Материалы для строительства храмов
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Мой вопрос риторический. Исправить можно все выше перечисленное, если захотят. Какие ж это мелочи, если искажают учение?
А вот здесь ничего не искажено, потому и красиво.
http://sobory.ru/forum/viewtopic.php?t=9279
А вот здесь ничего не искажено, потому и красиво.
http://sobory.ru/forum/viewtopic.php?t=9279
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
"Полное отсутствие золота (или символизирующей его покраски) как бы указывает на потерю Истины. " (с)
))
шатёр неестествено перегружен кокошниками, которые к тому же будут хорошо собирать снег
насчет деревянного лемеха кровель, это просто баловство какое-то, одноразовое сооружение
функционально внутри должна быть лестница, загромождающая собой всё пространство, либо опасная для жизни
к сожалению на фотограф не представил никаких деталей и подробностей и в теле Каталога я этот объект не нашёл
))
шатёр неестествено перегружен кокошниками, которые к тому же будут хорошо собирать снег
насчет деревянного лемеха кровель, это просто баловство какое-то, одноразовое сооружение
функционально внутри должна быть лестница, загромождающая собой всё пространство, либо опасная для жизни
к сожалению на фотограф не представил никаких деталей и подробностей и в теле Каталога я этот объект не нашёл
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 08 сен 2007, 12:13, всего редактировалось 1 раз.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Олег Олегович, лестница там, конечно, стремянка, не загромождающая помещение. Деревянное покрытие - это замечательно, такие церкви 300 лет стояли при должном уходе и частом ремонте кровли. Красота требует жертв, что поделаешь. Вообще-то, это часовня, а не церковь, что само по себе подразумевает не очень долговечное сооружение.
Все кокошники задерживают на себе снег, и что теперь : нельзя с этой формой работать ? Пропорции шатра и кокошников не вызывают возражений.
Полного отсутствия золота не будет (см., например, на иконе). К тому же, в данном случае мы видим ЦЕЛЬНОЕ по материалу решение архитектурного образа, золотить крест на такой полностью деревянной часовне было бы странным. Если все решено канонически правильно, такой выбор приоритета вполне допустим, что мы часто видим в старинных примерах.
Все кокошники задерживают на себе снег, и что теперь : нельзя с этой формой работать ? Пропорции шатра и кокошников не вызывают возражений.
Полного отсутствия золота не будет (см., например, на иконе). К тому же, в данном случае мы видим ЦЕЛЬНОЕ по материалу решение архитектурного образа, золотить крест на такой полностью деревянной часовне было бы странным. Если все решено канонически правильно, такой выбор приоритета вполне допустим, что мы часто видим в старинных примерах.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для строительства храмов
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25423
Пример гармоничного решения : единство материала и формы. Конструктивное решение крыши (с полицами), удачные пропорции и легкий материал кровли создают образ осеняющего покрова , который не давит, не гнетет, не пригибает нас к земле, а бесшумно парит в воздухе, осеняя сюда входящего невесомой Отеческой Благодатью.
Пример гармоничного решения : единство материала и формы. Конструктивное решение крыши (с полицами), удачные пропорции и легкий материал кровли создают образ осеняющего покрова , который не давит, не гнетет, не пригибает нас к земле, а бесшумно парит в воздухе, осеняя сюда входящего невесомой Отеческой Благодатью.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для строительства храмов
Часовня водосвятная, в ней служат только молебны, когда нужно - открывают. Служат при открытых дверях. Такие окна, думаю, сделаны для вентиляции. Чтобы не ослаблять стены, вырубили волоковые окошки всего в двух венцах.
Кстати, в традиционных православных церквях всегда узкие окошки, но это не бойницы (как выдумывают светские ученые). Узкие окна концентрируют свет в виде сильных лучей, прорезающих полусумрак канонического пространства. Кто регулярно ходит в храм, видит на каждой литургии как пучок света пробивается через царские врата иконостаса, как играет несколько позже через боковые окошки, освещая аналой во время молебна. Незабываемое впечатление. При чем здесь бойницы ...
Кстати, в традиционных православных церквях всегда узкие окошки, но это не бойницы (как выдумывают светские ученые). Узкие окна концентрируют свет в виде сильных лучей, прорезающих полусумрак канонического пространства. Кто регулярно ходит в храм, видит на каждой литургии как пучок света пробивается через царские врата иконостаса, как играет несколько позже через боковые окошки, освещая аналой во время молебна. Незабываемое впечатление. При чем здесь бойницы ...
