Страница 2 из 4

Добавлено: 26 окт 2008, 21:07
Сергей Заграевский
По-моему, на фото - обычные паруса. Ну, прорезали их, и что? Получилось очень изящно. Паруса резали (хотя, конечно, не так глубоко) и в 14-м веке:
http://rusarch.ru/arch_russia_kamenskoye.htm
http://rusarch.ru/arch_russia_gorognyatver.htm
А тромпы - фактически ведь тоже модифицированные паруса (Успенский во Владимире). Просто есть простейшие конструкции, а есть сложные.

Добавлено: 26 окт 2008, 21:13
Людмила Клешнина
Парусный свод называется так по сходству формы сферических треугольников, которые образуются в углах такого свода, с парусами при переходе от четырехгранного объема к цилиндрическому барабану.
Но суть-то не в названиях.
Где будут размещены изображения четырех св. евангелистов, если Вы разрушили эту сферическую поверхность ? Бывает, что нет денег, и храм стоит нерасписаный. Но если есть паруса, то иконы св.евангелистов обязательны, их всегда стараются выполнить. Место для этих икон богословски точно обосновано. Ваше решение не учитывает этого требования.

Добавлено: 26 окт 2008, 21:22
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а): Паруса резали (хотя, конечно, не так глубоко) и в 14-м веке:
http://rusarch.ru/arch_russia_kamenskoye.htm
http://rusarch.ru/arch_russia_gorognyatver.htm
Сергей, в этих храмах сферическая поверхность не разрушена, нет никаких препятствий для размещения здесь икон. Может быть, это даже следы от креплений ...
У Сергея Коваленко принято концептуальное решение по трансформации канонической формы. Очень интересно знать, чем это обосновано ?

Добавлено: 26 окт 2008, 22:14
Сергей Заграевский
А на тромпах где Вы евангелистов нарисуете? Неужели в храмах должны обязательно быть простейшие паруса? А в шатровом зодчестве какие сложнейшие переходы от четверика к восьмерику! Зачем же все так упрощать, еще и возводить парус - наиболее примитивную конструкцию перехода от четверика к барабану - в некий культ?

Добавлено: 27 окт 2008, 01:12
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а):... парус - наиболее примитивную конструкцию перехода ...
Зачем же так утрировать в нелюбви к крестово-купольной системе ?
Не "примитивная", а гениально-простая конструкция позволяет во всей полноте выразить главные идеи христианского учения. Излишне сложные пространственные переходы в шатровом зодчестве, вероятно, также послужили причиной отказа от таких решений в православном храмостроительстве.
Кстати, если тромпы имеют сферическую поверхность, что мешает их расписать ? На Руси тромпы получили меньшее распространение, чем паруса, как видно, по этой именно причине, что были трудности с размещением канонических изображений.

Добавлено: 27 окт 2008, 21:11
Сергей Заграевский
Людмила Клешнина писал(а):
Сергей Заграевский писал(а):... парус - наиболее примитивную конструкцию перехода ...
Зачем же так утрировать в нелюбви к крестово-купольной системе ?
Дело не в том, люблю я крестовокупольную систему или нет, а в том, что простейшие сферические паруса - ее далеко не самый обязательный атрибут. Подчеркну - простейшие, так как паруса бывают балочно-консольные (балочные, ступенчато-нишевые, консольные, сталактитовые, ступенчато-консольные), арочные, ступенчато-арочные (перспективные), сетчато-гуртовые, конховые, арочно-сводчатые и мн. др. К арочно-сводчатым формально относятся и тромпы, хотя в обиходе их обычно отличают от парусов.
Мы видим огромное многообразие возможных форм, и ничего страшного в этом нет.

Добавлено: 27 окт 2008, 23:58
Людмила Клешнина
Сергей Заграевский писал(а): Мы видим огромное многообразие возможных форм, и ничего страшного в этом нет.
Да, канон всегда многообразен, выбор красивых форм большой.
Страшно становится, когда богословски значимая форма деформируется. Полбеды, если это делается ради оригинального решения, может быть, автор пересмотрит свое решение. А если разрушение формы концептуально, то какое учение выражается таким образом ?

Добавлено: 29 окт 2008, 13:31
Сергей Коваленко
Людмила. Вы пишете.
У Сергея Коваленко принято концептуальное решение по трансформации канонической формы.
Страшно становится, когда богословски значимая форма деформируется. Полбеды, если это делается ради оригинального решения, может быть, автор пересмотрит свое решение. А если разрушение формы концептуально, то какое учение выражается таким образом ?
Прошу, укажите пожалуйста конкретно, какие прямые, якобы, нарушения свода законов Православной Церкви Вы увидели.

При этом, пожалуйста обязательно укажите где, каким образом и какие именно законы Православной Церкви по Вашему мнению, якобы, нарушены.
Приведите, пожалуйста, ссылки на соответствующие места из:
Апостольских правил,
Вселенских соборов,
Поместных соборо,
Правил святых отцов.


