архитектурный "декор", что всё ещё несло древний (или архетипический) символический смысл, а что было новым христианским осмыслением мира?
Это вопрос очень интересный.
Если отвечать не примитивно, типа "Пётр - христианство, грифон - язычество". Но можем ли мы понять восприятие современников собора?
Скажем, Сергей считает насаждение зооантропоморфного декора - плодом целенаправленных волевых усилий отдельных личностей. И воля была направлена к политическим целям...

- Учитывали ли эти личности свою аудиторию? Приспосабливались ли к ней7 Какова была реакция "простого обывателя"? Как всё это уложилось в тогдашних головах? И помогли ли белокаменные резные соборы ЮД или Святославу в достижении тех политических целей, кот. они надеялись решить с помощью этих прекрасных зданий?


Парасковья
Пятница

Добавлено: 08 июл 2007, 23:34
Сергей Заграевский
Спасибо, Etienne! Я со второй попытки вошел-таки под ЗСВ и исправил профиль. Теперь вроде все ОК.

Пока тут некоторые уважаемые участники спорят о высоких материях :) , я, кажется, понял, почему Г.С. простоял так недолго. Через день-два исправлю статью и выложу на сайт.

Какая все-таки полезная вещь - этот форум! Отлично раскручивает "шарики" в голове! А некоторые говорят - нечего профессионалам спорить с дилетантами... Надо, надо спорить всем со всеми! Только эмоций бы в спорах поменьше, но это, наверное, свойство российской интеллигенции, ничего не поделаешь.

Уважаемый Олег, ИМХО, форум всегда должен оставаться открытым. Закрытость приводит к быстрому "выдыханию" любых дискуссий.

Добавлено: 09 июл 2007, 22:35
Annbat
Сколько можно без толку рассуждать, из каких кирпичиков и как построен дом... Дома бывают разные, хотя строятся иногда из одних и тех же конструкций. В статье, имхо, анализ формы при отодвигании за рамки исследования содержания оказывается бессмысленным.
Храм строят по определённому поводу, ради какого святого либо праздника и при каких-то исторических и политических обстоятельствах. От них может зависеть образ всей постройки (архитектурная конструкция, внешний декор, художественная роспись). Храмы Бориса и Глеба ставились по одним соображениям, храмы Покрова или Успения – по совершенно другим, Дмитриевский собор – по третьим, и это не могло не отражаться на всём их облике, как на конструктивном, так и на декоративном.
Не для архитекторов строились храмы, поэтому и анализировать нужно их с точки зрения прихожан того времени. Чисто строительный анализ пренебрегает исторической семантикой, которая, а она была более важным мерилом значимости храма. Архитектура – это искусство, несмотря на «подпружные арки» и общую «башнеобразность». И как любое из искусств – формирует целостный образ, разрушать который и разбирать его по кирпичикам – увлекательное и азартное занятие, но совсем не приближающее нас к пониманию памятника. И пока банальный школьный вопрос «что же хотел сказать древний зодчий?» остается без ответа – нет особого смысла очередной раз пересобирать Георгиевкий собор, не для архитектуры, .не для истории…

Добавлено: 10 июл 2007, 00:27
Сергей Заграевский
Уважаемая Annbat, хотелось бы взглянуть на мир глазами прихожан того времени, а еще больше хотелось бы взглянуть на Георгиевский собор, каким он был в начале XIII века. ну, хотя бы одним глазком :D И Святослава спросить, строил он его или не строил :D
А поскольку это нереально, то нам остаются только "стандартные" (хотя зачастую достаточно сырые) методики.

Что касается посвящений - к сожалению, пока что ни один исследователь не установил зависимость архитектурного облика и декора храмов от их посвящений. Иногда (крайне редко) посвящения помогают установить датировку, и то обычно не основных храмов, а приделов. Иногда (крайне редко) храмы, строящиеся "по образцу", наследуют и посвящения (пример - многие Успенские соборы, но и они далеко не все похожи на печерский или владимирский).

Могу сказать Вам только то же самое, что часто говорю на этом форуме Параскеве Пятнице: исследуйте, покажите эту зависимость, опровергните неизбежные контраргументы - первый же поздравлю Вас с научным открытием.

