Добавлено: 24 июл 2008, 01:32
Прошу прощения, почему-то сбилась регистрация. Предыд. пост - мой.
Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
https://sobory.ru/forum3/
Людмила, это не объективные аргументы, а Ваше личное мнение, очень и очень спорное. Вы упорно не хотите принимать во внимание эпоху, как проходило развитие архитектуры на рубеже 18-19 веков, и стилизовал под готику не один Баженов. А Фельтен с Чесменской церковью, http://sobory.ru/photo/index.html?photo=13856 которая смотрится необычно и очень красиво?Людмила Клешнина писал(а):Такие приемы грубо искажают идею православного храма. Вместо невесомых, парящих форм, осеняющих благодатью, даруемой как милосердие, - острые пики, как антенны направленные в небо, дерзко улавливающие благодать. Вместо уравновешенной композиции, увенчанной куполом (Главой Церкви), шаткие надстройки-башенки с мелкомасштабным декором.
Вот здесь Вы точно выразились.Сергей Заграевский писал(а):... я удивился, что они построили такое странное, как будто бы болезненное здание. А узнав про Баженова, я многое понял.
Еще раз спасибо sobory.ru ! Эта замечательная подборка наглядно подтверждает сказанное мною. Даже мелкие детали (тонкие пинакли рядом с луковичными главами ! - смотрятся просто беспомощно) - все говорит о надуманности, о том как далеко были от веры создатели этих храмов. Имеющий глаза - да видит. Эти прекрасные павильоны не могут быть примером для нас в сегодняшнем строительстве храмов.Павел Стребков писал(а):вот ещё небольшая подборка псевдоготических церквей, особенно прекрасен собор в Можайске.
Не меньшая опасность - воинственная религиозность, особенно когда человек свои суждения ставит вровень с церковными. Людмлько ила, Вы ни в какую не хотите читать уже несколько раз написанные здесь слова: эти храмы освящены иерархами Русской Православной церкви - значит в них всё правильно и канонично и нет никаких противоречий богословским идеям... и никто не был далёк от веры, эта архитектура - особенность эпохи.Людмила Клешнина писал(а): Большая опасность - воинствующее невежество, оно может выражаться не только в крушении церковной культуры, но и в засорении культурной среды случайными и чуждыми формами.
Церковь освящала такие храмы, но не одобряла. Неслучайно в начале 19 века возникла необходимость научного изучения церковной старины и были изданы альбомы образцовых проектов православных храмов, заказанных К. Тону. В первой половине 19 века образцовые проекты были разработаны и для других конфессий. Как известно, во времена эклектики большое внимание уделялось выбору стиля в соответствии с функциональным назначением здания. Для храмов же установилась самая жесткая закономерность :Павел Стребков писал(а):.... эти храмы освящены иерархами Русской Православной церкви .... а в будущем храмы может и в хай-теке строить будут...
Ну откуда Вы знаете? не разрушала ведь, не перестраивала - значит и не против была, иначе переделала бы.Людмила Клешнина писал(а):Церковь освящала такие храмы, но не одобряла.
Вы опять не учитываете, ни время, ни субъективные стороны. Да, в тот момент изучение русской истории стало приобретать всё больший интерес (так же как до этого интересовало западное средневековье), и рано или поздно псевдорусский стиль возник бы (неприятие готики и классицизма, не имело места). Альбомы образцовых храмов были выпущены когда? В царствование Николая Павловича (1838, высочайше рекомендованы в 1841). А кто был его любимым архитектором? Константин Андреевич. Кстати, из всего Вами вышесказанного Ваша предпочтение Тону просто удивительно: он использовал и ордер, и "ломаные" карнизы, классическое оформление храмовых интерьеров + "нестандартные" материалы. А увлечение "историзмом" как раз было характерно для того времени (вспомните британский парламент или церковь Св. Павла в Ниме), так что как в случае с классицизмом и романтизмом всё закономерно, не надо подавать это как победу некого здравого смысла.Людмила Клешнина писал(а):Неслучайно в начале 19 века возникла необходимость научного изучения церковной старины и были изданы альбомы образцовых проектов православных храмов, заказанных К. Тону.
