Архитектура Свято-Воскресенского храма с.Зазимье
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 07 авг 2007, 13:34
- Откуда: с.Зазимье
- Контактная информация:
Архитектура Свято-Воскресенского храма с.Зазимье
Уважаемые участники проекта!
Помогите, пожалуйста, определить архитектурный стиль Свято-Воскресенского храма в селе Зазимье Киевской области, и если возможно найти аналогичные по стилю храмы. Средняя часть храма построена в 1865 году, а два боковых придела достроены в 1900 году.
Здесь фотографии храма:
http://gallery.zazimye.info/thumbnails.php?album=3
http://www.sobory.ru/article/index.html?object=04797
Помогите, пожалуйста, определить архитектурный стиль Свято-Воскресенского храма в селе Зазимье Киевской области, и если возможно найти аналогичные по стилю храмы. Средняя часть храма построена в 1865 году, а два боковых придела достроены в 1900 году.
Здесь фотографии храма:
http://gallery.zazimye.info/thumbnails.php?album=3
http://www.sobory.ru/article/index.html?object=04797
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Архитектура Свято-Вознесенского ....
Очень похоже на "кирпичный стиль", в котором строились многие промышленные сооружения того времени. Только сейчас нам "открылась" красота этого стиля. Рискну предположить, что церковь построена инженером, так как архитекторов для провинции тогда не хватало. Если убрать главы, кокошники - то похоже на качественную промышленную архитектуру.
- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Re: Архитектура Свято-Вознесенского ....
Людмила, для себя я называю это "краснокирпичный стиль", и всегда с восторгом любуюсь великолепными фабриками в Орехово-Зуеве, Вичуге, Кинешме, Твери и много где ещё. В О-Зуеве у меня называется : "Империя Морозовых".Людмила Клешнина писал(а):Очень похоже на "кирпичный стиль", в котором строились многие промышленные сооружения того времени. Только сейчас нам "открылась" красота этого стиля. Рискну предположить, что церковь построена инженером, так как архитекторов для провинции тогда не хватало. Если убрать главы, кокошники - то похоже на качественную промышленную архитектуру.
Но немножко рановато: 1865 год. По моим ощущениям (правда, я меньше бываю к югу от Москвы) - южные церкви более линейны, геометричны, сделаны в пикселях, а не в кривых.
Поэтому я бы тоже сочла эту церковь неорусской. Но с южным линейчатым акцентом.
ПП
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Мне кажется, что "промархитектурный" и "инженерный" ярлыки для этого храма несправедливы. Он гораздо раньше.
Более того - я не ставил бы вопрос промархитектуры (которую лично я очень люблю) с ног на голову. Просто решили строить заводы и фабрики красиво и капитально, и стали приглашать хороших архитекторов, которые и стали их строить в господствовавшем тогда в архитектуре стиле. Т.е. церкви повлияли на фабрики, а не наоборот (или я неправ, уважаемые специалисты по этому времени?)
Храм великолепный, ничего лишнего, очень четкая композиция, большой и светлый наос, колокольня с храмом при очень небольшом расстоянии между ними прекрасно сбалансированы композиционно и друг на друга не давят.
Красный кирпич, действительно, огрубляет храм и визуально относит его к более позднему времени, но что мешает его оштукатурить? Снимите штукатурку с горностаевского Никольского скита, он тоже огрубится. Так уж сухо клали кирпич в 19-м веке, что тут поделать...
Более того - я не ставил бы вопрос промархитектуры (которую лично я очень люблю) с ног на голову. Просто решили строить заводы и фабрики красиво и капитально, и стали приглашать хороших архитекторов, которые и стали их строить в господствовавшем тогда в архитектуре стиле. Т.е. церкви повлияли на фабрики, а не наоборот (или я неправ, уважаемые специалисты по этому времени?)
Храм великолепный, ничего лишнего, очень четкая композиция, большой и светлый наос, колокольня с храмом при очень небольшом расстоянии между ними прекрасно сбалансированы композиционно и друг на друга не давят.
Красный кирпич, действительно, огрубляет храм и визуально относит его к более позднему времени, но что мешает его оштукатурить? Снимите штукатурку с горностаевского Никольского скита, он тоже огрубится. Так уж сухо клали кирпич в 19-м веке, что тут поделать...
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
с. Зазимье
Вообще - то, Е.И.Кириченко пишет, что "приход фабрики на село" происходил в середине 19 века. Интересно, с. Зазимье - фабричное село или нет ?
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 07 авг 2007, 13:34
- Откуда: с.Зазимье
- Контактная информация:
с. Зазимье
Спасибо, очень интересные ответы.
Но вот появились новые вопросы. Мне непонятно, что означает "кирпичный стиль"? А также почему он "краснокирпичный"? Храм-то из желтого кирпича (яичные желтки использовались для крепости).