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для строительства храмов
В этой теме нельзя умолчать о ярусности православных храмов, о том, какие материалы позволяют воплотить эту идею храма. Ярусное построение объемов имеют все христианские культовые здания. Завершение храма, его «верх» всегда отделен разного вида горизонтальными членениями от основного объема. На Руси развитие этих форм привело к возникновению особого типа ярусных храмов, которые получили широкое распространение в 17 веке.
Символика ярусности трактуется многообразно. Ярусы храма символизируют иерархическое строение Вселенской Церкви, зримо являют нам ярусы Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов кверху, их «перспективное» развитие говорит о уменьшении числа достигающих «высшие Небеса». «Много званных, но мало избранных» (Мф. 22, 14). Ярусное строение всегда имеют колокольни, несущие образ «Лествицы Иаковлей». Подобное символическое значение имеют и композиции ярусных храмов. В этих формах верующие видят ступени духовного восхождения – один из самых значительнейших для каждого христианина смыслов учения. Колокола в виде завершения колокольни или храма «под звоном» говорят еще и о том, что символическая лествица является образом Пресвятой Богородицы, по которой через Благовещение на Землю сошел Бог.
В древних храмах эти идеи воплощены в камне, технологически позволяющем выполнить многообразные по форме и композиции обломы, карнизы, аркатуры, орнаментальный декор. Творчески использовали свойства кирпичной кладки зодчие 17 – 19 веков. Кирпичный декор был не модой или прихотью заказчика, а необходимостью выразить символические смыслы храма. Народный гений прекрасно использовал свойства древесины, украшая виртуозной резьбой деревянные храмы для выражения той же идеи. Декор, наполненный глубоким символическим смыслом, давал и богатство светотени на фасадах.
Сегодня мы видим крайне упрощенные объемные композиции новоделов, обедненный декор, даже полное его отсутствие на стенах храма. И это закономерно, если строим храмы из газобетона – этот материал требует гладких стен, отсутствия сферических поверхностей. Опалубка монолитных бетонных стен должна быть простой формы. При облицовке бетонных и газобетонных стен в половину кирпича тоже невозможно выполнить декор. К тому же, ныне даже профессионалы не всегда знают, что такое «обломы». Бездумно лишая храм всякого декора, мы не только обедняем его архитектурный облик, но явно искажаем смысл православного вероучения.
Символика ярусности трактуется многообразно. Ярусы храма символизируют иерархическое строение Вселенской Церкви, зримо являют нам ярусы Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов кверху, их «перспективное» развитие говорит о уменьшении числа достигающих «высшие Небеса». «Много званных, но мало избранных» (Мф. 22, 14). Ярусное строение всегда имеют колокольни, несущие образ «Лествицы Иаковлей». Подобное символическое значение имеют и композиции ярусных храмов. В этих формах верующие видят ступени духовного восхождения – один из самых значительнейших для каждого христианина смыслов учения. Колокола в виде завершения колокольни или храма «под звоном» говорят еще и о том, что символическая лествица является образом Пресвятой Богородицы, по которой через Благовещение на Землю сошел Бог.
В древних храмах эти идеи воплощены в камне, технологически позволяющем выполнить многообразные по форме и композиции обломы, карнизы, аркатуры, орнаментальный декор. Творчески использовали свойства кирпичной кладки зодчие 17 – 19 веков. Кирпичный декор был не модой или прихотью заказчика, а необходимостью выразить символические смыслы храма. Народный гений прекрасно использовал свойства древесины, украшая виртуозной резьбой деревянные храмы для выражения той же идеи. Декор, наполненный глубоким символическим смыслом, давал и богатство светотени на фасадах.
Сегодня мы видим крайне упрощенные объемные композиции новоделов, обедненный декор, даже полное его отсутствие на стенах храма. И это закономерно, если строим храмы из газобетона – этот материал требует гладких стен, отсутствия сферических поверхностей. Опалубка монолитных бетонных стен должна быть простой формы. При облицовке бетонных и газобетонных стен в половину кирпича тоже невозможно выполнить декор. К тому же, ныне даже профессионалы не всегда знают, что такое «обломы». Бездумно лишая храм всякого декора, мы не только обедняем его архитектурный облик, но явно искажаем смысл православного вероучения.
-
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 22 сен 2007, 23:43
- Откуда: Мурманск
Олег Олегович отрицательно отозвался о лемехе...
А какая может быть альтернатива, если строим без единого, что называется, гвоздя ? Чем крыть келейные дома, баню и др.хоз постройки ?
Есть вопросы по обогреву храма и часовни,с вентиляцией не все ясно...
Буду очень признателен, за любую информацию по строительству деревянных церквей....