А Вы думаете, имеет смысл остановиться в развитии? Я не очень люблю хай-тек, но он есть и с этим надо считаться. Архитектура (в том числе и храмовая) всегда отражала дух эпохи - могущество князей Северо-Востока, освобождение от ига, претензии на Третий Рим и Новый Иерусалим, европеизацию, пышность 18 века, победу над Наполеоном, увлечение историей, определённый национализм конца 19-начала 20 веков.... видимо сейчас такое время и такой дух, что предпочитают одни реплики и подражания...Людмила Клешнина писал(а):Ваше предсказание насчет хай-тека ужасает. Только большевистскими методами можно принудить к такому строительству. Подобные образцы можно найти в западном протестантском мире, но не встречала ни одного верующего лютеранина или католика, которому бы нравились такие сооружения.
да неужели? и кто же в России построил добрую часть шедевров храмовой архитектуры? Фиорованти, Алевиз, Трезини, Растрелли, Ринальди, Бланк, Руска, Кваренги, Парланд, Монферран.... Вы уверены, что все они были православными? + добавьте строителей белокаменных храмов Северо-Востока.Людмила Клешнина писал(а): Чтобы понять глубоко и в истине храмовую архитектуру, надо самому быть причастным конкретному культу, надо жизнь свою строить согласно конкретному учению.
да вообще-то агрессивная реакция у Вас, Людмила. Мне то как раз интересно, как Вы объясните многочисленные несовпадения с Вашей архитектурно-богословской теорией, Вы же начинаете на личности переходить, не оригинально... а что за прописную истину Вы открыли? что Баженов был плохим архитекторов, а ордер не имеет права на существование?Людмила Клешнина писал(а): Этот сайт посвящен православной архитектуре. Судя по Вашим излишне эмоциональным высказываниям и неадекватной реакции на прописные истины, Вы богословски необразованны, в храм не ходите. Откуда же взяться знаниям ? Отсюда Ваши многие недоумения..
Согласен. только при чём тут слепое копирование или переделывание русских и византийских памятников - не осознал.Людмила Клешнина писал(а): Будущее, как писал Ф.Л.Райт, есть только у "живой архитектуры" - "новой целостности", органично сочетающей и технические, и духовные достижения. .
Похоже у Людмилы некое своё православие, надеюсь до создания отдельной церкви дело не дойдётVitale писал(а):Людмила нас всех научит православие любить!
Прошу заметить, что Андрей Альбертович, защищая свою личную точку зрения, постоянно оговаривает, что это именно его точка зрения. Он не говорит от лица "православия" (то, что в начале интервью в качестве его "заслуги" говорится, что он крещен в 1984 году - исключительно на совести редакции. Вообще-то крещение - таинство, и так об этом всем рассказывать вряд ли этично...)Людмила Клешнина писал(а):Для тех, кто любит свою культуру и веру :
http://www.neskuch.ru/index.php?issue=4 ... rticle=986
Замечательное интервью. Спасибо, Людмила!Людмила Клешнина писал(а):Для тех, кто любит свою культуру и веру :
http://www.neskuch.ru/index.php?issue=4 ... rticle=986
Ну что же, мне не в первый раз приходится отвечать на вопросы "кто уполномочил арт-критиков критиковать?". Вообще-то этот вопрос напоминает вопрос судьи Иосифу Бродскому "кто назначил Вас поэтом?", на что тот, как известно, ответил: "Бог".Людмила Клешнина писал(а):А Вас кто уполномочил выдавать характеристики ?
Более этично было бы задать вопросы самому А.Анисимову (после статьи есть комментарии), а не "разбирать" его заочно здесь.
Интересный разговор на важнейшие темы Вы постоянно сводите к примитивным разборкам на личностном уровне.
"Слон - плохой! Справка хороший!"etienne писал(а):Замечательное интервью. Спасибо, Людмила!Людмила Клешнина писал(а):Для тех, кто любит свою культуру и веру :
http://www.neskuch.ru/index.php?issue=4 ... rticle=986
Андрей Анисимов - один из немногих современных архитекторов, который умеет строить храмы так, чтобы они выглядели как храмы,
а не как декорации начинающего театрального художника.
