Церковь Преображения в Нижней Синячихе

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Вячеслав Шайхиев
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 19:20

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение Вячеслав Шайхиев »

НУ вот, нашел кое-какую информацию в архиве и библиотеке. ВОпросов стало даже еще больше.

Помогите разобраться! Задачка с такими условиями.
П. 1. Церковь Преображения в Нижней Синячихе начала строиться в 1794 г. (дата взята из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии, 1902г.)

П. 2. В 1807-1809 гг. церковь еще была недостроена и потому службы не производятся (этот факт упоминается в Описании горных заводов Берг-инспектора П.Е. Томилова, 1809), но при этом сказано уже, что «церковь каменная о двух пределах: в нижнем во имя покрова пресвятой богородицы, вверху преображения господня» . Т.е. престолы еще не освящены, но уже известно в честь каких событий будут освящаться.

П. 3. 1810 – освящен нижний храм в честь Покрова Богородицы (Данные Клировой ведомости 1891г.)

П. 4. 1842 – в чертежной Уральского горного правления сделан чертеж нижнесинячихинской церкви, при этом она церковь почему-то названа в чертеже «в честь Сретения Господня»

П. 5. 1845 – освящен верхний храм в честь Преображения Господня (Данные Клировой ведомости 1891г.)

П.6. В вышеупомянутой книге «Приходы и церкви» говорится что церковь В ОСНОВНОМ была построена к 1823г.
Колокольня и храм ОЧЕНь отличаются по архитектуре

А теперь вопросы:
К п. 2. Может ли быть, что еще до освящения церкви известно, в честь чего она будет освящена (будет называться)?
К .4. Что может отражать надпись на чертеже? Только ошибку чертежника? ИЛИ? Ведь верхний храм еще не был освящен,и может на тот момент появились другие варианты посвящения храма? Ваши версии.

К п. 5. Почему так долго не освящали верхний храм. Ведь церковь сразу строилась двухэтажной и к 1823 г. согласно п.6 была в основном построена.
В связи с этим, что может означать « в основном»? Как мне кажется, даже если колокольню строили в самую последнюю очередь (судя по ее архитектуре), ее строительство не могло мешать входу в верхний храм.

Исходя из каких соображений вообще строили двухэтажные храмы? Какой видели смысл в устройстве верхней летней церкви? Это сколько расходов: содержание, наполнение иконами, 2 иконостаса. Население данного прихода (5 деревень) никогда не превышало 3000 человек.

Буду благодарен за версии.
ВПВ
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 19:03

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение ВПВ »

Могу поделится своими размышлениями к вопросам по пунктам, они могут быть ошибочными если что меня поправят.
Вопрос к п.2 Те кто строили церковь наверняка с чем-то (событиями) связывали свои действия. Ну и на основании этого возникали посвящения.
Вопрос к п.4 Думаю чертежник не мог так лихо ошибиться, тут скорее появились другие заинтересованные люди со своими привязанностями, ну и появились новые мысли к темепосвящения.
Вопрос к п.5 Долго не освящали верхний храм потому что наверное на первых парах обходились нижним, т.к.народу в округе было не много. В основном т.е. без сложной отделки - главки, купола, разные барочные элементы.
Летний(верхний) храм удобен тем что он большой и вместительный, зимой такой большой объем крайне сложно протопить. Поэтому зимний (нижний) более маленький, с более низкими потолками
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение Людмила Клешнина »

Вячеслав Шайхиев писал(а):
А теперь вопросы:
К п. 2. Может ли быть, что еще до освящения церкви известно, в честь чего она будет освящена (будет называться)?

К п. 5. Почему так долго не освящали верхний храм. Ведь церковь сразу строилась двухэтажной и к 1823 г. согласно п.6 была в основном построена.
В связи с этим, что может означать « в основном»? ...

Исходя из каких соображений вообще строили двухэтажные храмы? Какой видели смысл в устройстве верхней летней церкви? Это сколько расходов: содержание, наполнение иконами, 2 иконостаса. Население данного прихода (5 деревень) ....
п.2. Не только может быть, а должно, и всегда так бывает : когда получают благословение владыки епархии на строительство храма, посвящение уже должно быть выбрано. Привлекая архитектора к работе, среди прочих исходных данных ему сообщают и посвящение храма. Архитектурный образ храма должен учитывать богословский смысл посвящения, архитектурными формами выражать нюансы богословских образов. Во время строительства все его участники молятся о помощи в начатом деле, служат молебны в те дни, которые связаны с посвящением храма. Так происходит и в наши дни. Бывает, что по каким-то причинам посвящение храма меняется в ходе строительства, но это бывает редко.

п.5. Пять деревень - разве это мало ? Село стало духовным центром округи. "...проклят творяй дело Божие с небрежением" (Стоглав, 43 глава). Главный критерий при строительстве храма - благолепие, а не экономия. Ради благолепия верхний храм всегда был больше, богаче украшен, красив. Главный престол находился в верхнем храме. В суровом климате по техническим причинам большой храм не отапливали. Чтобы служить зимой - строили нижний храм (теплый). Разве плохо иметь несколько престолов ? - Больше небесных заступников будет у селян.