А какая может быть альтернатива, если строим без единого, что называется, гвоздя ? Чем крыть келейные дома, баню и др.хоз постройки ?
Есть вопросы по обогреву храма и часовни,с вентиляцией не все ясно...
Буду очень признателен, за любую информацию по строительству деревянных церквей....
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Конкретно объясните свои вопросы, пожалуйста. Вентиляция - одна из сегодняшних технических проблем, где часто бывают ошибки.Алексей Букшин писал(а): Есть вопросы по обогреву храма и часовни,с вентиляцией не все ясно...
Буду очень признателен, за любую информацию по строительству деревянных церквей....
-
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 22 сен 2007, 23:43
- Откуда: Мурманск
Добрый вечер, Людмила...Это новое подворье Трифоно-Печенгского монастыря. За основу архитектурного проекта взята Hикольская церковь 1696 года постройки в селе Согиницы Подпорожского района Ленинградской области. Восьмерик почти готов, почти готовы притвор и алтарь,крышу заканчивают рубщики архангелогородцы...Шатер тоже готов , но разобран на части.Площадь восьмерика 84 кв.м.,высота около 10. Проект делали местные специалисты из Гражданпроекта, но это келейные дома, хоз. постройки...кто делал проект копии храма не совсем понятно, я, к сожалению, стал помогать в строительстве, через год после начала...
И вот вопрос о вентиляции и теплоснабжении остается открытым, батюшка попросил собирать всю информацию об этом...
О теплоснабжении... Мы склонны рассмотреть вариант с инфракрасными обогревателями, такие ставят сейчас в Мончегорске и Кандалакше в церквях, да и наверное, не только там...
А с вентиляцией полная неясность, можно ли в данном вопросе подходить с обычным расчетом вентиляции зданий ?? Которые , наверное делают проектные учреждения, или нет ?
Да и хотелось бы максимально скрыть следы цивилизации....
И вот вопрос о вентиляции и теплоснабжении остается открытым, батюшка попросил собирать всю информацию об этом...
О теплоснабжении... Мы склонны рассмотреть вариант с инфракрасными обогревателями, такие ставят сейчас в Мончегорске и Кандалакше в церквях, да и наверное, не только там...
А с вентиляцией полная неясность, можно ли в данном вопросе подходить с обычным расчетом вентиляции зданий ?? Которые , наверное делают проектные учреждения, или нет ?
Да и хотелось бы максимально скрыть следы цивилизации....
Уважаемый Алексей, по поводу температурно-влажностного режима памятников архитектуры, может быть, Вам будет полезно это:
http://www.rusarch.ru/sizov.htm
Но у Вас же не памятник архитектуры, там вообще можно делать по обычным современным нормам, это сделает любой проектный институт, причем, скорее всего, существенно дешевле, чем специальные реставрационные конторы.
А вообще-то, насколько я знаю, чтобы не тратить лишние деньги и "скрыть следы цивилизации", в храмах-памятниках часто делают теплые полы и в окнах клапана-хлопушки, и этим ограничиваются.
http://www.rusarch.ru/sizov.htm
Но у Вас же не памятник архитектуры, там вообще можно делать по обычным современным нормам, это сделает любой проектный институт, причем, скорее всего, существенно дешевле, чем специальные реставрационные конторы.
А вообще-то, насколько я знаю, чтобы не тратить лишние деньги и "скрыть следы цивилизации", в храмах-памятниках часто делают теплые полы и в окнах клапана-хлопушки, и этим ограничиваются.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для ....
Алексей, добрый вечер !
Исчерпывающий ответ на Ваш вопрос об отоплении и вентиляции храмов можно найти в пособии по проектированию и строительству храмов -
МДС 31 - 9.2003. (стр. 107 - 114). Завтра постараюсь отсканировать эти страницы и послать Вам через личное сообщение.
С Сергеем совершенно не согласна. "Обычные современные нормы" вызывают большие противоречия с каноническими решениями. " Любой" проектный институт вам не поможет. Ищите инженера, готового ТВОРЧЕСКИ работать, с любовью и верой.
Современные системы механической приточной вентиляции можно включать только до и после богослужений, так как в храме должна быть ПОЛНАЯ тишина - никакой музыки нет, только голоса певчих, пение тихое, благоговейное. Поэтому предпочтение всегда отдаем естественной вентиляции, и обязательно дублируем таким способом механическую вентиляцию (если ее все-таки предусмотрели). В деревянном храме естественная вентиляция ОБЯЗАТЕЛЬНА ! И не только общеобменная, грамотным образом должны быть решены все конструктивные узлы сруба : пол, чердачные конструкции, кровля. То есть, вентилироваться должны все замкнутые полости конструкций. Дерево гниет в безвоздушном пространстве - и очень быстро, храм погибнет. Архиважный вопрос - постоянный естественный приток воздуха - иначе не будет работать вытяжка. "Клапана-хлопушки" - современный безграмотный примитив. Никаких "клапанов" - приток должен быть постоянным ! Лучше всего сделать в храме традиционные деревянные раздельные окна - с двумя рамами, без стеклопакетов.
