переделки : Ваше отношение
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 19 мар 2007, 01:51
- Откуда: Москва
Святая мученица Параскева жила в 3 веке в Иконии. Была названа родителями Параскева( на греческом соответствует русской пятнице) в честь дня страстей Господних. Изначально называлась на руси Параскева рекомая Пятница. Считается, что в русской традиции образ Параскевы унаследовал некоторые качества языческой Мокоши. В часности покровительство урожаю("кошу") а также домашнему хозяйству и семейному очагу.
МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и др. божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В. В. Иванов).
МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и др. божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В. В. Иванов).
- Парасковья Пятница
- Сообщения: 387
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
- Откуда: ШУХОМОШ
Алексей, это справочная информация - констатация... Благодарю.Алексей Бураков писал(а):Святая мученица Параскева жила в 3 веке в Иконии. Была названа родителями Параскева( на греческом соответствует русской пятнице) в честь дня страстей Господних. Изначально называлась на руси Параскева рекомая Пятница. Считается, что в русской традиции образ Параскевы унаследовал некоторые качества языческой Мокоши. В часности покровительство урожаю("кошу") а также домашнему хозяйству и семейному очагу.
МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и др. божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В. В. Иванов).
Мало ли святых жён...
- Но почему именно это имя : Параскева? Привлекло на Руси внимание наших предков? - Русь, кстати, в д.сл. - с заглавной. - И они назначили именно её - наследницей Мокоши/Макоши?
Параскева, Парасковья, Параша, Параня...
Смотрим Даля.
Пар'а - ... животная жизнь ("Кая бо жизнь ваша? пара бо есть." Иоанн, IУ, 14)
... дыхание, дух, жизнь ( "Пара вон!" )
... божба, клятва.
Слова, где в корнях играют эти значения:
- парень
- пара=паруха=паруша (возлюбленные)
- п'арить (увеличивать плодородие полей)
- пар (дух, дыхание, тепло)
.....................................................
Топонимы
Парша
Парское
Паржа
Парихино
Паришка
Порзна
......................
Думается, в Сердцевинной Руси древнее имя той богини было не Мокошь, как в Киеве, а созвучно Паре. Оттого и пришла на Русь, и её приняли - Параскева. - Душа, Душенька. - Бабья Заступница.
Парасковья
Пятница
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 19 мар 2007, 01:51
- Откуда: Москва
Поиск преемственности в однокоренных словах может довести и до абсурда. Что-то вроде производства этрусков от русских. Мне кажется, что для преемственности образа Параскевы-Пятницы от Мокоши важно имено посвящение ей этого дня недели. Кстати, посвящение пятницы женскому божеству, связанным с культом плодородия встречается и у других индоевропейских народов, напр. Фрейе (freitag-у немцев, friday- у англичан).
Кстати и приуроченность Пятницких храмов к гордскому торгу находится в календарной привязке. Имено пятница была торговым, базарным днем на Руси.
Христианство пришло на Русь уже как государственная религия и заимствование черт языческих богов происходило не естественно а, скорее, как "инициатива сверху", для более безболезненного приобщения к вновь насаждаемой религии языческого населения. И основной акцент при этом делался на соответствие не мифологичогим и семантическим аналогиям а на ставший привычным жизненный уклад. По этой же причине первые православные храмы строились на месте языческих алтарей, месте ставшим уже привычным для обращения к богам.
Кстати и приуроченность Пятницких храмов к гордскому торгу находится в календарной привязке. Имено пятница была торговым, базарным днем на Руси.
Христианство пришло на Русь уже как государственная религия и заимствование черт языческих богов происходило не естественно а, скорее, как "инициатива сверху", для более безболезненного приобщения к вновь насаждаемой религии языческого населения. И основной акцент при этом делался на соответствие не мифологичогим и семантическим аналогиям а на ставший привычным жизненный уклад. По этой же причине первые православные храмы строились на месте языческих алтарей, месте ставшим уже привычным для обращения к богам.