"В основном", или, как еще говорили, "начерно" - это значит, что храм был возведен и покрыт крышей. В таком виде его сдавали в эксплуатацию через стройуправу. Обустройство интерьера могло продолжать потом и несколько лет, в зависимости от наличия средств. Пока ставили большой иконостас, в малом теплом храме уже можно было служить. Бумажных икон в иконостас не ставили, как это часто происходит теперь, а писали. Храм благоукрашали без лишней суеты и мелочной экономии. Большое освящение храма происходило (как и сегодня), когда все внутреннее обустройство закончено: стоит иконостас, оборудован алтарь, укомплектованы богослужебные книги, утварь, облачения, ритуальная мебель. А роспись стен в некоторых небогатых приходах могла затягиваться надолго.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение Сергей Заграевский »

Выбор посвящений ранее закладки храма был связан и с ктиторством: кем бы ни был ктитор, у него был свой взгляд на посвящение, и это согласовывалось еще до строительства, чтобы в дальнейшем избегать конфликтных ситуаций. Потом, чаще всего на месте каменных ранее были деревянные храмы, и их посвящение чаще всего воспроизводили.
Верхний-нижний летний-зимний храм - это не только удобно с сезонной точки хрения, это удобно всегда: например, наверху отпевают, внизу крестят, и друг другу не мешают. Плюс лишний штат, плюс более высокий статус храма (например, протопопский).
Что имели в виду в 1902 г., когда писали "в основном" о начале 19 в., - можно только гадать. Возможно, они вообще имели в виду недостроенную колокольню, потому что основной объем храма точно существенно ранее 1823 г. Может, расписан храм был не полностью. Может быть сотня причин.
Вячеслав Шайхиев
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 19:20

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение Вячеслав Шайхиев »

To Сергей Заграевский
Сергей, вы правы: в заводском поселке Синячиха действительно еще с середины XVIII в . была церковь Преображения, и ее посвящение, получается, было воспроизведено.
Далее вы пишите:
«Верхний-нижний летний-зимний храм - это не только удобно с сезонной точки хрения, это удобно всегда: например, наверху отпевают, внизу крестят, и друг другу не мешают. Плюс лишний штат, плюс более высокий статус храма»
.
Штат церкви был: 1 священник и 2 псаломщика, т.е. одновременно несколько мероприятий в этом конкретном случае, наверное, не проводилось.
Далее:
«Что имели в виду в 1902 г., когда писали "в основном" о начале 19 в., - можно только гадать. Возможно, они вообще имели в виду недостроенную колокольню, потому что основной объем храма точно существенно ранее 1823 г. Может, расписан храм был не полностью. Может быть сотня причин»
.
Роспись в церкви только в нижнем храме, причем сделана она скорее всего в конце XIX-начале XX в. Местный епископ в своем дневнике о церкви пишет (февраль 1887), что стены внутри только побелены. Отмечено также, что иконостас ветхий, приспособленный от прежней деревянной церкви.
Я склоняюсь, что В ОСНОВНОМ, означает, что был уже построен 2-этажный храм, но не было колокольни, т.к. она по стилю - точно более позднего происхождения. К тому же колокольни зачастую к этому типу церкви пристраивались позже. Кстати, может ли кто-нибудь по фото церкви, определить более точно дату постройки колокольни (начало, середина XIXв.)

To Людмила Клешнина
Людмила, очень интересные сведения! Можно вопрос, что почитать, чтобы быть стольже информированным как вы по традициям богослужений, по строительству церквей, по освящению церквей и т.д. (откуда вы черпали информацию?) Что такое Большое освящение храма?
Интересно, из чего исходили наши предки когда решили в первую очередь делать росписи во второстепенном первом этаже. В «главном храме» - стены только побелены.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Церковь Преображения в Нижней Синячихе

Сообщение Людмила Клешнина »

Вячеслав Шайхиев писал(а): ...откуда вы черпали информацию?
... В «главном храме» - стены только побелены.
Вячеслав, если регулярно ходите в храм, то будете информированы о всех церковных традициях. Тогда с интересом сможете уточнить собственные наблюдения по источникам : http://www.pravoslavie.ru/put/060605102710.htm
или по репринтному изданию книги "Новая скрижаль",1899, в двух томах, изданной в Москве в 1992 году.

Правильнее говорить "Великое освящение" и "Малое освящение", об этом подробно - в источниках.
Роспись только в нижнем храме была выполнена, вероятно, по нехватке средств для верхнего интерьера. Служили большую часть года фактически в нижнем храме, и там постарались все сделать максимально благочинно, как положено. На верхний храм продолжали собирать деньги, чтобы и там была настоящая лепота (красота).
Ответить