Добавлено: 10 июл 2007, 09:04
Парасковья Пятница
Сергей Заграевский писал(а):
Что касается посвящений - к сожалению, пока что ни один исследователь не установил зависимость архитектурного облика и декора храмов от их посвящений.

Могу сказать Вам только то же самое, что часто говорю на этом форуме Параскеве Пятнице: исследуйте, покажите эту зависимость, опровергните неизбежные контраргументы - первый же поздравлю Вас с научным открытием.
Сергей, я ж ведь не исследователь, и уж тем более абсолютно не серьёзный. Я просто путешественница. И советская скульптура интересует меня не меньше, чем церкви.

По сути. Зависимость с архитектурой тута вряд ли нароется, но некоторые тенденции можно подметить.

- Например, Ильинские церкви любят Гору.
Покровские - Воду.

Никольских и Покровских (Богородицерождественских/Успенских) больше, чем любых других, ну ещё Спасские/Рождественские.
Те. превалирует посвящение Богородице - женскому божеству (Рождество Б-цы, Покров, Успение Б-цы) и Николе - достатку. - В той местности, где мне это более-менее известно.

Кстати, ни разу не встречала исследований/хотя бы просто мыслей о распространённости/причинах тех или иных посвящений в конкретном времени/местности.

Параскева
Пятница

Добавлено: 10 июл 2007, 09:45
Klyk
Сергею Заграевскому

Прочитав статью, я всё же не смог понять, является ли восьмигранное основание барабана принципиальной причиной невозможности установки трифолийного завершения. Мне кажется, что эти «трилистники», образующие кольцо вокруг барабана, вполне вписываются и даже могут предполагать отсечение углов у четверика. Ведь кольцо «трилистников» должно отстоять от барабана на определённом расстоянии, чтобы не нарушить целостность восприятия всей конструкции. (см. схему)

Кроме того, более поздние белокаменные храмы XIV – XV вв. строились по явно упрощенной, по сравнению с Дмитриевским и Георгиевским соборами, технологии. Значит, вполне можно предположить, что вместо сложного трифолийного кольца на них могли использовать более простые кокошники.

Добавлено: 10 июл 2007, 10:52
Сергей Заграевский
Уважаемая Аннбат, если соберете статистику посвящений по регионам (хотя бы на основании данных замечательного сайта http://www.sobory.ru), будет очень интересно, так как я такого не припоминаю. Есть общеизвестные положения (Успение - преимущественно кафедралы, Никола получил распространение в раннее послемонгольское время, и т.д.), но общей статистики нет. Наверняка в регионах по эпохам были предпочтения. Но, повторюсь, архитектурный облик тут, скорее всего, ни при чем. Собирайте статистику, пишите. Гарантирую размещение Вашей статьи в библиотеке "РусАрх":
http://www.rusarch.ru

Но, извините, Илья на горе, Покров у воды... Что-то я не припомню горы у Ильи Пророка в Ярославле, а воды у Покрова в Чиркине. Там как раз высокая гора, а из воды только глубокие лужи, в которых когда-то основательно застряла моя машина :)

Уважаемый Клык, 8 мелких трифолиев - это фактически те же 8 кокошников, только несколько иной формы. Килевидные кокошники в белокаменном зодчестве Северо-Восточной Руси известны, а мелкие трифолии - нет. А предложенный Вами на рисунке способ установки 4-х трифолиев "вперевязку" с 8-гранным постаментом лично мне кажется неоправданно сложным. Но я обязательно внесу в статью соответствующие уточнения, спасибо.