Теплые полы - мода, в нашем климате не получается компенсировать все теплопотери конструкций, надо все равно дополнять обычными приборами отопления. При деревянных полах (надеюсь, в вашем храме такие) технически нецелесообразно устройство таких полов, так как покрытие пола коробится. Если полы керамические - правильнее сделать конструкцию пола с хорошим утеплением, подогрев необязателен, ведь в храме все стоят в теплой обуви и в верхней одежде, холодно не будет, а при земных поклонах такой пол не будет казаться холодным. Теплый пол - вообще - можно сказать- "символ изнеженности" - оставим эти идеи для богатых хором.
Ждите мое подробное сообщение.
Пособие по проектированию можно купить в Москве, 127238, Дмитровское шоссе 46, корп.2. тел. 482-4297, 482-4294, факс 482-4265
"Центр проектной продукции в строительстве" (ФГУП ЦПП)
Прейскурант можно получить по Е-MAIL : MAIL@GUPCPP.RU
Надеюсь, эти данные не устарели.
А вот встретился храм с необычныи конструктивным решением. И тоже 1696 год.
http://sobory.ru/article/index.html?object=00
Исчерпывающий ответ на Ваш вопрос об отоплении и вентиляции храмов можно найти в пособии по проектированию и строительству храмов -
МДС 31 - 9.2003. (стр. 107 - 114). Завтра постараюсь отсканировать эти страницы и послать Вам через личное сообщение.
С Сергеем совершенно не согласна. "Обычные современные нормы" вызывают большие противоречия с каноническими решениями. " Любой" проектный институт вам не поможет. Ищите инженера, готового ТВОРЧЕСКИ работать, с любовью и верой.
Современные системы механической приточной вентиляции можно включать только до и после богослужений, так как в храме должна быть ПОЛНАЯ тишина - никакой музыки нет, только голоса певчих, пение тихое, благоговейное. Поэтому предпочтение всегда отдаем естественной вентиляции, и обязательно дублируем таким способом механическую вентиляцию (если ее все-таки предусмотрели). В деревянном храме естественная вентиляция ОБЯЗАТЕЛЬНА ! И не только общеобменная, грамотным образом должны быть решены все конструктивные узлы сруба : пол, чердачные конструкции, кровля. То есть, вентилироваться должны все замкнутые полости конструкций. Дерево гниет в безвоздушном пространстве - и очень быстро, храм погибнет. Архиважный вопрос - постоянный естественный приток воздуха - иначе не будет работать вытяжка. "Клапана-хлопушки" - современный безграмотный примитив. Никаких "клапанов" - приток должен быть постоянным ! Лучше всего сделать в храме традиционные деревянные раздельные окна - с двумя рамами, без стеклопакетов.
Теплые полы - мода, в нашем климате не получается компенсировать все теплопотери конструкций, надо все равно дополнять обычными приборами отопления. При деревянных полах (надеюсь, в вашем храме такие) технически нецелесообразно устройство таких полов, так как покрытие пола коробится. Если полы керамические - правильнее сделать конструкцию пола с хорошим утеплением, подогрев необязателен, ведь в храме все стоят в теплой обуви и в верхней одежде, холодно не будет, а при земных поклонах такой пол не будет казаться холодным. Теплый пол - вообще - можно сказать- "символ изнеженности" - оставим эти идеи для богатых хором.
Ждите мое подробное сообщение.
Пособие по проектированию можно купить в Москве, 127238, Дмитровское шоссе 46, корп.2. тел. 482-4297, 482-4294, факс 482-4265
"Центр проектной продукции в строительстве" (ФГУП ЦПП)
Прейскурант можно получить по Е-MAIL : MAIL@GUPCPP.RU
Надеюсь, эти данные не устарели.
А вот встретился храм с необычныи конструктивным решением. И тоже 1696 год.
http://sobory.ru/article/index.html?object=00
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 21 ноя 2007, 00:32, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 22 сен 2007, 23:43
- Откуда: Мурманск
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Материалы для ....