Я пришел на новенького,а тема интересная (хотя может и темы никакой нет?).Игорь Демин писал о неких высокообразованных иереях сохранивших в годы Советской власти церкви(памятники архитектуры) от разрушения,нельзя ли привести несколько примеров?(Желательно не анекдоты,как о П.Барановском).А вот других случаев, до 1917 года, более чем много,журналу "Старые годы"пришлось даже завести специальный отдел-"хроника вандализмов"(или в этом роде),где православный батюшка постоянный и очень деятельный персонаж хроник.Сейчас история повторяется,каких только не дают советов реставраторам,почти все вредительские, ЗАКОН об охране памятников никто и не вспоминает...А строились церкви,ан масс,либо на царские(т.е.госудаственные)деньги,либо на вклды частных лиц,либо(уже гораздо позже)на народные пожертвования.Читайте историю,может не только РПЦ все это создавало?
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
Если вам хочется продолжать эту тему, необходимы два уточнения:
1. О каком времени вы хотите говорить? О досоветском, советском или постсоветском? Приводить примеры дореволюционной истории в обоснование нынешней ситуации ("Сейчас история повторяется") - прием, не имеющий отношения к научному подходу. Это все равно, что формировать отношение к человеку на основе деяний его прадедушки.
2. Что вы имеете в виду под словами "РПЦ"? Дело в том, что с точки зрения самой РПЦ, упомянутые вами создатели храмов - частные лица или народные жертвователи - как верующие, безусловно, являются частью Русской Православной Церкви.
1. О каком времени вы хотите говорить? О досоветском, советском или постсоветском? Приводить примеры дореволюционной истории в обоснование нынешней ситуации ("Сейчас история повторяется") - прием, не имеющий отношения к научному подходу. Это все равно, что формировать отношение к человеку на основе деяний его прадедушки.
2. Что вы имеете в виду под словами "РПЦ"? Дело в том, что с точки зрения самой РПЦ, упомянутые вами создатели храмов - частные лица или народные жертвователи - как верующие, безусловно, являются частью Русской Православной Церкви.
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 19 мар 2007, 01:51
- Откуда: Москва
Издательством "ТЕРРА-Книжный клуб" в 2002 году выпущена книга "Памятники архитектуры в дореволюционной России" под общей редакцией д.а. Щенкова. В ней опубликованы материалы, в т.ч. и ранее не публиковавшиеся, по дореволюционной практике реставрации. С фотографиями, планами и историей изменения отношения к памятникам архитектуры. Приведу только несколько характерных примеров из этой книги, связанных по смыслу с данной темой. Так например, в то же самое время, когда Владимирский епископ давал разрешение Боголюбовскому игумену на разборку церкви Покрова на Нерли, крутицкий епископ Самуил негодовал по поводу некоторых нововведений в интерьере Успенского собора в Москве которые по его мнению были сделаны "к немалому соблазну и предосуждению" В деле о починке фресок в трех Московских соборах, рассматриивавшемся Московской синодальной конторой в 1770 году говорилось: "велико почтение к древности сих храмов в простом народе". И для сравнения заявление А.А.Спицина по вопросу сохранения руин Золотых ворот в Киеве, заявление отнюдь не церковного иерарха, а известного археолога, сделанное не в 18 веке, а вначале 20-го, когда необходимость сохранения подлинных памятников архитектуры уже казалась бесспорной: "...в настоящем виде остатки ворот являются лишенным смысла нагромождением стен... и не представляют собой не малейшего интереса ни для киевлянина, ни для туриста.Было бы необходимо привести их в более приличный, нарядный и осмысленный вид".
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Ну вот они, Золотые Ворота в Киеве, на условно сегодняшний день приведены в осмысленный вид. Хотелось бы полюбопытствовать, вы лично за или против? А если против, то какая могла быть этому альтернатива, наиболее приемлемая для вас. Я, честно говоря, из цитат не очень уловил лично вашу позицию. Самолично я эти Ворота видел, никакого протеста они у меня не вызывают. Нормальному человеку совершенно понятно, что это макет и для чего он сделан.Алексей Бураков писал(а): когда необходимость сохранения подлинных памятников архитектуры уже казалась бесспорной: "...в настоящем виде остатки ворот являются лишенным смысла нагромождением стен... и не представляют собой не малейшего интереса ни для киевлянина, ни для туриста.Было бы необходимо привести их в более приличный, нарядный и осмысленный вид".
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 12 май 2007, 19:53, всего редактировалось 1 раз.
