Покровская на р. Удгоде церковь Буйского района Костромской

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Игорь Демин писал(а):Про Архангельский собор - это уж почти общепринято. А что Вы скажете про такое описание в энциклопедии Москва "четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников" (смотрим рисунок: http://sobory.ru/photo/index.html?photo=7526 ). Далеко не единичный случай, кстати.

Ну а к тому, что мы видим на фото, слово "антаблемент" применяют сплошь и рядом. Я видел десятки примеров. Ну да ладно, не стоит углубляться. Действительно, уже путаем автора темы.

Про пилястры, кстати, во многих словарях (и не только русских) я читал утверждение, что они всегда прямоугольные в плане.
Насчет антаблемента в приведенном примере храма 17 в. формально все правильно. Любой карниз в сочетании с пилястрами является антаблементом, так как там, где есть пилястры и карниз, формально появляется ордер и, следовательно, антаблемент. Так сказать, слились архитрав, фриз и карниз в одно целое.

Но тут важен контекст. Мы говорим об ордере тогда, когда хотим подчеркнуть ренессансность здания (отсюда и общеупотребительность применения термина "антаблемент" в отношении Архангельского собора). В готике же полно и колонн, и полуколонн, и пилястр, и карнизов над ними, но об ордере и антаблементе говорить не принято. То же и в "русской готике", т.е. в "стандартной" владимирско-раннемосковской архитектуре, которую преимущественно и воспроизводит псевдорусский стиль.
Поэтому мне и "резануло" бы глаз, если бы я в гипотетической книге об обсуждаемой Покровской ц-ви прочитал об антаблементе (во всяком случае, без серьезных оговорок).

А насчет пилястр - в наиболее употребимой практике они, конечно, прямоугольные, но, например, в классической книге Воронина-Раппопорта о Смоленске
http://rusarch.ru/voronin3.htm
встречается даже такое определение: "полуколонны пилястр" (с. 160).

К счастью, чаще всего в итоге интуитивно всегда понимаешь, о чем речь. Мне кажется, что и мы с Игорем Деминым прекрасно понимаем друг друга, просто уточняем тонкости.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Уважаемые коллеги, раз уж мы заговорили про пилястры, то, может быть, кто-нибудь знает, что такое "вычет из пилястр"?
Это у Пастернака:

Близнецы

Сердца и спутники, мы коченеем,
Мы - близнецами одиночных камер.
Чьея ж косы горящим Водолеем,
Звездою ложа в высоте я замер?

Вокруг - иных влюбленных верный хаос,
Чья над уснувшей бездыханна стража,
Твоих покровов - мнущийся канаус -
Не перервут созвездные миражи.

Земля успенья твоего - не вычет
Из возносящихся над сном пилястр,

И коченеющий близнец граничит
С твоею мукой, стерегущий Кастор.

Я оглянусь. За сном оконных фуксий
Близнец родной свой лунный стан просыпал.
Не та же ль ночь на брате, на Поллуксе,
Не та же ль ночь сторожевых манипул?

Под ним - лучи. Чеканом блещет поножь,
А он плывет, не тронув снов пятою.
Но где тот стан, что ты гнетешь и гонишь,
Гнетешь и гнешь, и стонешь высотою?

Лет тридцать назад мы с отцом думали-думали, что это за вычет, но никак не придумали. Вот вспомнилось...
Смирнов А.А.
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 окт 2008, 09:48

Сообщение Смирнов А.А. »

А что можно сказать об особенностях апсиды?
Последний раз редактировалось Смирнов А.А. 19 ноя 2008, 13:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Апсиды три, т.е. храм трехапсидный. В боковых апсидах - окна, аналогичные окнам четверика, в центральной - видимо, ложное окно (на фото видно плохо). Декор апсид аналогичен декору нижней части храма, высота равна высоте нижней части. Похоже, средняя апсида немного больше боковых, но для уточнения этого желательно бы взглянуть на план храма.

А Вы, г-н Смирнов, пишете о храме обзорную статью? Тогда не забудьте вписать участников данного форума в соавторы :D :D .
Смирнов А.А.
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 окт 2008, 09:48

Сообщение Смирнов А.А. »

С удовольствием! С Вами Сергей я познакомил своих учеников на Вашем сайте. Общение на форуме хороший пример дистанционного обучения. Для сельских школ - это уникальная возможность. К сожалению тема исчерпывается. А жаль. С благодарностью!
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Почему же исчерпывается? Будет готова статья - выкладывайте ее здесь. Отредактируем, что-нибудь еще посоветуем.

А вообще говоря, работа на профессиональном форуме мне лично нравится гораздо больше научной конференции. Во-первых, сидишь дома, в тепле и уюте. Во-вторых, при ответе на любой вопрос всегда можно взять тайм-аут, посмотреть литературу.

Жаль, что пока что Интернет хорошо освоили очень немногие специалисты среднего и старшего поколения, особенно по "древнерусским" темам.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Смирнов А.А. писал(а): К сожалению тема исчерпывается. А жаль.
У меня к Вам один вопрос. На барабане есть закрытые железом окна (серого цвета) или это покраска в нишах? Так же относительно розеток в килевидных закомарах и кокошниках- это покраска или железо?
Смирнов А.А.
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 окт 2008, 09:48

Сообщение Смирнов А.А. »

Розетки-покраска. А окна через одно закрыты железом. Видимо в прошлом возникли проблемы с рамами и стеклами, решили все окна закрыть железом и перекрыть низ барабана досками (потолок) с целью экономии тепла отказавшись от света. Пару лет назад изготовили рамы, но вставили через одну. Не хватает рук и денег. Думаю предстоящим летом решим этот вопрос.
Ответить