Добавлено: 10 июл 2007, 11:43
Парасковья Пятница
Сергей Заграевский писал(а):Уважаемая Аннбат, если соберете статистику посвящений по регионам (хотя бы на основании данных замечательного сайта http://www.sobory.ru), будет очень интересно, так как я такого не припоминаю. Есть общеизвестные положения (Успение - преимущественно кафедралы, Никола получил распространение в раннее послемонгольское время, и т.д.), но общей статистики нет. Наверняка в регионах по эпохам были предпочтения. Но, повторюсь, архитектурный облик тут, скорее всего, ни при чем. Собирайте статистику, пишите. Гарантирую размещение Вашей статьи в библиотеке "РусАрх":
http://www.rusarch.ru

Но, извините, Илья на горе, Покров у воды... Что-то я не припомню горы у Ильи Пророка в Ярославле, а воды у Покрова в Чиркине. Там как раз высокая гора, а из воды только глубокие лужи, в которых когда-то основательно застряла моя машина :)
Сергей, я тоже уважаю Аннбат, но о посвящениях - это моё сообщение.
Насчёт Ярославля и Чиркина, воды и горы - это же тенденция, а не закон. И, безусловно, имеющая нек. временные рамки, затем стирающаяся, тк.забывалась/теряла значение первопричина.
Те. предмет любопытства и исследования.

Параскева
Пятница

Добавлено: 10 июл 2007, 13:14
С.В.Заграевский
Извините, уважаемая Параскева, перепутал, профессорская рассеянность :)
Тем более исследуйте и пишите статью!

Добавлено: 10 июл 2007, 14:18
Парасковья Пятница
С.В.Заграевский писал(а):Извините, уважаемая Параскева, перепутал, профессорская рассеянность :)
Тем более исследуйте и пишите статью!
Сергей, расеянность видна уже по тому, как разнообразно Вам приходится заходить на этот форум. :)

При очередном входе поставьте галочку в квадратике "Автоматически входить при каждом посещении", и будете впрыгивать без проблем под собственным именем.

ПП

Добавлено: 10 июл 2007, 14:29
Юрий Красильников
Парасковья Пятница писал(а):Сергей, расеянность видна уже по тому, как разнообразно Вам приходится заходить на этот форум. :)

При очередном входе поставьте галочку в квадратике "Автоматически входить при каждом посещении", и будете впрыгивать без проблем под собственным именем.
При таком подходе проблемы (и серьезные) возможны позже - в случае, когда придется переустананавливать Windows :) :(

Добавлено: 11 июл 2007, 01:20
Олег Щёлоков
ЗСВ писал(а):
В чем заключалась возможная ошибка Святослава, я думал и думаю. Пока не придумал. А Ваше мнение?

А про камни Покрова нельзя ли поподробнее? Что интересное Вы там увидели?
Ошибка Святослава заключалась в переоценке несущей способности наиболее по тем временам прогрессивного материала - белого камня; неправильной установкой связей или полным игнорированием металлических связей, например он просто обошёлся сосновыми бревнами внутри стен. Кроме того зодчий никак даже не мог предполагать, что эксплуатация столь значимой постройки будет такой халатной или фактически невозможной из-за безлюдья и двухсотлетних войн с татарами.

Итак, белый камень без внутренней горизонтальной перевязки совершенно бессилен перед потерей устойчивости.
Стены ползут в стороны в наклон и развал, плюс появляются вертикальные трещины, далее из тела кладки буквально исчезают, оставляя после себя пустоту деревянные связи. Проходит двести лет и стены начинают держаться лишь на честном слове, силах трения.

Внутри белокаменных стен находится забутка в виде рыхлой пористой субстанции, которая прочности совершенно не добавляет, но если её промочить водой, то может запросто распереть лицевые слои камней.

Таким образом любое небрежение при эксплуатации белокаменного сооружения построенного по древней технологии практически фатально.

Примеров такой эксплуатации множество. В Успенской церкви Александрова монастыря завхозу, или ключкарю, приходит гениальная идея набивать подвал снегом на лето и творить квасы на меду с подводом воды к подвалу церкви деревянным водопроводом. Естественно без канализации и её отвода. В результате такого стресса церковь начинает валиться, и только окружающие галереи, а затем культурный слой три метра как-то её попридержат.
Дмитриевский собор во Владимире недолго простоял при советской власти без ремонта кровель, буквально лет двадцать. И рухнул бы из-за катастрофического нарастания трещин. А.Столетову каким-то нечеловеческим усилием воли удалось добить ремонт, иметь в распоряжении сварочный аппарат и инъектор для нагнетания раствора с двумя рабочими, когда немцы в 1941 стояли под Москвой.