ОТВЕТ ИГОРЮ ДЕМИНУ.Если позволите,мне бы хотелось не поговорить вообще,а получить из ваших уст информацию о неких воцерковленных людях,или священнослужителях которые СМОГЛИ СОХРАНИТЬ от разрушения в годы Советской власти некие уникальные памятники(ваше сообщение от 26.04.07г).Вот собственно это время,приблизительно с 1920-х до 1980-х.ОК?Что касается "научного подхода", походя упомянутого вами,могу лишь напомнить ,что теория познания привлекает внимание философов едва ли не с Фалеса Милетского,проблема эта до сих пор существует,надеюсь не будем до посинения спорить о сущности предмета?Кстати,очень часто,изучая человека,вспоминают не только его прадедушку,а и гораздо более далеких предков(есть такое слово-благородство,значит благого,т.е.хорошего рода).И наконец под словами" РПЦ",я имею в виду Московский патриархат,являющийся собственником, вероятно ,подавляющего большинства православных храмов,и не желающий делится этим правом ни со старообядцами,ни с иными православными,безусловно некогда также бывшими частью РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Vitale, разрешите я Вам отвечу. Были такие примеры. Вот не так давно по телевизору показывали документальный фильм об архимандрите Алипии, который в 1960-70-е годы фактически из руин восстановил Псково-Печерский монастырь, причем это была именно научная реставрация, а не как попало что попало налепили, лишь бы красиво было. Если же говорить просто о сохранении, то любой действующий (и действовавший всё это время) храм - это сохраненное усилиями Церкви наше культурное наследие. Многие храмы, отобранные у Церкви либо вообще разрушены, либо находятся в таком запустении, что и реставрации уже не подлежат.
Что касется "РПЦ - собственника храмов", который не желает делиться со старообрядцами, тоже не совсем верно, есть отдельные примеры, когда делятся, могу привести, если хотите; а что за такие "иные православные", с которыми нужно делиться, я, честно сказать, в толк не возьму.
Что касется "РПЦ - собственника храмов", который не желает делиться со старообрядцами, тоже не совсем верно, есть отдельные примеры, когда делятся, могу привести, если хотите; а что за такие "иные православные", с которыми нужно делиться, я, честно сказать, в толк не возьму.
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 19 мар 2007, 01:51
- Откуда: Москва
Я специально привел крайние точки зрения, чтобы оспорить прозвучавшее здесь утверждение о том, что именно представители церкви наиболее неуважительно относись к подлинным архитектурным древностям и были наиболее склонны к их поновлениям и исправлениям.Олег Щёлоков писал(а): Хотелось бы полюбопытствовать, вы лично за или против?
Макеты подобные построенному в 1982 году над остатками Золотых ворот мне не нравятся, они какие-то мертвые, вне времени.
Наиболее близка мне позиция высказанная в 1916 году Императорской Археологической Комиссией по поводу реставрации Острожского замка: "...реставрируя древнее сооружение, необходимо сохранять его в таком виде, как оно есть в данный момент, не уничтожая ни наслоений последующих веков ни переделок(за исключением разве переделок последнего времени), к которым глаз уже привык и которые "сроднились" с зданием и стали неотьемлемой его принадлежностью, не уничтожая также ни пятен на стенах, наложенных временем, ни патины на металле, ни повреждений(если только они не угрожают прочности здания), так как все это правдивые свидетели, дающие возможность изучить многовековую историю здания; они придают зданию особую чарующую прелесть неподдельной старины, без всяких, часто фальшивых прикрас."
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
Коллеги, давайте прекратим эту дискуссию. Она уже вылилась однажды в перебранку, и, по-видимому, рискует перейти ко второму циклу.
Хотел бы еще раз повторить: здесь, на форуме, у нас территория перемирия между сторонниками и противниками религий и конфессий вообще и РПЦ в частности. Попытка свести обсуждение вопросов архитектуры к обличениям, к "разборкам" между РПЦ и государством, между РПЦ и старообрядцами и т.п. неизменно вызывает недовольство сторон. Возможно, такая дискуссия необходима; ну так в Интернете немало сайтов, где эти вопросы можно обсудить как с единомышленниками, так и с идейными противниками.
Позволю себе поставить точку.
Хотел бы еще раз повторить: здесь, на форуме, у нас территория перемирия между сторонниками и противниками религий и конфессий вообще и РПЦ в частности. Попытка свести обсуждение вопросов архитектуры к обличениям, к "разборкам" между РПЦ и государством, между РПЦ и старообрядцами и т.п. неизменно вызывает недовольство сторон. Возможно, такая дискуссия необходима; ну так в Интернете немало сайтов, где эти вопросы можно обсудить как с единомышленниками, так и с идейными противниками.
Позволю себе поставить точку.