Людмила, лет через ..цать пытаясь стоять на мёртвеннохолодном кафеле с больными варикозными ногами эту свою фразу будете сами же вспоминать либо с омерзением, либо с чувством глубокого и мучительного раскаяния, значительно большего, чем просто физические мучения пожилого человека.Людмила Клешнина писал(а):. Теплый пол - вообще - можно сказать- "символ изнеженности"
Но поздно, слово не воробей, не вырубишь топором.
Опять в ходу "канонические" решения, разработанные лично Людмилой. Сергей не предлагал устройство механической приточной вентиляции, а т.н. "клапаны-хлопушки" вопреки предположению Людмилы, предназначены не для притока воздуха, а как раз для выхода теплого воздуха, рекомендуются всеми реставрационными трудами и прекрасно себя зарекомендовали! Предложение ставить деревянные окна с раздельными рамами и форточками, тоже не открытие, никто вроде не против,на первом ярусе это прекрасно, вопрос только кто будет эти форточки открывать под куполом, если "хлопушки" использовать Людмила запретила. Ну будут окрываться видимо моторчиком(встречал и такое решение).
-
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 22 сен 2007, 23:43
- Откуда: Мурманск
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Материалы для ....
Олег Олегович, а я думала Вы пришлете деталь пола с утеплением, и узел примыкания пола к наружной стене для срубов (традиционный и современный вариант), чтобы кафель не был "мертвеннохолодным" ? И деталь устройства продухов в подполье ?Олег Щёлоков писал(а): ...стоять на мёртвеннохолодном кафеле с больными варикозными ногами ...
И еще деталь кровли с проветриванием пространства между покрытием и стропилами ?
Кстати, с варикозными ногами мучительно больно стоять именно на теплом полу : и так ноги отекают, а при тепле еще больше вены расширяются. Варикозные ноги всегда хочется охладить. Когда стоишь всенощную и утреню (всю ночь) на Пасху и на Рождество, то от жары боишься в обморок упасть.
Не обижайтесь, Олег Олегович, я понимаю, что Вы хотите "как лучше", но Ваши представление о микроклимате в храмах основаны на наблюдениях в общественных зданиях и мало отвечают церковной действительности. Холодные полы в СТАРЫХ храмах обусловлены тем, что в те времена не было эффективных утеплителей, в старых конструкциях полы НИЧЕМ не утеплены. А сегодня, в новых зданиях храмов у нас есть все возможности исправить такое положение. Подогревать пол в храме - это ничего не дает. Как инженер сравните объем воздуха 1) в комнате или санузле жилого дома и 2) в храме : и в доме это только роскошь, а в храме совсем не позволяет нагреть огромный объем. Даже при обычном отоплении и то остается проблема - как нагреть поверхность конструкций в верхней зоне шеи - чтобы конденсат не капал на головы молящихся.
Давайте инженерно мыслить, а медицину оставим медикам.
Для Алексея даю ссылку на Свод правил по проектированию православных храмов СП 31-103-99 ,
http://doc.rukat.ru/?doc_num=%D1%CF%2031%2D103%2D99
там краткое описание нужных Вам сведений, а подробное описание буду сейчас посылать Вам по почте.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для ...
Алексей, к сожалению, Вашего адреса нет в данных. Страницы для Вас сосканировала, но послать не могу.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Материалы для ...
Алексей, вот здесь один добрый человек выложил для скачивания искомую Вами информацию : МДС 31-9.2003, том 2 . Ищите там разделы отопления и вентиляции, страницы которых я хотела Вам послать.
http://www.allbeton.ru/topic9484.html#18861
http://www.allbeton.ru/topic9484.html#18861
-
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 22 сен 2007, 23:43
- Откуда: Мурманск
Уважаемый Алексей, деревянный пол в храме вряд ли долго проживет. Во-первых, люди не сидят, а стоят и ходят, во-вторых, обычно забывают вытирать ноги, в-третьих, будет постоянная влажная протирка.
Обычно в храмах настилают дер. полы "от бедности", а потом рано или позно меняют на керамические, мраморные и пр. Прошу заметить, что в Древней Руси полы в мало-мальски престижных храмах были керамическими, а кое-где мраморными или белокаменными.
Рекомендую книгу Раппопорта:
http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
Там есть разделы "керамические половые плитки" и "полы".
Обычно в храмах настилают дер. полы "от бедности", а потом рано или позно меняют на керамические, мраморные и пр. Прошу заметить, что в Древней Руси полы в мало-мальски престижных храмах были керамическими, а кое-где мраморными или белокаменными.
Рекомендую книгу Раппопорта:
http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
Там есть разделы "керамические половые плитки" и "полы".