Да, ну и вот, в нашем случае зодчего бы хватил удар, если бы он знал, как сойдутся обстоятельства с его высоким и стройным амбициозным проектом в процессе эксплуатации. Похоже внешним фактором гибели сооружения стали плохие кровли с невозможностью их регулярной поправки.

Я лично полагаю у собора не было никаких кокошников, кровли были примитивные, лемеховые, то есть деревянные. Снег и дождь застаивались на них, затем они стали протекать и никто их не ремонтировал может пятьдесят, может сто лет, не до того было.
Вода свободно проникала в пористую забутку белокаменной кладки, пропитывала её до фундамента, промерзала раздвигая и выпирая блоки, делая их подвижными без каких либо сил сцепления с раствором. Если покрытие собора было медным, то медь вполне могли сорвать в качестве трофея, и собор стоял вообще ничем не покрытый неизвестно сколько времени.

Георгиевский собор, внешне прочный и надёжный пал от сочетания крайне неблагоприятных факторов приведших к потере устойчивости внутренних поддерживающих своды столпов.
Обрушение было мгновенным, и не сначала главы, как это предполагается в обсуждаемой статье, а именно сразу главы с барабаном, которые одновременно повалили за собой всё, что можно, разваливая внешний периметр, опрокидывая стены наружу со страшной силой.
Толчком и источником внецентренной нагрузки вполне могла послужить наледь или промокший тяжелый нанос снега с одной стороны храма весной того года, когда это случилось; техногенный подкоп под один из столпов под какие-нибудь нужды; складирование стройматериалов на крыше; попытка пристроить что-либо снаружи или переделать внутри. Даже удары молнии могут быть необыкновенной мощности, расшибая кресты и главы напополам, пробивая всё насквозь. Упавший от молнии кованый крест весом в килограмм двести это не подарок, мало что его удержит.
Причин может быть множество, Святослав не виноват. То что он построил, было одной из вершин стоительного искусства его времени.

В момент разрушения стены скорее всего были уже значительно деструктированы от длительного стояния без ремонта кровель, деревянные внутренние связи утрачены.

Насчет устойчивости легко представить даже без расчетов, насколько ранимы белокаменные стены и поддерживающие своды столпы, если прикинуть в вертикальном разрезе их высоту и толщину.
Вынимая древние камни из родной кладки поражаешься, держа их в руках, насколько они узкие по ширине. Именно эта возможность, одному каменщику их донести до версты и поставить в дело и определяет их вес и размер. И вот представим две таких скорлупы стоят высотой 10 метров, а между ними набухан строительный мусор, политый слоями извести. Мусора ведь раньше не было на стройплощадках, вывозить на лошадях слишком дорого, всё клали в забутку стен. Но это уже другая история. Факт тот, что стены стали горизонтально армировать на каждый четвертый ряд только лет через семьсот.

Если очень нравятся кокошники, то, пожалуйста, но они же могут и навредить больше всех других вариантов с неизбежными протечками и бесполезным пригрузом сводов именно там, где не надо, добавляя изгибающий момент вместо его гашения.

Добавлено: 11 июл 2007, 01:38
Сергей Заграевский
Уважаемый Олег, согласен со всеми Вашими выкладками в отношении белого камня, сам об этом неоднократно писал, в т.ч. еще в своей первой и не вполне зрелой монографии:
http://www.zagraevsky.com/dolgoruky5.htm , пп. 6-9.


Но вопрос состоит в том, почему церковь Покрова на Нерли, Спас в Переславле и соборы в Звенигороде, которые вряд ли эксплуатировались лучше Дмитриевского или Георгиевского, сохранились неплохо (их, кстати, почти не расперло), а с этими такие беды? Я уже почти закончил писать об этом, дайте еще денек-другой и вволю критикуйте :D

Добавлено: 11 июл 2007, 01:48
Олег Щёлоков
Сергей Заграевский писал(а):Уважаемый Олег, согласен со всеми Вашими выкладками в отношении белого камня, сам об этом неоднократно писал, в т.ч. еще в своей первой и не вполне зрелой монографии:
http://www.zagraevsky.com/dolgoruky5.htm , пп. 6-9.

