Филипповская (Архангельская обл.) Почезерский погост

Обсуждение примеров уничтожения памятников архитектуры под видом восстановления
Илья Леонов
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 19 мар 2017, 21:08
Контактная информация:

Филипповская (Архангельская обл.) Почезерский погост

Непрочитанное сообщение Илья Леонов » 17 окт 2018, 00:02

Ещё не утихли споры по поводу «реставрации» Порженского погоста, а Кенозерский нацпарк в этом году снова «отличился». С новостью об открытии после реставрации и освящении храмового ансамбля Почезерского погоста в д. Филипповской наверняка знакомы многие, поэтому тем более удивительно, что хотя с момента сего события прошло уже два месяца, весьма сомнительные решения реставраторов и руководства парка как-то ускользнули от внимания специалистов и просто знатоков деревянного зодчества, и эта тема не получила широкого обсуждения.

По всей видимости, первоначально был взят курс на восстановление всего комплекса в первозданном виде, но позже, возможно в силу модной ныне тенденции сохранения позднейших (и зачастую чуждых) наслоений, было принято решение обшить и покрасить церковь Обретения главы Иоанна Предтечи.
На фото Марка Зака, автора сайта «Кенозерье» - её нынешний вид (по состоянию на август 2018 г.)

Изображение

Если представить, что обшивка храма – это попытка восстановить его облик, запечатлённый Билибиным в начале XX в., то чем же можно объяснить покраску в жуткий серый цвет? Как мы знаем, в XIX в. деревянные храмы обшивали и белили в том числе и для того, чтобы придать им вид каменных, но здесь-то имитация чего? Металлического сайдинга?:)
Данную меру претензией на историческую достоверность назвать точно нельзя - если верить рисунку того же Билибина, храмы были окрашены в совершенно иной цвет.

Изображение

Попробуем разобраться, чем же могло быть обусловлено такое странное решение. Есть три предположения:

1. Первым делом напрашивается мысль, что цвет обшивки определяли по чёрно-белой фотографии Билибина :) (вспоминается поговорка «в темноте все кошки серы»).

Изображение

2. Обшивка была выполнена с защитной целью, а серый цвет выбран для того, чтобы она не контрастировала с не обшитыми шатровой церковью и колокольней.

3. Это попытка найти компромисс и показать, как выглядел храмовый комплекс в разные периоды своей истории (хотя в этом случае и нарушилась целостность образа ансамбля).

Как бы то ни было, всё это в совокупности с деревянными мостками, странного вида лавками, стриженой под ноль травою и копией «небес» вместо оригинальных делает ансамбль похожим на прилизанный экспонат из музея под открытым небом. Мёртвый памятник. Этакий закос под "европейскость".

Вспоминается как кто-то однажды заметил ещё по поводу истории с Порженским погостом, что Александр Викторович Ополовников вертится в гробу после таких «реставраций».
В заключение можно сказать, что в 2011 году, когда мне довелось побывать на Почозере, и храмовый ансамбль уже имел завершённый вид, он, по впечатлениям, выглядел значительно живее и естественнее, чем ныне.

Изображение

Ссылки:
Фотографии Марка Зака (август 2018) – храмовый ансамбль и церемония открытия и освящения
Обзорная статья Дмитрия Вадатурского о Почозерском погосте на основе нашего обсуждения темы.