Возможно, Вы обьясните Вашу позицию другим известным Вам образом, однако, прошу ссылаться не на Ваше понимание канонов, а на конкретные места из свода законов Православной Церкви.

Добавлено: 29 окт 2008, 23:15
Людмила Клешнина
Сергей, к диалогу на заявленную тему готова.
Чтобы Вас ненароком не обидеть, сообщите, пожалуйста, Вашу позицию : решение "пробить" паруса действительно концептуально, или это просто недостаточно продуманное решение ? Согласитесь, что от Вашего ответа на этот короткий вопрос зависит документальная обоснованность моего ответа.
1) С такой "концепцией" принципиально несогласна, и тогда требуется подробное обоснование, почему.
2) При втором варианте достаточно коллегиального обмена информацией.

Добавлено: 30 окт 2008, 04:25
Сергей Коваленко
Людмила, Вы можете со спокойной душой исполнить мою просьбу. Ведь я и прошу подробного обоснования Вашей позиции.

Добавлено: 01 ноя 2008, 10:33
Людмила Клешнина
Сергей, так как не имею возможности много времени проводить у компьютера, буду выполнять Вашу просьбу постепенно, по мере возможности приводя ссылки и цитаты. Прежде всего нормативные документы :

1) СП 31 – 103 – 99. Издание официальное. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

п. 8.2. К уровню освещенности, направленности и месту источника освещения каждой структурной части храма предъявляются свои специфические требования, обусловленные символикой и функциональным назначением этих частей. Свет в православном храме является образом Божественного света и допускается внутрь храма в определенной системе.

п. 8.4. Естественное освещение средней части храма осуществляется преимущественно из верхней зоны через окна в стенах и в световых барабанах глав, размеры которых определяются архитектурным решением фасадов. ...

Приложение Е. ....Литургия – главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристию). ..... После совершения в алтаре священнодействий начинается Причащение Святыми Дарами верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой Царство Небесное, возращенный человеку Рай.

Приложение Ж. Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. ..... Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.

Добавлено: 01 ноя 2008, 15:28
Сергей Коваленко
Людмила. Я Вам писал:
Прошу, укажите пожалуйста конкретно, какие прямые, якобы, нарушения свода законов Православной Церкви Вы увидели.

При этом, пожалуйста обязательно укажите где, каким образом и какие именно законы Православной Церкви по Вашему мнению, якобы, нарушены. ...
В прочем, если это вызывает у Вас затруднения, я не буду настаивать.

Добавлено: 02 ноя 2008, 02:06
Людмила Клешнина
Настаивать буду я, пояснение данной темы меня не затрудняет. Ваше решение неточно выражает главную идею храма, принципиально с этим согласиться нельзя.
Чтобы зря не "сотрясать воздухи", еще раз прошу Вас четко обозначить свою позицию. Какие идеи Вы стремились выразить, пробивая паруса световыми каналами ?

Добавлено: 02 ноя 2008, 14:35
Сергей Коваленко
Людмила, Вы опять критикуете не обосновывая и не разъясняя:
Ваше решение неточно выражает главную идею храма, ... .:?:


Я же Вас просил:
1.
... укажите пожалуйста конкретно, какие прямые, якобы, нарушения свода законов Православной Церкви Вы увидели.
2.

При этом, пожалуйста обязательно укажите где, каким образом и какие именно законы Православной Церкви по Вашему мнению, якобы, нарушены.
3.

Приведите, пожалуйста, ссылки на соответствующие места из:
Апостольских правил,
Вселенских соборов,
Поместных соборов,
Правил святых отцов.

У Вас не очень получается обоснованно и логически связно критиковать данную архитектуру и Вы постоянно предлагаете мне дополнить ее некими словесами. Видимо Вы предполагаете, что мои словеса Вам будет покритиковать проще. ... :wink:

Хотите критиковать архитектуру - критикуйте архитектуру.
При этом, Пожалуйста учитывайте п.п. 1., 2., 3.
В противном случае - тема исчерпана.

Добавлено: 03 ноя 2008, 01:09
Людмила Клешнина
По мере возможности и буду это делать. Немного терпения.
Почему Вы не хотите защитить свой проект, мне непонятно.

Добавлено: 04 ноя 2008, 11:50
Сергей Коваленко
Пока защищать не от чего. Вот, терпения набираюсь. :)

Добавлено: 06 ноя 2008, 01:08
Людмила Клешнина
Продолжаю.

2) Закон Божий.

Пс. 116, 2.
...истина Господня пребывает во век.

Апостол Павел Евр. 13, 8.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Апостол Павел. 2 Кор. 3,6.
...буква убивает, а дух животворит.

Апостол Иаков Иак. 1, 17.
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменений и ни тени перемен.

Иоанн. 8, 12.
... Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Иоанн. 9, 5.
Доколе Я в мире, Я свет миру.

Апостол Иоанн 1.Иоанн. 1, 5.
...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Пс.3,10-11.
...И преклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветренню. ...

Пс. 84, 11-13.
Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.

Добавлено: 09 ноя 2008, 23:32
Людмила Клешнина
3) Богослужебные тексты

Утреня св. Илариону
(о Господе) ...милосердия бездна... свет омраченных ...