Но вот появились новые вопросы. Мне непонятно, что означает "кирпичный стиль"? А также почему он "краснокирпичный"? Храм-то из желтого кирпича (яичные желтки использовались для крепости).
Нет, не фабричное сначала оно было монастырским, а после Екатерины стало казенным и таким оставалось до большевиков.Интересно, с. Зазимье - фабричное село или нет ?
Диакону Анатолию.
Храм очень типичен для эклектичного русского стиля второй половины 19 века, распространившегося в храмостроении вслед за выходом образцовых проектов К.Тона на эту тему. Но храм не совсем в русле тоновской стилистики, скорее это типичная архитектура временного и стилевого промежутка между Тоном и развитым русским стилем конца 19 века (храмы Косякова, Никонова, Султанова, Бенуа). В Питере это близко, например, творчеству Д.И.Гримма. А вообще, если село казенное, то вероятно храм строился по проекту местного епархиального архитектора или по одному из многочисленных образцовых проектов храмов для разных губерний, которые разрабатывались многими архитеткорами. Для Малороссии много таких проектов исполнил архитектор Жибер. Может это и его творение. Вообще довольно простая, хотя и приятная архитектура. Ничего особенного. И упаси Господи искать в ней черты модерна - его еще и близко "не стояло". Абсолютно эклектичный декор - монотонный и рациональный, модерн здесь ни при чем.
Что касается кирпичного стиля, то это определение относят к постройкам, которые изначально не предполагалось штукатурить, и сам стройматериал - кирпич - наделялся определенной эстетикой. Из кирпича выкладывали нехитрый (хотя иногда и обильный) повторяющийся декор. Большинство таких сооружений имели проиводственное назначение - мануфактуры, заводы, депо и т.д. Поэтому иногда еще говорят про "фабричный стиль". Цвет кирпича здесь значения не имеет, из какого строили, из такого и декорировали фасады. Один из родоначальников т.н. кирпичного стиля - питерский архитектор В.Шретер. И вообще предпочтение ему отдавали работавшие в России архитекторы немецкого происхождения. Не случайно эта стилистика несколько напоминала немецкую и прибалтийскую кирпичную готику. Ваша церковь ко всему этому имеет очень отдаленное отношение. Я бы ее с кирпичным стилем не связывал.
Храм очень типичен для эклектичного русского стиля второй половины 19 века, распространившегося в храмостроении вслед за выходом образцовых проектов К.Тона на эту тему. Но храм не совсем в русле тоновской стилистики, скорее это типичная архитектура временного и стилевого промежутка между Тоном и развитым русским стилем конца 19 века (храмы Косякова, Никонова, Султанова, Бенуа). В Питере это близко, например, творчеству Д.И.Гримма. А вообще, если село казенное, то вероятно храм строился по проекту местного епархиального архитектора или по одному из многочисленных образцовых проектов храмов для разных губерний, которые разрабатывались многими архитеткорами. Для Малороссии много таких проектов исполнил архитектор Жибер. Может это и его творение. Вообще довольно простая, хотя и приятная архитектура. Ничего особенного. И упаси Господи искать в ней черты модерна - его еще и близко "не стояло". Абсолютно эклектичный декор - монотонный и рациональный, модерн здесь ни при чем.
Что касается кирпичного стиля, то это определение относят к постройкам, которые изначально не предполагалось штукатурить, и сам стройматериал - кирпич - наделялся определенной эстетикой. Из кирпича выкладывали нехитрый (хотя иногда и обильный) повторяющийся декор. Большинство таких сооружений имели проиводственное назначение - мануфактуры, заводы, депо и т.д. Поэтому иногда еще говорят про "фабричный стиль". Цвет кирпича здесь значения не имеет, из какого строили, из такого и декорировали фасады. Один из родоначальников т.н. кирпичного стиля - питерский архитектор В.Шретер. И вообще предпочтение ему отдавали работавшие в России архитекторы немецкого происхождения. Не случайно эта стилистика несколько напоминала немецкую и прибалтийскую кирпичную готику. Ваша церковь ко всему этому имеет очень отдаленное отношение. Я бы ее с кирпичным стилем не связывал.
Так называемый "кирпичный стиль" во второй пол.XIX - нач.XX вв., как и в Европе, был распространен в России повсеместно. В Москве можно назвать имена Шервуда и Чичагова, менее известных Мейснера и Латкова, и много, много других... В принципе, "кирпичная" пластика фасада, с большим колличеством фасонного, профильного кирпича, видимо берет начало в храмах конца XVII века, неоштукатуренных, а лишь покрытых слоем обмазки. В начале XX века в Москве, помимо красного лицевого кирпича, встречается и желтый, и серый, в различных сочетаниях, но всякого рода "сведения" об использовании яичных желтков (впрочем и белков тоже), по определению, попадают в разряд анекдотов...
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва