Кресты - история, символика и пр.. (+)

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Хачкар действительно "Процветший Крест". К цате он не имеет отношения.
Процветший крест - символ вечной жизни. Его главным отличием являются две ветви с цветами (плодами), исходящие из основания Креста – они символизируют собой Воскресение.
Это очень популярный символ в прикладном искусстве. Например, его изображение есть на Корсунских вратах Софийского собора в Новгороде. Такие кресты часто встречаются в шитье, рельефах на надгробиях, книжных миниатюрах, стеновых росписях и т.п.
Кстати, этот символ украшает древнерусские бронзовые кистени XII-XIII вв.
Вот изображение процветшего креста на пелене
Пелена1.jpg
Пелена1.jpg (94.24 КБ) 10721 просмотр
На надглавных крестах этот образ символически изображается, например, так
Процветший крест.jpg
Процветший крест.jpg (108.9 КБ) 10719 просмотров
Цата на этом кресте символизирует "якорь надежды".

Одни из самых красивых надглавных "процветших крестов" я видел в Устюжне, http://sobory.ru/photo/index.html?photo=69689 жалко в Соборах нет крупной фотографии. :(
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

???
Это уже 18 век, а мы говорим о более древних крестах.
К тому же, здесь и "якорь", и ветви.
А приведенный Вами пример процветшего креста по форме цату даже не напоминает, и на древние композиции тоже совсем не похож - крест восьмиконечный. А мы обсуждаем равноконечный крест.
Почему многозначность символа вызывает такое неприятие ? Ведь это закономерность !
Если выбирать из многообразия символических смыслов, конечно, на соборе более уместен символ царственности, а на приходском храме - процветший крест. Как видим, формы у этих вариантов разные.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):???
Если выбирать из многообразия символических смыслов, конечно, на соборе более уместен символ царственности, а на приходском храме - процветший крест. Как видим, формы у этих вариантов разные.
Людмила, "процветший крест" и цата это разные вещи. Армянский хачкар, это "процветший крест" в чистом виде. Как бы Вам не хотелось, к полумесяцу-цате он не имеет никакого отношения.
Якорный крест и процветший крест это наиболее древние формы христианских крестов, их изображения есть ещё в римских катакомбах. Но на храмах таких крестов в чистом виде нет. Надглавные кресты несут в себе много символических образов. Полумесяц-цата, это один из элементов креста, со своей многообразной символикой, и символ царственности отнюдь не является главным. Крест с полумесяцем совсем не обязательно венчает собор, связи между полумесяцем-цатой и значимостью храма нет.
Вот небольшая подборка четырёхконечных надглавных крестов на которых одновременно присутствуют и побеги и полумесяц-цата, а также короны, цветы, венцы, трилистники, звёзды, сердца, фигурки предстоящих. Каждый из этих элементов имеет свою символику, их сочетание тоже символично, а ещё и сам крест имеет свою символику. Вот это и есть многозначность символа. А желание выдать виноградную лозу хачкара за цату, это не многообразие символических смыслов, а заблуждение.
Кресты сводная 2.jpg
Кресты сводная 2.jpg (112.26 КБ) 10700 просмотров
Кстати обратите внимание на крест под номером 7. В средокрестии этого креста элемент в виде 8, образованный сверху нимбом, символом святости, а внизу цатой, символом непорочности. На одном кресте может присутствовать две цаты, одна в форме полумесяца, а другая как элемент средокрестия и каждая имеет свою символику. Бывает на одном кресте четыре полумесяца-цаты. Поэтому не надо искусственно упрощать сложную и многозначную символику православного надглавного креста и сводить её, пусть к понравившейся, но простой версии. Всё гораздо интереснее. :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

О чем спор-то ?
По-моему, о том, на каком же из множества символических смыслов остановиться в каждом конкретном случае ?
Моя точка зрения : исходя из идеи храма, из нюансов богословской мысли, раскрывающих идею данного храма.
И неверно будет "лепить" все сразу, на один крест.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):О чем спор-то ? По-моему, о том, на каком же из множества символических смыслов остановиться в каждом конкретном случае ?
Моя точка зрения : исходя из идеи храма, из нюансов богословской мысли, раскрывающих идею данного храма. И неверно будет "лепить" все сразу, на один крест.
Мне кажется, что крест каждый раз имеет много символов и однозначные трактовки чаще всего поверхностны. Поэтому на кресте так много разных элементов. Просто есть главные, а есть второстепенные. Главные это сам крест, не важно четырёх или шестиконечный, потом косое подножие и полумесяц. Все остальные элементы второстепенны и как раз они в каждом конкретном случае определяют символику связанную с храмом. Это не значит, что их по Вашему выражению "лепят" на один крест.

Изначально разговор зашёл о полумесяце на надглавных крестах, его возникновению и символике. Кроме предположений, основанных на построениях типа "на хачкаре изображение цаты" никаких аргументов не приведено.
Людмила Клешнина писал(а):Цата - царский символ.
Не очень понятна Ваша трактовка этого символа как "Царя царствующих".
Связь полумесяца с цатой и дальше со знаками царского достоинства мне не кажется очевидной, скорее ошибочной. То, что Вы имеете в виду под символами царского достоинства, называлось "бармы", хотя скорее это деталь парадного облачения византийских императоров. По преданию, первые бармы прислал Владимиру Мономаху император Византии Алексей I Комнин. На Руси их называли "облечье". При короновании они впервые использовались в 1498 году.

Слово "цата", по отношению к полумесяцу в основании креста, насколько мне известно, раньше не употреблялось. Цатой называли украшение в виде подвески на окладах икон. Она имела различные формы, не обязательно полумесяца. Ей украшались не только иконы Спасителя, а любые образа. Как украшение иконы, цата не является символом царственного достоинства.

На крестах цаты присутствуют как символ непорочности, но не в виде полумесяца, а в средокрестии. Кстати, такие цаты есть и на нательных крестах.
Людмила Клешнина писал(а):…каменное храмостроительство было княжеским, так сказать элитарным, - тем более там был уместен знак царствующих. Скромный сельский деревянный храм народного зодчества и не претендовал на такой престиж
Предположение сомнительное, так как все первые соборы были деревянными, да и сложно назвать скромным, дубовый Софийский собор "о 13 версех" в Новгороде (991 год). На каменных соборах так же нет связи между значимостью храма и крестом с полумесяцем, например, нет полумесяца на крестах Успенского собора в Москве и Владимире, такой крест не венчает центральные главы Новгородской и Киевской Софии. В основном такие кресты украшают как раз небольшие приходские храмы.

То, что полумесяц в основании креста древний символ, сомнений не вызывает. Его изображения есть на византийских иконах и миниатюрах. Однозначно объяснить его происхождение, наверное, невозможно. До принятия христианства полумесяц изображался на византийских монетах и зданиях как символ богини Дианы. Первоначально, мне кажется, крест с полумесяцем был в Византии неким "символом веротерпимости" при замене язычества христианством, как государственной религией. Впоследствии, полумесяц получил уже чисто христианскую символику, которая и была получена Русью при крещении. На мой взгляд, основной символический образ полумесяца в основании креста, это "Кормчий плавающих", то есть корабль церковный, ведомый Кормщиком – Христом. Такая универсальная, понятная всем символика, способствовала многообразию этого типа креста. Не зря ведь на Руси реки всегда были главной дорогой.

Представить князя или царя как "кормчего" своего народа, конечно можно, но вряд ли это выражалось в символах надглавных крестов. :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а):...Не очень понятна Ваша трактовка этого символа как "Царя царствующих".
Связь полумесяца с цатой и дальше со знаками царского достоинства мне не кажется очевидной, скорее ошибочной.

....На крестах цаты присутствуют как символ непорочности...
Господь Вседержитель есть Царь царствующих и Первосвященник. Трактовка не моя, это одно из основных понятий православной веры. см. http://foto.mail.ru/mail/ulya5215532/St ... /3151.html
А вот какой смысл помещать на крест "символ непорочности", как Вы утверждаете, совсем непонятно. Укажите источник такого толкования.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Господь Вседержитель есть Царь царствующих и Первосвященник.
Это символика заложена в любом кресте венчающем храм, мы с Вами говорили о символике полумесяца. Какое он отношение имеет к данному символу?
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

:roll: Да самое прямое. В интерьере проповедь вероучения завершается изображением Господа Вседержителя на своде купола. Его лик, обращенный к собравшимся в храме верующим, - строг, но отечески милосерден. Внутри идея храма (покаяние с надеждой на спасение) раскрывается подробно, во всем многообразии символических смыслов - для обращенных, членов Тела Христова. А снаружи, при восприятии издалека и всеми проходящими мимо, требуется явить главные аспекты учения. Можно над ликом Вседержителя просто утвердить крест, без всяких украшений. Уместно сделать акцент на знаке царственности.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Уместно сделать акцент на знаке царственности.
Пока это только слова, слова, слова. Почему и когда полумесяц стали называть "цата" и он оказался понятным для всех знаком царственности?
Смотрим, как словари объясняют происхождение и смысл слова ЦАТА

"Полный церковно-славянский словарь" сост. священник Григорий Дьяченко, изд.1900г.
Ц - медаль, золотая гривна

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка . Чудинов А.Н., 1910
Ц - древняя еврейская монета. Подвески в виде полумесяца.

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Ц - (стар.) подвес, прилагаемый к иконам. "Ц. образовая золота чеканная с каменьи".

Толковый словарь В.И.Даля
Ц - жен. гривенка, приклад, подвеска у икон, от венца. Жемчужная цата. Церк. монетка, динарий.

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ц - "оправа икон", "старая монета", церк., укр. цята́, цят "немножко", др.-русск. цѧта "мелкая монета" (Остром.), "украшение" (Ипатьевск. летоп. и др.; см. Срезн. III, 1434 и сл.), ст.-слав. цѩта δηνάριον (Еuсh. Sin., Супр.), сербохорв. стар. це̏та λεπτόν, чеш. сеtа "мелкая монетка", "пустяк", сеtkа "мишура", польск. cętka "пятнышко".

Большая советская энциклопедия
Ц - древнерусское золотое или серебряное украшение, прикреплявшееся к окладу иконы возле шеи изображенной фигуры. Происходит от шейной гривны.

Украшение, мелкая монетка, подвеска... о царских знаках ничего нет.

Могу предположить, что первоначально икона украшалась гривной (как дар, вклад, по обету), на которой подвешивались монетки-цаты. Впоследствии, уже специально сделанное для оклада иконы украшение, получило от них своё название - "цата". Скорее всего, это произошло гораздо позже принятия Православия на Руси и появления креста с полумесяцем. Не знаю, были ли на византийских иконах "цаты", или это русское явление? В любом случае оно более позднее. Возможно древнерусское "цата" имеет отношение к латинскому centus — мелкая монета, но в этом тоже ничего царственного нет. В Византии вряд ли употребляли русское слово "цата" для обозначения царственности. Если Вам, Людмила, известен этот византийский символ и его название, поделитесь, пожалуйста.
Лично мне кажется, что "цата" не может являться знаком царственного достоинства и никакого отношения к полумесяцу на кресте не имеет.

И крест и полумесяц очень древние сакральные символы. До принятия христианства солярно-лунная символика уже давно была космологически, философски и эстетически завершённой. Это символика присутствовала во всех древних цивилизациях и несмотря ни на что, сохраняется до сих пор. Христианство не отказывалось от языческих форм и образов, но постепенно замещала их символику новым, собственно христианским, содержанием.

В работе "Крест и круг: Из истории христианской символики", Б.А.Успенский высказал и обосновал любопытную мысль, что первые христианские кресты - процветший и якорный, возникли в результате христианизации и орнаментации более древнего языческого креста с полумесяцем. Впоследствии изображения процветшего и якорного креста вытеснили на Западе крест с полумесяцем из религиозной символики. Поэтому такие кресты довольно редки в католичестве. Однако древняя форма креста, получив новый образ в духе христианских представлений, сохранилась и широко распространилась на Руси.

Людмила, "Царь царствующих" всего лишь один из возможных символов для креста с полумесяцем.Таких крестов великое множество, значит, этот символ был хорошо понятен и распространён на Руси. Однако, если полумесяц такой значимый символ, странно, что западные христиане от него отказались или заменили чем-то другим. Хотелось бы не спорить по мелочам, а услышать на основании чего Вы пришли к такому пониманию символического значения креста с полумесяцем. Есть ли характерные только для такой символики формы и сочетания элементов креста?

Какая форма полумесяца в большей степени соответствует этой символике, или это не важно?

Имеет ли значение тип креста, четырёх, шести или восьмиконечный?

Связано это с посвящением храма или нет?

Есть ли привязка к статусу храма?

Имеет ли значение количество полумесяцев на кресте?

Может ли символику "Царя царствующих" иметь крест без полумесяца?

Пока Ваши предположения, к сожалению, слабо аргументированы.
Насколько я понимаю, такой символ должен легко и сразу восприниматься. Крест с короной это позволяет сделать безошибочно. С полумесяцем сложнее.
Про многозначность и непознаваемость символа я знаю, поэтому вопрос относится к узнаваемости. :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей, Ваши доводы вполне убедительны. Не пойму, почему именно ко мне столько вопросов ? Думаю, что никто на них не ответит, научно не осмыслено.
Можно предположить противоположный ход мыслей : такое понимание цаты возникло на основании иконных изображений, где облачение Господа Первосвященника имеет цату. Этой части облачения присвоили значение царственности по той причине, что носящий ее есть Царь царем и Первосвященник.
Первосвященник.jpg
Первосвященник.jpg (47.18 КБ) 10561 просмотр
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Vitale »

Я занимался реставрацией крестов 17 в. и проектированием новых, по аналогам, 17-го же века. Только из сообщения Людмилы узнал об этой версии, т.е. что полумесяц в основании креста называется цатой. Нам говорили, ещё в институте, что цаты- это декоративные накладные украшения в средокрестии и на рукавах креста, что в целом, конечно, полностью соответствует изысканиям Сергея...
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Сергей, Не пойму, почему именно ко мне столько вопросов ?
Потому что Вы высказали версию о символике креста с полумесяцем в понимании "Царь царствующих". Мне Ваша версия показалась возможной, но не очевидной, поэтому я привёл аргументы против такой трактовки.

Я считаю, что крест с полумесяцем в Православии символизирует, в основном своём значении, "Корабль церковный ведомый Кормщиком-Христом". Этот символика, на мой взгляд, подходит только для надглавных крестов храмов, имея в виду церквь=собрание верующих. Именно поэтому полумесяца нет на нательных, поклонных и других крестах. А вот над храмами такие кресты встречаются повсеместно, независимо от посвящения и статуса церкви. К символике "Кормщика-Христа" семантически примыкает символика "Якорь надежды". В литературе встречал мнение, что отличить крест на подлунном основании от креста-якоря можно по тому, что на кресте-якоре на концах (рогах) полумесяца имеются всевозможные украшения или утолщения. При этом символика "Кормщика-Христа" сохраняется и лишь обогащается дополнительными образами.

На иконе изображен Христос на троне, естественно в царственных одеждах. Украшение, в котором Вы определяете цату, на самом деле таковым не является. Это бармы, или по русски "облечья". Цата это всегда элемент оклада.
В мелкой пластике изображение цаты выглядит так:
Богоматерь с цатой (литьё).jpg
Богоматерь с цатой (литьё).jpg (97.39 КБ) 10548 просмотров
Последний раз редактировалось Сергей Попов 04 мар 2010, 01:57, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Vitale писал(а):Только из сообщения Людмилы узнал об этой версии, т.е. что полумесяц в основании креста называется цатой.
Это "новояз". Сейчас действительно полумесяц в основании креста часто называют "цатой". Ошибочно конечно, но интернет эту версию распространил повсеместно. :(
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