Утреня 5 дня Великого поста.
...посети нас Восток с высоты, явитися во тьме и сени смертней седящим.

Вечеря Рождества Христова.
Свет от Света, Отчее сияние.

Добавлено: 10 ноя 2008, 07:11
Сергей Коваленко
Людмила, прошу Вас ответить на единственный вопрос:
Вам смысл следующего текста понятен ???
Я же Вас просил:
1.
... укажите пожалуйста конкретно, какие прямые, якобы, нарушения свода законов Православной Церкви Вы увидели.
2.

При этом, пожалуйста обязательно укажите где, каким образом и какие именно законы Православной Церкви по Вашему мнению, якобы, нарушены.
3.

Приведите, пожалуйста, ссылки на соответствующие места из:
Апостольских правил,
Вселенских соборов,
Поместных соборов,
Правил святых отцов.


Добавлено: 12 ноя 2008, 02:23
Людмила Клешнина
Сергей, мои ссылки еще следуют. Потерпите,пожалуйста, и будьте корректны.
А Вам понятен смысл Закона Божия ?
Нарушен Закон Божий.

Добавлено: 12 ноя 2008, 02:49
Людмила Клешнина
4) Святые Отцы

Творения, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. М.1993, т.3. стр. 266-267.
...предвидение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого – обожение.

Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». М.1992.
Книга 3. Глава 1.

...Бог...преклоняет небеса и сходит, то есть не уничижимую высоту свою неуничиженно уничижает, снисходит к своим рабам неизреченным и непостижимым снисхождением ...

Св. Василий Великий
(Человек это) Божия тварь, имеющая повеление быть богом.

Св. Иоанн Дамаскин «Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения».
XXIII. Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение, имеющее у нас место, суть рукотворенная святая, приводящая нас к невещественному Богу при посредстве вещества.

Постановления Апостольские через св. Климента епископа Римского преданные. Книга 7, 9.
.... где учение о Боге, там присутствует Бог.

Митрополит Иларион (1049г.) «Слово о законе и благодати»
... когда Бог посетил человеческое естество, явилось ранее неведомое и сокрытое - родилась благодать, истина – а не закон.
...Спасение же у христиан, благое и щедрое, простирается во все края земли.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 65.
Тот, кто просветился Духом Святым, всеобновляющим, стяжал новые очи и новые уши и больше не смотрит просто, как человек, т.е. чувственно на чувственное, но, как бы стоя над людьми, рассматривает чувственные и телесные предметы духовно, как символы вещей невидимых.

Дионисий Фурноаграфит (1707 – 1733)
Если же церковь велика и имеет пять куполов, то в среднем, большом куполе изобрази Вседержителя, как и в трульной церкви, а из остальных, в одном – великого совета Ангела, в другом – Эммануила, в третьем – Богоматерь с младенцем, в четвертом – Предтечу ...

Добавлено: 12 ноя 2008, 02:50
Сергей Попов
Извиняюсь, что вмешиваюсь в Вашу дискуссию. Хочу добавить фактический материал по теме http://sobory.ru/photo/index.html?photo=37857 Если не трудно, прокомментируйте пожалуйста.

Добавлено: 12 ноя 2008, 10:46
Сергей Заграевский
Браво, Сергей! По идее, на этом великолепном примере ликбез по Писанию и Преданию должен прекратиться. Но, к сожалению, "я знаю упорство твое и жестоковыйность твою" (Втор. 31:27) :)

Не в тему: очень, очень режет глаз дата "между 1794 и 0". Более того - для человека, впервые зашедшего в каталог, это бросает тень на весь каталог в целом. И ведь это повсеместно!
Может быть, все-таки что-то в консерватории ((с) Жванецкий :D) подправить?

Добавлено: 13 ноя 2008, 01:08
Людмила Клешнина
С удовольствием прокомментирую.
Очень интересное решение и совсем не противоречит канону. Спасибо за эксклюзивную информацию !
Здесь мы видим, что центральная глава стоит на своде, а маленькие главы – за пределами центрального пространства, нисколько не конкурируя с большой главой. Из центра падает основной свет, и маленькие просветы через тромпы иерархически точно подчинены «большому» свету. К тому же, на своде есть достаточно места, чтобы написать там Евангелистов, тромпы нисколько не мешают. Так что канонически все решено корректно. На мой взгляд у этого решения есть только один недостаток – излишне дробные формы, не хватает монументальности. Автор этого решения очень хотел сделать «оригинально» (как и Сергей к этому очень стремится), что получилось, но при этом пострадала органичность.

У Сергея – совсем другой случай.

Добавлено: 13 ноя 2008, 11:35
Сергей Коваленко
Спасибо! Тезки . :)
А то грусть стала приобретать черты тоски.

Людмила.
В самой середине Аравийского полуострова в августе, когда белое небо изгибается к земле ослепительным прессом, я не люблю набивать себе рот папиросной бумагой, по которой ветер часто цыкает мелкими песчинками.