Небольшая подборка работ А.Анисимова из каталога Sobory.ru:
http://sobory.ru/article/index.html?object=04047
http://sobory.ru/article/index.html?object=06595
http://sobory.ru/article/index.html?object=06764
http://sobory.ru/article/index.html?object=06765
http://sobory.ru/article/index.html?object=06763
http://sobory.ru/article/index.html?object=06932
http://sobory.ru/article/index.html?object=06761
http://sobory.ru/article/index.html?object=06466
http://sobory.ru/article/index.html?object=06771
Rediard Kipling писал(а):В ЭПОХУ НЕОЛИТА
В кроманьонский дикий век бился я за устья рек,
За еду, за шкуры диких лошадей,
Я народным бардом стал, всё что видел - воспевал
В этот сумрачно-рассветный век людей.
И всё ту же песнь свою, что и нынче я пою,
Пел я той доисторической весной.
Лёд уплыл в морской простор. Гномы, тролли, духи гор
Были рядом, и вокруг, и надо мной.
Но соперник из Бовэ обозвал мой стиль "мовэ",
И его я томагавком критикнул.
Так решил в искусстве спор диоритовый топор
И гравёру из Гренель башку свернул.
Тот гравёр был страшно дик: он на мамонтовый клык
Непонятные рисунки наносил!
Но хорошее копьё понимание моё
В сердце врезало ему по мере сил.
Снял я скальпы с черепов, накормил отменно псов.
Зубы критиков наклеив на ремни,
Я изрёк, разинув пасть: "Им и надо было пасть -
Я ведь знаю, что халтурщики - они!"
Этот творческий скандал идол-предок наблюдал,
И сказал мне, выйдя ночью из-под стрех,
Что путей в искусстве есть семь и десять раз по шесть,
И любой из них для песни - лучше всех!
. . . . .. .. .. .. .. .. . . . .. .. .. .. .. .. .. .
Сколько почестей и славы! А боец-то был я слабый -
Времена мне указали путь перстом.
И меня назвали снова "Бард Союза Племенного",
Хоть поэт я был посредственный при том!
А другим - всю жизнь забота: то сраженье, то охота...
Сколько зубров мы загнали! Счету нет!
Сваи в озеро у Берна вбили первыми, наверно!
Жаль, что не было ни хроник, ни газет!
Христианская эпоха нас изображает плохо:
Нет грязнее нас, крикливее и злей...
Только мы и дело знали: шкуры скоро поскидали
И работать научили дикарей.
Мир велик! И в синей раме замкнут он семью морями,
И на свете разных множество племён,
То, что в Дели неприлично, то в Рейкьявике обычно,
Из Гаваны не получится Сайгон!
Вот вам истина веков, знавших лишь лосиный рёв,
Там, где в наши дни - Парижа рёв и смех:
Да, путей в искусстве есть семь и десять раз по шесть,
И любой из них для песни - лучше всех!
Людмила Клешнина писал(а):А Вас кто уполномочил выдавать характеристики ?
Людмила, то, что Вы делаете - это не просветительство, а пропаганда Ваших взглядов. Под девизом "есть две точки зрения: одна моя, другая неправильная". Какие уж тут дискуссии...Людмила Клешнина писал(а):А где дискуссии ? Ни одного высказывания по существу от моих "противников" так и не поступило.
Просматривается совсем другая тенденция : препятствовать в этой теме форума формированию целостного блока информации. Ни о чем не дают спокойно выложить материал, переходом "на личности" постоянно отвлекают внимание от заявленной темы. Таким образом, цель этих страниц - просветительская - сводится "на нет" демагогическими приемами.
Когда ответить по существу уже совершенно нечего, в ход идёт классическое: а ты кто такой?Людмила Клешнина писал(а):В зеркало посмотрите ...
Как реставратор, какие актуальные проблемы Вы осветили, о чем интересном и важном рассказали в трудном деле храмостроительства ?
Юрий, а каковы Ваши взгляды ?
Солидарные с Галичем:Людмила Клешнина писал(а): Юрий, а каковы Ваши взгляды ?