Но вопрос состоит в том, почему церковь Покрова на Нерли, Спас в Переславле и соборы в Звенигороде, которые вряд ли эксплуатировались лучше Дмитриевского или Георгиевского, сохранились неплохо (их, кстати, почти не расперло), а с этими такие беды? Я уже почти закончил писать об этом, дайте еще денек-другой и вволю критикуйте :D
Нет, я не критикую, упаси Бог, мне даже совестно об этом подумать.

Ответ - почему где-то лучше и стоит как новенькое, а где-то хуже и всё валится, опять же в том, кто хозяин и как распоряжается постройкой.
Ц. Бориса и Глеба в Кидекше, первая ласточка новой белокаменной архитектуры, рухнулась, ибо место сиё на столетья стало заброшенной пустошью. Князья, нехорошо разобравшись друг с другом, более никогда не вернутся к своей резиденции, монастырь будет вообще упразднён.

Добавлено: 11 июл 2007, 22:25
Klyk
Пока Форум замер в ожидании новой статьи С. Заграевского, попробую использовать паузу, чтобы ответить уважаемой Парасковье Пятнице на некоторые её выпады, не прямо относящиеся к архитектурной тематике.

Выпад №1
<<И правильно делает. К чему изобретать велосипед? Когда есть огонь, вода, небо, солнце, земля, лёд и камень.>>

На определённом этапе развития общества кроме перечисленных вами природных ( а, скорей, алхимических) стихий появляются и иные, которые не могут быть объяснены обычным, традиционным порядком жизни. Например: несправедливость, жестокость, немилосердие, клятвопреступление, алчность, сребролюбие, стяжательство. Не потому, что их раньше вовсе не было, а потому, что они становятся более определяющими образ жизни, чем прежнее почитание камней, дубовых рощ и проч. природных прелестей. Можно было сколь угодно молиться и почитать камни и приносить им гекатомбы, но общество уже не могло вернуться к первобытной наивности и его существование зависело теперь от иной человеческой нравственности. И вот тут мы перейдём к…

Выпаду №2.
<<Чем это "Бого-родица" "глубже и духовнее" да хоть Макоши. Явления одного порядка.>>

Макошь – божество природно-женское, тёмное, хтоническое, глубинно земное. Связанное не только с рождением, но и со смертью. Не случайно её дата падает на грудень-ноябрь, преддверие природной смерти – зимнего солнцестояния. Макошь олицетворяет сущностно женскую природу. Ту страшную тайну Мать-сырой земли, которая принимает в себя мертвецов, чтобы потом возродить их (многие фильмы ужасов как раз на этом архетипе заквашены). Макошь – это, если хотите, та же Баба-Яга - страж мира мёртвых. И я не удивлюсь, если в древности ей приносили немалочисленные человеческие жертвы. Такова же была, например, Астарта.
Образ же Богородицы – есть полная противоположность. Он светлый. Он приходит к нам не как неведомое и таинственно природное, но как человеческое МАТЕРИНСКОЕ начало. А стало быть, жертвующее ради нас самое дорогое – своё дитя, собственного Сына…

Согласитесь, даже как атеист, что здесь совершенно противоположная направленность.

Добавлено: 11 июл 2007, 22:47
Vitale
KLYK
Да не появляются эти пустяки ниоткуда(несправедливость и т.д....),а существуют всегда или никогда,поскольку moralis-это нравы,у всех разные...И никакой первобытной наивности не было,а просто кокошили друг друга и считали,что так и надо...И если в каком-либо обществе происходит "улучшение нравов"- это фантом,очень тонкий слой цивилизации... :cry:

Добавлено: 12 июл 2007, 16:28
Сергей Заграевский
Дубль два :D Исправленная и дополненная статья на сайте:
http://www.zagraevsky.com/georgiev.htm

Особое спасибо Олегу Щелокову, подвигшему меня на исследование ошибки Святослава.

Добавлено: 12 июл 2007, 19:47
Олег Щёлоков
вот, это уже статья так статья, а не "рабочая канва" :)
плотный основательный подход, энергетика, существенная новизна и решительное продвижение по "вопросам архитектурной истории и реконструции", но без ненужного авантюризма и сенсаций, короче говоря драйв :)

поздравляю!