Василий Артамонов писал(а): ↑26 июн 2021, 22:00
При чём здесь маркетинг, коммерция? Что вертикальные открытки стоили дороже или лучше продавались? В те времена снимали на большеформатные камеры с кадром близким к квадрату, кадрировать фото под формат открытки можно было хоть горизонтально, хоть вертикально, но в некоторых случаях выбирали всё-таки вертикальный формат, значит был какой-то смысл.
Вот и расскажите, какой был смысл. Если в затруднениях, я подскажу. Сохранившееся наследие прошлых времен прежде всего сделано профессионалами, так как оборудование и технологии были сложными и дорогостоящими. Задача профессионалов продать работы, но это невозможно без хорошего знания фотографической композиции. В свою очередь именно композиция определяет, насколько фотография понравится зрителю. Если вы не имеете представления, что такое композиция, то ничего не мешает вам фотографировать в верикальном формате все, что вам заблагорассудится. Впихивать невпихуемое и все такое. Но у вас есть просветы, еще не все потеряно. Вы утвержали самолично, мол пейзаж, это всегда горизонтально, 100%. Значит минимум, но есть какое-то понимание, что сюжет, композиция и ориентация фотоснимка взаимосвязаны. Дело за малым, см. продолжение после рекламной паузы.
Василий Артамонов писал(а): ↑26 июн 2021, 22:00
Портретная ориентация - всего лишь условное обозначение вертикального формата кадра. А на самом деле портреты бывают пейзажного формата - групповой портрет, портрет лежащего человека, портрет на фоне чего-либо.
Продолжаем разговор. Вот у вас действительно что-то бродит в голове: "портреты пейзажного формата". То есть портрет, но голова отрезана. Церковь с крестами, но они отрезаны. Одно есть, но другого не хватает. Какая-то вечная неполноценность. Вот здесь самое время включать интуицию и опыт, ставить элементы композиции на свои места. Как же все-таки же сфотографировать архитектурное сооружение сюжетно наполненно, но без инвалидности?
Здесь вылезают два капитально ошибочных решения от неподготовленных к проблеме фотографов. Поставить фотоаппарат вертикально или отойти за километр, чтобы в кадре было всего много-много. В обоих случаях грубо нарушаются каконы правильной композиции. В первом случае объект чаще всего затеснен, а порой и фактически урезан с боков. Во втором случае лишние сюжетно пустые поля снижают интерес зрителя к работе до нуля. Нас прежде всего беспокоит (по нашей теме) первый случай. Раскрываю ошибку максимально подробно. Фотографу кажется, если он поставил фотоаппарат вертикально, вверху все хорошо видно, с боков не важно, видно что или нет, снизу вообще может быть что угодно, земля, грязь, тень, трава, на них никто не смотрит. Итого КПД (коэффициент полезного действия) такой фотографии редко превышает КПД паровоза, 3-5%. Чтобы тема плавно не переходила на личности, обратимся в качестве примера к нейтральной, "безавторской" фотографии, известной ранее по ссылке
https://sobory.ru/photo/372417
Здесь мы наблюдаем вертикальный формат и его тотальную слабость - много земли и неба, не имеющих никакого отношения к сюжету. Опытные ведущие мастер-классов в таких случаях предлагают взять два листочка бумаги и начинать последовательно прикрывать ими фотографию снизу и сверху, постепенно изменяя композицию и сжимая полезную площадь картинки. Попробуйте и вы. Очевидно, с уходом под листочками земли и неба интерес к фотоснимку непрерывно возрастает, достигая свой кульминации, когда кадр станет практически квадратным или немного горизонтальным. Вывод один - здесь изначально неверный выбор ориентации фотоаппарата при съемке или суровые ограничения типографии. Значит, начиная с этого момента вы будете задумываться, а надо ли так держать фотоаппарат, чтобы потом любой взял лист бумаги и... но не будем о грустном.
Василий Артамонов писал(а): ↑26 июн 2021, 22:00
Книжки мы тоже читаем (супруга - библиотекарь), ... "Фишки.."
при этом приходится далеко отходить назад... В результате снижается количество различимых деталей на объекте
Если книжка про фишки, явно неизбежны шишки. Спорить с Пономарёвым в его отсутствие некорректно, но если вы подписываетесь под его тезисами, еще раз напомню, в sobory.ru единственное располагаемое средство доставки фотоизображений до зрителя, это монитор и веб-страница. Монитор горизонтальный. Веб-страница с жестким вебдизайном. Всё, что хочется рассмотреть, должно стремиться к формату 1150х768. Это так, вкратце. А тот автор выражался в своей книжке вобщем и как-бы фигурально, без привязки к местному контенту. Тянул мысль резиной за собой. Так что цитатник из него слабенький.
И на сладкое:
...вертикальный формат можно использовать как свойство снимка, подчеркивающее высоту снимаемого объекта или сцены, сразу ориентирующее зрителя на то, что он увидит что-то высокое..."
Я уже писал тоже самое в теме про фотографирование крестов.
"Кому и кобыла невеста."
Гениально, тоже шедевр, от Ильфа и Петрова.
Мне на фотосайт, вам в Лувр. Уж посылать, так посылать, куда следует, вот и договорились. Но, в скобках замечу, на фотосайте у меня действующий акаунт с 2002 года, так что совет отличный, но с пролётом мимо, полезный для тех, кто не в теме.