[quote="Сергей Попов"... Цата это всегда элемент оклада. [/quote]
Не думаю, мне встречалось, что цатой называли пектораль - сокровище, нагрудное украшение скифского царя. На окладах эта форма появилась как самое богатое, самое красивое украшение, дар Царице Небесной.
Кстати, пектораль имеет форму полумесяца. http://www.vokrugsveta.com/S4/nasledie/pekt.htm
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Статья Б.А. Успенского : http://ec-dejavu.ru/c-2/Cross-2.html
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Не думаю, мне встречалось, что цатой называли пектораль - сокровище, нагрудное украшение скифского царя. На окладах эта форма появилась как самое богатое, самое красивое украшение, дар Царице Небесной.
Кстати, пектораль имеет форму полумесяца. http://www.vokrugsveta.com/S4/nasledie/pekt.htm
Форма скифской пекторали несомненно имеет солярно-лунную символику. То что её где-то назвали "цатой", ни о чём не говорит, пектораль она и есть пектораль. :)
А вот любопытная икона "Богоматерь Живоносный источник" 1715 года из Муромского музея.
Необычна иконография этой иконы. Богоматерь с Младенцем погружены в чашу, по форме напоминающую "цату". Раньше я как-то не обращал на неё внимания, а тут…, спасибо обсуждаемой теме.
Богоматерь живоносный источник 1715.jpg
Богоматерь живоносный источник 1715.jpg (116.49 КБ) 10548 просмотров
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Чтобы немного отвлечься от серьёзных обсуждений, предлагаю уважаемым участникам посмотреть на вот такой, не совсем обычный крест. Может быть, кто-то скажет, откуда он? Василий Шелёмин там точно был, хотя где он только не был :D
Крест2.jpg
Крест2.jpg (36.99 КБ) 10540 просмотров
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):... Думаю, что никто на них не ответит, научно не осмыслено.
Людмила, мне кажется, что научного осмысления и не требуется. Мы ведь здесь высказываем свои субъективные мысли. Просто хочется, чтобы они как-то аргументировались. Мне, например, показалась любопытной Ваша мысль об установке крестов с символикой "Царя царствующих" на каменных храмах строившихся князьями (царями). Такой знак "надо мной только одна власть - Бог". Например, на Дмитровском соборе во Владимире, который строился именно как княжеский и на котором сохранился первоначальный тип креста, изначально был крест с полумесяцем, причём даже с четырьмя. А на крестах соседнего городского Успенского собора полумесяцев нет. И в княжеской резиденции в Кидекше, на храме Бориса и Глеба крест с полумесяцем, хотя и неизвестно какой он был первоначально.

С другой стороны, возможно, это не связано именно с символикой " Царя царствующих ", а установка крестов с полумесяцем на княжеских храмах первоначально определялась, ещё очень понятной всем, языческой сакральной символикой полумесяца как оберега? Потом языческая символика забылась и кресты с полумесяцем получили христианское объяснение. Не научно конечно, но тем не менее. :)
Людмила Клешнина
Сообщения: 2116
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Людмила Клешнина »

Может быть.
Интересная иконография приведенной Вами иконы. Не хотите спросить мнение о ее происхождении на сайте иконописцев ?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Чтобы как-то завершить тему символики полумесяца, хочу предложить ещё два креста с символикой "Кормчий плавающих".
Крест двойной.jpg
Крест двойной.jpg (67.03 КБ) 10455 просмотров
Первый, с собора Успения Пресвятой Богородицы Успенско-Богородичного мужского монастыря в Свияжске http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47108
Над центральной главой собора установлен крест с полумесяцем. Любопытны 8 крестов поставленных на боковых фронтонах. Их средокрестие напоминает штурвал корабля, что хорошо сочетается с символикой "Кормщик плавающих" и вполне уместно для храма расположенного на острове.

Второй крест венчает Святые ворота церкви Варвары в Смоленске http://sobory.ru/photo/index.html?photo=17248
Здесь мы видим такую же композицию креста, как в Свияжске, но более разработанную. Главу храма опять же, венчает крест с полумесяцем.

На мой взгляд, использование такой же символики, что и у крестов с полумесяцем, но без использования этого элемента, говорит о том, что крест на полулунном основании устанавливался только на главах церквей. На второстепенных крестах, сакральный смысл полумесяца был неуместным, и та же символика выражалась другими формами. То есть полумесяц воспринимался как важный символ, который помимо христианской символики очень долго сохранял и древний языческий смысл.

Возможно первоначальная языческая символика полумесяца как оберега, сохранилась в кресте на фасаде церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде. Помимо полумесяца изображён крест в круге, языческий символ солнца-коловорот. В одном кресте одновременно существует солярно-лунная языческая символика и христианская в виде голгофского креста. Такой симбиоз был ещё возможен в конце 14 века. Тогда крест, в большей степени, ещё воспринимался оберегом.
крест оберег.jpg
крест оберег.jpg (41.72 КБ) 10454 просмотра
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Олег Щёлоков »

"..Возможно первоначальная языческая символика полумесяца как оберега, сохранилась в кресте.."

Вывод, даже предположительный, относительно использования мотивов язычества как бы для "удобства и привычек паствы", полагаю явным перебором;
борьба была жесткая, нешуточная. У "колонизаторов" никаких языческих символов поверх или сбоку византийских и древнееврейских в такой тяжелой боевой обстановке не могло быть принципиально, тем более когда идет речь о сюжетах, символике Ветхого Завета и тому подобном.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Сергей Попов »

Олег Щёлоков писал(а):Вывод, даже предположительный, относительно использования мотивов язычества как бы для "удобства и привычек паствы", полагаю явным перебором
Я не о том, что христианские символы на храмах соседствовали с языческими для "удобства и привычек паствы" и это одобрялось церковью.

Крест с полумесяцем, как христианский символ, пришёл на Русь из Византии, также как форма храма, организация церковной службы, священные книги, пантеон святых и т.д. Христианство было получено сразу, как законченная система, только весь народ не мог в одночасье перейти в эту новую и, в общем-то, чуждую веру. А крест и полумесяц, как обереги, уже давно существовали на Руси, хоть и в языческой символике, поэтому их изображение не вызывало отторжения.

Мне кажется, что одновременно присутствовал и христианский и языческий смысл, только один (официальный) как бы маскировал другой (народный).

Сказать, как простые крестьяне понимали христианские символы, мы не сможем, но уж точно не как богословы. Всё-таки язычество сразу не исчезло. Даже сейчас на русском севере существует феномен "Священной рощи", в которой уживается и языческая и христианская символика. Да и мы недавно Масленицу провожали, вот уж православное язычество. :)
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Олег Щёлоков »

ну и черные кошки всё ещё нагло дорогу перебегают :)
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)

Сообщение Vitale »

Сергей Попов писал(а):Чтобы как-то завершить тему символики полумесяца, хочу предложить ещё два креста с символикой "Кормчий плавающих".
Крест двойной.jpg
Первый, с собора Успения Пресвятой Богородицы Успенско-Богородичного мужского монастыря в Свияжске http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47108
Над центральной главой собора установлен крест с полумесяцем. Любопытны 8 крестов поставленных на боковых фронтонах. Их средокрестие напоминает штурвал корабля, что хорошо сочетается с символикой "Кормщик плавающих" и вполне уместно для храма расположенного на острове.

Второй крест венчает Святые ворота церкви Варвары в Смоленске http://sobory.ru/photo/index.html?photo=17248
Здесь мы видим такую же композицию креста, как в Свияжске, но более разработанную. Главу храма опять же, венчает крест с полумесяцем.

На мой взгляд, использование такой же символики, что и у крестов с полумесяцем, но без использования этого элемента, говорит о том, что крест на полулунном основании устанавливался только на главах церквей. На второстепенных крестах, сакральный смысл полумесяца был неуместным, и та же символика выражалась другими формами. То есть полумесяц воспринимался как важный символ, который помимо христианской символики очень долго сохранял и древний языческий смысл.

Возможно первоначальная языческая символика полумесяца как оберега, сохранилась в кресте на фасаде церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде. Помимо полумесяца изображён крест в круге, языческий символ солнца-коловорот. В одном кресте одновременно существует солярно-лунная языческая символика и христианская в виде голгофского креста. Такой симбиоз был ещё возможен в конце 14 века. Тогда крест, в большей степени, ещё воспринимался оберегом.
крест оберег.jpg
Сергей, уж не знаю как насчёт Свияжска или Новгорода, мне кажется надо проверять качество источников. Но Смоленский крест, вероятно 100% фантазия г-на П. Барановского, занимавшегося реставрацией церкви Петра и Павла. А уж с документацией и аутентичностью у Барановского был полный швах :D ...
Ответить